Решение б/н Решение по делу № 06-05-26/2015 от 18 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей <....>, членов Комиссии – <....>, <....>, <....>, <....>;
в присутствии представителя ответчика – администрации МО город Кувандык Оренбургской области – <....>, <....>;
рассмотрев дело № 06-05-26/2015 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии правового акта - Постановления администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области от 17.04.2013 г. № 176 «Об утверждении административного регламента «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка», который приводит или может привести недопущению, ограничению, устранению конкуренции (установление требования о предоставлении заявителями документов, не предусмотренного законодательством), руководствуясь ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
По итогам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области плановой проверки актов и действий Администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, установлено следующее.
Постановлением администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области от 17.04.2013 г. № 176 «Об утверждении административного регламента «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка» (далее – Административный регламент).
Пунктом 2.6 Административного регламента определен перечень требуемых от заявителя документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, к числу которых относятся:
1) письменное заявление в адрес главы администрации муниципального образования город Кувандык о предоставлении разрешения на право организации розничного рынка по форме согласно приложению 1 к настоящему регламенту, в котором должны быть указаны:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица;
- место нахождения юридического лица;
-место расположения объекта недвижимости, где предполагается организовать рынок;
- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; - идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
- тип рынка, который предполагается организовать;
2) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);
3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;
4) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
5) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект недвижимости, распложенный на территории, в пределах которого предполагается организовать рынок.
Таким образом, указанный в п. 2.6 Административного регламента перечень документов для предоставления муниципальной услуги является исчерпывающим.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 г. № 148 «Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка» (далее – Постановление) для получения разрешения юридическое лицо направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка (далее - уполномоченный орган), заявление, подписанное лицом, представляющим интересы юридического лица в соответствии с учредительными документами этого юридического лица или доверенностью, и удостоверенное печатью юридического лица, от имени которого подается заявление.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) в заявлении должны быть указаны:
полное и (если имеется) сокращенное наименования (в том числе фирменное наименование), организационно - правовая форма юридического лица, место его нахождения, место нахождения объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
тип рынка, который предполагается организовать.
К указанному заявлению прилагаются:
копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;
нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Документы, указанные в абзаце седьмом настоящего пункта, представляются заявителем самостоятельно. Документы, указанные в абзацах восьмом и десятом настоящего пункта, запрашиваются уполномоченным органом, проводящим проверку, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если они не были представлены заявителем самостоятельно.
Из системного анализа обозначенных норм, содержащихся в Постановлении и Федеральном законе «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», следует, предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенной копии и нотариально удостоверенной копии документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок, не является обязанностью заявителя. Кроме того, абз. 12 Постановления гласит, что уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления иных документов. Однако, пп. 4 п. 2.6 Административного регламента содержит положение об обязанности заявителя предоставить в уполномоченный орган нотариально удостоверенную копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.
Следовательно, Административным регламентом установлены требования о предоставлении заявителем дополнительных документов, не предусмотренные действующим законодательством.
Часть 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» устанавливает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В связи с изложенным, в Постановлении администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области от 17.04.2013 г. № 176 «Об утверждении административного регламента «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка» усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требования о предоставлении заявителями дополнительных документов, не предусмотренного законодательством.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 172 от 18.09.2015 г. возбуждено дело № 06-05-26/2015.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 194 от 07.10.2015 г. по рассмотрению дела № 06-05-26/2015 о нарушении антимонопольного законодательства изменен состав Комиссии, Председателем Комиссии назначен <....>
Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. 15651 от 21.09.2015 г.) рассмотрение дела № 06-05-26/2015 назначено на 19 октября 2015 г.
В связи с необходимостью представления дополнительных документов администрацией МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области, имеющих значение для принятия решения по делу № 06-05-26/2015, Председателем Комиссии был объявлен перерыв до 23.10.2015 г. до 11 ч. 00 мин.
В ходе заседания Комиссии, представитель администрации МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области пояснила следующее. С 2010 г. на территории МО город Кувандык отсутствуют розничные рынки. 22.10.2015 г. администрацией МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области принято Постановление № 706-п от 22.10.2015 г. «О внесении изменений в постановление от 17.04.2015 г. № 176-п «Об утверждении административного регламента «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка», которое содержит изменения согласно нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 г. № 148 «Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка» и Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 06-05-26/2015 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.
По итогам проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области контрольного мероприятия по проверке актов и действий администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.
Постановлением администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области от 17.04.2013 г. № 176 «Об утверждении административного регламента «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка» (далее – Административный регламент).
Согласно п. 2.5 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148 «Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка»;
- Постановлением Правительства Оренбургской области от 08.05.2007 № 174-п « Об утверждении правил торговли на розничных рынках Оренбургской области» и другими правовыми актами.
Согласно п. 1.3 Административного регламента право на получение муниципальной услуги имеют юридические лица (далее - заявители).
Для получения указанной выше муниципальной услуги необходимо обратиться в отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области (п. 2.2 Административного регламента).
Пунктом 2.6 Административного регламента определен перечень требуемых от заявителя документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, к числу которых относятся:
1) письменное заявление в адрес главы администрации муниципального образования город Кувандык о предоставлении разрешения на право организации розничного рынка по форме согласно приложению 1 к настоящему регламенту, в котором должны быть указаны:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица;
- место нахождения юридического лица;
-место расположения объекта недвижимости, где предполагается организовать рынок;
- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; - идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
- тип рынка, который предполагается организовать;
2) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);
3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;
4) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
5) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект недвижимости, распложенный на территории, в пределах которого предполагается организовать рынок.
Таким образом, указанный в п. 2.6 Административного регламента перечень документов для предоставления муниципальной услуги является исчерпывающим.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 г. № 148 «Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка» (далее – Постановление) для получения разрешения юридическое лицо направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка (далее - уполномоченный орган), заявление, подписанное лицом, представляющим интересы юридического лица в соответствии с учредительными документами этого юридического лица или доверенностью, и удостоверенное печатью юридического лица, от имени которого подается заявление.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) в заявлении должны быть указаны:
полное и (если имеется) сокращенное наименования (в том числе фирменное наименование), организационно - правовая форма юридического лица, место его нахождения, место нахождения объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
тип рынка, который предполагается организовать.
К указанному заявлению прилагаются:
копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;
нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Документы, указанные в абзаце седьмом настоящего пункта, представляются заявителем самостоятельно. Документы, указанные в абзацах восьмом и десятом настоящего пункта, запрашиваются уполномоченным органом, проводящим проверку, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если они не были представлены заявителем самостоятельно.
Из системного анализа обозначенных норм, содержащихся в Постановлении и Федеральном законе «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», следует, предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенной копии и нотариально удостоверенной копии документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок, не является обязанностью заявителя. Кроме того, абз. 12 Постановления гласит, что уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления иных документов. Однако, пп. 4 п. 2.6 Административного регламента содержит положение об обязанности заявителя предоставить в уполномоченный орган нотариально удостоверенную копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.
Следовательно, Административным регламентом установлены требования о предоставлении заявителем дополнительных документов, не предусмотренные действующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №-131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с абз. 7 ст. 2 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 № 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области» правовой акт - официальный письменный документ, содержащий правовые нормы или индивидуальные предписания, принятый в установленной форме правотворческим органом в пределах его компетенции.
Часть 4 ст. 7 Закона о МСУ устанавливает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В связи с изложенным, в Постановлении администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области от 17.04.2013 г. № 176 «Об утверждении административного регламента «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка» усмотрены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требования о предоставлении заявителями дополнительных документов, не предусмотренного законодательством.
В ходе рассмотрения дела № 06-05-26/2015 о нарушении антимонопольного законодательства со стороны администрации МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области представлены документы, подтверждающие добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно представлено принятое Постановление администрации МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области № 706-п от 22.10.2015 г. «О внесении изменений в постановление от 17.04.2015 г. № 176-п «Об утверждении административного регламента «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка». В подтверждение принятия указанного нормативно-правового акта ответчиком представлена справка о его обнародовании, скриншот с сайта администрации МО город Кувандык Кувандыкского р-на Оренбургской обл. kuvandyk.org. Анализ Постановления администрации МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области № 706-п от 22.10.2015 г. «О внесении изменений в постановление от 17.04.2015 г. № 176-п «Об утверждении административного регламента «Прием заявлений, оформление и выдача разрешений на право организации розничного рынка» позволяет сделать вывод о том, что его содержание соответствует положениям действующего законодательства, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 г. № 148 «Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка».
Руководствуясь ст. 13, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Рассмотрение дела № 06-05-26/2015 о нарушении администрацией МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <....>
Члены Комиссии <....>
<....>
<....>
<....>