Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 06-05-45/2015 о нарушении антимонопол... от 15 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – <<…….>>;
членов Комиссии: <<…….>>, <<…….>>, <<…….>>, <<…….>> ;
в присутствии представителя заявителя <<………>> (доверенность №16/04-15 от 17 апреля 2015г.):
в присутствии представителя ответчика <<………>> (доверенность № 01-22/862 от 17.11.2015г.); <<……..>> (доверенность № 01-22/274 от 07.10.2015г.),
в присутствии директора МУП «Энерго-сервис» <<……..>>;
рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией м/о Оренбургский район ч.1ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в издании Постановлений «О закреплении объекта недвижимого имущества муниципальной собственности муниципального образования Оренбургский район на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Энерго-Сервис» муниципального образования Оренбургский район» № 1658-п от 18.09.2015г., № 1663-п от 18.09.2015г., которые влекут или могут повлечь недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке оказания коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛА:
22.10.2015г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение прокуратуры Оренбургской области (исх.№ 7/1-22к-2015 от 22.10.2015г.) о рассмотрении в рамках полномочий обращения главного врача ГБУЗ «ООКПБ № 2» <<……..>> о допущенных нарушениях в сфере теплоснабжения.
В ходе анализа жалобы ГБУЗ «ООКПБ №2» (исх.№ 191/9 от 13.10.2015г.) и представленных документов установлено следующее.
Администрацией м/о Оренбургский район Оренбургской области 18.09.2015г. принято постановление № 1658-п «О закреплении объекта недвижимого имущества муниципальной собственности муниципального образования Оренбургский район на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район.
Согласно п.1 указанного постановления за МУП «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район на праве хозяйственного ведения закрепляется объект недвижимого имущества:
- здание (канализационно-насосная станция), назначение: нежилое здание, общая площадь 32,7 кв.м., расположенное по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Красноуральский сельсовет, с.Старица, ул.Центральная, 31 «а» с 24 сентября 2015г.
18.09.2015г. Администрацией м/о Оренбургский район Оренбургской области принято постановление № 1663-п «О закреплении объекта недвижимого имущества муниципальной собственности м/о Оренбургский район на праве хозяйственного ведения за МУП «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район.
В соответствии с п.1 Постановления за МУП «Энерго-сервис» закрепляется на праве хозяйственного ведения объект недвижимого имущества муниципальной собственности м/о Оренбургский район: здание газовой котельной, назначение: нежилое здание, общая площадь 366, 1 кв.м., инв.№ 64-1, лит.Е36Е37, адрес объекта: Оренбургская область, Оренбургский район, Красноуральский сельсовет, с.Старица, пер.Майский, № 2 «ж» с 12 сенбяря 2015г.
С учетом изложенного, в действиях Администрации м/о Оренбургский район Оренбургской области были усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Приказом Оренбургского УФАС России № 212 от 12.11.2015г. возбуждено дело № 06-05-45/2015. Определением исх.№ 18791 от 16.11.2015г. дело назначено к рассмотрению на 26 ноября 2015г. на 11ч. 00мин.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.
В ходе рассмотрения дела представители ответчики нарушение не признали, пояснили следующее.
Акты приема-передачи газовой котельной были предоставлены в администрацию м/о Оренбургский район 12 августа 2015г., а на здание, расположенное по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, сельсовет Красноуральский, с.Старица, ул.Центральная, д. 31 «а» только 24 августа 2015 г., после чего документы были направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области для государственной регистрации права собственности.
18.09.2015г. администрацией МО Оренбургский район были изданы постановления № 1658-п, № 1663-п «О закреплении объекта недвижимого имущества муниципальной собственности муниципального образования Оренбургский район на праве хозяйственного ведения за МУП «Энерго-Сервис» муниципального образования Оренбургский район». 15.10.2015г. администрацией мо Оренбургский район было издано постановление № 116-п «О внесении дополнений в постановление администрации муниципального образования Оренбургский район от 18.09.2015г. № 1663-п. 22.10.2015г. издано постановление администрации м/о Оренбургский район № 180-п «О внесении дополнений в постановление администрации муниципального образования Оренбургский район от 18.09.2015г. № 1658-п «О закреплении объекта недвижимого имущества муниципальной собственности муниципального образования Оренбургский район на праве хозяйственного ведения за МУП «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район.
До настоящего времени право хозяйственного ведения на здание котельной, здание (канализационно-насосной станции) за МУП «Энерго-Сервис» в Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области не зарегистрировано, Постановления администрации м/о Оренбургский район № 1658-п, 1663-п от 18.09.2015г. утратили силу.
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица –МУП «Энергосервис» м/о Оренбургский район пояснил следующее.
С момента передачи объектов поставили газовую котельную на баланс. В регистрации права хозяйственного ведения на имущество отказали, поскольку не было прекращено вещное право – право оперативного управления ГБУЗ «ООКПБ № 2». В настоящее время эксплуатируем переданные объекты. Отапливаем и здания ГБУЗ «ООКПБ № 2».
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
02.02.2015г. Правительством Оренбургской области № 54-п было принято Постановление «О передаче в собственность муниципального образования Оренбургский район имущества, являющегося государственной собственностью Оренбургской области». Согласно приложению к постановлению Правительства области от 02.02.2015г. № 54-пп в собственность муниципального образования Оренбургский район передается здание газовой котельной, находящейся по адресу: Оренбургский район, Красноуральский сельсовет, с.Старица, пер.Майский, № 2 «ж». ,
Администрацией м/о Оренбургский район Оренбургской области 18.09.2015г. принято постановление № 1658-п « О закреплении объекта недвижимого имущества муниципальной собственности муниципального образования Оренбургский район на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район.
Согласно п.1 указанного постановления за МУП «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район на праве хозяйственного ведения закрепляется объект недвижимого имущества:
- здание (канализационно-насосная станция), назначение: нежилое здание, общая площадь 32,7 кв.м., расположенное по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Красноуральский сельсовет, с.Старица, ул.Центральная, 31 «а».
18.09.2015г. Администрацией м/о Оренбургский район Оренбургской области принято постановление № 1663-п «О закреплении объекта недвижимого имущества муниципальной собственности м/о Оренбургский район на праве хозяйственного ведения за МУП «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район.
В соответствии с п.1 Постановления за МУП «Энерго-сервис» закрепляется на праве хозяйственного ведения объект недвижимого имущества муниципальной собственности м/о Оренбургский район:
Здание газовой котельной, назначение: нежилое здание, общая площадь 366, 1 кв.м., инв.№ 64-1, лит.Е36Е37, адрес объекта : Оренбургская область, Оренбургский район, Красноуральский сельсовет, с.Старица, пер.Майский, № 2 «ж».
Вместе с тем, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении" и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.
Согласно п.12 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ч.1. ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (ч.2 ст.28.1 Закона «О теплоснабжении»).
Кроме того, из разъяснений ФАС России от 05.10.2015г. № АД/53812/15 следует.
«В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Частями 1, 3, 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении аналогичные нормы предусмотрены для объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут».
Согласно п.5 ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно ст.113 ГК РФ, ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В соответствии с уставом МУП «Энерго-Сервис» (утв. Постановлением администрации м/о Оренбургский район от 04.04.2012г. № 1316-п) муниципальное унитарное предприятие «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район создано на основании решения Совета депутатов муниципального образований Оренбургский район от 15.03.2012г. № 202 «О создании муниципального унитарного предприятия «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район в соответствии с ФЗ от 14 ноября 2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».(п.1.1 Устава). Учредителем предприятия и собственником имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, является муниципальное образование Оренбургский район (п.1.2 Устава).
Муниципальное унитарное предприятие «Энерго-Сервис» является хозяйствующим субъектом в понимании п.5.ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции».
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Передача прав на указанные объекты хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, и интересы потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, закрепление Администрацией м/о Оренбургский район объектов коммунальной инфраструктуры за хозяйствующим субъектом – МУП «Энерго-Сервис» приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке .
Материалами дела, пояснениями сторон было подтверждено, что муниципальное имущество: здание (канализационно-насосная станция), назначение: нежилое здание, общая площадь 32,7 кв.м., расположенное по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Красноуральский сельсовет, с.Старица, ул.Центральная, 31 «а»; здание газовой котельной, назначение: нежилое здание, общая площадь 366, 1 кв.м., инв.№ 64-1, лит.Е36Е37, адрес объекта: Оренбургская область, Оренбургский район, Красноуральский сельсовет, с.Старица, пер.Майский, № 2 «ж» находятся в фактическом пользовании МУП «Энерго-Сервис».
18 сентября 2015г. между Администрацией м/о Оренбургский район Оренбургской области и МУП «Энерго-Сервис» был подписан акт № 00000014 о приеме- передаче объектов нефинансовых активов.
Таким образом, признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в действиях администрации м/о Оренбургский район нашли свое подтверждение.
Кроме того, исходя их доводов жалобы, тариф установленный на тепловую энергию для МУП «Энерго-Сервис» является одним из самых высоких в сравнении с тарифами, установленными иным теплоснабжающим организациям Оренбургского района. ГБУЗ «ООКПБ № 2» муниципальному унитарному предприятию «Энерго-Сервис» на тепловую энергию утвержден тариф Приказом департамента по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области от 16.12.2014г. № 115-т/э и составляет с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. – 2337, 35 руб./Гкал.
Однако, учитывая то, что имущество передано незаконно МУП «Энерго-Сервис» м/о Оренбурсгкий район, применение МУП «Энерго-Сервис» тарифа на отопление ГБУЗ «ООКПБ № 2» в размере – 2337, 35 рублей является незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Администрацию м/о Оренбургский район Оренбургской области нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Выдать предписание Администрации м/о Оренбургский район Оренбургской области о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего: принять меры по возврату имущества и предоставить в пользование в соответствии с действующим законодательством.
- Передать материалы дела № 06-05-45/2015 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии <<…….>>
Члены Комиссии <<……..>> <<…….>>
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Предписание по делу № 06-05-45/2015
о прекращении нарушения антимонопольного
законодательства и о совершении действий, направленных
на обеспечение конкуренции
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – <<……..>>,
членов Комиссии: <<…….>>, <<…….>>, <<……..>>, <<……..>>, руководствуясь ч.1 ст.23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу № 06-05-45/2015 о нарушении Администрацией м/о Оренбургский район Оренбургской области ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,
предписывает:
- Администрации м/о Оренбургский район Оренбургской области ПРЕКРАТИТЬ нарушение ч. 1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту МУП «Энерго-Сервис» м/о Оренбургский район Оренбургской области в нарушение требований антимонопольного законодательства, для чего:
- принять меры по возврату муниципального имущества;
- предоставить муниципальное имущество в соответствии с действующим законодательством.
2.О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до 15.05.2016г., представив документы, подтверждающие его исполнение.
Председатель Комиссии <<…….>>
Члены Комиссии <<……..>>
<<…….>>
<<…….>>
<<…….>>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.