Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 06-05-47/2014 от 24 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…..>; членов Комиссии: <……>,

в присутствии индивидуального предпринимателя <…..>;

в присутствии представителя администрации м/о Адамовский район Оренбургской области <…..> (доверенность № 2018 от 04.12.2014г.);

в отсутствие представителя МУП «Пассажирские перевозки» Адамовского района Оренбургской области (уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление № 46004682006116);

рассмотрев дело № 06-05-47/2014 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Адамовский район Оренбургской области ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке внутримуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Адамовский район Оренбургской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.10.2014г. в Оренбургское УФАС России поступило заявление ИП <…..> (вх. № 10710к от 10.10.2014г.) по факту проверки законности проведения конкурсного отбора на предоставление субсидии на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района Оренбургской области.

Для полного, всестороннего рассмотрения данного вопроса, Оренбургским УФАС России были направлены запросы о предоставлении документов и информации в адрес администрации м/о Адамовский район Оренбургской области, МУП «Пассажирские перевозки» Адамовского района Оренбургской области, ИП <….>.

По результатам анализа представленной информации установлено следующее.

Постановлением администрации м/о Адамовский район Оренбургской области № 254-п от 28.02.2014г. утвержден порядок и условия предоставления, расходования субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района (приложение № 1).

Данным постановлением утвержден порядок проведения конкурсного отбора на предоставление субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района (приложение № 2).

В нормативных правовых актах федерального значения, а также актах субъекта РФ не установлена такая процедура отбора получателей субсидии, как проведение конкурса.

Согласно п. 2.1 Порядка для участия в конкурсном отборе на предоставление субсидии одновременно с заявкой на участие в конкурсном отборе участники конкурсного отбора предоставляют также копии договора с автостанцией, имеющей условия для продажи билетов, высадки и посадки пассажиров.

Пунктом 2.2 Порядка установлено, что участник конкурсного отбора, представивший неполный комплект документов или документы, содержащие недостоверные сведения, а также нарушивший сроки подачи заявки, не допускается к участию в конкурсе.

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе по предоставлению субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение расходов от 19.03.2014г. ИП <….> не допустили к участию в конкурсе, в связи с отсутствием в пакете документов копии договора с автостанцией, имеющей условия для продажи билетов, высадки и посадки пассажиров. Решение комиссией принято единогласно.

Из представленных документов следует, что ИП <….> осуществляет внутримуниципальные (внутрирайонные) перевозки, тогда как нормативными правовыми актами субъекта РФ (Оренбургская область) предусмотрено предоставление перевозчиком договора с автовокзалом только в том случае, если перевозчик осуществляет межмуниципальные (междугородные и пригородные) перевозки. Следовательно, отказ конкурсной комиссии администрации м/о Адамовский район в допуске к участию ИП <…..> в конкурсе на получение субсидии на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района, является неправомерным.

01 февраля 2013 года между администрацией м/о Адамовский район (Уполномоченный орган) и МУП ПАТП Адамовского района (Перевозчик) заключен договор на обеспечение пассажирских перевозок на внутримуниципальных автобусных маршрутах:

- № 717 – Адамовка-Джусинск;

- № 701 – Адамовка – Шильда – Советская Россия;

- № 716 – Адамовка – Джарлинский;

- № 710 – Адамовка – Карабутак;

- № 702 – Адамовка – Юбилейный;

- № 706 – Адамовка – Совхозный;

- № 703 – Адамовка – Каменецк;

- № 707 – Адамовка – Орск.

Из пояснений ИП <…..> следует, что договор на осуществление пассажирских перевозок между ним и администрацией м/о Адамовский район не заключался.

Как установлено в ходе анализа представленных документов, конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам м/о Адамовский район администрацией м/о Адамовский район не проводился.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Приказом Оренбургского УФАС России № 303 от 30.12.2014г. возбуждено дело в отношении Администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Определением от 30.12.2014г. (исх. № 22787) дело №06-05-47/2014 назначено к рассмотрению на 29.01.2015г. на 15 часов 30 мин. Определением от 29.01.2015г. № 1113 дело было отложено на 19.02.2015г. на 14 часов 00 мин. В связи с истребованием дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено на 11.03.2015г. на 15 часов 00 мин. (определение от 20.02.2015г. исх. № 2010). В судебном заседании был объявлен перерыв до 16.03.2015г. до 12 часов 00 минут.

В ходе заседания Комиссии заявитель ИП <…..> пояснил, что 13.01.2014г. он обратился в администрацию м/о Адамовский район с заявлением о включении его в список на предоставление субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок. 11.02.2014г. им был получен ответ, которым ему было предложено представить документы и пройти конкурсный отбор. В марте 2014г. на официальном сайте администрации было опубликовано извещение о проведении конкурсного отбора на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидии на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района на 2014 год. Порядок проведения конкурса определен Постановлением № 254-п от 28.02.2014г. По результатам проведенного конкурса 19.03.2014г. было издано постановление № 322-п «Об утверждении списка получателей субсидии на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района». Согласно данному постановлению получателем субсидии является МУП «Пассажирские перевозки». Он не согласен с тем, что его не допустили к участию в конкурсе из-за того, что у него отсутствует договор с автовокзалом. Впоследствии, 12.01.2015г. администрация м/о Адамовский район на своем официальном сайте объявила об открытом конкурсе на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) автобусным маршрутам на территории муниципального образования. Согласно информации, размещенной на сайте, среди объявленных лотов не был включен осуществляемый им регулярный муниципальный (внутрирайонный) автобусный маршрут «Жуламансай-Андреевка-Теренсай-Белополье-Адамовка». Таким образом, он был лишен права на участие в конкурсе и возможности заключить договор с администрацией района на обеспечение перевозок пассажиров. Отсутствие данного договора ведет к административным барьерам со стороны администрации и автоматически делает невозможным включение его в список участников на получение субсидии по возмещению расходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок на территории Адамовского района. 13.02.2015г. он устно обратился в администрацию с вопросом почему осуществляемый им маршрут не был включен в конкурс, его перенаправили к другому специалисту. 16.02.2015г. он обратился вновь в администрацию и ему объяснили, что все недоразумения произошли по вине главы м/о Теренсайский сельсовет, который не подал заявку на осуществляемый им маршрут - «Жуламансай-Андреевка-Теренсай-Белополье-Адамовка». Считает, что администрацией создаются различного рода препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности, связанной с пассажирскими перевозками.

На основании вышеизложенного, просит признать администрацию м/о Адамовский район нарушившей антимонопольное законодательство и не препятствовать ему в осуществлении предпринимательской деятельности.

Представитель администрации м/о Адамовский район пояснил, что администрация м/о Адамовский район не согласна с требованиями ИП <…..>. Список получателей субсидии на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района был утвержден постановлением администрации от 19.03.2014г. № 322-п, сформированного по результатам конкурсного отбора на предоставление субсидии. Данный конкурс проводился в полном соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации от 28.02.2014г. № 254-п. Порядок был разработан администрацией района в соответствии с ч. 2 ст. 78 БК РФ, которым предоставлено право предоставлять субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа м/о о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Данный нормативный акт заявителем не оспаривается. 19.03.2014г. в 11-00 часов было проведено заседание комиссии по рассмотрению, оценки и сопоставлению заявок на участие в конкурсе. На рассмотрение была вынесена заявка от ИП <…..>. В ходе рассмотрения и оценки заявки было выявлено, что участник конкурсного отбора ИП <…..> предоставил неполный комплект документов, а именно, отсутствовала копия договора с автостанцией, имеющей условия для продажи билетов, высадки и посадки пассажиров (протокол комиссии от 19.03.2014г.). Требование о предоставлении данного документа являлось обязательным, необходимость его предъявления указана в извещении о проведении конкурса (п.7), а также в п.2.1 Порядка. В настоящее время постановление администрации от 28.02.2014г. № 254-п «Об утверждении порядка и условий предоставления, расходования субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района» признано утратившим силу. ИП <…..> согласован паспорт автобусного маршрута «п.Адамовка-п.Белополье-п.Теренсай-п.Андреевка-п.Жуламансай».

На основании вышеизложенного, просит производство по данному делу прекратить, в связи с тем, что у ИП <…..> претензий к администрации м/о Адамовский район не имеется. 

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

1.Постановлением администрации м/о Адамовский район Оренбургской области № 254-п от 28.02.2014г. утвержден порядок и условия предоставления, расходования субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района (приложение № 1).

Данным постановлением также утвержден порядок проведения конкурсного отбора на предоставление субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района (приложение № 2).

Согласно п.3 Порядка (приложение № 1) субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, осуществляющим пригородные пассажирские перевозки автомобильным транспортом в границах территории муниципального образования Адамовский район в соответствии с порядком проведения конкурсного отбора на предоставление субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района.

В силу п.8 Порядка размеры субсидий не могут превышать объем убытков, сложившихся у предприятий от оказания населению района вышеперечисленных услуг по тарифам, регулируемым Правительством Оренбургской области с учетом установленного процента доходности по пригородным перевозкам.

Следовательно, субсидии, предусмотренные данным Порядком, предоставляются на покрытие убытков, понесенных перевозчиками по оказанию населению района услуг по осуществлению пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по тарифам, регулируемым Правительством Оренбургской области с учетом установленного процента доходности по пригородным перевозкам.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пунктом 1 ст. 790 ГК РФ установлено, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с абз. 18 ст. 4 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 года № 4326/1015-VI-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» пригородный маршрут - маршрут регулярных перевозок, выходящий за пределы границы городского округа, городского поселения или административного центра муниципального района на расстояние до 50 километров включительно.

Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира, доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу (абз. 17 ст. 4 Закона Оренбургской области от 04.03.2011г. № 4326/1015-VI-ОЗ).

Согласно абз. 25 ст. 4 Закона Оренбургской области 04.03.2011г. № 4326/1015-VI-ОЗ тариф - провозная плата в виде стоимости разового проезда и (или) стоимости многоразового проездного билета, величина оплаты перевозки пассажиров на межмуниципальных маршрутах (руб./км), установленная нормативными правовыми актами Правительства Оренбургской области.

Как следует из ст. 6 Закона Оренбургской области 04.03.2011г. № 4326/1015-VI-ОЗ Правительство Оренбургской области устанавливает предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в населенных пунктах Оренбургской области (п.3), утверждает порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом (п. 4.1).

В соответствии со ст. 7 Закона Оренбургской области «Об организации транспортного обслуживания» орган местного самоуправления создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования, между поселениями муниципального района, городского округа; обеспечивает безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, принимает муниципальные правовые акты в пределах своей компетенции, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 25 Закона Оренбургской области предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в населенных пунктах Оренбургской области и городским наземным электрическим транспортом регулируются нормативными правовыми актами Правительства Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (ч.2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (ч. 6 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.06.2009 N 337-п (ред. от 17.02.2012) утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом (далее – Правила предоставления субсидий).

Настоящие Правила устанавливают порядок распределения и предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов местных бюджетов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом (далее - субсидии), предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство) по разделу "Национальная экономика", подразделу "Транспорт", целевой статье расходов "Осуществление пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом" (ч.1 Правил предоставления субсидий).

В соответствии с ч. 2 данных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Согласно ч. 4 Правил субсидия предоставляется на следующих условиях:

а) наличие в местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по осуществлению пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия;

б) наличие утвержденных органом местного самоуправления сети пригородных пассажирских маршрутов автомобильного транспорта, а также паспортов этих маршрутов;

в) наличие муниципального правового акта, регулирующего предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, осуществляющим пригородные пассажирские перевозки автомобильным транспортом.

Установить, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 10 декабря 2013 г. N 2070/574-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и принимаемыми в соответствии с ним постановлениями Правительства Оренбургской области.

Как следует из приложения № 13 к Закону Оренбургской области № 2070/574-V-ОЗ м/о Адамовский район из областного бюджета выделены субсидии на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок на 2014 год в размере 632 400 рублей.

В соответствии со ст. 3  Закона Оренбургской области от 04.03.2011 года № 4326/1015-VI-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области осуществляется на основе принципов:

1) приоритета жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности над экономическими результатами участников транспортного процесса;

2) доступности для населения услуг автомобильного транспорта по маршрутам регулярных перевозок;

3) обеспечения безопасности перевозок пассажиров на основе применения единых норм и стандартов;

4) равенства прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении транспортной деятельности;

5) осуществления транспортной деятельности по перевозке пассажиров с соблюдением условий развития предпринимательства и конкуренции;

6) программно-целевого подхода к организации обслуживания населения области автомобильным пассажирским транспортом с финансовым обеспечением;

7) сочетания интересов области и муниципальных образований на основе разграничения функций и полномочий между государственными органами власти области и органами местного самоуправления;

8) обеспечения на территории области единой транспортной политики за счет применения единых требований и норм транспортной деятельности, не нарушающей единой транспортной политики Российской Федерации;

9) компенсации перевозчикам выпадающих доходов при государственном регулировании тарифов при перевозках пассажиров, имеющих льготы на проезд, а также при перевозках населения при возникновении (угрозе) чрезвычайных ситуаций;

10) соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 года № 4326/1015-VI-ОЗ Правительство Оренбургской области утверждает порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом".

Часть 2 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 года № 4326/1015-VI-ОЗ устанавливает, что уполномоченный орган Правительства Оренбургской области предоставляет субсидии перевозчикам в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с регулированием тарифов.

То есть, в нормативных правовых актах федерального значения, а также актах субъекта РФ не установлена такая процедура отбора получателей субсидии, как проведение конкурса.

Согласно п. 1, 4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Введение администрацией м/о Адамовский район данной процедуры ограничивает круг получателей субсидии, что создает административный барьер, а это является нарушением п.2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Как следует из ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, компенсация недополученных доходов – специальное основание субсидирования хозяйствующих субъектов, способ возмещения экономических потерь, понесенных ими в связи с применением мер тарифного регулирования, призванный поддержать баланс экономических интересов производителя и интересов потребителя. Применение указанных мер выступает публичной гарантией доступности для граждан услуг, связанных с удовлетворением их жизненно важных потребностей, призвано не допустить резкое ухудшение их социального положения. При этом компенсация недополученных доходов производится публично-правовым образованием, уполномоченным на применение соответствующих мер тарифного регулирования, т.е. обусловлена его компетенцией. Будучи связанными с компетенцией публично-правового образования, как и выделяемые из бюджета средства на оплату муниципальных контрактов, субсидии имеют специальное целевое предназначение. Это говорит об их специфическом экономико-правовом содержании.

Порядок предоставления субсидий из местного бюджета, в соответствии со ст. 78 БК РФ, определяется муниципальным образованием самостоятельно с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом по своей экономической природе компенсация выпадающих доходов, определяемая как разница между суммой документально подтвержденных, экономически обоснованных расходов на оказание услуг, и стоимостью билета (утвержденным тарифом), - это возмещение убытков, возникших у хозяйствующего субъекта в связи с публичным вмешательством в его деятельность. Для предоставления такой компенсации не требуется конкурентного отбора получателей: каждый перевозчик, допущенный на рынок в установленном порядке, при условии подтверждения факта предоставления услуг по регулируемым (льготным) ценам, вправе требовать ее получения.

В соответствии с п.1.1 Порядка проведения конкурсного отбора на предоставление субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района (приложение № 2) участниками конкурсного отбора на предоставление субсидии из бюджета муниципального образования Адамовский район юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района (далее – субсидия) могут быть: индивидуальные предприниматели или юридические лица, представившие на конкурсный отбор документы в полном объеме в соответствии с п.2.1 настоящего Порядка.

При этом, в п.1.2 Порядка установлено, что целями конкурсного отбора являются: удовлетворение потребностей населения Адамовского района в пригородных пассажирских перевозках, повышение безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров, укрепление транспортной дисциплины на предприятиях и среди индивидуальных предпринимателей, отбор организаций, подготовленных в организационно-техническом отношении и предложившим наиболее рациональные условия обслуживания маршрутов.

Согласно п. 2.1 Порядка  для участия в конкурсном отборе на предоставление субсидии одновременно с заявкой на участие в конкурсном отборе участники конкурсного отбора предоставляют следующие документы:

- копию свидетельства о государственной регистрации;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- копии учредительных документов юридического лица (устав, учредительный договор);

- выписку из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);

- копию лицензии на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек;

- справку о средней численности работников на день подачи заявки, заверенную подписью руководителя и печатью заявителя;

- справку налогового органа об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций;

- копии документов, подтверждающих наличие транспортных средств (технические паспорта на автотранспортные средства);

- копии договора по выполнению функций с организацией, осуществляющей деятельность по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру водителей;

- копии документов, подтверждающих оснащение транспортных средств оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров;

- копии документов, подтверждающие наличие производственно-технической базы для хранения, проведения технического обслуживания и ремонта автомобильного парка;

- копии договора с автостанцией, имеющей условия для продажи билетов, высадки и посадки пассажиров;

- копии документов, подтверждающих наличие квалифицированного персонала для выполнения функций по обеспечению безопасности движения.

Пунктом 2.2 Порядка установлено, что участник конкурсного отбора, представивший неполный комплект документов или документы, содержащие недостоверные сведения, а также нарушивший сроки подачи заявки, не допускается к участию в конкурсе.

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе по предоставлению субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района от 19.03.2014г., ИП Сидорова В.П. не допустили к участию в конкурсе, в связи с отсутствием в пакете документов, представленным им, копии договора с автостанцией, имеющей условия для продажи билетов, высадки и посадки пассажиров. Решение комиссией принято единогласно.

В п. 12 постановления Правительства Оренбургской области от 01.08.2011г. №695-п «О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» содержится перечень документов, которые предоставляются участником конкурса на рассмотрение комиссии.

Конкурсная документация должна содержать требования к заявке для участия в конкурсе, составу документов и описанию их содержания:

а) сведения об участнике конкурса:

фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о местонахождении, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей) со сроком давности не более шести месяцев со дня опубликования извещения о проведении конкурса организатором конкурса;

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности). В случае если от имени участника конкурса действует иное лицо, необходима доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса, заверенная печатью участника конкурса и подписанная руководителем участника конкурса (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника конкурса, к ней должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия такого лица;

справка о непроведении ликвидации участника конкурса - юридического лица и об отсутствии решения арбитражного суда о признании участника конкурса - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и открытии конкурсного производства;

справка о неприостановлении деятельности участника конкурса в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе;

справка об отсутствии у участника конкурса задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника конкурса по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

справка о нарушениях правил дорожного движения, допущенных водителями участника конкурса, за 12 месяцев, предшествующих проведению конкурса;

справка о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных водителями участника конкурса, за 12 месяцев, предшествующих проведению конкурса;

б) конкурсное предложение на право заключения договора на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок с приложением:

копии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), на виды работ: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (для маршрутов городского и пригородного сообщения); регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении (для маршрутов междугородного сообщения);

указания вида маршрута регулярных перевозок, являющегося предметом договора и определенного согласно условиям подпункта "а" пункта 11 настоящего Порядка;

списка транспортных средств участника конкурса по категориям, классам и количеству для обеспечения расписания движения транспортных средств на маршруте регулярных перевозок, определенных согласно условиям подпунктов "б", "в", "г" пункта 11 настоящего Порядка, с приложением копий паспортов транспортных средств, находящихся в собственности, и копии документов, подтверждающих факт пользования транспортными средствами (договоров аренды транспортных средств без экипажа, договоров лизинга, генеральных доверенностей и другое);

списка водительского состава и работников, обеспечивающих безопасность транспортного процесса, с указанием их квалификации;

копии договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;

информации о:

службе, обеспечивающей планирование и контроль за режимом труда и отдыха водителей, осуществляющей оформление и учет путевых листов;

месте для межсменного хранения подвижного состава, предполагаемого к участию в конкурсе, предотвращающем неконтролируемый доступ посторонних лиц, а также несанкционированное использование подвижного состава по другому назначению (или копии договора со сторонними организациями на предоставление таких услуг);

службе, обеспечивающей поддержание автомобилей в исправном техническом состоянии, а также о службе, обеспечивающей предрейсовый и послерейсовый технические осмотры автомобилей (или копии договора со сторонними организациями на предоставление таких услуг);

оборудованном медицинском кабинете и персонале, имеющем сертификат на данный вид деятельности (или копии договора на оказание услуг по проведению ежесменного предрейсового и послерейсового осмотров водителей с лицензированным учреждением здравоохранения и персоналом, имеющим сертификат на данный вид деятельности);

в) кроме названных документов участник конкурса может представить:

заявление на осмотр транспортных средств;

копию сертификата соответствия на услуги участника конкурса по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с областью действия сертификата;

информацию о наличии сертификата соответствия и области действия сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств участника конкурса;

информацию о наличии сертификата соответствия на услуги автовокзалов (автостанций), с которыми участником конкурса заключены договоры (для межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок);

информацию об опыте использования участником конкурса транспортных электронных карт;

информацию о системе мониторинга безопасности и качества перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок на основе навигационной деятельности;

г) опись документов.

Согласно ст. 12 Закона Оренбургской области от 04.03.2011г. №4326/1015-IV-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» в конкурсе может участвовать перевозчик, соблюдающий установленные действующим законодательством требования по организации и осуществлению таких перевозок, при условии, если он:

1) имеет в наличии:

а) лицензию на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренную законодательством Российской Федерации;

б) транспортные средства (на праве собственности или на ином праве), соответствующие требованиям части 4 статьи 11 настоящего Закона и допущенные в установленном порядке к участию в дорожном движении, в количестве, определенном в соответствии с частью 7 статьи 11 настоящего Закона, необходимом для обслуживания расписания;

в) помещения и оборудование, позволяющие осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключает договоры со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;

г) в штате медицинского работника или подразделение (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающих медицинскую помощь работникам организации, либо договор с привлекаемым медицинским работником;

д) службу, обеспечивающую планирование режима труда и отдыха водителей, контроль его исполнения и осуществляющую оформление и учет путевых листов;

е) в организации должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшее в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

ж) работников, соответствующих профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

и) договор с автовокзалом (автостанцией) при перевозках пассажиров по межмуниципальным (междугородным и пригородным) маршрутам;

к) при осуществлении перевозок в междугородном сообщении договор о проведении обязательного личного страхования пассажиров в установленном порядке;

л) другие документы по желанию участника конкурса, подтверждающие способность перевозчика осуществлять перевозки пассажиров в соответствии с требованиями безопасности и качества;

2) не находится в процессе ликвидации, реорганизации;

3) не признан в установленном законодательством Российской Федерации порядке банкротом и в отношении которого не проводится процедура банкротства;

4) не имеет задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год, предшествующий дате проведения конкурса, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Из пояснений заявителя следует, что он осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров по маршруту «п.Адамовка-п.Белополье-п.Теренсай-п.Андреевка-п.Жуламансай», что подтверждается паспортом автобусного маршрута за период с 19.03.2012г. по 19.02.2015г.

Как следует из свидетельства серии 56 № 001949308 <….> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.10.2005г. (ОГРНИП – 305563529300045).

На основании свидетельства серии 56 № 002580106, выданного МИФНС РФ № 9 по Оренбургской области, внесены сведения об ИП <….> в ЕГРИП 28.06.2007г. Вид деятельности – деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <….> выдана лицензия АСС-56-007534 от 16.07.2012г. на право осуществления в пределах РФ перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

ИП <…..> осуществляет перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту «Жуламансай-Адамовка», что подтверждается путевыми листами.

У ИП <…..> имеются письма-согласования с главой администрации м/о Адамовский поссовет <…..>, главой администрации м/о сельсовет п.Юбилейный <…..>, главой администрации м/о Теренсайский сельсовет <…..> о месте посадки-высадки пассажиров.

Следовательно, ИП <…..> является хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как следует из представленных документов, ИП <….> осуществляет внутримуниципальные (внутрирайонные) перевозки, тогда как нормативными правовыми актами субъекта РФ (Оренбургская область) предусмотрено предоставление перевозчиком договора с автовокзалом только в том случае, если перевозчик осуществляет межмуниципальные (междугородные и пригородные) перевозки и только на конкурс по осуществлению перевозок автомобильным транспортом. Следовательно, отказ конкурсной комиссии администрации м/о Адамовский район в допуске к участию ИП <…..> в конкурсе на получение субсидии на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района, является незаконным.

Вместе с тем, 30.01.2015 администрацией м/о Адамовский район Оренбургской области издано постановление № 91-п «О признании утратившим силу постановления администрации от 28.02.2014 № 254-п «Об утверждении порядка и условий предоставления, расходования субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что нарушение администрацией м/о Адамовский район Оренбургской области в части издания постановления № 254-п от 28.02.2014 «Об утверждении порядка и условий предоставления, расходования субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района» и установления конкурсного отбора получателя субсидии было устранено добровольно в ходе рассмотрения дела.

Постановлением № 1915-п от 31.12.2014г. администрация м/о Адамовский район Оренбургской области утвердила: Требования, предъявляемые к отбору юридических лиц, индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории м/о Адамовский район (приложение № 1), Порядок предоставления субсидий из бюджета м/о Адамовский район на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) автобусным маршрутам на территории м/о Адамовский район (приложение № 2), Порядок организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) маршрутам на территории м/о Адамовский район (приложение № 3).

Приложением № 1 к постановлению № 1915-п от 31.12.2014г. являются Требования, предъявляемые к отбору юридических лиц, индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории м/о Адамовский район (далее – Требования), которые устанавливают процедуру и условия, категории и критерии отбора юридических лиц, претендующих на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием населению услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах муниципального района, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 3.1 Требований установлено, что отбор организации на право осуществления пассажирских перевозок осуществляется на основании решения комиссии по конкурсному отбору организаций, оказывающих услуги по пассажирским перевозкам на территории муниципального района.

Приложением № 2 к постановлению № 1915-п от 31.12.2014г. является Порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования Адамовский район на возмещение затрат, связанных с оказанием услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) автобусным маршрутам на территории муниципального образования Адамовский район (далее – Порядок предоставления субсидий).

Пунктом 2 Порядка предоставления субсидий установлено, что субсидия предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных и муниципальных учреждений), которые получили право на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на регулярных муниципальных (внутрирайонных) автобусных маршрутах на территории района, за исключением автоперевозок осуществляемых на коммерческой основе.

Субсидия предоставляется с целью возмещения затрат, связанных с оказанием перевозчиком услуг населению по тарифам, не превышающим предельный максимальный тариф, установленный Правительством Оренбургской области (п.3.1 Порядка предоставления субсидий).

Согласно п. 3.2 Порядка предоставления субсидий право на получение субсидии имеет перевозчик:

- признанный победителем конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом на регулярных муниципальных (внутрирайонных) автобусных маршрутах на территории района, и с которым по результатам конкурса администрацией м/о Адамовский район заключен договор на осуществление пассажирских перевозок согласно приложению 3 к Порядку организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) автобусным маршрутам на территории м/о Адамовский район;

- установивший тариф на разовую поездку в размере, не превышающем предельный максимальный тариф, установленный Правительством Оренбургской области, и не покрывающем всех затрат перевозчика на перевозку пассажиров.

Основанием для предоставления субсидии является договор, заключенный между администрацией района и перевозчиком, претендующим на получение субсидии.

Для заключения договора перевозчики представляют в отдел экономики администрации района:

- письмо-заявку на предоставление субсидии;

- предварительный расчет суммы субсидии, который осуществляется на основании экономически обоснованных затрат по перевозке пассажиров, стоимости разовой перевозки пассажира по регулируемому тарифу, установленному Правительством Оренбургской области на момент проведения отбора, и предполагаемого к перевозке количества пассажиров (расчет затрат на 1 рейс (рейсооборот) (п.3.3 Порядка предоставления субсидии).

Отдел экономики администрации района в течение 25 рабочих дней со дня получения заявки на получение субсидии и документов от перевозчика проводит проверку и согласование показателей, на соответствие показателям, используемым при расчете годовой субсидии, предусмотренной в бюджете района, согласовав с финансовым отделом администрации района, после чего администрация района заключает договор либо при наличии в документах неточных, неполных, противоречивых и недостоверных сведений или экономически необоснованных показателей возвращает перевозчику представленные документы на доработку с мотивированным отказом (п. 3.4 Порядка предоставления субсидии).

В соответствии с п.3.6 Порядка предоставления субсидии субсидия предоставляется перевозчику ежемесячно за фактический объем оказанных услуг на основании перечисленных документов. Размер субсидии рассчитывается исходя из фактического объема услуг, оказанных перевозчиком, и величины субсидии на один рейс субсидируемого маршрута, указанной в договоре.

2.01 февраля 2013 года между администрацией м/о Адамовский район (Уполномоченный орган) и МУП ПАТП Адамовского района (Перевозчик) заключен договор на обеспечение пассажирских перевозок на внутримуниципальных автобусных маршрутах.

Согласно п.1.1 настоящий договор определяет права, обязанности и ответственность сторон, связанных с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на внутримуниципальных междугородных и пригородных маршрутах регулярного сообщения на территории Адамовского района.

В соответствии с п.1.2 Договора Уполномоченный орган поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства по перевозке пассажиров автобусным транспортом на пригородных (междугородных) автобусных маршрутах:

- № 717 – Адамовка-Джусинск;

- № 701 – Адамовка – Шильда – Советская Россия;

- № 716 – Адамовка – Джарлинский;

- № 710 – Адамовка – Карабутак;

- № 702 – Адамовка – Юбилейный;

- № 706 – Адамовка – Совхозный;

- № 703 – Адамовка – Каменецк;

- № 707 – Адамовка – Орск,

внесенных в областной реестр регулярных автобусных междугородных (внутриобластных) и пригородных маршрутов на основании постановления администрации области от 23.07.2007г. № 250-п (в редакции от 31.01.2013г.) «О порядке формирования сети регулярных автобусных межрайонных (межмуниципальных) пригородных и междугородних (внутриобластных) маршрутов на территории Оренбургской области».

Как следует из п.4.1 договор вступает в силу со дня его подписания всеми сторонами и действует в течение 2 (двух) лет.

Из пояснений ИП <…..> следует, что договор на осуществление пассажирских перевозок между ним и администрацией м/о Адамовский район не заключался.

Как установлено в ходе анализа представленных документов, конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам м/о Адамовский район администрацией м/о Адамовский район не проводился.

Согласно ст.ст.15,16 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.

Отношения, возникающие в связи с деятельностью автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области, регулируются законами Российской Федерации, Законом Оренбургской области от 04.03.2011г. №4326/1015-IV-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области», Постановлением Правительства Оренбургской области от 01.08.2011г. №695-п «О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» (вступило в законную силу с 09.08.2011г.) и иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии со ст.4 закона Оренбургской области от 04.03.2011 №4326/1015-IV-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира, доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу.

Исходя из ст. 7 указанного закона орган местного самоуправления создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования, между поселениями муниципального района, городского округа; обеспечивает безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, принимает муниципальные правовые акты в пределах своей компетенции, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 закона маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

На основании ст.12 указанного закона конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам (конкурс) является способом обеспечения безопасных и качественных перевозок пассажиров и багажа путем выбора перевозчиков, способных обеспечить лучшие условия транспортного обслуживания населения. Предметом конкурса является право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок по одному расписанию или нескольким расписаниям движения, включенным в состав одного или нескольких лотов, с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации. Допуск перевозчиков к конкурсу производится организатором конкурса.

В соответствии со ст.13 закона Оренбургской области от 04.03.2011г. №4326/1015-IV-03 по итогам конкурса с победителем заключается договор, предметом которого является обеспечение перевозок пассажиров по нескольким, одному маршрутам регулярных перевозок или по отдельным, включая единичное, расписаниям движения транспортных средств по этим маршрутам согласно условиям конкурса. Договор заключается сроком до 5 лет.

Согласно ст.14 вышеуказанного закона перевозчик имеет право принимать участие в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 01.08.2011г. №695-п «О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» утверждён Порядок организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области (далее - Порядок).

Основными принципами, на которых базируются положения Порядка, являются:

а) доступность для населения услуг автомобильного транспорта по маршрутам регулярных перевозок;

б) обеспечение на территории области единой транспортной политики за счет применения единых требований и норм транспортной деятельности, не нарушающей единой транспортной политики Российской Федерации;

в) равенство прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении транспортной деятельности;

г) развитие предпринимательства и добросовестной конкуренции;

д) соблюдение передовых требований к качеству обслуживания пассажиров;

е) уменьшение нагрузки на маршрутную сеть в муниципальных образованиях;

ж) использование современных информационных технологий на транспорте;

з) обеспечение защиты прав потребителей транспортных услуг (ст.3 Порядка).

В соответствии со ст.7 Порядка организатором конкурса по муниципальным маршрутам регулярных перевозок является уполномоченный орган местного самоуправления.

Согласно ст. 12 закона Оренбургской области от 04.03.2011 №4326/1015-IV-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» конкурс проводится не реже одного раза в пять лет или по истечении срока действия договора на обеспечение перевозок по маршрутам регулярных перевозок.

Оренбургским УФАС России установлено, что рынок по оказанию услуг в сфере осуществления пассажирских перевозок на территории м/о Адамовский район является конкурентным. На территории м/о Адамовский район Оренбургской области деятельность на данном рынке осуществляют следующие перевозчики: ИП <….>, ИП <….>, ИП <…..>, ИП <….>, и другие.

Таким образом, действия Администрации м/о Адамовский район Оренбургской области по заключению договора на обеспечение пассажирских перевозок на внутримуниципальных автобусных маршрутах с МУП ПАТП Адамовского района на 8 маршрутов на территории Адамовского района Оренбургской области без проведения конкурсных процедур направлены на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

К признакам ограничения конкуренции отнесены, в частности, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п.17 ст.4 Закона о защите конкуренции).

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 2  статьи 2  Федерального закона от 14.11.2002  № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее -  Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях)  унитарным предприятием признается коммерческая организация,  не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.  В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

В соответствии с п.5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

МУП ПАТП Адамовского района является хозяйствующим субъектом в понимании ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация м/о Адамовский район Оренбургской области, заключив с МУП ПАТП договор на пассажирские перевозки, не приняла мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам для участия в конкурсе на право заключения договоров на обслуживание пассажирских перевозок.

МУП ПАТП как сторона в указанном выше договоре в приоритетном порядке, минуя процедуру отбора перевозчиков, приобрело возможность выйти на рынок пассажирских перевозок и осуществлять деятельность по перевозке пассажиров, получать прибыль от осуществления данной деятельности вне конкуренции, а иные хозяйствующие субъекты, желавшие осуществлять данную деятельность, не получили возможности реализовать свое право на участие в конкурсе на право заключения договор на обслуживание пассажирских перевозок.

Таким образом, в момент заключения договора с МУП ПАТП Адамовского района от 01.02.2013г. действовали нормы Закона Оренбургской области, согласно которым договор на право осуществления перевозок должен был заключаться по результатам конкурса.

Более того, из представленных документов видно, что ИП <….> неоднократно обращался в администрацию м/о Адамовский район Оренбургской области с просьбой дать разрешение на открытие маршрута для перевозки пассажиров на территории Адамовского района, а именно, между населенными пунктами Адамовка-Теренсай-Юбилейное и обратно, а также на получение субсидии на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Адамовского района.

Однако, администрация м/о Адамовский район Оренбургской области бездействовала, не проводила конкурс на осуществление пассажирских перевозок, в котором мог участвовать ИП <….>, соответственно, нарушила ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Постановлением № 1915-п от 31.12.2014г. утвержден Порядок организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) автобусным маршрутам на территории м/о Адамовский район, который регламентирует основные процедуры организации конкурсного отбора претендентов на право заключения договора (далее – Порядок организации конкурсов).

Целью настоящего Порядка является создание условий для полного удовлетворения потребностей населения в транспортном обслуживании на основе приоритета жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности участников транспортного процесса над экономическими результатами (п.1.3 Порядка организации конкурса).

Таким образом, администрацией м/о Адамовский район был проведен открытый конкурс на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) автобусным маршрутам на территории м/о Адамовский район, что подтверждается извещением о проведении открытого конкурса № 01/15.

Предметом договора является право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) автобусным маршрутам на территории м/о Адамовский район согласно маршрутов:

Наименование маршрута:

Лот № 1: Адамовка-Красноярск-Аниховка;

Лот № 2: Адамовка-Джасай-Аниховка;

Лот № 3: Адамовка-Белополье-Баймурат-Теренсай-Юбилейный-Слюдяной;

Лот № 4: Адамовка-Новоадамовка-Нововинницк-Каинсай-Брацлавка-Аневка-Каменецк;

Лот № 5: Адамовка-Совхозный;

Лот № 6: Адамовка-Новосовхозный-Обильный;

Лот № 7: Адамовка-Шильда-Энбекши-Речной-Майский;

Лот № 8: Адамовка-Мещеряковка-Шильда-Елизаветинка;

Лот № 9: Адамовка-Джарлинский;

Лот № 10: Адамовка-Айдырлинский-Нижняя Кийма-Карабутак;

Лот № 11: Адамовка-Комсомольский.

По лотам № 1, № 2, № 6, № 11 не было подано ни одной заявки на участие в конкурсе, конкурс признан несостоявшимся.

По лотам № 3, № 4, № 5, № 8, № 9, № 10 договоры заключены с МУП «Пассажирские перевозки» Адамовского района.

По лоту № 7 договор заключен с ИП <…..>.

Как видно из представленных документов маршрут «Жуламансай-Андреевка-Теренсай-Белополье-Адамовка», по которому осуществляет пассажирские перевозки ИП <…..>, на конкурс не выставлялся.

В связи с чем, ИП <…..> не мог реализовать свое право на участие в конкурсе и осуществлять предпринимательскую деятельность на законных основаниях.

Таким образом, в действиях администрации м/о Адамовский район Оренбургской области имеются нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в непроведении конкурса на право заключения договора на обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) автобусным маршрутам на территории м/о Адамовский район Оренбургской области по маршруту «Жуламансай-Андреевка-Теренсай-Белополье-Адамовка».

Действия администрации м/о Адамовский район Оренбургской области повлекли ограничение конкуренции, лишили предпринимателя законных оснований участвовать в конкурсе и обслуживать маршрут «Жуламансай-Андреевка-Теренсай-Белополье-Адамовка».

Кроме того, пунктом 17  постановления Правительства Оренбургской области от 01.08.2011 № 695-п «О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» установлено, что извещение о проведении конкурса организатором конкурса опубликовывается в печатных средствах массовой информации, охватывающих территорию, на которой планируется проведение перевозок, и вместе с конкурсной документацией размещается на официальном сайте уполномоченного органа Правительства Оренбургской области. Извещение о проведении конкурса совместно с конкурсной документацией может размещаться на официальном сайте органа местного самоуправления.

В нарушение указанных норм администрацией м/о Адамовский район при проведении конкурса на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным муниципальным (внутрирайонным) маршрутам на территории м/о Адамовский район по 11 лотам (маршрутам) не осуществлялось размещение извещения и конкурсной документации на официальном сайте уполномоченного органа Правительства Оренбургской области (Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области).

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления  запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением  предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с ч.1 ст.18 Устава м/о Адамовский район Оренбургской области  структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган муниципального района - Совет депутатов;
 - глава муниципального образования - глава муниципального района;
- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования –администрация муниципального района;

 - контрольно-счетный орган муниципального образования – Контрольная комиссия.

В соответствии со ст. 26 Устава администрация района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

Согласно ч.1 ст.4 Устава м/о Адамовский район к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»  целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

В соответствии со ст.22 названного Закона на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать администрацию м/о Адамовский район нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».
  2. Выдать администрации м/о Адамовский район предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции: для чего:

- провести конкурс на право заключения договора на обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным внутрирайонным автобусным маршрутам на территории муниципального образования Адамовский район Оренбургской области по маршруту: «Жуламансай-Андреевка-Теренсай-Белополье-Адамовка», в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              <…..>

Члены Комиссии                                                                                         <…..>

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Предписание

 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <….>; членов Комиссии: <…..>,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50  Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», на основании решения по делу  №06-05-47/2014 о нарушении администрацией муниципального образования Адамовский район Оренбургской области ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

 

1. Администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области  ПРЕКРАТИТЬ нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г.  «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке внутримуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Адамовский район Оренбургской области, для чего в срок до «01» июня 2015 года:

- провести конкурс на право заключения договора на обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным внутрирайонным автобусным маршрутам на территории муниципального образования Адамовский район Оренбургской области по маршруту: «Жуламансай-Андреевка-Теренсай-Белополье-Адамовка», с учетом требований действующего законодательства.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до «08» июня 2015г. с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.

  

 

Председатель Комиссии                                                                       <……>

 

Члены Комиссии                                                                                         <…….>

 

 

                                                                                                                   

  

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.

Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны