Решение б/н Решение по делу № 06-05-50/2015 от 9 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской   области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <….>, членов Комиссии: <….>,

в присутствии представителя администрации МО Пономаревский район Оренбургской области <…..> (доверенность № 01-16/1761 от 01.12.2015г.);

рассмотрев дело № 06-05-50/2015 по признакам нарушения администрацией МО Пономаревский район Оренбургской области ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, не зарегистрированным на территории Оренбургской области, но осуществляющим сельскохозяйственную деятельность в пределах данной территории (постановление администрации МО Пономаревский район Оренбургской области № 342-п от 10.06.2015г.),

 

УСТАНОВИЛА:

По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства  установлено  следующее.

10.06.2015г. постановлением администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области № 342-п утвержден Административный регламент «По предоставлению муниципальной услуги по оформлению документов на выплату субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей за продукцию животноводства».

Пунктом 1.5 Административного регламента установлено, что заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются зарегистрированные на территории Оренбургской области организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Таким образом, действие данной нормы ограничено по территориальному признаку и распространяется только на сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на территории Оренбургской области.

Следовательно, в п.1.5 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации МО Пономаревский район от 10.06.2015 № 342-п, усмотрены признаки нарушения п.8 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», которые могут повлечь ограничение конкуренции путем создания дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, не зарегистрированных на территории Оренбургской области, однако, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в пределах данной территории.

Приказом Оренбургского УФАС России № 222 от 23.11.2015г. возбуждено дело в отношении Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области по признакам нарушения п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ  от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Определением от 23.11.2015г. (исх. №19143) дело №06-05-50/2015 назначено к рассмотрению на 04 декабря 2015г. на 14 ч. 00 мин.

В ходе заседания Комиссии представитель ответчика нарушение признал и пояснил следующее:

Администрация признает выявленные нарушения. В настоящий момент внесены изменения в постановление № 342-п от 10.06.2015г., из которого исключена фраза «зарегистрированные на территории Оренбургской области».

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

10.06.2015г. постановлением администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области № 342-п утвержден Административный регламент «По предоставлению муниципальной услуги по оформлению документов на выплату субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей за продукцию животноводства».

Пунктом 1.5 Административного регламента установлено, что заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются зарегистрированные на территории Оренбургской области организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Таким образом, действие данной нормы ограничено по территориальному признаку и распространяется только на сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на территории Оренбургской области.

Постановлениями Правительства Оренбургской области № 226-п от 22.03.2013г. «О предоставлении субсидий на поддержку племенного животноводства», № 227-п от 22.03.2013г. «Об утверждении порядка расходования средств на предоставление субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья овец и коз», № 228-п от 26.03.2013г. «О расходовании средств на предоставление субсидий на возмещение части затрат на один килограмм реализованного товарного молока» не устанавливается такое ограничение по территориальному признаку и распространяется на всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, выполнивших условия для получения субсидии.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Критерии отбора юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, которым предоставляются названные субсидии, администрацией м/о Пономаревский район Оренбургской области установлены без должного экономического обоснования и законодательного закрепления, поскольку законодательство субъекта не содержит каких-либо положений об установлении приоритета поддержки сельскохозяйственного производства на территории Оренбургской области в связи с наличием каких-либо объективных обстоятельств с целью достижения равенства всех товаропроизводителей названной сферы производства.

Такое нормативное правовое регулирование нарушает требования антимонопольного законодательства, поскольку ведет к созданию неравных условий в сфере производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации между производителями по признаку расположения хозяйств в различных субъектах, что недопустимо без законодательного обоснования (с экономическим подтверждением) правомерности такой превенции как льготы отдельным товаропроизводителям, к примеру, по объективным причинам находящимся в неравном положении с другими производителями сельскохозяйственной продукции, для выравнивания их положения, преследующего общие цели поддержки и развития сельского хозяйства.

В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

На основании абз. 7 ст. 2 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 N 455/380-II-ОЗ "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области" правовой акт - официальный письменный документ, содержащий правовые нормы или индивидуальные предписания, принятый в установленной форме правотворческим органом в пределах его компетенции.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона  № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ст.7).

Согласно п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п.8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   органам местного самоуправления   запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением  предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, создание дискриминационных условий.

На основании ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.21 Устава МО Пономаревский район Оренбургской области структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган МО, Глава МО, администрация МО, контрольно-счетный орган.

На основании ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования является органом местного самоуправления.

Администрация района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области (ч.1 ст.31 Устава).

Учитывая изложенное, Комиссия считает доказанным факт нарушения Администрацией муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, не зарегистрированных на территории Оренбургской области, но осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в пределах данной территории (постановление администрации МО Пономаревский район № 342-п от 10.06.2015г.).

Между тем, в ходе заседания Комиссии представитель ответчика представил копию Постановления Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 30.11.2015г. №662-п «О внесении изменений в постановление администрации МО Пономаревский район от 10.06.2015г. № 342-п «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по оформлению документов на выплату субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей за продукцию животноводства».

В соответствии с п.1 указанного Постановления из п.1.5 Административного регламента исключена фраза «зарегистрированные на территории Оренбургской области».

Постановление обнародовано в соответствии со ст. 30 Устава МО Пономаревский район и Положением о порядке опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования Пономаревский район, принятого решением Совета депутатов МО Пономаревский район № 224 от 31.10.2014г. Дата обнародования – 01.12.2015г.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства ответчиком устранено в добровольном порядке.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции»  целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

В соответствии со ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, п.1 ч.1 ст.48, ч.1 ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области нарушившей п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

2. Прекратить дело № 06-05-50/2015 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 06-05-50/2015 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    <……>

 

Члены Комиссии                                                                                                 <……>

         

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного орган.

Связанные организации

Связанные организации не указаны