Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела № 06-05-57/2015 ... от 8 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления – <....>; членов Комиссии – <....>, <....>, <....>

в присутствии заявителя – Председателя Оренбургской городской профсоюзной организации работников малого и среднего предпринимательства <....>;

в присутствии представителя ответчика – администрации г. Оренбурга – <....> (доверенность);

рассмотрев дело  № 06-05-57/2015 о нарушении администрацией   г. Оренбурга  ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившегося в принятии правового акта - Постановления администрации г. Оренбурга от 13.12.2013 г. № 3304-п «Об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается реализация алкогольной продукции», который приводит или может привести недопущению, ограничению, устранению конкуренции (установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров), руководствуясь ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

     По итогам рассмотрения заявления Оренбургской городской профсоюзной организации работников малого и среднего предпринимательства (далее – СоцПроф) (исх. 03/2015  - О.В.В. от 28.09.2015 г.) на действия администрации г. Оренбурга, установлено следующее.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Согласно ч. 2 указанных правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:

а) к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;

б) к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) к объектам военного назначения.

В соответствии с абз. 10 ч. 6 Правил органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 13.12.2013 г. № 3304-п «Об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается реализация алкогольной продукции» определено минимальное расстояние от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов военного назначения и спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, иных мест массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции для следующих категорий объектов.

Приложением № 1 к Постановлению администрации г. Оренбурга от 13.12.2013 г. № 3304-п определено минимальное расстояние от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов военного назначения и спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, иных мест массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции для следующих категорий объектов:

1. Для объектов торговли:

- 20 (двадцать) метров - при наличии у объектов и организаций обособленной территории;

- 50 (пятьдесят) метров - при отсутствии у объектов и организаций обособленной территории.

2. Для объектов общественного питания:

- 20 (двадцать) метров - для ресторанов и кафе;

- 300 (триста) метров - для объектов общественного питания, за исключением кафе и ресторанов.

Между тем, согласно положениям Межгосударственного стандарта - ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 г. № 1676-ст) рестораны, кафе, бары, кофейни и закусочные являются предприятиями общественного питания с возможностью реализации алкогольной продукции. Следовательно, указанные объекты осуществляют один вид деятельности - оказание услуг общественного питания.

Таким образом, Постановлением администрации г. Оренбурга от 13.12.2013 г. № 3304-п установлены различные допустимые расстояния до указанных предприятий, оказывающих услуги общественного питания, в связи с чем, им создаются неравные условия осуществления хозяйственной деятельности.

Ограничение розничной продажи алкогольной продукции и ее регулирование государством направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, что предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем, органы местного самоуправления, реализуя представленные им полномочия в данной сфере, не вправе выходить за рамки, установленные федеральным законодательством, необоснованно расширяя или сужая сферу действия ограничений.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с вышеизложенным, в Постановлении администрации г. Оренбурга от 13.12.2013 г. № 3304-п «Об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается реализация алкогольной продукции» усмотрены  признаки нарушения п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона  «О защите конкуренции»,  выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и в установлении запретов или введении ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Приказом Оренбургского УФАС России № 249 от 28.12.2015 г. возбуждено дело в отношении администрации города Оренбурга по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Определением от 28.12.2015 г. (исх. № 20931) дело № 06-05-57/2015 назначено к рассмотрению на 26 января 2016 г. на 14 ч. 30 мин.

В ходе рассмотрения дела, председатель Оренбургской городской профсоюзной организации работников малого и среднего предпринимательства заявленные требования поддержал и пояснил, что согласно Постановлению «Об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается реализация алкогольной продукции» от 13.12.2013 г. № 3304-п использование при определении дополнительной территории в качестве точки отсчета периметра границ обособленной территории увеличивает зону распространения запрета на продажу алкогольной продукции, в т.ч. применена дифференциация при наличии или отсутствии обособленной территории по сравнению с тем, когда дополнительная территория рассчитывается в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект, что влечет нарушение прав на осуществление предпринимательской деятельности указанной продукции, в связи с неправильным определением границ территорий, на которых розничная продажа алкогольной продукции запрещена. Также установлена дифференциация предприятий общественных питаний, что дает конкурентное преимущество одним объектам общественного питания перед другими.

В ходе рассмотрения дела, представитель администрации г. Оренбурга нарушение не признала и пояснила следующее.

Постановление «Об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается реализация алкогольной продукции» от 13.12.2013 г. № 3304-п принято в пределах компетенции органов местного самоуправ­ления, определенной Федеральным законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государ­ственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкоголь­ной продукции».

В соответствии с пунктами 7, 8 Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1425 (далее – Правила) способ расчета расстояния от организа­ций и (или) объектов, где не допускается розничная продажа алкогольной продук­ции, до границ прилегающих территорий определяется органом местного само­управления. Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих тер­риторий для каждой организации и (или) объекта, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции. При этом, Правилами конкретизируется необходимое условие определения территории - от входа до входа, что в постановлении администрации г. Оренбурга соблюдено.

Кроме того, Правилами закрепляется право органов местного самоуправления определять спо­соб расчета расстояний и применять дифференцированный подход при определении границ прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и на розничную прода­жу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

 В связи с вступлением в силу с 05.01.2016  г. Федерального закона от 05.10.2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 275-ФЗ) и в соответствии с разъяснениями ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденным до вступления в силу Закона № 275-ФЗ по признакам нарушений, предусматривающих с 05.01.2016 года обязанность выдачи предупреждения и не оконченным до вступления в силу указанных изменений, антимонопольным органам после вступления в силу изменений в Закон о защите конкуренции следует в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, принимать решения о необходимости отложения рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и выдаче предупреждения.

В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции. В случае неисполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит дальнейшему рассмотрению.

Руководствуясь ч. 3 ст. 39.1, ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 06-05-57/2015 отложить.

2. Назначить рассмотрение дела № 06-05-57/2015 на « 15 »  марта 2016 г. на « 11 » часов « 00 » минут по адресу: г. Оренбург ул. 9 Января 64, каб. 915.

3. Выдать администрации г. Оренбурга предупреждение об отмене или изменении актов, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Председатель Комиссии                                                                                    <....>

Члены Комиссии                                                                                        <....>

                                                                                                                    <....>

                                                                                                                <....>

Связанные организации

Связанные организации не указаны