Решение б/н Решение по делу № 06-06-02/2016 от 11 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы  по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии –заместителя руководителя –<<……>>; членов Комиссии –<<……>>, <<……>>, <<……>>, <<……>>,

в отсутствие представителей ответчика МАОУ «Пономаревская СОШ» (уведомлены надлежащим образом.);

в отсутствие представителей ответчика ООО «РЕМОТДЕЛКА» (уведомлены  надлежащим образом);

в отсутствие представителей ответчика Отдела образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области;

в отсутствие представителей Администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области - лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах (уведомлены надлежащим образом);

в отсутствие лица, располагающего сведениями- заместителя главы администрации по социальным вопросам м/о Пономаревский район Оренбургской области Попова В.В. (уведомлен надлежащим образом),

  рассмотрев дело № 06-06-02/2016 по признакам нарушения  МАОУ «Пономаревская СОШ», ООО «РЕМОТДЕЛКА» ч.4 ст.16 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения на капитальный ремонт здания МАОУ «Пономаревская СОШ» (договор подряда № 13 от 16.06.2014г.) в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По итогам проведенной Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

14 мая 2015г. между Министерством образования Оренбургской области и Администрацией м/о Пономаревский район Оренбургской области заключено соглашение № 8-ПАМ о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в общеобразовательных организациях при подготовке их к новому учебному году в 2015г.(далее- Соглашение).

Предметом Соглашения является осуществление совместных действий по организации финансирования и реализации мероприятий по текущему и капитальному ремонту, противоаварийным мероприятиям в общеобразовательных организациях при подготовке их к новому 2015-2016 учебному году, указанных в Приложении № 1, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения (п.1.1 Соглашения).

 Министерство перечисляет в порядке межбюджетных отношений для софинансирования расходов на проведение ремонтных работ в общеобразовательных учреждениях – 13 249600 (т ринадцать миллионов двести сорок девять тысяч шестьсот) рублей, при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования в сумме не менее 2 348 000 (два миллиона триста сорок восемь тысяч) рублей (п.2.1.3 Соглашения).

Согласно п.3.2 Соглашения первая часть субсидии в объеме 30 % перечисляется после подписания Соглашения, вторая часть субсидии перечисляется по факту исполнения муниципальных контрактов (договоров) и представления в министерство соответствующего пакета документов.

Срок действия соглашения до 31 декабря 2015г.

06.06.2014г. МАОУ «Пономаревская СОШ» направило в адрес ООО «РЕМОТДЕЛКА» письмо (исх.№ 12) с предложением заключить договор подряда на капитальный ремонт здания школы, в котором указало, что согласно смете, являющейся неотъемлемой частью договора, общая стоимость работ по договору составляет 83 183 190 (восемьдесят три миллиона сто восемьдесят три тысячи сто девяносто) рублей 00 копеек, в т.ч НДС.

06.06.2014г. ООО «Ремотделка» ответило согласием на предложение МАОУ «Пономаревская СОШ».

МАОУ «Пономаревская СОШ» заключило с ООО «РЕМОТДЕЛКА» договор подряда № 13 от 16.06.2014г.на проведение капитального ремонта здания МАОУ «Пономаревская СОШ», по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с.Пономаревка, ул.Советская,д.16.

Акты о приемке выполненных работ были подписаны заказчиком - МАОУ «Пономаревская СОШ» и подрядчиком - ООО «Ремотделка» (02.06.2015г., 17.07.2015г.и т.д.)

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Следовательно, ремонт здания школы относится к полномочиям органа местного самоуправления.

Правоотношения в данном случае возникли по вопросу выполнения работ (ремонт здания школы) для муниципальных нужд, что регулируется ст.72 Бюджетного кодекса, согласно которой  размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Пунктом 9 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает основания размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе, закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Капитальный ремонт школы, проведенный в рассматриваемом случае не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

К признакам непреодолимой силы, содержащимся в ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся чрезвычайные ситуации и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В связи с этим обстоятельства, явившиеся основанием для заключения  контрактов без проведения торгов с единственным подрядчиком, не являются непреодолимой силой.

Таким образом, ремонт здания школы, являющийся муниципальной нуждой, был осуществлен без проведения торгов, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о контрактной системе.

Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Таким образом, в действиях МАОУ «Пономаревская СОШ», ООО «РЕМОТДЕЛКА» усмотрены признаки нарушения  п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении договора на осуществление капитального ремонта здания МАОУ «Пономаревская СОШ», расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с.Пономаревка, ул.Советская, 16, в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством.

Приказом Оренбургского УФАС России № 30 от 25.02.2016г. было возбуждено дело № 06-06-02/2016. Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. № 2307 от 04.03.2016г.) рассмотрение дела № 06-06-02/2016 назначено на 25 марта  2016г. на 11 часов 50 минут. Определением (исх.№ 3473 от 31.03.2016г.) рассмотрение дела № 06-06-02/2016  отложено и назначено на 13 апреля 2016г.  на 11ч.30 мин. Определением (исх.№ 4416 от 18.04.2016г.) рассмотрение дела отложено и назначено на 18.05.2016г. 18.05.2016г. в заседании Комиссии обьявлен перерыв до 23.05.2016г. 23.05.2016г. рассмотрение дела отложено и назначено на 06 июня 2016г. на 11 ч.00 мин. (определение (исх.№ 6516 от 25.05.2016г.). Определением (исх.№ 6476 от 25.05.2016г.) срок рассмотрения дела продлен до 25.08.2016г. Рассмотрение дела № 06-06-02/2016 было отложено (исх.№ 7183 от 06.06.2016г.) и назначено на19 июля 2016г.

В ходе заседаний по данному делу представитель Отдела образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области нарушение не признал, пояснил следующее.

Директор МАОУ «Пономаревская СОШ» обязан предпринимать меры по поддержанию в надлежащем состоянии имущества, переданного МАОУ в оперативное управление, в т.ч здания школы.

В период с марта по май 2014г. директор МАОУ «Пономаревская СОШ» выявил неоднократные случаи повреждения отопительной системы школы, протечку кровли, что стало приводить к быстрому осыпанию бетона в кирпичной кладке в этой части здания.  Выяснить причину данных повреждений не представлялось возможным, так как для этого требуется привлечение специалистов, заключение с ними договора на выдачу технического заключения. Повреждения носили  внезапный характер, возникли весной 2014г. и могли привести к серьезным разрушениям здания, срыву отопительного сезона в следующем 2014-2015 учебном году. 14 июня 2014г. АНО «Технопарк» был подготовлен технический отчет по материалам инструментального обследования несущих и ограждающих конструкций здания школы. Выявлено недопустимое состояние кирпичных стен, системы отопления и конструкции пола, а также аварийное состояние совмещенной кровли, оконных конструкций. С соблюдением требований Федерального закона № 223-ФЗ МАОУ «Пономаревская СОШ», согласовав свою позицию с учредителем МАОУ, пришла к выводу о заключении договора в срочном порядке путем проведения закупки у единственного поставщика. Директор школы обратился в известные ему строительные организации с предложением заключить договор подряда на предлагаемых условиях. Согласие было дано только ООО «РЕМОТДЕЛКА».

Представитель МАОУ «Пономаревская СОШ» пояснил следующее.

Между школой и хозяйствующим субъектом был заключен договор о проведении работ по ремонту школы в связи с аварийностью. Кроме того, сроки для выполнения работ были очень короткие. Необходимо было успеть до начала нового учебного года

Представители ООО «РЕМОТДЕЛКА» пояснили следующее.

Необходимо было выполнить ремонтные работы здания школы ввиду его аварийности. Были определены первоочередные виды работ до нового учебного года.  С 14.06.2014г. по 25.08.2014г. были выполнены первоочередные работы.

Директор ООО «РЕМОТДЕЛКА» <<…..>> пояснил, что лично осматривал школу, которая, находилась в аварийной ситуации. Было известно, что здание школы находится в аварийном состоянии. Без перечисления денежных средств строительные организации не соглашались заключать договор и выполнять работы по ремонту. ООО «РЕМОТДЕЛКА» положительно зарекомендовали себя на территории района как добросовестный подрядчик.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующему.

14 мая 2015г. между Министерством образования Оренбургской области и Администрацией м/о Пономаревский район Оренбургской области заключено соглашение № 8-ПАМ о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в общеобразовательных организациях при подготовке их к новому учебному году в 2015г.(далее Соглашения).

Предметом соглашения является осуществление совместных действий по организации финансирования и реализации мероприятий по текущему и капитальному ремонту, противоаварийным мероприятиям в общеобразовательных организациях при подготовке их к новому 2015-2016 учебному году, указанных в Приложении № 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (п.1.1 Соглашения).

 Министерство перечисляет в порядке межбюджетных отношений для софинансирования расходов на проведение ремонтных работ в общеобразовательных учреждениях – 13 249600 (тринадцать миллионов двести сорок девять тысяч шестьсот) рублей, при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования в сумме не менее 2 348 000 (два миллиона триста сорок восемь тысяч) рублей (п.2.1.3 Соглашения).

Согласно п.3.2 Соглашения первая часть субсидии в объеме 30 % перечисляется после подписания соглашения, вторая часть субсидии перечисляется по факту исполнения муниципальных контрактов (договоров) и представления в министерство соответствующего пакета документов.

Срок действия соглашения до 31 декабря 2015г.

06.06.2014г. МАОУ «Пономаревская СОШ» направило в адрес ООО «РЕМОТДЕЛКА» письмо (исх.№ 12) с предложением заключить договор подряда на капитальный ремонт здания школы, в котором указала, что согласно смете, являющейся неотъемлемой частью договора, общая стоимость договора составляет 83 183 190 (восемьдесят три миллиона сто восемьдесят три тысячи сто девяносто) рублей 00 копеек, в т.ч НДС.

06.06.2014г. ООО «РЕМОТДЕЛКА» ответили согласием на предложение МАОУ «Пономаревская СОШ».

10 июня 2014г. состоялось заседание наблюдательного совета. На заседании присутствовали: представители учредителя: <<……>>, <<……>>; представитель районного Совета депутатов - <<……>>; представители общественности - <<…..>>.; представители работников учреждения: <<…..>>; приглашенные: директор школы <<…..>>. По результатам указанного заседания решили утвердить Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд МАОУ «Пономаревская СОШ», одобрить крупную сделку по заключению договора на выполнение противоаварийного капитального ремонта здания.

Однако в материалы дела представлена переписка между МАОУ «Пономаревская СОШ» и хозяйствующими субъектами: ООО «РЕМОТДЕЛКА», «СК «Стройгарант», ООО «Маштехразвитие»; ООО «Строительная компания «Челси» от 14.06.2014г. по поводу заключения договора подряда на капитальный ремонт здания школы.

14.06.2014г. МАОУ «Пономаревская СОШ» направило в адрес ООО «РЕМОТДЕЛКА» предложение (исх.№ 12) заключить договора подряда на капитальный ремонт здания МАОУ «Пономаревская СОШ», расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с.Пономаревка, ул.Советская, 16,  согласно смете на следующих условиях: срок выполнения работ - с момента подписания договора по 01.09.2015г.; механизмы, доставка и вывоз материалов транспортом включается в общую сумму договора; оплата работ производится в следующем порядке: поэтапно по мере поступления субсидий из бюджета Оренбургской области и бюджета Пономаревского района, но не позднее 01.09.2015г., на основании подписанных Сторонами акта о приемке выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).

14.06.2014г. МАОУ «Пономаревская СОШ» направило в адрес ООО «СК «Стройгарант» предложение (исх.№ 13) заключить договор подряда на капитальный ремонт здания МАОУ «Пономаревская СОШ». ООО «СК «Стройгарант» ответило отказом (исх.№ б/н. без даты), в связи с тем, что фактически невозможно исполнить условия договора в указанные сроки и на представленных условиях.

14.06.2014г. МАОУ «Пономаревская СОШ» направило в адрес ООО «Маштехразвитие» аналогичное предложение (исх.№ 14).  14.06.2014г. ООО «Маштехразвитие» уведомило (исх.№ 74-14)  МАОУ «Пономаревская СОШ» о том, что отсутствует возможность выполнить работы на предложенных условиях, в связи с отсутствием в организации оборотных средств, необходимых для выполнения работ в указанные сроки.

14.06.2014г. МАОУ «Пономаревская СОШ» направило в адрес ООО «Строительная компания «Челси» аналогичное предложение (исх.№ 16).  22.12.2014г. ООО «Строительная компания «Челси» уведомило (исх.№ 22)  МАОУ «Пономаревская СОШ»  отказом.

МАОУ «Пономаревская СОШ» заключило с ООО «РЕМОТДЕЛКА» договор подряда № 13 от 16.06.2014г.на проведение капитального ремонта здания МАОУ «Пономаревская СОШ», по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с.Пономаревка, ул.Советская,д.16.

25.08.2014г. сторонами был подписан акт о приемке выполненных работ на сумму 2 010 000, 00 руб.

20 октября 2014г. сторонами заключено дополнительное соглашение к договору № 13 от 16.02.2014г. Согласно п.1 дополнительного соглашения общая стоимость договора составляет 79 314 480 (семьдесят девять миллионов триста четырнадцать тысяч четыреста восемьдесят рублей) 00 коп.

Акты о приемке выполненных работ были подписаны заказчиком-МАОУ «Пономаревская СОШ» и Подрядчиком- ООО «РЕМОТДЕЛКА» (02.06.2015г., 17.07.2015г. на сумму 8 443 837, 97 руб., 31.07.2015г. на сумму  3 974 880, 00 руб., 31.07.2015г. на сумму  500 000, 00 руб.; 31.07.2015г. на сумму  1 610 000, 00 руб и т.д.).

Акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссии подписан: первым зам.главы администрации <<……>>, Директором МАОУ «Пономаревская СОШ» <<……>>; директором ООО «РЕМОТДЕЛКА» <<……>>, заведующим отделом образования <<……>>, ведущим специалистом м/о Пономаревский район <<……>>; начальником отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям м/о Пономаревский район <<……>>; депутатом районного Совета депутатов <<……>> и утвержден 17 июля 2014г. главой администрации Пономаревского района <<……>>.

17.07.2015г. МОАУ «Пономаревская СОШ» и ООО «РЕМОТДЕЛКА» заключили дополнительное соглашение к договору подряда № 13 от 17.06.2014г. Согласно п.1 стороны пришли к соглашению расторгнуть договор с принятием исполнения обязательств на сумму 33 793 137, 54 рубля и отсутствием финансирования на оставшуюся часть. Соглашение действует до 31.12.2015г.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. к вопросам местного значения муниципального владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п.3); а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона  от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Частью 1 ст.54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов (с 2014г. Законом о контрактной системе).

Согласно ст. 1 закона о контрактной системе предметом регулирования являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В соответствии с ч. 3 ст. 13  закона о контрактной системе целями осуществления закупок является в т.ч. выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Таким образом, ремонт здания школы относится к полномочиям органа местного самоуправления.

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом Российской Федерации от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 174-ФЗ субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), может создаваться автономное учреждение.

На основании части 7 статьи 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 этой же статьи.

В соответствии с ч.  1  ст.  78.1  Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат,  связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным)  заданием государственных (муниципальных)  услуг (выполнением работ).  Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.  Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,  бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,  местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации,  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,  местной администрацией.

Из анализа приведенных норм в совокупности следует,  что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.  При этом, указанные работы (услуги)  являются полномочиями органов местного самоуправления.  Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг)  для муниципального образования или органа местного самоуправления Федеральным законом «Об автономных учреждениях» не предусмотрено.  Указанные работы (услуги)  являются муниципальной нуждой и финансирование их выполнения осуществляется в порядке,  предусмотренном Законом о контрактной системе.  Выделение субсидий на эти цели муниципальному автономному учреждению ни Федеральным законом № 174-ФЗ,  ни Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.

Между тем, правоотношения возникли по вопросу выполнения работ (противоаварийного здания МАОУ «Пономаревская СОШ») для муниципальных нужд.

Кроме того,  предоставление субсидий на иные цели не может рассматриваться как предоставление субсидий на выполнение работ для муниципальных нужд,  поскольку бюджетные ассигнования на закупку товаров,  работ и услуг для муниципальных нужд и ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениями относятся к различным самостоятельным видами бюджетных ассигнований.  Кроме того,  для размещения заказов на поставки товаров,  выполнения работ,  оказание услуг для муниципальных нужд установлено специальное регулирование в виде Закона о контрактной системе.

ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Следовательно, указанное положение Закона о контрактной системе предусматривает основания размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой подразумеваются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Учитывая изложенное, капитальный ремонт школы не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

В связи с этим обстоятельства, явившиеся основанием для заключения  контрактов без проведения торгов с единственным подрядчиком, не являются непреодолимой силой.

Рынок по производству общестроительных работ является конкурентным, так на территории Оренбургской области действуют следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Группа СПЕКТР», ООО «УралРемСтрой», ООО «Блиц-2», ООО «ПТС «Ракурс», «РЕМОТДЕЛКА», «Оренбурггражданстрой», ООО «Волга-Строй-Урал», ООО «СнабСтройИнвест», ООО «АлькорТрансСтрой» и др.

Таким образом, ремонт здания школы, являющийся муниципальными нуждами, был осуществлен без проведения торгов, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказа (Закона о контрактной системе). Вследствие вышеуказанных обстоятельств хозяйствующие субъекты были лишены доступа на рынок по производству общестроительных  работ (ОКВЭД 45.21) в границах Оренбургской области, поскольку для доступа на данные рынки необходимо соблюдение определенных процедур – участие в торгах; что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке,  недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Из буквального смысла указанной статьи следует, что запрещаются только такие соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции).

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции  носит формальный характер, т.е. не требует обязательного наступления неблагоприятных последствий, а сам факт их возможного наступления образует оконченное правонарушение.

Заключение вышеуказанного договора МАОУ «Пономаревская СОШ» с ООО «РЕМОТДЕЛКА» представляет собой заключение соглашения между муниципальным учреждением и хозяйствующим субъектом, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В результате заключения договора образовательным учреждением с единственным поставщиком (исполнителем)  на выполнение работ  по капитальному ремонту здания школы получило доступ к выполнению работ по максимальной возможной цене без участия в конкурентных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими строительные работы на соответствующем рынке услуг.

Образовательное учреждение не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке побороться за заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания, лишило их возможности получения доступа к соответствующему товарному рынку. МАОУ «Пономаревская СОШ» в результате заключения договоров без проведения торгов не обеспечило эффективность расходования бюджетных средств, проявило субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам к участию в торгах.

Таким образом, ООО «РЕМОТДЕЛКА»  путем переписки с МАОУ «Пономаревская СОШ», заключения договора подряда на проведение капитального ремонта здания МАОУ «Пономаревская СОШ» без процедуры торгов, приобрело возможность получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции; иные хозяйствующие субъекты, желавшие выполнять работы по капитальному ремонту зданий не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанных договоров.

Согласно п.1, п.5 Положения об отделе образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области (утв. Постановлением № 34-п от 26.01.2009г.), п.1.1, п.1.8. Положения об отделе образования (утв. Постановлением администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области от 19.11.2014г. № 942-п) Отдел образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области является органом администрации  отраслевой компетенции, реализующим функции управления муниципальной системой образования и отраслевой координации в установленной сфере деятельности по Пономаревскому району. Отдел является юридическим лицом.

К компетенции Отдела относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (абз.5 ч.6 Положения (утв. Постановлением № 34-п от 26.01.2009г.)).

Согласно п.3.1 Положения об отделе образования (утв. Постановлением администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области от 19.11.2014г. № 942-п) отдел образования является главным распорядителем финансовых средств, выделяемых муниципальным образовательным организациям Пономаревского района.  От имени собственника муниципального имущества, комитета по управлению имуществом, осуществляет контроль за состоянием, содержанием и сохранностью основных средств и иного имущества, переданного в муниципальные образовательные организации Пономаревского района в соответствии с постановлением о передаче муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления ( п.3.2. Положения об отделе образования (утв. Постановлением администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области от 19.11.2014г. № 942-п).

В заседании Наблюдательного совета муниципального автономного образовательного учреждения «Пономаревская СОШ» при одобрении крупной сделки присутствовал заведующий отделом образования (протокол заседания наблюдательного совета МАОУ «Пономаревская СОШ» № 2 от 10 июня 2014г.)

Акты приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссией от 17 июля 2015г.  подписаны со стороны учредителя – заведующим отделом образования, со стороны заказчика – директором МАОУ «Пономаревская СОШ», со стороны подрядчика – генеральным директором ООО «РЕМОТДЕЛКА» <<…….>>.

Осуществление согласованных действий Отделом образования администрации м/о Пономаревский район, МАОУ «Пономаревская СОШ»  с ООО «РЕМОТДЕЛКА» представляет собой заключение соглашения между органом местного самоуправления, муниципальным учреждением и хозяйствующим субъектом, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В результате заключения  соглашения на выполнение работ  по капитальному ремонту МАОУ «Пономаревская СОШ»  ООО «РЕМОТДЕЛКА» получило доступ к выполнению работ по максимальной возможной цене без участия в конкурентных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими строительные работы на соответствующем рынке услуг. Таким образом, общество приобрело возможность получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции; иные хозяйствующие субъекты, желавшие выполнять работы по капитальному ремонту зданий не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанных договоров.

Отдел образования в результате бездействия по проведению торгов в установленном законом порядке, в результате одобрения крупной сделки МАОУ «Пономаревская СОШ», в результате заключения договора без проведения торгов не обеспечил эффективность расходования бюджетных средств, проявил субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечили равный доступ всем потенциальным участникам к участию в торгах.

Заключение  вышеуказанного договора в 2014г. без проведения торгов не могло гарантировать качественного и безопасного выполнения работ по капитальному ремонту здания.

В соответствии с ч.1 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным, в том числе  для муниципальных образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов, в целях недопущения ограничения конкуренции.

Таким образом, в действиях Отдела образования администрации м/о Пономаревский район, МАОУ «Пономаревская СОШ», ООО «РЕМОТДЕЛКА» факт нарушения п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора на капитальный ремонт здания МАОУ «Пономаревская СОШ», расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с.Пономаревка, ул.Советская, 16, в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, подтвержден.

С учетом того, что заключенное соглашение исполнено, антиконкурентные действия прекращены, Комиссия приходит к выводу об отсутствие необходимости в выдаче предписания.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности  за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать Отдел образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области нарушившим п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

2. Предписание Отделу образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области не выдавать.

3. Признать МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района Оренбургской области нарушившим п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

4. Предписание МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района Оренбургской области не выдавать.

5. Признать ООО «РЕМОТДЕЛКА» нарушившим п.4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

6.  Предписание ООО «РЕМОТДЕЛКА» не выдавать.

7. Передать материалы дела № 06-06-02/2016 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. 

 

Председатель Комиссии                                                                                   <<…..>>

Члены Комиссии                                                                                        <<…..>>

             <<…..>>

              <<.….>>

                                                                                                                          <<…..>>

                                                                                                                            

 

Примечание:  настоящее  решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны