Определение б/н Определение об отложении рассмотрения дела № 06-06-02/2017 от 14 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы  по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <<……>>>, заместителя руководителя Оренбургского УФАС России; членов Комиссии – <<……>>, <<…….>>, Петровой Л.Г., <<…….>>.;

в присутствии заявителя – прокурора Тоцкого района <<……>>,

в присутствии представителей ответчика – Администрации м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области: <<……>> (доверенность № 449 от 21.11.2017г.);  <<……>>(доверенность № 451 от 21.11.2017г.);

в отсутствие представителя ответчика ООО «Тоцкэнергетик» (уведомлены надлежащим образом);

рассмотрев дело № 06-06-02/2017 по признакам нарушения администрацией муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (Оренбургская область, Тоцкий район, с.Тоцкое-2, ул.А.И.Кобина, д.№ 9) и ООО «Тоцкэнергетик» (Оренбургская область, Тоцкий район, с.Тоцкое, ул.Энергетиков, д. № 1«А») п.4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения работ по установке светофоров на территории муниципального образования Зареченский сельсовет, п.Тоцкое-2, руководствуясь ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

27 января 2016г. Администрация м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области  и  ООО «Теплоэнергетик» заключили договор на поставку контроллера дорожного КДУ 3,2 Н в количестве 1 (одной) штуки, светофора транспортного светодиодного в количестве 2 (двух) штук. Цена по договору на поставку товара составляет 99900 (девяносто девять тысяч девятьсот) рублей (п. 2.1 договора).

  1. 21 марта 2016г. между ООО «Тоцкэнергетик» и Администрацией м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области заключен договор № 108  на установку светофоров на перекрестке ул.Ленина-ул.Калинина,  с.Тоцкое-2.

Общая стоимость работ составляет 99899 (девяносто девять тысяч восемьсот девяносто девять) рублей (п.2.1 договора).

Сроки выполнения работ с 06.06.2016г. по 17.06.2016г.

  1. 22 марта 2016г. между Администрацией м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области и ООО «Тоцкэнергетик» заключен договор № 109  на установку светофоров на перекрестке ул.Ленина-ул.Калинина,  с.Тоцкое-

Стоимость работ составляет 99899 (девяносто девять тысяч восемьсот девяносто  девять) рублей. (п.2.1 договора). Срок выполнения работ с 06.06.2016г. по 17.06.2016г. (п.3.1 договора).

3. 23 марта  2016г. между этими же сторонами  заключен договор № 110 на установку светофоров на перекрестке ул.Победы-ул.Калинина с.Тоцкое-2. Стоимость выполнения работ по договору составляет  99017 тыс. руб. (п.2.1 договора). Сроки выполнения работ 06.06.2016г.по 17.06.2016г.

4.24 марта 2016г. между этими же сторонами заключен договор № 111 на установку светофоров на перекрестке ул.Победы- ул.Рабочая с.Тоцкое-2.  Общая стоимость работ по договору составляет 99704 (девяносто девять тысяч семьсот четыре) рубля 00 коп. (п.2.1 Договора). Срок выполнения работ с 06.06.2016г. по 17.06.2016г.

Таким образом, Администрацией м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области с единственным  поставщиком – ООО «Тоцкэнергетик» были заключены договоры на установку светофоров на общую сумму 398519 (триста девяносто восемь пятьсот девятнадцать) руб.

На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к полномочиям органа местного самоуправления, то есть являются муниципальной нуждой. В связи с чем, при заключении муниципальных контрактов с подрядчиками необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе)  контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии сто статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п.4 ст.93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Фактически системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение  публичных нужд за счет использования бюджетных средств.

Администрацией м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области с единственным  поставщиком – ООО «Тоцкэнергетик» было заключено четыре договора на установку светофоров на установку светофоров на общую сумму 398519 (триста девяносто восемь пятьсот девятнадцать) руб. и в период с 21 марта по  24 марта 2016г..

Однако, несмотря на то, что ограничений по количеству и одноименности закупок, которые заказчик вправе осуществить в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не установлено, тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены контракты, свидетельствует о наличии факта умышленного дробления указанных контрактов на сумму до 100 000 рублей в целях их заключения с единственным подрядчиком. Таким образом, заключение договоров между  Администрацией м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области и ООО «Тоцкэнергетик»  в порядке п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе не соответствует цели и содержанию указанного основания заключения контракта с единственным исполнителем, а также не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов не обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения контрактов, а исключительно намерениями избежать необходимости проведения торгов при осуществлении  закупки на сумму свыше 100 000 рублей.

В результате заключения вышеуказанных договоров между администрацией МО Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области и ООО «Тоцкэнергетик» - единственным подрядчиком, данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

ООО «Тоцкэнергетик» является хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции», как совершенных с нарушением п. 4 данной нормы, установлению подлежит, в том числе, законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Из вышеобозначенных  договоров  следует, что они направлены на достижение единой хозяйственной цели (обеспечение безопасности дорожного движения приобретателем по ним является одно и то же лицо (администрация МО Зареченский  сельсовет), имеющее единый интерес, предметом – однородные услуги, работы (установка светофоров), в связи с чем,  фактически,  образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами  с целью обхода установленной законом необходимости проведения торгов.

При этом, отсутствие в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений, само по себе не является основанием для освобождения заказчика от проведения необходимых конкурсных процедур.

Следовательно, администрация Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области не обеспечила эффективность финансовых вложений, проявила субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечила равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.

ООО «Тоцкэнергетик», в свою очередь, заключил вышеперечисленные договоры без участия в конкурентных процедурах. Иные хозяйствующие субъекты, желавшие выполнять работы по установке светофоров не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанных договоров.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным, в том числе, и для хозяйствующих субьектов.

Приказом Оренбургского УФАС России № 90 от 02.11.2017г. было возбуждено дело № 06-06-06/2017.  Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. № 13881 от 14.11.2017г.) рассмотрение дела № 06-06-02/2017 назначено на 05 декабря 2017г. на 10 часов 30 минут.

В ходе рассмотрения дела Прокурор Тоцкого района Оренбургской области <<…..>>  пояснил следующее.

В рамках проверки были выявлено наличие ряда договоров на поставку и установку светофоров, заключенные между Администрацией м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района и ООО «Тоцкэнергетик» без проведения процедуры торгов. Сделка искусственно раздроблена.  Администрация мо Зареченский сельсовет Тоцкого района и ООО «Тоцкэнергетик» нарушили п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела представители Администрации м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области пояснили следующее.

Документы,  запрошенные определением о назначении дела № 06-06-02/2017 не представлены, в связи с тем, что они были изъяты правоохранительными органами. Договоры на установку светофоров заключались в соответствии со ст.93 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные материалы, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла  к выводу о необходимости отложения дела на основании ч.3 ст.48.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с направлением заключения об обстоятельствах дела.

В целях полного, всестороннего, объективного рассмотрения дела, на основании п. 5 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Отложить рассмотрение дела № 06-06-02/2017.

2. Назначить дело № 06-06-02/2017 к рассмотрению на 19.12.2017г. на 11 ч.00мин. по адресу: г. Оренбург, ул. 9 Января, 64, ком. 915.

3. Администрации м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области представить в Оренбургское УФАС России в срок до «___» декабря 2017 следующие документы и материалы:

- письменные пояснения по рассматриваемому делу (в том числе, информацию о том, каким образом был отобран подрядчик), со ссылкой на нормативно-правовые акты,

 - копии заключенных договоров на поставку и  установку светофоров в с.Тоцкое-2 с 1 января 2016г. по настоящее время;

- копии платежных поручений о перечислении денежных средств по оплате договоров на поставку и  установку светофоров в с.Тоцкое-2 с 1 января 2016г. по настоящее время;

- иные документы, имеющие значение по существу рассматриваемого дела.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – ООО «Тоцкэнергетик».

5. ООО «Тоцкэнергетик» представить в Оренбургское УФАС России в срок  до «___» декабря 2017г. следующие документы и материалы:

- письменные пояснения по рассматриваемому делу;

- копию переписки с администрацией м/о Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области по вопросу поставок, установки светофоров в пос.Тоцкое-2 Зареченского сельсовета Тоцкого района;

-  копию устава ООО «Тоцкэнергетик»;

- копию свидетельства о государственной регистрации ООО «Тоцкэнергетик» в качестве юридического лица;

- копию свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН);

- иные документы и информацию, имеющиеся существенное значение для рассмотрения обращения по существу.

           6. Явка сторон (с надлежащими доверенностями на участие в рассмотрении дела) обязательна.

    

Председатель Комиссии                                                                              <<……>>

 

Члены комиссии                                                                                <<…….>>

        <<……>>

        <<……>>

        <<…….>>

                                                                                             

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны