Определение б/н Определение об отложении рассмотрения дела № 06-06-04/2015 ... от 3 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы  по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя Управления – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей <....>; членов Комиссии – <....>, <....>, <....>, <....>, <....>, <....>

в присутствии руководителя ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий» – <....> (распоряжение), представителей – <....> (доверенность); <....> (доверенность);

в отсутствие представителя Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (сведения о надлежащем уведомлении отсутствуют);

в отсутствие представителя ООО «Госнорматив» (сведения о надлежащем уведомлении отсутствуют);

в присутствии представителей Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (уведомлены надлежащим образом) –  <....> (доверенность.); <....> (доверенность.);

 в присутствии представителя Правительства Оренбургской области – <....>(без доверенности оформленной надлежащим образом);

рассмотрев дело № 06-06-04/2015 по признакам нарушения  ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий» - организацией, исполняющей функции органов власти п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,  Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», ООО «Госнорматив» п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившимся в осуществлении действий, направленных на ограничение доступа на рынок по разработке и реализации строительной проектно-сметной документации, а также на рынок создания программ для ЭВМ, используемых при работе со сметными нормативами

УСТАНОВИЛА:

28.04.2015г. в Оренбургское УФАС России поступило Поручение ФАС России  (исх. № КА/19302/2015 от 20.04.2015г.) о необходимости рассмотрения вопроса возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции НО «»НАСИ», ООО «Госнорматив», ГАУ «Государственная экспертиза Оренбургской области» при заключении соглашения, ограничивающего доступ к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на рынках разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и разработки строительной проектно-сметной документации.

В ходе анализа представленных документов, информации полученной по запросу, а также нормативно-правовой базы установлено следующее.

Исходя из п.2.1. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-П10-14161, п. 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, пункту 2.2 постановления Правительства Оренбургской области №35-п от 19.01.2011 «О порядке организации и проведения проверки достоверности определения сметной стоимости при строительстве, реконструкции и (или) техническом перевооружении объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» сметные нормативы обязательны для применения при формировании сметной документации объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств государственных и муниципальных бюджетов.

Соответственно территориальные сметные нормативы и индексы изменения сметной стоимости Оренбургской области являются официальной информацией и служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Оренбургской области. Доступ к ним не должен быть ограничен.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 15.11.2010 N 820-п

"Об утверждении сборников территориальных сметных нормативов Оренбургской области" утверждены данные сборники территориальных сметных нормативов (далее сборники ТСН). Между тем, содержимое данных сборников, т.е. непосредственно сметные нормативы  не доступны для всеобщего обозрения.

При этом, данные сметные нормативы отсутствуют в общем доступе, в правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант», «ТехЭксперт»  опубликованы только Постановления Правительства Оренбургской области, сами сметные нормативы отсутствуют; на сайте http://rccsorenburg.ru/ сметные нормативы имеются, но с функцией ограничения печати и копирования, сохранения, прочтение данных нормативов затруднено.

Постановлением Правительства Оренбургской области № 233-п от 26.05.2009г. создано ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий» путем изменения типа существующего государственного учреждения «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области» (далее ГАУ).

В соответствии с п.2.4.2 Устава ГАУ вправе оказывать услуги по разработке сборников индексов и сметно-нормативных баз,  разработке текущих и краткострочных прогнозных индексов цен, представление данных по динамике текущих и прогнозных индексов цен, ценообразование на строительную продукцию, а также осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход.

Между Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее НО «НАСИ») и ГАУ «Государственная экспертиза Оренбургской области» заключен ряд договоров в целях формирования базы данных.

Исходя из смысла договоров ТСНБ ТЕР-2001 является производным продуктом, созданным на основании эталонной базы, исключительным правом на которую обладает НО «НАСИ».

Данными договорами определяется порядок разработки сметных нормативов, перевод сметных нормативов в базы данных, порядок их распространения и тиражирования. Согласно п. 5.1 договоров ГАУ должен  осуществлять изменение, дополнение и перевод ТСНБ ТЕР -2001 в программный продукт НО «НАСИ» и имеет право распространять ТСНБ ТЕР-2001 только в формате и составе программных продуктов, имеющих свидетельство ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительства и промышленности строительных материалов».

Между НО «НАСИ», ГАУ «Государственная экспертиза Оренбургской области» и ООО «Госнорматив» также заключен ряд договоров, согласно которым распространение ТСНБ ТЕР-2001 ООО «Госнорматив» осуществляется только  в составе  программных продуктов,  в отношении которых действует право воспроизведения Эталонной базы (п.4.6.4 договора).

Заключение  вышеуказанных договоров между НО «НАСИ», ГАУ и ООО «Госнорматив» привело к тому, что Конечные пользователи могут использовать территориальные сметные нормативы (ТСН), индексы, дополнения только путем приобретения специального программного продукта, который позволяет осуществлять расчет стоимости строительной продукции и услуг с использованием ТСН.

При этом исходя из вышеуказанных договоров такую информацию могут представить только: НО «НАСИ», ГАУ, ООО «Госнорматив», либо лица, получившие лицензию (сублицензию) на право пользования  базами данных, содержащих сметно-нормативные и информационно-справочные материалы по ценообразованию за определенное лицензионное вознаграждение.

Следовательно, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность, связанную с разработкой сметной, проектно-сметной документации, не может создать собственную базу данных сметных нормативов, т.к. они отсутствуют в общем доступе, и соответственно не может создать свою программу для ЭВМ, позволяющую ему использовать сметные нормативы, т.к. должен для этого получить определенную лицензию и свидетельство (сертификат), что препятствует доступу на рынок по разработке программ для ЭВМ.

Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Учитывая изложенное, в действиях  ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий»,  Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», ООО «Госнорматив» усматриваются признаки нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий, направленных на ограничение доступа на рынок по разработке и реализации строительной проектно-сметной документации, а также на рынок создания программ для ЭВМ, используемых при работе со сметными нормативами.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 110 от 11.06.2015г. возбуждено дело № 06-06-04/2015. Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх.№ 8345 от 11.06.2015г. рассмотрение дела № 06-06-04/2015 назначено на 23 июля 2015 г. на 14 ч. 30 мин. Определением (исх. № 11534 от 24.07.2015г.) рассмотрение дела отложено, назначено на 20.08.2015г. Определением (исх. № 13600 от 21.08.2015г.) рассмотрение дела отложено, назначено на 09.10.2015г. Определением (исх. № 17277 от 13.10.2015г.) рассмотрение дела отложено, назначено на 05.11.2015г. на 14ч.30мин. 05.11.2015г. в заседании Комиссии объявлен перерыв до 06.11.2015г. до 14ч.00мин. Определением (исх. № 18503 от 06.11.2015г.) рассмотрение дела отложено, назначено на 27.11.2015г. на 11ч.30мин. Приказом № 228 от 26.11.2015г. в состав Комиссии включена главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков информации и анализа <....>.

 В ходе рассмотрения дела представителя ГАУ нарушение не признали, пояснили следующее.

Создаваемая база данных сметных нормативов является объектом авторского права. Процесс создания данной базы является достаточно трудоемким и долгим. ГАУ занимается только деятельностью по составлению индексов цен и ценообразованию  с 2009г. на основании п. 2.4. Устава, сами сметные нормативы ГАУ не разрабатывает. В 2015г. иные договоры, за исключением ранее представленных в материалы дела, между ООО «Госнорматив», НО «НАСИ» не заключались. Разработка сметных нормативов осуществлялась в ранее созданном порядке: ГАУ получает доступ к эталонной базе, затем изучает текущие цены на материалы, изделия и конструкции и т.д., формирует индексы цен. Непосредственно разработкой сметных нормативов занимается ООО «Госнорматив», отобранный ГАУ в соответствии с ФЗ № 223 и Положением ГАУ о закупках. Созданные сметные нормативы в составе базы данных утверждаются на федеральном уровне и используются в составе программных продуктов. Все сметные нормативы имеются в общем доступе на сайте http://rccsorenburg.ru/. Деятельность по разработке сметных нормативов может осуществлять любое физическое или юридическое лицо. В настоящее время утверждены новые территориальные сметные нормативы.  Каким – либо нормативно-правовым актом данные нормативы не утверждались.

Представители Министерства нарушение не признали, пояснили следующее.

 ГАУ создано в соответствии с ФЗ «Об автономных учреждениях» и ГрК РФ. ГАУ не наделялось полномочиями Министерства. В Положении о министерстве указано, что оно обладает полномочиями только по организации процесса разработки проектов сметных нормативов. Следовательно, может разрешать организационные вопросы, направлять письма, проводить совещания, встречи и т.д. Министерство осуществило данные полномочия путем указания в Уставе ГАУ права на разработку сметных нормативов, т.е. таким образом, организовало процесс разработки сметных нормативов.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 45 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г.  «О защите конкуренции» срок рассмотрения дела составляет три месяца с момента возбуждения. случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле.

Учитывая изложенное, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к выводу о необходимости  получения  дополнительных доказательств для принятия решения по существу рассматриваемого дела.

В целях полного, всестороннего, объективного рассмотрения дела, на основании п.2,3 ч.1 ст.47 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Срок рассмотрения дела продлить до 11 марта 2016г.

2. Рассмотрение дела № 06-06-04/2015 отложить.

3. Назначить рассмотрение дела № 06-06-04/2015 на 15 января 2015г. на 10 ч.30 мин. по адресу:  г. Оренбург, ул. 9 Января, 64, ком. 915.

4. Правительству Оренбургской области представить в Оренбургское УФАС России в срок до «27» декабря 2015г. следующие документы и материалы:

- письменные пояснения по рассматриваемому делу; в т.ч. по вопросу порядка опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области, а также сметных нормативов;

- копию переписки, (в т.ч. электронная переписка,  служебные записки, иные внутренние документы) с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области», Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», ФАУ «ФЦЦС», Министерством регионального развития РФ по вопросам разработки, применения, утверждения (принятия) территориальных сметных нормативов, программного продукта  2008г.-2015г.,  в т.ч. по вопросу разработки, согласования территориальных сметных нормативов, утвержденных в 2015г.;

- иные документы, имеющие значение для принятия решения по существу рассматриваемого дела.

5. Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области представить в Оренбургское УФАС России в срок до «27» декабря 2015г. следующие документы и материалы:

- письменные пояснения по рассматриваемому делу, в т.ч. по вопросу опубликования сметных нормативов в общем доступе (полномочия, порядок и т.д.); по вопросу исполнения полномочий Министерством по организации  разработки сметных нормативом (что представляет собой организация данного процесса, информацию о проведенной работе с 2008г. с приложением подтверждающих документов);

-  копию переписки, (в т.ч. электронная переписка,  служебные записки, иные внутренние документы) с ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области», Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», ФАУ «ФЦЦС», Правительством Оренбургской области, Министерством регионального развития РФ по вопросам разработки, применения, утверждения (принятия) территориальных сметных нормативов, программного продукта  2008г.-2015г.,  в т.ч. по вопросу разработки, согласования территориальных сметных нормативов, утвержденных в 2015г.;

- иные документы, имеющие значение для принятия решения по существу рассматриваемого дела.

6. ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области» представить в Оренбургское УФАС России в срок до «27» декабря 2015г. следующие документы:

  -  копии переписки, (в т.ч. электронная переписка,  служебные записки, иные внутренние документы) с ООО «Госнорматив», Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», ФАУ «ФЦЦС», Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Правительством Оренбургской области, Министерством регионального развития РФ по вопросам разработки, применения, утверждения (принятия) территориальных сметных нормативов, программного продукта  за 2008-2015гг.,  в т.ч. по вопросу разработки, согласования территориальных сметных нормативов, утвержденных в 2015г.;

- информацию о движении денежных средств на лицевых счетах за 2014-2015гг.;

- копию положения о закупках, действующего в 2014-2015г.

- иные документы, имеющие значение для принятия решения по существу рассматриваемого дела.

7. Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» представить в Оренбургское УФАС России в срок до «27» декабря 2015г. следующие документы:

- письменные пояснения по рассматриваемому делу;

-  копии переписки, (в т.ч. электронная переписка,  служебные записки, иные внутренние документы) с ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области», ООО «Госнорматив», ФАУ «ФЦЦС», Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Правительством Оренбургской области, Министерством регионального развития РФ по вопросам разработки, применения, утверждения (принятия) территориальных сметных нормативов, программного продукта   за 2008-2015гг.,  в т.ч. по вопросу разработки, согласования территориальных сметных нормативов, утвержденных в 2015г.

-  копии учредительных документов юридического лица со всеми изменениями, приложениями и дополнениями в действующей редакции;

- копии обращений физических, юридических лиц по вопросу выдачи (приобретения) территориальных сметных нормативов, а также ответы на данные обращения;

 - копию переписки по вопросам создания и распространения программного продукта для использования ТСНБ ТЕР-2001;

- иные документы, имеющие значение для принятия решения по существу рассматриваемого дела.

8. ООО «Госнорматив» представить в Оренбургское УФАС России в срок до «27» декабря 2015г. следующие документы:

-  копии переписки, (в т.ч. электронная переписка,  служебные записки, иные внутренние документы) с ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области», Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», ФАУ «ФЦЦС», Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Правительством Оренбургской области, Министерством регионального развития РФ по вопросам разработки, применения, утверждения (принятия) территориальных сметных нормативов, программного продукта   за 2008-2015гг.,  в т.ч. по вопросу разработки, согласования территориальных сметных нормативов, утвержденных в 2015г.;

- копии сублицензионных договоров (2-3) за 2011,2015г.

-перечень разработчиков, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области;

- иные документы, имеющие значение для принятия решения по существу рассматриваемого дела.

9. Явка  ответчиков  по  делу, заинтересованного лица, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, или их  представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <....>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                          <....>

     <....>

<....>

<....>

 <....>

<....>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны