Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 06-06-04/2016 о нарушении а... от 15 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Чеганлинская основная общеобразовательная школа», ООО «Регул Х»» п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения строительных работ, путем заключения гражданско – правового договора № 15 от 28.09.2015 г. на выполнение работ по капитальному ремонту здания и усилению строительных конструкций без проведения торгов, руководствуясь ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

По итогам рассмотрения материалов, поступивших из Абдулинской межрайонной прокуратуры Оренбургской области (вх. № 1112 от 19.02.2016 г.) о нарушении ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Регул Х», МБОУ «Чеганлинская основная общеобразовательная школа» установлено следующее.

28.07.2015 г. между муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Чеганлинская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Чеганлинская ООШ», заказчик), в лице директора <....>, и обществом с ограниченной ответственностью «Регул Х» (далее – подрядчик), в лице генерального директора <....>, заключен гражданско – правовой договор № 15 (далее – Договор).

Преамбулой Договора обозначено, что указанный договор заключается в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, п. 9. ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и на основании экспертного заключения о состоянии строительных конструкций МБОУ «Чеганлинская ООШ», расположенной по адресу: Оренбургская обл., Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, д. 11 от 20.07.2015 г. № 274-07/2015.

Согласно п. 1.1 Договора подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» (Объект), расположенного по адресу: Оренбургская обл., Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, д. 11, в соответствии с условиями настоящего договора, ведомостью объемов работ, сводным расчетом работ, сводным сметным расчетом и сдать объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы по Объекту.

Пунктом 2.1 Договора определена его цена, которая составляет 40 000 000 (сорок миллионов) рублей согласно сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта, и которая может быть изменена по результатам положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости.

Обозначенная цена договора включает в себя НДС, стоимость работ, материалов, необходимых для выполнения работ (их доставку), стоимость сопутствующих (в том числе подготовительных) работ, техническое, транспортное и иное организационное обеспечение выполнения работ, оплату налогов, сборов, иных обязательных платежей (п. 2.2 Договора).

В соответствии с п. 2.3 Договора оплата выполненных работ производится Заказчиком в два этапа: за первый этап до 01 августа 2016 г., за второй этап – до 31 декабря 2016 г.

Сроки выполнения работ определены Графиком производства работ, который обозначен Приложением № 3 к Договору (п. 3.1 Договора).

Начальный срок выполнения работ определен датой заключения Договора,  само выполнение работ было разделено на два этапа: первый этап до 25 августа 2015 г. (строительные работы по ремонту спортзала школы: кровля, потолок, окна), второй этап с 10 июня 2016 г. до 10 августа 2016 г. (строительные работы по ремонту здания школы: кровля, окна в количестве 45 штук).

15.10.2015 г. между МБОУ «Чеганлинская ООШ» и ООО «Регул Х» в соответствии с положениями ГК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, на основании экспертного заключения о состоянии строительных конструкций МБОУ «Чеганлинская ООШ», расположенных по адресу: Оренбургская область, Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, д. 11 от 20.07.2015 года № 274-07/2015, во исполнение предписания Абдулинской межрайонной прокуратуры от 02.10.2015 № 7-2-2015 «Об устранении нарушений требований законодательства о размещении муниципальных заказов для муниципальных нужд и бюджетного законодательства» в части приведения указанного договора исключительно в объеме строительных работ необходимых для снятий аварийности здания, заключено дополнительное соглашение к гражданско – правовому договору № 15 от 28.07.2015 г., которым были внесены следующие изменения:

1) Пункт 1.1. Договора изложен в следующей редакции:

«Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по снятию аварийности здания - капитальный ремонт кровли и замена перекрытия над спортзалом в МБОУ «Чеганлинская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Оренбургская область, Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, д. 11, в соответствии с условиями настоящего договора, ведомостью объемов работ (Приложение № 1), локальным сметным расчетом и сдать объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы по Объекту».

2) Пункт 2.1. Договора изложен в следующей редакции:

«Цена договора составляет 7570911 (семь миллионов пятьсот семьдесят тысяч девятьсот одиннадцать) рублей без НДС согласно локального сметного расчета стоимости капитального ремонта (Приложение № 2). Цена договора может быть изменена по результатам положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости».

3) Из пункта 2.2 Договора слова «Цена договора включает в себя НДС» по тексту Договора исключены.

4) Пункт 2.3. Договора изложен в следующей редакции:

«Расчет за выполненные работы производится Заказчиком на основании подписанных актов приемки выполненных работ в пределах сметной стоимости работ, справок о стоимости выполненных работ (формы КС-2, КС-3) и иных отчетных документов, необходимых для оплаты путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика до 01 июля 2016г.

Форма оплаты – безналичный расчет».

5) Пункт 3.1 Договора изложен в следующей редакции:

«Сроки выполнения работ определяются Графиком производства работ (Приложение № 3), являющимся неотъемлемой частью договора. Начальный срок выполнения работ - дата заключения настоящего договора. Конечный срок выполнения работ - до 20 декабря 2015 года».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11).

В соответствии с п. 5  ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93  Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Следовательно, указанное положение Закона о контрактной системе предусматривает два условия размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): возникновение ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы и (или) необходимость срочного медицинского вмешательства. При этом обязательным требованием является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами, требующими затрат времени.

Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой подразумеваются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Следовательно, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень случаев, когда ситуация признается чрезвычайной, при этом основным критерием признания ситуации таковой является внезапность наступления и ее непредвиденность ввиду наличия событий, произошедших не по вине человека. Учитывая изложенное, ремонт школы, находящейся в аварийном состоянии ввиду его физического износа, не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

Между тем, 16.07.2015 г. состоялось внеочередное заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области (далее – Комиссия по ЧС и ОПБ) под председательством главы администрации – <....> (протокол № 6).

На указанном заседании Комиссия по ЧС и ОПБ, на основании представленной информации главным специалистом управления капитального строительства и архитектуры администрации МО Абдулинский район <....> о проведении визуального обследования строительных конструкций здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» и об оценивании технического состояния некоторых строительных конструкций как недопустимое, постановила начальнику отдела образования МО Абдулинский район <....> запретить эксплуатацию и организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций МБОУ «Чеганлинская ООШ».

 20.07.2015 г. Комиссией по ЧС и ОПБ проведено заседание, на котором информацию представил <....> о том, что 20.07.2015 г. специалистами ООО «Альянс Проект» проведено визуально – инструментальное обследование несущих и ограждающих строительных конструкций здания МБОУ «Чеганлинская ООШ», из результатов которого следует, что их общее техническое состояние оценивается как аварийное, их эксплуатация допускается только при условии выполнения ремонта в соответствии с ведомостью дефектов и повреждений. Из выступления и.о. заместителя администрации по социальной политики <....> следует, что в здании МБОУ «Чеганлинская ООШ» за все время эксплуатации капитальный ремонт ни разу не проводился.

По итогам проведенного выше заседания Комиссия по ЧС и ОПБ постановила о введении начальником отдела образования МО Абдулинский район Ивасюк С.В. запрета с 21.07.2015 г. эксплуатации здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» и решении вопроса о проведении ремонта здания.

Из совокупного анализа вышеизложенного следует, что аварийное состояние здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» установилось ввиду его физического износа, его фактической эксплуатации с момента постройки – с 1947 г. и на фоне несвоевременного осуществления органами местного самоуправления контроля состояния зданий, находящихся в муниципальной собственности. Учитывая, что предметом гражданско – правового договора  является осуществление капитального ремонта здания школы, это не может являться действием, направленным на ликвидацию последствий аварийного состояния здания.

Таким образом, заключение гражданско – правового договора № 15 от 29.07.2015 г. было осуществлено без проведения торгов. В результате заключения указанного договора образовательным учреждением с единственным поставщиком (исполнителем)  на противоаварийные мероприятия и  капитальный ремонт здания школы  МБОУ «Чеганлинская ООШ», ООО «Регул Х» получило доступ к выполнению работ по максимальной возможной цене без участия в состязательных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, что определяет его положение как преимущественное по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими аналогичный вид деятельности на соответствующем рынке услуг. Таким образом, общество приобрело возможность получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции; иные хозяйствующие субъекты – потенциальные исполнители, желавшие выполнять работы по капитальному ремонту здания не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанного договора.

В свою очередь, образовательное учреждение не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке для участия в конкурентных процедурах за заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания, лишило их возможности получения доступа к соответствующему товарному рынку. МБОУ «Чеганлинская ООШ» в результате заключения договоров без проведения торгов не обеспечило эффективность расходования бюджетных средств, проявило субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам к участию в торгах. Указанные обстоятельства повлекли ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке,  недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области установлено, что рынок по производству общестроительных работ является конкурентным, так на территории Оренбургской области действуют следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Стройкапитал», ООО «СтройСити», ООО «СТРОЙКОМ И», ООО «Стройиндустрия», ООО «Профи-Строй» и др.

ООО «Регул Х», является хозяйствующим субъектом и полноправным  участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Кроме того, ООО «Регул Х» является субъектом предпринимательской деятельности в сфере строительства и строительных работ  и должно знать об условиях и порядке заключения государственных контрактов  на выполнение строительных работ. Заключая договор не по результатам торгов, общество должно было убедиться в наличии условий, предусмотренных ст. 93 Закона о контрактной системе, позволяющих заключить данный контракт.

Таким образом, сторонам по договору № 15 от 28.07.2015 г. было заранее известно о необходимости проведения именно работ по выполнению капитального ремонта здания школы, а не ликвидации последствий аварии и т.д.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Из буквального смысла указанной статьи следует, что запрещаются только такие соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,  в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции).

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции  носит формальный характер, т.е.  не требует обязательного наступления неблагоприятных последствий, а сам факт их возможного наступления образует оконченное правонарушение.

Таким образом, в действиях МБОУ «Чеганлинская ООШ», ООО «Регул Х» усмотрены признаки нарушения  п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении гражданско – правового договора подряда № 15 от 28 июля 2015 г. на выполнение работ по противоаварийным мероприятиям и капитальному ремонту здания школы МБОУ «Чеганлинская общеобразовательная школа» по адресу: Оренбургская область, Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, 11  в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от « 21 » марта 2016 г. № «54» о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МБОУ «Чеганлинская основная общеобразовательная школа» (ул. Тукаевская, 11, с. Чеганлы, Абдулинский р-н, Оренбургская обл., 461766), ООО «Регул Х» (Пилюгинское шоссе, 114, г. Бугуруслан, Оренбургская обл., 461630) п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ч. 13 ст. 44 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 06-06-04/2016 к рассмотрению на « 06 » мая 2016 г. «14» часов « 30 » минут  по адресу:  г. Оренбург, ул. 9 Января, 64, ком. 915. Регистрация сторон производится за 15 минут до начала рассмотрения дела.

2. Привлечь к участию в качестве ответчика - МБОУ «Чеганлинская основная общеобразовательная школа» (ул. Тукаевская, 11, с. Чеганлы, Абдулинский р-н, Оренбургская обл., 461766).

3. Привлечь к участию в качестве ответчика - ООО «Регул Х» (Пилюгинское шоссе, 114, г. Бугуруслан, Оренбургская обл., 461630).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица – отдел образования администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской обл. (ул. Коммунистическая, 276, г. Абдулино, Оренбургская область, 461744).

4. МБОУ «Чеганлинская основная общеобразовательная школа» в Оренбургское УФАС России в срок до « 06 » мая 2016 г. следующие документы и материалы:

- письменные пояснения по рассматриваемому делу со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- копию актов Администрации Абдулинского района об учреждении МБОУ «Чеганлинская ООШ»;

- копии документов (платежных поручений, выписки со счетов и т.п.), подтверждающих перечисление денежных средств  ООО «Регул Х» по договору № 15 от 28.07.2015 г.;

- копии актов КС-2, КС-3 по гражданско – правовому договору № 15 от 28.07.2015 г.;

- копию соглашения о выделении денежных средств МБОУ «Чеганлинская ООШ» МО  Абдулинский район в 2015 г. на  капитальный ремонт здания, либо иные документы, подтверждающие выделение денежных средств на капитальный ремонт здания;

- копии документов о выборе подрядчиком ООО «Регул Х» (протоколы собраний, совещаний и т.д.);

- копию переписки с ООО «Регул Х» по вопросу осуществления работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Чеганлинская ООШ»;

- копию переписки с отделом образования администрации Абдулинского района о необходимости выделения денежных средств для капитального ремонта здания;

- иные документы, имеющие значение для принятия решения по существу рассматриваемого дела.

6. Отделу образования администрации Абдулинского района представить  в Оренбургское УФАС России в срок до «06» мая» 2016 г. следующие документы:

- письменные пояснения по существу рассматриваемого делу;

- копию соглашения о выделении денежных средств МБОУ «Чеганлинская ООШ» МО  Абдулинский район в 2015 г. на  капитальный ремонт здания;

- копии документов (платежный поручений) подтверждающих  выделение денежных средств МБОУ «Чеганлинская ООШ» МО Абдулинский район на капитальный ремонт здания;

- копию соглашения о выделении денежных средств из областного бюджета для капитального ремонта здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» МО  Абдулинский район;

- копию переписки по вопросу исполнения ООО «Регул Х» договора № 15 от 28.07.2015 г.

  - иные документы, имеющие значение для принятия решения по существу рассматриваемого дела.

7. ООО «Регул Х» представить  в Оренбургское УФАС России в срок до «06» мая 2016 г. следующие документы:

- письменные пояснения по существу рассматриваемого дела;

- копию переписки с МБОУ «Чеганлинская ООШ», отделом образования администарции МО Абдулинский район по вопросу выполнения работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Чеганлинская ООШ»;

- журнал производства paбот по выполнению капитального ремонта здания МБОУ «Чеганлинская ООШ»;

- копию свидетельства о регистрации в качестве юридического лица;

- копию свидетельства о постановке на налоговый учет;

- копии учредительных документов;

- иные документы, имеющие значение для принятия решения по существу рассматриваемого дела.

8. Явка представителей сторон с надлежащими доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         <....>

 

 

 

<....>

8 (3532) 78-66-28

Связанные организации

Связанные организации не указаны