Определение б/н Определение от 14 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей <....>; членов Комиссии – <....>, <....>,<....>;

в присутствии представителя МБОУ «Чеганлинская ООШ» - <....> (Распоряжение по личному составу);

в присутствии представителя ООО «Регул Х» - <....> (доверенность);

в присутствие представителя администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области – <....> (доверенность б/н от  14.01.2016 г.);

в отсутствие представителя управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области (уведомлено надлежащим образом);

в присутствии представителей Отдела образования Администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области – <....> (доверенность № 3 от 04.05.2016 г.), <....> (доверенность № 4 от 04.05.2016 г.);

рассмотрев дело № 06-06-04/2016 о нарушении Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Чеганлинская основная общеобразовательная школа», ООО «Регул Х»» п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения строительных работ, путем заключения гражданско – правового договора № 15 от 28.07.2015 г. на выполнение работ по капитальному ремонту здания и усилению строительных конструкций без проведения торгов,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По итогам рассмотрения материалов, поступивших из Абдулинской межрайонной прокуратуры Оренбургской области (вх. № 1112 от 19.02.2016 г.) о нарушении ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Регул Х», МБОУ «Чеганлинская основная общеобразовательная школа» установлено следующее.

28.07.2015 г. между муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Чеганлинская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Чеганлинская ООШ», заказчик), в лице директора <....>, и обществом с ограниченной ответственностью «Регул Х» (далее – подрядчик), в лице генерального директора <....>., заключен гражданско – правовой договор № 15 (далее – Договор).

Преамбулой Договора обозначено, что указанный договор заключается в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, п. 9. ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и на основании экспертного заключения о состоянии строительных конструкций МБОУ «Чеганлинская ООШ», расположенной по адресу: Оренбургская обл., Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, д. 11 от 20.07.2015 г. № 274-07/2015.

Согласно п. 1.1 Договора подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» (Объект), расположенного по адресу: Оренбургская обл., Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, д. 11, в соответствии с условиями настоящего договора, ведомостью объемов работ, сводным расчетом работ, сводным сметным расчетом и сдать объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы по Объекту.

Пунктом 2.1 Договора определена его цена, которая составляет 40 000 000 (сорок миллионов) рублей согласно сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта, и которая может быть изменена по результатам положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости.

В соответствии с п. 2.3 Договора оплата выполненных работ производится Заказчиком в два этапа: за первый этап до 01 августа 2016 г., за второй этап – до 31 декабря 2016 г.

Сроки выполнения работ определены Графиком производства работ, который обозначен Приложением № 3 к Договору (п. 3.1 Договора).

Начальный срок выполнения работ определен датой заключения Договора,  само выполнение работ было разделено на два этапа: первый этап до 25 августа 2015 г. (строительные работы по ремонту спортзала школы: кровля, потолок, окна), второй этап с 10 июня 2016 г. до 10 августа 2016 г. (строительные работы по ремонту здания школы: кровля, окна в количестве 45 штук).

15.10.2015 г. между МБОУ «Чеганлинская ООШ» и ООО «Регул Х» в соответствии с положениями ГК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, на основании экспертного заключения о состоянии строительных конструкций МБОУ «Чеганлинская ООШ», расположенных по адресу: Оренбургская область, Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, д. 11 от 20.07.2015 года № 274-07/2015, во исполнение предписания Абдулинской межрайонной прокуратуры от 02.10.2015 № 7-2-2015 «Об устранении нарушений требований законодательства о размещении муниципальных заказов для муниципальных нужд и бюджетного законодательства» в части приведения указанного договора исключительно в объеме строительных работ необходимых для снятий аварийности здания, заключено дополнительное соглашение к гражданско – правовому договору № 15 от 28.07.2015 г., которым были внесены следующие изменения:

1) Пункт 1.1. Договора изложен в следующей редакции:

«Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по снятию аварийности здания - капитальный ремонт кровли и замена перекрытия над спортзалом в МБОУ «Чеганлинская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Оренбургская область, Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, д. 11, в соответствии с условиями настоящего договора, ведомостью объемов работ (Приложение № 1), локальным сметным расчетом и сдать объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы по Объекту».

2) Пункт 2.1. Договора изложен в следующей редакции:

«Цена договора составляет 7570911 (семь миллионов пятьсот семьдесят тысяч девятьсот одиннадцать) рублей без НДС согласно локального сметного расчета стоимости капитального ремонта (Приложение № 2). Цена договора может быть изменена по результатам положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости».

3) Из пункта 2.2 Договора слова «Цена договора включает в себя НДС» по тексту Договора исключены.

4) Пункт 2.3. Договора изложен в следующей редакции:

«Расчет за выполненные работы производится Заказчиком на основании подписанных актов приемки выполненных работ в пределах сметной стоимости работ, справок о стоимости выполненных работ (формы КС-2, КС-3) и иных отчетных документов, необходимых для оплаты путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика до 01 июля 2016г.

Форма оплаты – безналичный расчет».

5) Пункт 3.1 Договора изложен в следующей редакции:

«Сроки выполнения работ определяются Графиком производства работ (Приложение № 3), являющимся неотъемлемой частью договора. Начальный срок выполнения работ - дата заключения настоящего договора. Конечный срок выполнения работ - до 20 декабря 2015 года».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11).

В соответствии с п. 5  ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93  Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Следовательно, указанное положение Закона о контрактной системе предусматривает закрытый перечень условий размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом обязательным требованием является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами, требующими затрат времени.

Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой подразумеваются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Следовательно, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень случаев, когда ситуация признается чрезвычайной, при этом основным критерием признания ситуации таковой является внезапность наступления и ее непредвиденность ввиду наличия событий, произошедших не по вине человека. Учитывая изложенное, ремонт школы, находящейся в аварийном состоянии ввиду его физического износа, не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

Между тем, 16.07.2015 г. состоялось внеочередное заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области (далее – Комиссия по ЧС и ОПБ) под председательством главы администрации – <....> (протокол № 6).

На указанном заседании Комиссия по ЧС и ОПБ, на основании представленной информации главным специалистом управления капитального строительства и архитектуры администрации МО Абдулинский район <....> о проведении визуального обследования строительных конструкций здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» и об оценивании технического состояния некоторых строительных конструкций как недопустимое, постановила начальнику отдела образования МО Абдулинский район <....> запретить эксплуатацию и организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций МБОУ «Чеганлинская ООШ».

 20.07.2015 г. Комиссией по ЧС и ОПБ проведено заседание, на котором информацию представил <....> о том, что 20.07.2015 г. специалистами ООО «Альянс Проект» проведено визуально – инструментальное обследование несущих и ограждающих строительных конструкций здания МБОУ «Чеганлинская ООШ», из результатов которого следует, что их общее техническое состояние оценивается как аварийное, их эксплуатация допускается только при условии выполнения ремонта в соответствии с ведомостью дефектов и повреждений. Из выступления и.о. заместителя администрации по социальной политики <....> следует, что в здании МБОУ «Чеганлинская ООШ» за все время эксплуатации капитальный ремонт ни разу не проводился.

По итогам проведенного выше заседания Комиссия по ЧС и ОПБ постановила о введении начальником отдела образования МО Абдулинский район <....> запрета с 21.07.2015 г. эксплуатации здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» и решении вопроса о проведении ремонта здания.

Из совокупного анализа вышеизложенного следует, что аварийное состояние здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» установилось ввиду его физического износа, его фактической эксплуатации с момента постройки – с 1947 г. и на фоне несвоевременного осуществления органами местного самоуправления контроля состояния зданий, находящихся в муниципальной собственности. Учитывая, что предметом гражданско – правового договора  является осуществление капитального ремонта здания школы, это не может являться действием, направленным на ликвидацию последствий аварийного состояния здания.

Таким образом, заключение гражданско – правового договора № 15 от 29.07.2015 г. было осуществлено без проведения торгов. В результате заключения указанного договора образовательным учреждением с единственным поставщиком (исполнителем)  на противоаварийные мероприятия и  капитальный ремонт здания школы  МБОУ «Чеганлинская ООШ», ООО «Регул Х» получило доступ к выполнению работ по максимальной возможной цене без участия в состязательных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, что определяет его положение как преимущественное по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими аналогичный вид деятельности на соответствующем рынке услуг. Таким образом, общество приобрело возможность получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции; иные хозяйствующие субъекты – потенциальные исполнители, желавшие выполнять работы по капитальному ремонту здания не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанного договора.

В свою очередь, образовательное учреждение не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке для участия в конкурентных процедурах за заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания, лишило их возможности получения доступа к соответствующему товарному рынку. МБОУ «Чеганлинская ООШ» в результате заключения договоров без проведения торгов не обеспечило эффективность расходования бюджетных средств, проявило субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам к участию в торгах. Указанные обстоятельства повлекли ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке,  недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области установлено, что рынок по производству общестроительных работ является конкурентным, так на территории Оренбургской области действуют следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Стройкапитал», ООО «СтройСити», ООО «СТРОЙКОМ И», ООО «Стройиндустрия», ООО «Профи-Строй» и др.

ООО «Регул Х», является хозяйствующим субъектом и полноправным  участником товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, сторонам по договору № 15 от 28.07.2015 г. было заранее известно о необходимости проведения именно работ по выполнению капитального ремонта здания школы, а не ликвидации последствий аварии и т.д.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Таким образом, в действиях МБОУ «Чеганлинская ООШ», ООО «Регул Х» усмотрены признаки нарушения  п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении гражданско – правового договора подряда № 15 от 28 июля 2015 г. на выполнение работ по противоаварийным мероприятиям и капитальному ремонту здания школы МБОУ «Чеганлинская общеобразовательная школа» по адресу: Оренбургская область, Абдулинский район, с. Чеганлы, ул. Тукаевская, 11  в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 54 от 21.03.2016 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства 06-06-04/2016.

Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. 3770 от 06.04.2016 г.) рассмотрение дела назначено на 06 мая 2016 г. в 14 ч. 30 мин.

Определением Оренбургского УФАС России (исх. № от 10.05.2016 г.) рассмотрение дело отложено и назначено на 07 июня 2016 г. в 14 ч. 30 мин.

Согласно устным и письменным пояснениям  представителя администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в июле 2015 года главным специалистом управления капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский район <....> было проведено визуальное обследование строительных конструкций здания ШОУ «Чеганлинская ООШ» в ходе которого было установлено, что состояние некоторых строительных конструкций здания недопустимо к эксплуатации.

16.07.2015 года комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Абдулинский район, руководствуясь информацией представленной <....>, постановила: запретить эксплуатацию здания МБОУ «Чеганлинская ООШ», провести инструментальное обследование строительных конструкций.

20.07.2015 года ООО «Альянс Проект» было проведено инструментальное обследование здания школы, по результатам которого состояние строительных конструкций здания школы: пол, оконные и дверные проемы, перегородки, перемычки здания, кровля были признаны аварийными.

21.07.2015 года на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Абдулинский район начальником отдела образования <....> - главным распорядителем денежных средств по разделу образования, был издан приказ о прекращении эксплуатации здания школы.

28.07,2015 года между МБОУ «Чеганлинская ООШ», в лице директора <....> и ООО «Регул X», в лице генерального директора <....> был заключен гражданско-правовой договор № 15 по капитальному ремонту здания школы.

Лимиты бюджетных обязательств на проведение капитального ремонта Чеганлинской общеобразовательной школы на 2015 год запланированы не были, в выборе подрядчика на выполнение работ администрация не участвовала, перепиской с директором школы и начальником отдела образования до проведения работ по снятию аварийности в здании школы, администрация также не располагает.

Из пояснений Управления капитального строительства, архитектуры администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области следует, что на основании постановления администрации МО Абдулинский район Оренбургской области от 07.08.2015 г. № 703-п «Об организации контроля за качеством проведения капитального ремонта объектов муниципальной собственности МБОУ «Чеганлинская ООШ» муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области ответственным лицом за качественное проведение капитального ремонта в соответствии с проектно- сметной документации и проверку предоставляемых унифицированных форм КС-2 по выполнению работ по капитальному ремонту объекта муниципальной собственности - МБОУ «Чеганлинская ООШ» был назначен главный специалист управления капитального строительства и архитектуры администрации МО Абдулинский район Оренбургской области <....>.

В обязанности <....> входило только осуществления надзора строительства и проверка предоставляемых директором МБОУ « Чеганлинская ООШ» форм КС-2, участие при заключении договора подряда сотрудник Управления капитального строительства, архитектуры администрации МО не принимал.

Какая-либо переписка по вопросу проведения капитального ремонта здания МБОУ «Чеганлинская ООШ» в Управлении капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства отсутствует.

Таким образом, в действиях Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской округ отсутствуют признаки нарушения п.4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. « О защите конкуренции», выразившиеся в заключении гражданско- правового договора подряда на выполнение работ по противоаварийным мероприятиям и капитальному ремонту здания школы МБОУ «Чеганлинская ООШ» по адресу: Оренбургская область Абдулинский район с. Чеганлы ул. Тукаевская, 11 в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством.

Согласно пп. 3 п. 1.1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции Комиссия антимонопольного органов обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела. Руководствуясь указанной нормой и ч. 3 ст. 48.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., Комиссия Оренбургского УФАС России

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 06-06-04/2016 отложить.

2. Назначить рассмотрение дела № 06-06-04/2016 на « 07 »  июля 2016 г. на     « 14 » часов « 30 » минут по адресу: г. Оренбург ул. 9 Января 64, каб. 915.

2. МБОУ «Чеганлинская ООШ» представить в Оренбургское УФАС России в срок до «07» июля 2016 г.:

- пояснения, иные доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

3. ООО «Регул Х» представить в Оренбургское УФАС России  в срок до « 07» июля 2016 г.:

- пояснения, иные доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

4. Управлению капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства Администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области представить в Оренбургское УФАС России в срок до « 07 » июля 2016 г.:

- пояснения, иные доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

5. Администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области представить в Оренбургское УФАС России в срок до « 07 » июля 2016 г.:

6. Отделу образования администрации Абдулинского района представить  в Оренбургское УФАС России в срок до «07» июля 2016 г.:

- иные документы, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.

7. Явка ответчиков, заинтересованных лиц, лиц располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах (или) их представителей  (с надлежаще оформленными доверенностями на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    <....>

Члены Комиссии                                                                                 <....>

                                                                                                              <....>

                                                                                                              <....>

Связанные организации

Связанные организации не указаны