Определение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 06-06-05/2016 от 4 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления«…..»; членов Комиссии – «…..»,«…..»,«…..»,«…..».

в отсутствие представителя Управления Федеральной службы безопасности РФ по Оренбургской области (уведомлен надлежащим образом);

в отсутствие представителя РОО Кваркенского района Оренбургской области (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие от 16.09.2016г.);

в отсутствие представителя МАОУ «Уральская СОШ» (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие от 12.09.2016г.);

в отсутствие представителя ООО «Алые Паруса» (уведомлен надлежащим образом).

В ходе рассмотрения дела № 06-06-05/2016 о нарушении районным отделом образования администрации м/о Кваркенский район Оренбургской области, МАОУ «Уральская СОШ», ООО «Алые Паруса п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения на выполнение работ по  устранению аварийности здания МАОУ «Уральская СОШ»  которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения строительных работ.

 

УСТАНОВИЛА:

 

14 мая 2015г. между Министерством образования Оренбургской области и Администрацией м/о Кваркенский район Оренбургской области заключено соглашение № 10-ПАМ о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в общеобразовательных организациях при подготовке их к новому учебному году в 2015г.

Предметом соглашения является осуществление совместных действий по организации финансирования и реализации мероприятий по текущему и капитальному ремонту, противоаварийным мероприятиям в общеобразовательных организациях при подготовке их к новому 2015-2016 учебному году, указанных в Приложении № 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (п.1.1 Соглашения).

 Министерство перечисляет в порядке межбюджетных отношений для софинансирования расходов на проведение ремонтных работ в общеобразовательных организациях при подготовке их к новому 2015-2016 учебному году – 15 884 800 (Пятнадцать миллионов восемьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот) рублей, при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования в сумме не менее 2 815 000 (Два миллиона восемьсот пятнадцать тысяч) рублей (п.2.1.3 Соглашения).

Согласно п.3.2 Соглашения первая часть субсидии в объеме 30 % перечисляется после подписания соглашения, вторая часть субсидии перечисляется по факту исполнения муниципальных контрактов (договоров) и представления в министерство соответствующего пакета документов.

Срок действия соглашения до 31 декабря 2015г.

26.02.2015 г. в адрес МАОУ «Уральская СОШ» поступило коммерческое предложение от ООО «Производственно-коммерческая фирма МАСТЕР СЕРВИС» на выполнение капитального ремонта здания МАОУ «Уральская СОШ», стоимостью 27 487 314 рублей.

27.02.2015 г. в адрес МАОУ «Уральская СОШ» поступило коммерческое предложение от ООО «Строительно-техническая организация» на выполнение капитального ремонта здания МАОУ «Уральская СОШ», стоимостью 27 546 672,3 рублей, и коммерческое предложение от ООО «Строительно-техническая организация» на выполнение демонтажных работ здания МАОУ «Уральская СОШ» стоимостью 1 052 748,52 рублей.

02.03.2015 г. в адрес МАОУ «Уральская СОШ» поступило коммерческое предложение от ООО «ПК-85» на выполнение демонтажных работ здания МАОУ «Уральская СОШ», стоимостью 1 020 317 рублей.

Так же в адрес МАОУ «Уральская СОШ» поступило коммерческое предложение от ООО «Алые Паруса» на выполнение капитального ремонта здания МАОУ «Уральская СОШ», стоимостью 27 385 310,20 рублей и коммерческое предложение от ООО «Алые Паруса» на выполнение демонтажных работ МАОУ «Уральская СОШ», стоимостью 998 126,60 рублей.

  МАОУ «Уральская СОШ» заключили с ООО «Алые паруса» договор подряда № 1 от 04.03.2015г. на проведение демонтажных работ в здании МАОУ «Уральская СОШ», расположенного по адресу: Оренбургская область, Кваркенский район, с. Уральское, ул. Школьная, д.12.

25.05.2015г. между  МАОУ «Уральская СОШ» (далее - заказчик), в лице директора Хальзова С.А. и ООО «Алые Паруса» (далее – подрядчик), заключен договор подряда (далее – договор) б/н на проведение работ по устранению аварийности здания МАОУ «Уральская СОШ», расположенного по адресу: Оренбургская область, Кваркенский район, с. Уральское, ул. Школьная, д.12.

Согласно п. 1.1 договора заказчик поручает подрядчику, а подрядчик обязуется выполнить собственными и/или привлеченными силами с помощью собственных инструментов и оборудования, с помощью самостоятельно приобретенных материалов, согласованных с заказчиком работы: по устранению аварийности здания МАОУ «Уральская СОШ», расположенного по адресу: Оренбургская область, Кваркенский район, с. Уральское, ул. Школьная, д.12, а заказчик обязуется принять результаты работы и оплатить в сроки и размере, предусмотренном разделом 2 договора.

Пунктом 2.1 договора определена его цена, которая составляет 27 385 310,20 (двадцать семь миллионов триста восемьдесят пять тысяч триста десять рублей 20 копеек). Финансирование настоящего договора осуществляется за счет средств областного и местного бюджета.

Согласно п. 2.2 договора, цена договора может изменяться в связи с увеличением объема работ в случае выделения дополнительного финансирования в пределах стоимости и работ, определенных сметами, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора. Изменение стоимости работ оформляется дополнительным соглашением, подписанным уполномоченными представителями сторон.

В соответствии с п. 2.4 договора, заказчик не позднее 5 банковских дней с даты подписания сторонами настоящего договора и получения от подрядчика счета перечисляет аванс в размере 4 611 813,40 рублей. Средства в размере 13 089 860 рублей от общей суммы заказчик перечисляет на расчетный счет подрядчика по факту выполнения работ, подписания сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), получения счета-фактуры, в течении 10 дней с момента получения на расчетный счет заказчика субсидии областного и местного бюджетов. Оставшиеся 9 683 636,80 заказчик перечисляет на расчетный счет подрядчика до 31 декабря 2016 г.

Пунктом 3.1 договора установлены календарные сроки выполнения работ: начало работ: с момента подписания настоящего договора, окончание работ: до 20 августа 2015 года.

Обозначенная стоимость вышеуказанного соглашения была определена локально – сметным расчетом, который был согласован ООО «Алые Паруса» и утвержден МАОУ «Уральская СОШ». Положительным заключением о достоверности определения сметной стоимости № А-О-5118-14/0205-15 по объекту «Капитальный ремонт МАОУ «Уральская СОШ», расположенного по адресу: Оренбургская область, Кваркенский район, с. Уральское, ул. Школьная, д.12 от 17.02.2015 г.

Со счета Министерства образования Оренбургской области на счет финансового отдела администрации МО Кваркенский район были перечислены денежные средства: платежным поручением № 714 от 21.05.2015 г. в сумме 4765440,00 рублей; № 678 от 14.09.2015 г. в сумме 11 119 360,00 рублей.

Со счета финансового отдела Кваркенского района МАОУ «Уральская СОШ» на счет ООО «Алые Паруса» были перечислены денежные средства: платежным поручением № 7861 от 01.06.2015 г. в сумме 998 126,60 рублей; платежным поручением № 8177 от 09.06.2015 г. в сумме 3 767 313, 40 рублей; платежным поручением № 12246 от 03.09.2015 г. в сумме 1 970 500 рублей; платежным поручением № 12245 от 03.09.2015 г. в сумме 844 500 рублей; платежным поручением № 13392 от 17.09.2015 г. в сумме 11 119 360 рублей.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. к вопросам местного значения муниципального владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п.3); а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с п. 5  ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) указанный ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Муниципальным заказчиком может выступать соответственно муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона о контрактной системе).

Пунктом 7 ст. 3 Закона о контрактной системе обозначено, что заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган   местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя   (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на   принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств   соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

            Верховный суд РФ в определении № 307-ГК15-1408 по делу № А40-161288/2013 установил: в соответствии со ст. 1 ФЗ от N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", этот Закон регулирует отношения, связанные с удовлетворением потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах. Действие Закона № 223 не распространяется на отношения по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Согласно п.1 ст. 72 БК РФ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Анализ вышеуказанных положений федерального законодательства РФ позволяет   сделать вывод,  что в случае необходимости привлечения подрядчиков для выполнения работ,  оплата которых будет осуществляться за счет бюджетных средств,  осуществление таких действий происходит строго в рамках Закона о контрактной системе.

Иного порядка определения подрядчиков, в целях заключения с ними контрактов   (договоров)  на выполнение работ,  необходимых для решения вопросов местного значения, и, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов, действующее   законодательство РФ не содержит.

Таким образом, устранение аварийности (капитальный ремонт) здания МАОУ «Уральская СОШ» относится к полномочиям органа местного самоуправления, для  решения которого понадобилось привлечение подрядчиков.

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), может создаваться автономное учреждение.

Согласно ч. 7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 этой же статьи.

В соответствии с ч.  1  ст.  78.1  Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат,  связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным)  заданием государственных (муниципальных)  услуг (выполнением работ).  Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.  Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,  бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,  местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации,  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,  местной администрацией.

Из анализа приведенных норм в совокупности следует, что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.  При этом, указанные работы (услуги)  являются полномочиями органов местного самоуправления.  Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг) для муниципального образования или органа местного самоуправления Федеральным законом «Об автономных учреждениях» не предусмотрено. Указанные работы (услуги) являются муниципальной нуждой и финансирование их выполнения осуществляется в порядке,  предусмотренном Законом о контрактной системе.  Выделение субсидий на эти цели муниципальному автономному учреждению ни Федеральным законом № 174-ФЗ,  ни Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.

Кроме того,  предоставление субсидий на иные цели не может рассматриваться как предоставление субсидий на выполнение работ для муниципальных нужд,  поскольку бюджетные ассигнования на закупку товаров,  работ и услуг для муниципальных нужд и ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениями относятся к различным самостоятельным видами бюджетных ассигнований.  Кроме того,  для размещения заказов на поставки товаров,  выполнения работ,  оказание услуг для муниципальных нужд установлено специальное регулирование в виде Закона о контрактной системе.

Между тем, правоотношения возникли по вопросу выполнения работ (демонтажные работы, устранение аварийности (капитальный ремонт) здания МАОУ «Уральская СОШ») для муниципальных нужд, что регулируется ст. 72 Бюджетного кодекса, согласно которой  закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 54 Закона о МСУ также установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области установлено, что рынок по производству общестроительных работ является конкурентным, так на территории Оренбургской области действуют следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Лотос», ООО «ПТС «Ракурс», ООО «РЕМОТДЕЛКА», ООО «Волга-Строй-Урал», и другие.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93  Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Следовательно, указанное положение Закона о контрактной системе предусматривает два условия размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): возникновение ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы и (или) необходимость срочного медицинского вмешательства. При этом обязательным требованием является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами, требующими затрат времени.

Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой подразумеваются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Следовательно, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень случаев, когда ситуация признается чрезвычайной, при этом основным критерием признания ситуации таковой является внезапность наступления и ее непредвиденность ввиду наличия событий, произошедших не по вине человека. Учитывая изложенное, ремонт школы, находящейся в аварийном состоянии ввиду его физического износа, не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

Аварийность здания МАОУ «Уральская СОШ» не может являться обстоятельством непреодолимой силы, устранение которого осуществляется в срочном порядке, что подтверждается, в частности экспертным заключением ООО «Производственно – коммерческая фирма «МАСТЕР-СЕРВИС»» от 08.09.2014 г. № 005 по результатам детального обследования нежилого двухэтажного здания (литер В) МАОУ «Уральская СОШ», расположенного по адресу: Оренбургская область, Кваркенский район, с. Уральское, ул. Школьная, 12. Согласно указанному заключению, внутренние ненесущие перегородки имеют многочисленные трещины, выявлены многочисленные повреждения конструкций оконных рам, перекрытия здания имеют следы разрушения, гниения, растрескивания, и др. При этом указанное заключение в качестве причин  и обстоятельств аварийного состояния здания называет не наступление событий непреодолимой силы, а указывает на длительную эксплуатацию и несвоевременный ремонт, ввиду чего техническое состояние несущих и внутренних стен и перегородок оценивается как аварийное.

Из анализа вышеизложенного следует, что аварийное состояние здания МАОУ «Уральская СОШ» установилось ввиду его физического износа, его фактической эксплуатации и на фоне несвоевременного осуществления органами местного самоуправления контроля состояния зданий, находящихся в муниципальной собственности. Учитывая, что предметом договора, заключенного между МАОУ «Уральская СОШ» и ООО «Алые паруса»  является осуществление капитального ремонта здания школы, это не может являться действием, направленным на ликвидацию последствий аварийного состояния здания, вызванного наступлением событий непреодолимой силы.

Кроме того, 03.09.2014 г. состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Кваркенского района (далее – Комиссия по ЧС и ОПБ) под председательством–«…..», (протокол № 11).

На указанном заседании Комиссия по ЧС и ОПБ, на основании представленной информации и.о. начальника районного отдела образования «…..», о проведении визуально-инструментального обследования здания МАОУ «Уральская СОШ» и об оценивании технического состояния некоторых строительных конструкций как аварийное и требующее срочного капитального ремонта, ввиду повреждения конструкций: состояние полов второго этажа и заполнение проемов (окна, двери) оценивается как неудовлетворительное, кроме того, здание эксплуатируется без проведения капитального ремонта более 50 лет,  постановила: признать здание МАОУ «Уральская СОШ» аварийным и требующим проведения срочного капитального ремонта; обязать И.о. начальника районного отдела образования. и «…..», директора школы «…..», обеспечить продолжение образовательного процесса в условиях, безопасных для учащихся; обязать директора школы «…..», организовать устранение аварийности и проведение капитального ремонта здания школы, расположенного по адресу: с. Уральское, ул. Школьная, 12.

Таким образом, Комиссией по ЧС и ОПБ на указанном выше заседании рассматривался вопрос о состоянии здания МАОУ «Уральская СОШ», его строительных конструкций по итогам проведения инструментального обследования здания. Итоговыми решениями данного заседания являлось признание здания школы аварийным, осуществление образовательного процесса в условиях безопасного нахождения учащихся в здании школы, а также урегулирование вопроса о проведении ремонта для чего должностным лицам были даны соответствующие рекомендации. 

Кроме того, на отсутствие неотложности действий по производству капитального ремонта здания МАОУ «Уральская СОШ» указывает следующее.

Согласно протоколу № 4/1 от 27.02.2015г. состоялось заседании наблюдательного совета МАОУ «Уральская СОШ» с повесткой дня: «Рассмотрение предложения руководителя МАОУ «Уральская СОШ» по одобрению крупной сделки на заключение договора по устранению аварийности здания МАОУ «Уральская СОШ», по адресу: 462876 Оренбургская область, Кваркенский район, с. Уральское, ул. школьная, 12.

На указанном заседании присутствовали: И.о. начальника районного отдела образования –«…..»,главный бухгалтер районного отдела образования –«…..», заместитель главы администрации по финансово-экономическим вопросам и имущественным отношениям – начальник отдела по земельно-имущественным отношениям – «…..»,, председатель  родительского комитета – «…..», председатель Уральского сельского совета –.«…..», родитель –«…..», учитель географии - «…..»,учитель технологии - «…..», учитель начальных классов - «…..».

На вышеуказанном  наблюдательном совете от главного бухгалтера районного отдела образования -«…..», поступило предложение по одобрению крупной сделки на заключение договора по устранению аварийности здания МАОУ «Уральская СОШ» с единственным поставщиком ООО «Алые Паруса» с начальной (максимальной) ценой договора 27 385 310, 2 рублей.

По итогам проведенного заседания, члены наблюдательного совета приняли решение по одобрению крупной сделки на заключение договора по устранению аварийности здания МАОУ «Уральская СОШ» по адресу: 462876 Оренбургская область, с. Уральское, ул. Школьная, 12.

Аварийное состояние здания, возникшее вследствие обстоятельств непреодолимой силы, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан, предполагает безотлагательное, срочное исполнение мероприятий по устранению  такого состояния. Однако, решение вопроса о проведении капитального ремонта здания МАОУ «Уральская СОШ», осуществлялось в продолжительные сроки: в 2014 г. было осуществлено детальное обследование здания школы, в феврале 2015 г. решением наблюдательного совета МАОУ «Уральская СОШ» был отобран подрядчик ООО «Алые паруса», 25.05.2015 г. с указанным подрядчиком был заключен договор на выполнение работ по устранению аварийности здания школы. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о длительных сроках решения вопроса проведения капитального ремонта здания школы, в целях устранения аварийности.

В связи с этим, обстоятельства, явившиеся основанием для заключения  контрактов без проведения торгов с единственным подрядчиком, не являются непреодолимой силой, поскольку аварийность здания школы наступила вследствие длительной эксплуатации здания и своевременного непринятия мер по ее устранению.

ООО «Алые Паруса» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.01.2015 г. (ОГРН 1157746032476, ИНН 7743043960, юр.адрес: 125414, г. Москва, ул. Фестивальная, 28, офис 1, помещение V).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 20.06.2016 г. основным видом деятельности ООО «Алые Паруса» является производство общестроительных работ (ОКВЭД 45.21). К числу дополнительных видов деятельности указанного ООО относится производство прочих строительных работ (ОКВЭД 45.25), производство санитарно-технических работ (ОКВЭД 45.33), монтаж прочего инженерного оборудования (ОКВЭД 45.34) и др.

Согласно ст. 4  Закона о защите конкуренции, хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. 

ООО «Алые Паруса», является хозяйствующим субъектом и полноправным  участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Кроме того, ООО «Алые Паруса» является субъектом предпринимательской деятельности в сфере строительства и строительных работ  и должно знать об условиях и порядке заключения государственных контрактов  на выполнение строительных работ.

Заключая контракты не по результатам торгов, общество должно было убедиться в наличии условий, предусмотренных Законом о контрактной системе, позволяющих заключить данный контракт с единственным поставщиком. При этом, данное общество выполняло работы по договору подряда б/н от 04.03.2015г. на проведение демонтажных работ в здании МАОУ «Уральская СОШ».

         Так же заключение договора б/н от 25.03.2016 г. на выполнение демонтажных работ в здании МАОУ «Уральская СОШ», является доказательством того, что заключая договор б/н от 25.05.2016 г. на выполнение работ по устранению аварийности здания МАОУ «Уральская СОШ», ООО «Алые Паруса» знало, что предметом договора будет являться не выполение работ по устранению аварийности здания, а выполнение работ по капитальному ремонту здания.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, ООО «Алые паруса» знало о том, что необходимость в выполнении работ  по капитальному ремонту не является следствием чрезвычайной ситуации и непреодолимой силы, более того без согласования своих действий с РОО администрации МО Кваркенский район Оренбургской области и МАОУ «Уральская СОШ», ООО «Алые Паруса» не могло приступить к выполнению работ по капитальному ремонту здания МАОУ «Уральская СОШ», что является подтверждением заключение  между ними антиконкурентного соглашения.

ООО «Алые паруса», как сторона по договору, в приоритетном порядке, минуя процедуру отбора потенциальных участников, приобрело возможность осуществлять деятельность по капитальному ремонту здания, получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции.

Следовательно, сторонам по договору б/н от 25.05.2015 г. было заранее известно о необходимости проведения именно работ по выполнению капитального ремонта здания школы, а не устранение аварийности и т.д.

Таким образом, капитальный ремонт здания МАОУ «Уральская СОШ», являющийся муниципальной нуждой, был осуществлен без проведения торгов. Действий по размещению заказа в данной сфере Отделом образования администрации Кваркенского района не предпринималось, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о контрактной системе. Вследствие чего хозяйствующие субъекты были лишены доступа на рынок по производству общестроительных работ (ОКВЭД 45.21) в границах муниципального образования Кваркенский район, поскольку для доступа на данные рынки необходимо соблюдение определенных процедур – участие в торгах; что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке,  недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), в данном случае – осуществление капитального ремонта здания школы, должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Из буквального смысла указанной статьи следует, что запрещаются только такие соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п.4 ст.16 Закона «О защите конкуренции»).

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции, носит формальный характер, т.е. не требует обязательного наступления неблагоприятных последствий, а сам факт их возможного наступления образует оконченное правонарушение.

Пунктом 10 ст. 19 Устава МО Кваркенский район Оренбургской области закреплено, что в структуру администрации района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации района.

В соответствии с п. 14 ст. 4 Устава к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Как следует из п.1.1 Положения о Районном отделе образования администрации м/о Кваркенский район Оренбургской области, утвержденного постановлением главы района № 76-п от 11.02.2016г., Районный отдел образования (далее – РОО) является структурным подразделением администрации м/о Кваркенский район Оренбургской области и уполномочен осуществлять управление в сфере образования.

В соответствии с п. 2.9 раздела 2 Положения о РОО задачами и функциями Отдела образования является обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий за счет муниципального бюджета.

На основании вышеизложенного, в полномочия Районного отдела образования входит обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, таким образом, обязанность по отбору подрядчика для выполнения работ по капитальному ремонту здания детского сада лежит на районном отделе образования.

Исходя из п. 1.1.2 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд, утвержденного постановлением администрации м/о Кваркенский район Оренбургской области № 5-п от 09.01.2014г., муниципальные заказчики – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Как следует из приложения № 1 к вышеуказанному постановлению, определяющего перечень муниципальных заказчиков м/о Кваркенский район Оренбургской области при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд, Районный отдел образования администрации м/о Кваркенский район Оренбургской области является муниципальным заказчиком и главным распорядителем бюджетных средств.

Районный отдел образования администрации м/о Кваркенский район Оренбургской области являясь муниципальным заказчиком и главным распорядителем бюджетных средств и образовательное учреждение не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке побороться за заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания, лишило их возможности получения доступа к соответствующему товарному рынку. Отдел образования в результате бездействия по проведению торгов в установленном законом порядке, в результате одобрения крупной сделки МАОУ «Уральская СОШ», МАОУ «Уральская СОШ» в результате заключения договора без проведения торгов не обеспечили эффективность расходования бюджетных средств, проявили субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечили равный доступ всем потенциальным участникам к участию в торгах.

Проведение конкурсов, аукционов подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, а в данном случае и экономию бюджетных средств. Непроведение данных процедур влияет на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурсов, аукционов в установленном законом порядке могут быть выявлены потенциальные подрядчики (исполнители работ).

Заключение  вышеуказанного договора в 2015г. без проведения торгов не могло гарантировать качественного и безопасного выполнения работ по капитальному ремонту здания.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным, в том числе  для муниципальных образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов, в целях недопущения ограничения конкуренции.
             Осуществление согласованных действий районным Отделом образования Кваркенского района Оренбургской области, МАОУ «Уральская СОШ», ООО «Алые Паруса» представляет собой заключение соглашения между органом местного самоуправления, муниципальным учреждением и хозяйствующим субъектом, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 06-06-05/2016 в действиях РОО администрации МО Кваркенский район Оренбургской области, МАОУ «Уральская СОШ», ООО «Алые Паруса» по заключению  антиконкурентного соглашения, усмотрены признаки нарушения п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным, в том числе  для муниципальных образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов, в целях недопущения ограничения конкуренции.

В соответствии с ч.5 ст. 48.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

«…..»

«…..»

«…..»

«…..»

«…..»

Следовательно, рассмотрение дела подлежит отложению для предоставления лицам, участвующим в деле, возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы в случае их наличия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны