Решение б/н Решение по делу № 06-06-10/2015 от 21 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы  по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя Управления – начальника антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей – <….>, членов Комиссии – <….>;

в присутствии представителей администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области – главы МО <….> (решение № 7 от 23.10.2015г.), <….> (доверенность № 03 от 18.01.2016г.),

в присутствии представителей МУП «Жилводсервис» - директора <….> (выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.12.2015г.), <….> (доверенность № 1 от 20.01.2016г.),

в отсутствие прокурора Шарлыкского района Оренбургской области (извещен надлежащим образом, почтовое уведомление № 46004691005506);

рассмотрев дело № 06-06-10/2015 по признакам нарушения администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» п.4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения работ по содержанию и ремонту дорог муниципального значения, оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов (коды по ОКВЭД 90.00.2, 70.32.1),

 

                                                    УСТАНОВИЛА:

 

По итогам рассмотрения обращения прокуратуры Шарлыкского района Оренбургской области на действия администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области за период с декабря 2014г. по август 2015г. были заключены 78 муниципальных контрактов на осуществление мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, из них по итогам проведенных аукционов только 5 (пять). Остальные муниципальные контракты администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области были заключены на сумму, не превышающую 100 000 рублей, с одним подрядчиком – МУП «Жилводсервис» заключено 64 муниципальных контракта на проведение работ по содержанию внутрипоселковых дорог, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов. Данные контракты заключались администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на протяжении всего периода с декабря 2014г. по август 2015г. с МУП «Жилводсервис» еженедельно, на общую сумму более 3 840 000 рублей.

Согласно п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая, в целях избегания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Принимая во внимание тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены контракты, действия администрации свидетельствуют о наличии факта дробления указанных контрактов на сумму до 100 000 рублей в целях их заключения с единственным подрядчиком.

В результате заключения вышеуказанных муниципальных контрактов между администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» как с единственным подрядчиком, данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в действиях администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» усматриваются признаки нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-Ф3 oт 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения работ по содержанию и ремонту дорог муниципального значения, оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 243 от 23.12.2015г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства 06-06-10/2015.

Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. № 20702 от 23.12.2015г.) рассмотрение дела назначено на 21 января 2016г. в 10 часов 00 минут.

В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 28 января 2016г. до 12 часов 30 минут. После перерыва заседание Комиссии возобновлено, стороны после объявления перерыва не явились.

Определением (исх. № 901 от 28.01.2016г.) заседание Комиссии отложено для подготовки и направления сторонам заключения об обстоятельствах дела на 02 марта 2016г. на 11 часов 00 минут.

Заключение об обстоятельствах дела (исх. № 1320 от 08.02.2016г.) направлено сторонам почтовым отправлением, с которым стороны ознакомлены.

Приказом № 36 от 02.03.2016г. изменен состав Комиссии, председателем Комиссии назначена заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России Полубоярова Л.Ю.

На заседание Комиссии прокуратурой Шарлыкского района Оренбургской области было представлено письменное пояснение, согласно которому полагают, что совместные действия администрации и МУП при заключении контрактов по содержанию и ремонту дорог муниципального значения, оказания услуг по вывозу ТБО привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке предоставления услуг по благоустройству территории муниципалитета. Администрацией и МУП произведен раздел товарного рынка по территориальному принципу, что запрещено Законом о защите конкуренции. При этом, МУП «Жилводсервис» с 01.08.2012г. и по настоящее время является единственной организацией осуществляющей деятельность в Шарлыкском районе в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, благоустройства территории.

В ходе рассмотрения дела представители администрации м/о Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области пояснили, что Законом № 94-ФЗ были предусмотрены ограничения на проведение закупок с единственным поставщиком, в связи с чем, за период с 30.07.2012г. до 31.12.2013г. проводились торги, не ограничивающие конкуренцию. План-график разработан, размещен на сайте zakupki.gov.ru, куда вносятся изменения в срок и в порядке, предусмотренном законодательством. Заключение контрактов до 100 000 рублей в неограниченном количестве регламентированы п.4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Заключение данных контрактов основывается на принципе открытости и прозрачности закупок, поскольку они предусмотрены планом-графиком закупок. Заключение муниципальных контрактов с МУП «Жилводсервис» обусловлено тем, что на территории муниципалитета это единственная организация, которая имеет лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности. Законодательство о контрактной системе не предусматривает обязанность заказчика обосновывать выбор поставщика при заключении муниципальных контрактов и проводить конкурентные процедуры закупок, если у заказчика имеется намерение заключить муниципальный контракт на основании п.4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Заказчик сам выбирает способ определения поставщика. Действия заказчика полностью правомерны в рамках Закона № 44-ФЗ. Считают, что нормы действующего законодательства администрацией не нарушены.

Представители МУП «Жилводсервис» пояснили, что принимали участие в торгах по выполнению работ по содержанию и благоустройству дорог общего пользования и на территории Шарлыкского района, и на территории других районов, в связи с чем, с данной процедурой знакомы. Только данная организация на территории муниципалитета имеет лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности. Занимается обслуживанием полигона ТБО, переданного администрацией на праве хозяйственного ведения. Имущество МУП находится в муниципальной собственности, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. Работы осуществляются на основании контрактов, заключенных с администрацией сельсовета по п.4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, на основании п.5.1 Устава МУП и в соответствии с Гражданским законодательством РФ. Работы выполнены в полном объеме и в установленные сроки, что подтверждается актами выполненных работ и произведенной оплатой. При заключении контрактов МУП не принимало действий по ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке предоставления услуг по благоустройству территории муниципалитета. Считают, что закон своими действиями не нарушили.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

Администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области за период с января 2015г. по декабрь 2015г. были заключены  муниципальные контракты на осуществление мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, из них в рамках Закона № 44-ФЗ только 5. Остальные муниципальные контракты администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области были заключены на сумму, не превышающую 100 000 рублей, на основании п.4 ч.1 ст.93  Закона № 44-ФЗ, с одним подрядчиком – МУП «Жилводсервис» заключено 67 муниципальных контрактов на проведение работ по содержанию внутрипоселковых работ, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов. Данные контракты (№№ 03-2015 от 12.01.2015г., 04-2015 от 13.01.2015г., 05-2015 от 15.01.2015г., 06-2015 от 16.01.2015г., 07-2015 от 20.01.2015г., 08-2015 от 22.01.2015г., 09-2015 от 12.01.2015г., 17-2015 от 27.01.2015г., 18-2015 от 03.02.2015г., 19-2015 от 06.02.2015г., 20-2015 от 09.02.2015г., 21-2015 от 11.02.2015г., 22-2015 от 13.02.2015г., 32-2015 от 17.02.2015г., 37-2015 от 25.02.2015г., 24-2015 от 02.02.2015г., 38-2015 от 27.02.2015г., 33-2015 от 05.03.2015г., 39-2015 от 05.03.2015г., 31-2015 от 05.03.2015г., 40-2015 от 12.03.2015г., 55-2015 от 16.03.2015г., 43-2015 от 02.03.2015г., 56-2015 от 27.03.2015г., 57-2015 от 10.04.2015г., 40 от 02.04.2015г., 45 от 21.04.2015г.,50 от 30.04.2015г., 46 от 05.05.2015г., 50 от 30.04.2015г., 68 от 23.05.2015г., 69 от 01.06.2015г., 56 от 27.05.2015г., 97 от 16.06.2015г., 98 от 03.07.2015г., 102 от 09.07.2015г., 103 от 09.07.2015г., 104 от 09.07.2015г., 107 от 10.07.2015г., 99 от 30.06.2015г., 105 от 09.07.2015г., 106 от 10.07.2015г., 108 от 10.07.2015г., 109 от 10.07.2015г., 110 от 13.07.2015г., 111 от 13.07.2015г., 112 от 13.07.2015г., 113 от 13.07.2015г., 127 от 16.07.2015г., 144 от 14.08.2015г., 130 от 01.08.2015г., 145 от 24.08.2015г., 147 от 01.09.2015г., 146 от 26.08.2015г., 147 от 10.09.2015г., 159 от 16.09.2015г., 160 от 21.09.2015г., 161 от 29.09.2015г., 162 от 13.10.2015г., 178 от 16.10.2015г., 166 от 01.10.2015г., 179 от 29.10.2015г., 180 от 10.11.2015г., 189 от 16.11.2015г., 190 от 20.11.2015г., 182 от 02.11.2015г., 191 от 23.11.2015г., 192 от 02.12.2015г.) заключались администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на протяжении всего периода с января 2015г. по декабрь 2015г. с МУП «Жилводсервис» систематически, на общую сумму более 5 403 492, 50 рубля.

Как следует из п.2.1 Устава МУП «Жилводсервис» основными видами деятельности Предприятия является: обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, решение других вопросов местного значения по предоставлению населению услуг и выполнению работ.

Согласно постановлению администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области № 121/1-П от 30.07.2012г. «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Жилводсервис» за Предприятием закреплены внутрипоселковые дороги (п.29-51 приложения № 2), контейнеры для ТБО, под мусор (п.28-92 приложения № 5). В приложении № 3 к постановлению № 121/1-П от 30.07.2012г. указан перечень и протяженность внутрипоселковых дорог м/о Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области.

Из представленных реестров на приобретение товаров и выполнение работ, услуг для муниципальных нужд за 2012г., 2013г., 2014г, муниципальных контрактов за 2012г.,2013г., следует, что на выполнение услуг по вывозу и утилизации ТБО, содержание внутрипоселковых дорог проводился запрос котировок на сумму до 500 000 рублей, срок устанавливался в несколько месяцев, а также открытый аукцион в электронной форме. Исполнитель работ – МУП «Жилводсервис».

Таким образом, МУП «Жилводсервис» согласно представленных документов и пояснений неоднократно участвовал в торгах и выполнял работы по содержанию и ремонту внутрипоселковых дорог, вывозу ТБО в рамках заключенных по торгам контрактов.

С 2014г. на сумму до 100 000 рублей на выполнение данных видов работ и услуг муниципальным образованием заключались муниципальные контракты на основании п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с МУП «Жилводсервис».

Конституцией Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8).

В соответствии с ч.1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно п.1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства территории поселения.

Исходя из ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.п.5, 20 ч.1 ст. 5 Устава МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области (в редакции решения № 182 от 08.05.2015г.) к вопросам местного значения сельсовета относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, содержание и ремонт внутрипоселковых дорог, вывоз ТБО и мусора относятся к полномочиям органа местного самоуправления, то есть являются муниципальной нуждой. В связи с чем, при заключении муниципальных контрактов с подрядчиками необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статья 8 Закона о контрактной системе закрепляет принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов.

Применение Закона о контрактной системе обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с п.6 ст. 3 Закона о контрактной системе администрация МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области является муниципальным заказчиком и при размещении закупок обязано руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Как следует из представленной информации, муниципальные контракты на содержание внутрипоселковых дорог, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов на территории Шарлыкского сельсовета, ремонт дорожного покрытия заключены между администрацией м/о Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» как с единственным поставщиком в порядке п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Каждый из указанных договоров предусматривает выполнение работ по содержанию внутрипоселковых дорог, по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов на территории Шарлыкского сельсовета, по ремонту дорожного покрытия: так, по содержанию внутрипоселковых дорог – 45 муниципальных контрактов на общую сумму 3 354 619,3 рублей, по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов – 9 муниципальных контрактов на общую сумму 952 110,62 рублей, ремонт дороги, текущий ремонт дорожного покрытия – 12 муниципальных контрактов на общую сумму 1 064 863, 30 рубля.

Согласно п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая, в целях избегания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Администрация МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области ссылается на то, что ограничения годового объема закупок, предусмотренные п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не распространяются на данное муниципальное образование, так как оно является сельским поселением.

Статьей 1 Устава МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района, утвержденного решением Совета депутатов МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области от 06.06.2014г. № 134) установлено, что муниципальное образование Шарлыкский сельсовет является сельским поселением, образованным в соответствии с Законом Оренбургской области.

Однако, несмотря на то, что ограничений по количеству и одноименности закупок, которые заказчик вправе осуществить в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не установлено, тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены контракты, свидетельствует о наличии факта дробления указанных контрактов на сумму до 100 000 рублей в целях их заключения с единственным подрядчиком.

Таким образом, заключение 67 муниципальных контрактов между администрацией  МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» в порядке п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе не соответствует цели и содержанию указанного основания заключения контракта с единственным исполнителем, а также не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов не обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения контрактов, а исключительно намерениями избежать необходимости проведения торгов при осуществлении закупки на сумму свыше 100 000 рублей.

В данной ситуации заказчик обязан был осуществлять закупку с применением способов определения подрядчиков по результатам публичных процедур. Применение же в качестве способа определения подрядчика размещения заказа у единственного поставщика является нарушением Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.

В результате заключения вышеуказанных муниципальных контрактов между администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» как с единственным подрядчиком, данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 2  статьи 2  Федерального закона от 14.11.2002  № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее -  Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях)  унитарным предприятием признается коммерческая организация,  не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.  В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

В соответствии с п.5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

МУП «Жилводсервис» зарегистрировано 08.11.2011г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области, ОГРН 1115658033776,  ИНН 5651020648, расположено по адресу: 461450, Оренбургская область, Шарлыкский район, с.Шарлык, ул.Советская, д. 27.  Основным видом деятельности является распределение воды (ОКВЭД 41.00.2), дополнительными видами деятельности – распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.3), удаление и обработка твердых отходов (ОКВЭД 90.00.2), уборка территории и аналогичная деятельность (ОКВЭД 90.00.3), управление эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1). Таким образом, МУП «Жилводсервис» является хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, администрация МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области не обеспечила эффективность финансовых вложений, проявила субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечила равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.

В соответствии со ст. 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в п.17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рынок выполнения работ по содержанию и ремонту дорог муниципального значения, оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования является конкурентным. Так, на территории Оренбургской области деятельность по содержанию, ремонту дорог, оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов, помимо МУП «Жилводсервис», осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Строительная компания ГПДС», ООО «Уралстройсервис», ООО «Ремстройсервис», ООО «Строительная компания», ЗАО «Промдорстрой», ООО «СтройМац», ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой», ООО ПФ «ОренбургРиалСтрой», ООО «ВАРС», ООО «Консалтинг-Центр», и др.

Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), в данном случае – осуществление ремонта и содержание автомобильных дорог местного значения (внутрипоселковых дорог), вывоз ТБО, должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.

Совместные действия администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» фактически были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов  и  на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по содержанию и ремонту внутрипоселковых дорог, оказания услуг по вывозу ТБО на территории МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст. 19 Устава МО Шарлыкский сельсовет структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган сельсовета – Совет депутатов, глава муниципального образования – глава сельсовета, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация сельсовета, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

Как следует из ч.1 ст. 29 Устава МО Шарлыкский сельсовет администрация сельсовета – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

На основании ч.1 ст. 30 Устава МО Шарлыкский сельсовет глава муниципального образования возглавляет местную администрацию сельсовета и руководит администрацией сельсовета на принципах единоначалия.

Более того, администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области был размещен план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на 2015 год, из которого следует, что на 2015 год запланировано заключение контракта с единственным поставщиком - 36, заключение контрактов посредством проведения электронного аукциона – 13.

Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС России признан доказанным факт нарушения администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» п.4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности  за допущенные нарушения.

В связи с тем, что действие вышеуказанных антиконкурентных соглашений прекращено, оснований для выдачи предписания не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать администрацию МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области нарушившей п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». 
  2. Предписание не выдавать.

3.  Признать МУП «Жилводсервис» нарушившим п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». 

4.    Предписание не выдавать.

5.    Передать материалы дела № 06-06-10/2015 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. 

Председатель Комиссии                                                                                <….>

Члены Комиссии                                                                                      <….>

                                                                                                         

 

 

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны