Постановление б/н Постановление по делу об административном правонарушении № ... от 7 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России, <….>,  изучив материалы дела об административном правонарушении № 06-16-04/2017, возбужденного в отношении юридического лица: муниципального унитарного предприятия «Жилводсервис» (ИНН 5651020648) (далее – МУП «Жилводсервис»), расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Оренбург, Шарлыкский район, с.Шарлык, ул.Советская, д. 27) по факту административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  

 

 Установил:

 

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по делу № 06-06-10/2015 (исх. № 2933 от 18.03.2016г.) МУП «Жилводсервис» признано нарушившим   п.4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения работ по содержанию и ремонту дорог муниципального значения, оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов (коды по ОКВЭД 90.00.2, 70.32.1).

В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.

Администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области за период с января 2015г. по декабрь 2015г. были заключены  муниципальные контракты на осуществление мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, из них в рамках Закона № 44-ФЗ только 5. Остальные муниципальные контракты администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области были заключены на сумму, не превышающую 100 000 рублей, на основании п.4 ч.1 ст.93  Закона № 44-ФЗ, с одним подрядчиком – МУП «Жилводсервис» заключено 67 муниципальных контрактов на проведение работ по содержанию внутрипоселковых работ, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов. Данные контракты (№№ 03-2015 от 12.01.2015г., 04-2015 от 13.01.2015г., 05-2015 от 15.01.2015г., 06-2015 от 16.01.2015г., 07-2015 от 20.01.2015г., 08-2015 от 22.01.2015г., 09-2015 от 12.01.2015г., 17-2015 от 27.01.2015г., 18-2015 от 03.02.2015г., 19-2015 от 06.02.2015г., 20-2015 от 09.02.2015г., 21-2015 от 11.02.2015г., 22-2015 от 13.02.2015г., 32-2015 от 17.02.2015г., 37-2015 от 25.02.2015г., 24-2015 от 02.02.2015г., 38-2015 от 27.02.2015г., 33-2015 от 05.03.2015г., 39-2015 от 05.03.2015г., 31-2015 от 05.03.2015г., 40-2015 от 12.03.2015г., 55-2015 от 16.03.2015г., 43-2015 от 02.03.2015г., 56-2015 от 27.03.2015г., 57-2015 от 10.04.2015г., 40 от 02.04.2015г., 45 от 21.04.2015г.,50 от 30.04.2015г., 46 от 05.05.2015г., 50 от 30.04.2015г., 68 от 23.05.2015г., 69 от 01.06.2015г., 56 от 27.05.2015г., 97 от 16.06.2015г., 98 от 03.07.2015г., 102 от 09.07.2015г., 103 от 09.07.2015г., 104 от 09.07.2015г., 107 от 10.07.2015г., 99 от 30.06.2015г., 105 от 09.07.2015г., 106 от 10.07.2015г., 108 от 10.07.2015г., 109 от 10.07.2015г., 110 от 13.07.2015г., 111 от 13.07.2015г., 112 от 13.07.2015г., 113 от 13.07.2015г., 127 от 16.07.2015г., 144 от 14.08.2015г., 130 от 01.08.2015г., 145 от 24.08.2015г., 147 от 01.09.2015г., 146 от 26.08.2015г., 147 от 10.09.2015г., 159 от 16.09.2015г., 160 от 21.09.2015г., 161 от 29.09.2015г., 162 от 13.10.2015г., 178 от 16.10.2015г., 166 от 01.10.2015г., 179 от 29.10.2015г., 180 от 10.11.2015г., 189 от 16.11.2015г., 190 от 20.11.2015г., 182 от 02.11.2015г., 191 от 23.11.2015г., 192 от 02.12.2015г.) заключались администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на протяжении всего периода с января 2015г. по декабрь 2015г. с МУП «Жилводсервис» систематически, на общую сумму более 5 403 492, 50 рубля.

Как следует из п.2.1 Устава МУП «Жилводсервис» основными видами деятельности Предприятия является: обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, решение других вопросов местного значения по предоставлению населению услуг и выполнению работ.

Согласно постановлению администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области № 121/1-П от 30.07.2012г. «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Жилводсервис» за Предприятием закреплены внутрипоселковые дороги (п.29-51 приложения № 2), контейнеры для ТБО, под мусор (п.28-92 приложения № 5). В приложении № 3 к постановлению № 121/1-П от 30.07.2012г. указан перечень и протяженность внутрипоселковых дорог м/о Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области.

Из представленных реестров на приобретение товаров и выполнение работ, услуг для муниципальных нужд за 2012г., 2013г., 2014г, муниципальных контрактов за 2012г.,2013г., следует, что на выполнение услуг по вывозу и утилизации ТБО, содержание внутрипоселковых дорог проводился запрос котировок на сумму до 500 000 рублей, срок устанавливался в несколько месяцев, а также открытый аукцион в электронной форме. Исполнитель работ – МУП «Жилводсервис».

Таким образом, МУП «Жилводсервис» согласно представленных документов и пояснений неоднократно участвовал в торгах и выполнял работы по содержанию и ремонту внутрипоселковых дорог, вывозу ТБО в рамках заключенных по торгам контрактов.

С 2014г. на сумму до 100 000 рублей на выполнение данных видов работ и услуг муниципальным образованием заключались муниципальные контракты на основании п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с МУП «Жилводсервис».

Конституцией Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8).

В соответствии с ч.1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно п.1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства территории поселения.

Исходя из ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.п.5, 20 ч.1 ст. 5 Устава МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области (в редакции решения № 182 от 08.05.2015г.) к вопросам местного значения сельсовета относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, содержание и ремонт внутрипоселковых дорог, вывоз ТБО и мусора относятся к полномочиям органа местного самоуправления, то есть являются муниципальной нуждой. В связи с чем, при заключении муниципальных контрактов с подрядчиками необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статья 8 Закона о контрактной системе закрепляет принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов.

Применение Закона о контрактной системе обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с п.6 ст. 3 Закона о контрактной системе администрация МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области является муниципальным заказчиком и при размещении закупок обязано руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Как следует из представленной информации, муниципальные контракты на содержание внутрипоселковых дорог, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов на территории Шарлыкского сельсовета, ремонт дорожного покрытия заключены между администрацией м/о Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» как с единственным поставщиком в порядке п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Каждый из указанных договоров предусматривает выполнение работ по содержанию внутрипоселковых дорог, по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов на территории Шарлыкского сельсовета, по ремонту дорожного покрытия: так, по содержанию внутрипоселковых дорог – 45 муниципальных контрактов на общую сумму 3 354 619,3 рублей, по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов – 9 муниципальных контрактов на общую сумму 952 110,62 рублей, ремонт дороги, текущий ремонт дорожного покрытия – 12 муниципальных контрактов на общую сумму 1 064 863, 30 рубля.

Согласно п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая, в целях избегания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Администрация МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области ссылается на то, что ограничения годового объема закупок, предусмотренные п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не распространяются на данное муниципальное образование, так как оно является сельским поселением.

Статьей 1 Устава МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района, утвержденного решением Совета депутатов МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области от 06.06.2014г. № 134) установлено, что муниципальное образование Шарлыкский сельсовет является сельским поселением, образованным в соответствии с Законом Оренбургской области.

Однако, несмотря на то, что ограничений по количеству и одноименности закупок, которые заказчик вправе осуществить в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не установлено, тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены контракты, свидетельствует о наличии факта дробления указанных контрактов на сумму до 100 000 рублей в целях их заключения с единственным подрядчиком.

Таким образом, заключение 67 муниципальных контрактов между администрацией  МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» в порядке п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе не соответствует цели и содержанию указанного основания заключения контракта с единственным исполнителем, а также не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов не обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения контрактов, а исключительно намерениями избежать необходимости проведения торгов при осуществлении закупки на сумму свыше 100 000 рублей.

В данной ситуации заказчик обязан был осуществлять закупку с применением способов определения подрядчиков по результатам публичных процедур. Применение же в качестве способа определения подрядчика размещения заказа у единственного поставщика является нарушением Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.

В результате заключения вышеуказанных муниципальных контрактов между администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» как с единственным подрядчиком, данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 2  статьи 2  Федерального закона от 14.11.2002  № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее -  Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях)  унитарным предприятием признается коммерческая организация,  не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.  В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

В соответствии с п.5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

МУП «Жилводсервис» зарегистрировано 08.11.2011г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области, ОГРН 1115658033776,  ИНН 5651020648, расположено по адресу: 461450, Оренбургская область, Шарлыкский район, с.Шарлык, ул.Советская, д. 27.  Основным видом деятельности является распределение воды (ОКВЭД 41.00.2), дополнительными видами деятельности – распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.3), удаление и обработка твердых отходов (ОКВЭД 90.00.2), уборка территории и аналогичная деятельность (ОКВЭД 90.00.3), управление эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1). Таким образом, МУП «Жилводсервис» является хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, администрация МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области не обеспечила эффективность финансовых вложений, проявила субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечила равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.

В соответствии со ст. 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в п.17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рынок выполнения работ по содержанию и ремонту дорог муниципального значения, оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования является конкурентным. Так, на территории Оренбургской области деятельность по содержанию, ремонту дорог, оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов, помимо МУП «Жилводсервис», осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Строительная компания ГПДС», ООО «Уралстройсервис», ООО «Ремстройсервис», ООО «Строительная компания», ЗАО «Промдорстрой», ООО «СтройМац», ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой», ООО ПФ «ОренбургРиалСтрой», ООО «ВАРС», ООО «Консалтинг-Центр», и др.

Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), в данном случае – осуществление ремонта и содержание автомобильных дорог местного значения (внутрипоселковых дорог), вывоз ТБО, должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.

Совместные действия администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» фактически были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов  и  на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по содержанию и ремонту внутрипоселковых дорог, оказания услуг по вывозу ТБО на территории МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст. 19 Устава МО Шарлыкский сельсовет структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган сельсовета – Совет депутатов, глава муниципального образования – глава сельсовета, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация сельсовета, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

Как следует из ч.1 ст. 29 Устава МО Шарлыкский сельсовет администрация сельсовета – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

На основании ч.1 ст. 30 Устава МО Шарлыкский сельсовет глава муниципального образования возглавляет местную администрацию сельсовета и руководит администрацией сельсовета на принципах единоначалия.

Более того, администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области был размещен план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на 2015 год, из которого следует, что на 2015 год запланировано заключение контракта с единственным поставщиком - 36, заключение контрактов посредством проведения электронного аукциона – 13.

Таким образом, в действиях администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и МУП «Жилводсервис» по заключению антиконкуретного соглашения, выразившегося в заключении 67 муниципальных контрактов без проведения торгов путем искусственного дробления единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая, установлены признаки нарушения п.4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Указанные действия администрации МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, МУП «Жилводсервис» являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.

Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена  ч.1 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения в рассматриваемом деле являются общественные отношения в сфере защиты конкуренции. Объектом административно-правовой охраны являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Объективная сторона административного правонарушения выразилась в заключении соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом и осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на территории муниципального образования.

Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является юридическое лицо – муниципальное унитарное предприятие «Жилводсервис», зарегистрировано 08 ноября 2011 года (ОГРН 1115658033776, ИНН 5651020648, адрес: Оренбургская область, Шарлыкский район, с.Шарлык, ул.Советская, д. 27).

Субъективная сторона правонарушения состоит в следующем.

Муниципальные контракты №№ 03-2015 от 12.01.2015г., 04-2015 от 13.01.2015г., 05-2015 от 15.01.2015г., 06-2015 от 16.01.2015г., 07-2015 от 20.01.2015г., 08-2015 от 22.01.2015г., 09-2015 от 12.01.2015г., 17-2015 от 27.01.2015г., 18-2015 от 03.02.2015г., 19-2015 от 06.02.2015г., 20-2015 от 09.02.2015г., 21-2015 от 11.02.2015г., 22-2015 от 13.02.2015г., 32-2015 от 17.02.2015г., 37-2015 от 25.02.2015г., 24-2015 от 02.02.2015г., 38-2015 от 27.02.2015г., 33-2015 от 05.03.2015г., 39-2015 от 05.03.2015г., 31-2015 от 05.03.2015г., 40-2015 от 12.03.2015г., 55-2015 от 16.03.2015г., 43-2015 от 02.03.2015г., 56-2015 от 27.03.2015г., 57-2015 от 10.04.2015г., 40 от 02.04.2015г., 45 от 21.04.2015г.,50 от 30.04.2015г., 46 от 05.05.2015г., 50 от 30.04.2015г., 68 от 23.05.2015г., 69 от 01.06.2015г., 56 от 27.05.2015г., 97 от 16.06.2015г., 98 от 03.07.2015г., 102 от 09.07.2015г., 103 от 09.07.2015г., 104 от 09.07.2015г., 107 от 10.07.2015г., 99 от 30.06.2015г., 105 от 09.07.2015г., 106 от 10.07.2015г., 108 от 10.07.2015г., 109 от 10.07.2015г., 110 от 13.07.2015г., 111 от 13.07.2015г., 112 от 13.07.2015г., 113 от 13.07.2015г., 127 от 16.07.2015г., 144 от 14.08.2015г., 130 от 01.08.2015г., 145 от 24.08.2015г., 147 от 01.09.2015г., 146 от 26.08.2015г., 147 от 10.09.2015г., 159 от 16.09.2015г., 160 от 21.09.2015г., 161 от 29.09.2015г., 162 от 13.10.2015г., 178 от 16.10.2015г., 166 от 01.10.2015г., 179 от 29.10.2015г., 180 от 10.11.2015г., 189 от 16.11.2015г., 190 от 20.11.2015г., 182 от 02.11.2015г., 191 от 23.11.2015г., 192 от 02.12.2015г. с администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области заключены МУП «Жилводсервис».

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У МУП «Жилводсервис» имелась возможность не заключать и не реализовать ограничивающие конкуренцию соглашения и договоры, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно ч.1 ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вина МУП «Жилводсервис» состоит в том, что предприятие нарушило установленные Законом о защите конкуренции запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения, а также участвовало в антиконкурентном соглашении, и не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, не установлены.

Место совершения административного правонарушения – с.Шарлык, Шарлыкский район, Оренбургская область.

Время совершения административного правонарушения с 12.01.2015г.  по  02.12.2015г.

В действиях хозяйствующего субъекта присутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.14.32 Кодекса об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в настоящем деле, не установлено.

23 января 2017г. должностным лицом Оренбургского УФАС России, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, начальником отдела контроля органов власти <….> составлен протокол об административном правонарушении № 04 и возбуждено производство по делу об административном правонарушении № 06-16-04/2017 в отсутствие представителя МУП «Жилводсервис».

О дате, времени и месте рассмотрения дела №06-16-04/2017 об административном правонарушении, лицо, привлекаемое к административной ответственности, уведомлено надлежащим образом.

На вынесении постановления по делу об административном правонарушении присутствовал директор <….> (распоряжение о приеме работника на работу № 16-р от 23.07.2012г.), представитель по доверенности <….> (доверенность № 1 от 09.01.2017г.).

Относительно размера административного штрафа должностное лицо приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной сумме  выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Сумму выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено административное правонарушение определить  не имеется возможности, следовательно, под суммой выручки определяем сумму, полученную МУП «Жилводсервис» по муниципальным контрактам на выполнение работ по содержанию и ремонту дорог муниципального значения, оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключенных с администрацией МО Шарлыкский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, в размере 5 403 492,50 рубля.

В соответствии с представленными документами (бухгалтерской отчетности за 2014г.) общая сумма выручки составила 41 506 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП РФ административный штраф на юридических лиц налагается в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы,услуги) не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Сумма выручки МУП «Жилводсервис» от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), за год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Одна сотая суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (минимальный размер штрафа) составляет 54 034,93 (пятьдесят четыре тысячи тридцать четыре рубля 93 коп).

Пятнадцать сотых суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (максимальный размер штрафа) составляет 810 523, 88 (восемьсот десять тысяч пятьсот двадцать три рубля 88 коп).

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Указанная сумма административного штрафа составляет 54 034, 93 + ½ (810 523,88 – 54 034, 93) =  432 279,4 руб.

Согласно примечанию 4 к статье 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

1/8 разности составляет 94 561,12 руб.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность по данному делу, признаются:

- совершение административного правонарушения впервые;

- раскаяние лица, совершившего правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

При производстве по делу об административном правонарушении установлено два обстоятельства, смягчающих административную ответственность, указанных выше. Таким образом, размер административного штрафа подлежит уменьшению на 189 122,24 рубля.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П).

Как следует из бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год, а также письменных пояснений МУП «Жилводсервис», у предприятия за 2014 год отсутствует чистая прибыль. По результатам финансово-экономической деятельности за 2014 год МУП «Жилводсервис» получило убыток в размере 2 687 000 рублей. Данный убыток сформировался в результате того, что расходы предприятия, связанные с деятельностью, превысили доходы от деятельности, в частности, увеличились цены на топливно-энергетические ресурсы и услуги, цены на сырье и материалы, товары, увеличились расходы на оплату труда работников, увеличились отчисления в фонды, размеры налогов и сборов, а также произошло увеличение амортизации в связи с вводом в эксплуатацию новых основных фондов.

В силу пунктов 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, введенных в КоАП РФ Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Применяя принцип соразмерности назначения наказания с допущенным правонарушением, учитывая финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности,  обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, а также положения части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в части установления минимального размера штрафа, должностное лицо считает, что назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей будут достигнуты цели общей и частной превенции.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что срок привлечения должностного лица к административной ответственности не истек, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.

Согласно ч.1 ст. 1.7 Кодекса  РФ об административной ответственности,  лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного МУП «Жилводсервис» административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьей 23 Федерального закона №135-ФЗ  «О защите конкуренции» и статьями 3.1, 4.1, 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании ч.1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1.   Признать юридическое лицо – Муниципальное унитарное предприятие «Жилводсервис» (ОГРН 1115658033776, ИНН 5651020648, адрес: Оренбургская область, Шарлыкский район, с.Шарлык, ул.Советская, д. 27) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.  Назначить Муниципальному унитарному предприятию «Жилводсервис» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 

Заместитель руководителя                                                                   <….>

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК  по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России)

КБК 161 1 16  02010  01 6000 140  ОКТМО 53701000001

Банк получателя: Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации

БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010, л/сч 04531066340

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановле

Связанные организации

Связанные организации не указаны