Постановление б/н Постановление по делу об административном правонарушении № 0... от 17 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Оренбургского УФАС России, «…», изучив материалы дела об административном правонарушении № 06-16-33/2017, возбужденного в отношении должностного лица: заместителя министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области <….> по факту административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  

 

Установил:

 

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России  по делу №06-05-02/2017 (исх.№6120 от 25.05.2017г.) Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области признано нарушившим ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в неисполнении выданных предупреждений №№ 06-19-26/2016 (исх. № 10259 от 27.07.2016г.), 06-19-46/2016 (исх. № 14533 от 06.10.2016г.), 06-19-49/2016 (исх. № 14874 от 13.10.2016г.), 06-19-53/2016  (исх. № 16108 от 07.11.2016г.), 06-19-54/2016 (исх. № 16110 от 07.11.2016г.), 06-19-65/2016 (исх. № 16802 от 22.11.2016г.) по незаконному отказу сельскохозяйственным товаропроизводителям (ИП глава <….>, ООО «Искра», ИП глава КФХ <….>, ИП глава КФХ <….>, АО «Майский», ООО «Луговое») в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (письма №№ 01-04-12/171 от 26.05.2016г., № 01-04-12/81 от 11.04.2016г., № 01-04-12/124 от 22.04.2016г., № 01-04-12/247 от 10.08.2016г., № 01-04-12/296 от 17.10.2016г., № 01-04-12/221 от 21.07.2016г.),

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России материалы дела были переданы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по делу № 06-05-02/2017 материалы дела были переданы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее – министерство) обратились: ИП глава КФХ <….> (вх. № 85с/20 от 19.05.2016г.), ООО «Искра» (вх. № 44с/20 от 05.04.2016г.), ИП глава КФХ <….> (вх. № 48с/20 от 08.04.2016г.), ИП глава КФХ <….> (вх. № 185/20 от 05.08.2016г.), АО «Майский» (вх. № 276/20 от 30.09.2016г.), ООО «Луговое» (вх. № 146/20 от 11.07.2016г.) для получения субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, предоставив полный пакет документов.

Министерством в адрес ИП главы КФХ <….>ООО «Искра», ИП главы КФХ <….>, ИП главы КФХ <….>АО «Майский», ООО «Луговое» были направлены письма об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники: № 01-04-12/171 от 26.05.2016г., № 01-04-12/81 от 11.04.2016г., № 01-04-12/124 от 22.04.2016г., № 01-04-12/247 от 10.08.2016г., № 01-04-12/296 от 17.10.2016г., № 01-04-12/221 от 21.07.2016г. соответственно,

Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что техника приобретена у официально уполномоченного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, что противоречит п.4 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 11.03.2013 № 182-п.

Подпунктом 1 пункта 4 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (утв. постановлением Правительства Оренбургской области № 182-п от 11.03.2013г.) (далее – Порядок предоставления субсидий) установлено, что субсидии предоставляются на компенсацию части затрат за приобретенные не ранее 1 января 2016 года за полную стоимость новые тракторы с двигателями мощностью от 300 лошадиных сил и выше, зерноуборочные и самоходные кормоуборочные комбайны российского производства, тракторы, произведенные на территории Оренбургской области (далее - сельскохозяйственная техника), у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области не менее 5 лет с момента регистрации (далее - продавец).

Ранее, Оренбургским УФАС России было рассмотрено дело № 06-05-01/2016 по признакам нарушения Правительством Оренбургской области п.8 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий в отношении производителей сельскохозяйственной техники (официально уполномоченных производителями сельскохозяйственной техники юридических лиц), а также в отношении сельхозтоваропроизводителей, приобретающих (приобретших) сельскохозяйственную технику у производителей (официально уполномоченных производителями сельскохозяйственной техники юридических лиц) данной техники. Вынесено решение (исх. № 1815 от 22.02.2017г.) о признании Правительства Оренбургской области нарушившим п.8 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выдано предписание о прекращении нарушения п.8 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Оренбургского УФАС России было установлено, что изменения, внесенные постановлением Правительства Оренбургской области от 28.03.2016 года № 204-п в абзац 1 подп. 1 п. 4 постановления Правительства Оренбургской области от 11.03.2013 года № 182-п, влекут или могут повлечь ограничение конкуренции путем создания дискриминационных условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, приобретающих сельскохозяйственную технику у официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, а также для официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации.

Изначально, Оренбургским УФАС России Правительству Оренбургской области было выдано предупреждение № 06-19-07/2016 (исх. № 5096 от 04.05.2016г.) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В предупреждении было указано на наличие в действиях Правительства Оренбургской области признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного п.8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в целях устранения нарушений Правительству Оренбургской области было предложено внести изменения в абзац 1 подп.1 п.4 Порядка предоставления субсидий в указанный срок.

Позицию Оренбургского УФАС России поддержали суды первой, апелляционной, кассационной инстанций, указав на то, что Правительством Оренбургской области были созданы дискриминационные условия в отношении официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, а также в отношении сельхозтоваропроизводителей, приобретающих (приобретших) сельскохозяйственную технику у официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации.

Из абз. 1 подп. 1 п. 4 Порядка предоставления субсидий следует, что для получения права на субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники сельхозтоваропроизводителям необходимо приобретать указанную технику либо у производителя сельскохозяйственной техники, либо у официально уполномоченного им юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области не менее 5 лет с момента регистрации.

Следовательно, из состава указанных юридических лиц исключены организации, являющиеся официальными представителями заводов-изготовителей сельскохозяйственной техники, зарегистрированные (созданные) и осуществляющие свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, в связи с чем, сельхозтоваропроизводители, приобретшие у данных поставщиков сельскохозяйственную технику, теряют право на субсидирование части затрат приобретенного товара.

Как следует из представленных документов, ИП глава КФХ <….> приобрел комбайн зерноуборочный самоходный КЗС-812-19 у ООО «ТехникаСервис» (договор № 64 от 24.11.2015г. купли-продажи техники и/или оборудования, не требующих монтажа), ООО «Искра» и ИП глава КФХ <….>приобрели тракторы «Беларус – 82.1» БМЗ у ООО «ТехТорг» (договоры купли-продажи № 238/02-16 от 06.02.2016г., № 226/01-16 от 11.01.2016г. соответственно), ИП глава КФХ <….>АО «Майский», ООО «Луговое» приобрели тракторы «Кировец» К-744 Р1, Р2, Р3 комплектации «Стандарт» у ООО ПКФ «Техника» (договоры № 207 от 19.10.2015г., № 200/44 от 20.04.2016г., № 201/45 от 20.04.2016г., № 215/50 от 27.04.2016г., № 48 от 27.01.2016г. соответственно).

Согласно Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц  МИФНС № 10 по Оренбургской области в качестве юридического лица зарегистрированы: ООО «ТехникаСервис» - 06.08.2015г., ООО «ТехТорг» - 20.09.2012г., ООО ПКФ «Техника»  - 03.09.2014г., то есть, осуществляют свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации.

На основании статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Как следует из ч.1 ст. 5 Закона № 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Согласно ст. 6 Закона № 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;

9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Критерии отбора юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, которым предоставляются названные субсидии, Правительством Оренбургской области установлены без должного экономического обоснования и законодательного закрепления, поскольку федеральное законодательство не содержит каких-либо положений об установлении приоритета поддержки сельскохозяйственного производства на территории Оренбургской области в связи с наличием каких-либо объективных обстоятельств с целью достижения равенства всех товаропроизводителей названной сферы производства.

Такое нормативное правовое регулирование нарушает требования антимонопольного законодательства, поскольку ведет к созданию неравных условий в сфере производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации между производителями по признаку приобретения сельскохозяйственной техники у поставщиков имеющих определенный опыт работы на рынке Оренбургской области и не имеющий такового, что недопустимо без законодательного обоснования (с экономическим подтверждением) правомерности такой превенции как льготы отдельным товаропроизводителям, к примеру, по объективным причинам находящимся в неравном положении с другими производителями сельскохозяйственной продукции, для выравнивания их положения, преследующего общие цели поддержки и развития сельского хозяйства. Более того, закрепление данного положения в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации приводит к ограничению конкуренции на рынке поставки (продажи) сельскохозяйственной техники и создает неравные условия между данными хозяйствующими субъектами.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия министерства по отказу в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники являются незаконными и содержат в себе признаки нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства в адрес министерства были направлены предупреждения № 06-19-26/2016, № 06-19-46/2016, № 06-19-49/2016, № 06-19-53/2016, № 06-19-54/2016, № 06-19-65/2016 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, которым министерству указывалась необходимость в установленные сроки (до 30.09.2016г., до 25.11.2016г., до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.) отозвать письма №№  01-04-12/171 от 26.05.2016г.,  01-04-12/81 от 11.04.2016г.,  01-04-12/124 от 22.04.2016г.,  01-04-12/247 от 10.08.2016г.,  01-04-12/296 от 17.10.2016г.,  01-04-12/221 от 21.07.2016г. об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, направленных в адрес: ИП главы КФХ <….> ООО «Искра», ИП главы КФХ <….> ИП главы КФХ <….>, АО «Майский», ООО «Луговое», повторно рассмотреть данные обращения с прилагаемыми пакетами документов с учетом требований антимонопольного законодательства.

Впоследствии по ходатайствам министерства сроки по выданным предупреждениям № 06-19-26/2016 (исх. № 10259 от 27.07.2016г., сроки – до 30.09.2016г., до 25.11.2016г., до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.), № 06-19-46/2016 (исх. № 14533 от 06.10.2016г, сроки – до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 15.03.2017г.), № 06-19-49/2016(исх. № 14874 от 13.10.2016г., сроки – до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.), № 06-19-53/2016 (исх. № 16108 от 07.11.2016г, сроки – до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.), № 06-19-54/2016  (исх. № 16110 от 07.11.2016г., сроки – до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.), № 06-19-65/2016 (исх. № 16802 от 22.11.2016г., сроки – до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.)   неоднократно продлялись, в связи с внесением изменений в постановление Правительства Оренбургской области № 182-п от 11.03.2013г., по всем предупреждениям срок был продлен до 13 марта 2017 года.

09.02.2017г. Правительством Оренбургской области было принято постановление № 93-п «О предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства» (далее – постановление № 93-п), вступило в силу 16.02.2017г.

В связи с принятием нового нормативного правового акта было признано утратившим силу постановление Правительства Оренбургской области от 11.03.2013г. № 182-п со всеми внесенными в него изменениями.

Пунктом 3 постановления № 93-п установлено, что заявления сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых до вступления в силу настоящего постановления, принято решение об отказе в предоставлении субсидии в связи с приобретением сельскохозяйственной техники у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, подлежат новому рассмотрению в 2017 году.

В своем письме (исх. № 01-05-06/284 от 13.03.2017г.) во исполнение выданных предупреждений министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области указало на то, что пакеты документов, в том числе и лиц, указанных в предупреждениях, рассматриваются министерством и проходят согласования на условиях и сроках, предусмотренных постановлением № 93-п от 09.02.2017г.

 При этом, ни на дату возбуждения дела № 06-05-02/2017, ни на дату принятия заключения об обстоятельствах дела не представлена информация об исполнении выданных предупреждений в части направления уведомления об отзыве писем №№ 01-04-12/171 от 26.05.2016г., № 01-04-12/81 от 11.04.2016г., № 01-04-12/124 от 22.04.2016г., № 01-04-12/247 от 10.08.2016г., № 01-04-12/296 от 17.10.2016г., № 01-04-12/221 от 21.07.2016г. об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, направленных в адрес: ИП главы КФХ <….>ООО «Искра», ИП главы КФХ <….> ИП главы КФХ <….>., АО «Майский», ООО «Луговое».

10.03.2017г. в Оренбургское УФАС России поступило заявление ООО «Луговое» (вх. № 1384к от 10.03.2017г.) (выданное министерству предупреждение № 06-19-65/2016), в котором указано, что 09.03.2017г. по телефону директор <….> узнал от сотрудника министерства об отказе в выплате субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в связи с тем, что у ООО «Луговое» имеется задолженность по налогам и сборам на 01.02.2017г. В пакете документов, сданных ООО «Луговое» в министерство в 2016 году, задолженность по налогам и сборам отсутствовала, что подтверждается имеющейся справкой. Считает данный отказ неправомерным и ущемляющим его права и законные интересы как сельхозтоваропроизводителя.

Заявления ИП главы КФХ <….>ООО «Искра», ИП главы КФХ <….> ИП главы КФХ <….> АО «Майский», ООО «Луговое» рассмотрены министерством как вновь (первоначально) поданные в 2017 году, по правилам постановления № 93-п от 09.02.2017г.

ИП главе КФХ <….>., ИП главе КФХ <….> АО «Майский», ООО «Искра» субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники были выплачены: ИП <….> – 1 417 737, 29 руб., ИП <….>. – 1 434 030 руб., ООО «Искра» - 286 601, 95 руб., АО «Майский» - 5 729 911, 47 руб., что подтверждается информацией о хозяйствах, которым отказано в получении субсидии в рамках постановления № 93-п от 09.02.2017г. за приобретенную технику по состоянию на 14.04.2017г., платежными поручениями № 129696 от 31.03.2017г., № 129686 от 31.03.2017г., № 129787 от 31.03.2017г., № 129817 от 31.03.2017г.

ИП главе КФХ <….> и ООО «Луговое» министерством отказано по основаниям, предусмотренным абз. «а» п.11 постановления № 93-п, а именно не соблюдение условия, предусмотренного абз. «б» п.6 постановления № 93-п, - наличие задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, что указано в уведомлениях об отказе от 14.03.2017г. №№ 01-04-12/574, 01-04-12/577.

Министерство ссылается на то, что указанное условие предоставления субсидии предусмотрено в постановлении № 93-п как обязательное общее требование, содержащееся в постановлении Правительства РФ от 06.09.2016г. № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг». То есть, наличие условия, предусмотренного абз. «б» п. 6 постановления № 93-п, является обязательным требованием, установленным нормами федерального законодательства.

Однако, Оренбургское УФАС России считает, что данные действия министерства нарушают права и законные интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

Согласно ч.7 ст. 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

В силу ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 4 ГК РФ).

 Как следует из ч. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, в том числе и предпринимателей, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, о равной защите государственной и частной форм собственности и о критериях справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1) это означает, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права; участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (данная позиция указана в постановлении Конституционного Суда РФ от 20.07.2011г. № 20-П).

После подачи заявлений сельскохозяйственными товаропроизводителями в министерство на выплату субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, между министерством и сельхозтоваропроизводителями возникли правоотношения с соответствующими правами и обязанностями. В случае подачи заявления сельхозтоваропроизводителем с пакетом документов, соответствующим перечню документов, установленному Порядку предоставления субсидий, у министерства возникла обязанность по выплате субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в момент подачи сельхозтоваропроизводителем заявления.

Министерством вышеуказанным сельхозтоваропроизводителям были даны незаконные отказы в выплате субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, что было установлено Оренбургским УФАС России.

Следовательно, в случае признания отказа в выплате субсидии незаконным, у министерства не прекратилась обязанность по отзыву незаконного отказа в выплате субсидии и по выплате субсидии сельхозтоваропроизводителю на момент подачи им соответствующего заявления о выплате субсидии. То есть, правоотношения, сложившиеся между сторонами, прекращены не были, соответственно, рассматривать заявления по новому Порядку предоставления субсидии (утв. постановлением Правительства Оренбургской области № 93-п от 09.02.2017г.) и запрашивать новый пакет документов (собирать информацию на новый период – 2017 год) министерство не имело права, так как это нарушает права и законные интересы сельхозтоваропроизводителей.

Также, в выданных Оренбургским УФАС России предупреждениях в адрес министерства, было указано о необходимости прекращения действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно, отозвать письма об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, направленные в адрес сельхозтоваропроизводителей, а также повторно рассмотреть обращения сельхозтоваропроизводителей на предоставление вышеуказанной субсидии с прилагаемым пакетом документов с учетом требований антимонопольного законодательства.

То есть, министерству предписывалось отозвать письма №№ 01-04-12/171 от 26.05.2016г.,  01-04-12/81 от 11.04.2016г.,  01-04-12/124 от 22.04.2016г.,  01-04-12/247 от 10.08.2016г.,  01-04-12/296 от 17.10.2016г.,  01-04-12/221 от 21.07.2016г. и рассмотреть обращения с приложенным пакетом документов сельхозтоваропроизводителей.

Однако, из представленной информации следует, что уведомлений об отзыве вышеуказанных писем министерством направлено не было, при этом, обращения сельхозтоваропроизводителей были рассмотрены по правилам постановления № 93-п, то есть, запрошена дополнительная информация по состоянию на 2017 год.

Более того, сельскохозяйственные товаропроизводители не были уведомлены заранее о повторном рассмотрении обращений на выплату субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, так как никаких писем от министерства в их адрес не поступало.

Согласно Аналитическому отчету состояния конкурентной среды на рынке производства сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства на территории Оренбургской области за 2016 год, на данном рынке осуществляли свою деятельность 2 658 сельхозтоваропроизводителей, из них: 1 998 зарегистрированных в форме индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Выделяются основные факторы, снижающие конкуренцию на агропродовольственном рынке: большое количество производителей сельскохозяйственной продукции (позиция каждого в отдельности на рынке слаба); большие постоянные издержки сельских товаропроизводителей, которые не изменяются в зависимости от объема производимой продукции, что часто приводит к ухудшению их финансово-экономического положения в случае снижения производства; продолжительность и непрерывность биологического процесса производства, вследствие чего сельскохозяйственному товаропроизводителю сложно быстро приспособить предложение к спросу на рынке, так как время от посева до уборки урожая исчисляется многими месяцами и даже годами; сезонное поступление значительной части сельскохозяйственной продукции, приводящее к временному избытку продукции, не позволяющее им обеспечить сбыт продукции на более выгодных условиях.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в форме субсидирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования.

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим возделывание яровых и (или) озимых зерновых культур, а также производство продукции животноводства (молока, мяса крупного рогатого скота, свиней, овец и лошадей, шерсти) в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на эти цели министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области по разделу «Национальная экономика», подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство».

Отбор юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, которым предоставляются субсидии, должен быть экономически обоснованным и законодательно закрепленным.

Рынок производства растениеводства и животноводства Оренбургской области обладает слабой степенью концентрации и в целом характеризуется развитой конкуренцией.

Таким образом, в действиях министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области установлен факт нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Указанные действия Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно материалам дела письма №№ 01-04-12/171 от 26.05.2016г., № 01-04-12/81 от 11.04.2016г., № 01-04-12/124 от 22.04.2016г., № 01-04-12/247 от 10.08.2016г., № 01-04-12/296 от 17.10.2016г., № 01-04-12/221 от 21.07.2016г.  об отказе в предоставлении субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники ИП главе КФХ <….> , ООО «Искра», ИП главе КФХ <….>ИП главе КФХ <….>АО «Майский», ООО «Луговое», письма о повторном рассмотрении заявлений и отказе в предоставлении субсидий ИП главе КФХ <….> ООО «Луговое» № 01-04-12/577 от 14.03.2017г., № 01-04-12/574 от 14.03.2017г. подписаны заместителем Министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области <….>

Таким образом, на момент совершения правонарушения должностным лицом – заместителем министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, являлась <….>, действующая на основании указа Губернатора Оренбургской области № 731-ук от 31.10.2014г. «О назначении на должность <….>»

С учетом изложенного, должностным лицом – заместителем министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области <….> допущено нарушение ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с изложенным, правонарушение совершено виновно. Факт правонарушения и наличие вины <….>  в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  подтверждаются материалами дела.

В действиях должностного лица присутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена  ч. 1 ст. 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.

 В качестве смягчающих обстоятельств установлено, что правонарушение совершено впервые, предписание в настоящее время исполнено.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что срок привлечения должностного лица к административной ответственности не истек, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены. 

Согласно ч.1 ст. 1.7 Кодекса  РФ об административной ответственности,  лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона №135-ФЗ  «О защите конкуренции»  и статьями 3.1, 4.1, 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании ч. 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо - заместителя министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области <….> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 Кодекса  РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч)  рублей.

 

 

Заместитель руководителя Управления                                                         <….>

         

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК  по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России)

КБК 161 1 16  02010  01 6000 140  ОКТМО 53701000001

Банк получателя: Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации

БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны