Постановление б/н Постановление по делу об административном правонарушении № ... от 31 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Оренбургского УФАС России, <<……>>, изучив материалы дела об административном правонарушении  № 06-16-60/2016, возбужденного в отношении юридического лица: Обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройгарант» (ИНН 1085658005256) (далее – ООО «СК «Стройгарант»», общество), расположенного по адресу: Оренбургская область г.Оренбург, ул.ткачева, щд.85, кв.28) по факту административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  

 

Установил:

 

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по делу № 06-06-09/2016 (исх. № 3048 от 15.03.2016г.) ООО «Строительная компания «»Стройгарант»» признано нарушившим   п.4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Нарушения выразились в заключении соглашений с МАОУ (МБОУ) «Софиевская СОШ»  (договор подряда № 6 от 26.08.2013г., договора  подряда № 16 от 06.08.2016г.), которые были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов  и  на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок общестроительных работ.

В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.

В 2013г. Министерством образования Оренбургской области с Администрацией Пономаревского района Оренбургской области заключено соглашение № 25-ДОУ-ФБ  о предоставлении субсидии из областного и федерального бюджетов бюджету городского округа (муниципального района) на реализацию мероприятий по модернизации системы дошкольного образования в 2013г.

Предметом настоящего соглашения является предоставление в 2013г. субсидии из областного бюджета бюджету Муниципалитета, источником которой является субсидия из федерального бюджета, на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Оренбургской области, и в рамках Соглашения от 12 августа 2013г. 25-ДОУ-ОБ о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету городского округа (муниципального района) на реализацию мероприятий, направленных на повышение доступности дошкольных образовательных услуг в рамках областной целевой программы «Дети Оренбуржья» на 2011-2013годы, по объектам, указанным в Приложении № 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего соглашения.

Согласно п.3.3.7 Соглашения в целях реализации указанного соглашения необходимо обеспечить своевременное размещение муниципальных заказов в соответствии с Федеральными законами: от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

26 августа 2013г. МБОУ «Софиевская средняя общеобразовательная школа» (Заказчик» и ООО «Строительная компания» Стройгарант» заключен договор подряда № 6 на выполнение  работ по капитальному ремонту детского сада, расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с.Софиевка, ул.Крючковская, д.3

Согласно п.1.2.договора заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить, согласно проектно-сметной документации работы по капитальному ремонту детского сада, расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с.Софиевка, ул.Крючковская, д.3 и передать работы по акту сдачи-приемки работ Заказчику.

В соответствии с п.1.1 договора настоящий договор подряда заключается, согласно ч.2 п.6 ст.55 Федеральный закон от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Сроки выполнения работ: с 26 августа 2013г. по 25 декабря 2013г. (п.2.2 Договора).

Согласно п.3.1 Договора стоимость работ составляет 12 057 500 (двенадцать миллионов пятьдесят семь тысяч пятьсот) рублей, НДС не предусмотрен.

Финансирование настоящего договора производится за счет средств областного бюджета по мере поступления денежных средств (п.3.4. Договора).

Согласно п.3.5. Договора после подписания договора, в течение 10 рабочих дней Заказчик перечисляет Подрядчику аванс в размере 30% от лимита работ на 2013г., что составляет 3 617 250 (три миллиона шестьсот семнадцать тысяч двести пятьдесят) рублей. Оставшаяся сумма перечисляется ежемесячно после подписания акта приема передачи рабочей (исполнительная) документации, актов выполненных работ (КС-«, КС-3) и соответствующего счета-фактуры, а также поступления денежных средств из областного бюджета.

Согласно актам о приемке выполненных работ выполнены следующие работы, а именно: общестроительные работы (акт № 1 за декабрь 2013г.) на сумму 7338097 руб.; сантехнические работы (акт № 2 за декабрь 2013г.) сметная стоимость 311023 руб.; отопление, вентиляция, (акт № 3 за декабрь 2013г.) сметная (договорная) стоимость 481020 руб.; электромонтажные работы (акт № 4 за декабрь 2013г.) на сумму 627546 рублей; наружное освещение (акт № 5 за декабрь 2013г.) на сумму 300699 рублей; благоустройство (акт № 6 (часть 1) за декабрь 2013г.) на сумму 539803 руб.; наружные сети водоснабжения (акт № 6.1 за декабрь 2013г.); теплотрасса (акт № 6.2. за декабрь 2013г.) на сумму 115376 рублей благоустройство (акт № 6 (часть 2) за декабрь 2013г.) на сумму 117769 руб.;  благоустройство (акт № 6 (часть 3) за декабрь 2013г.) на сумму 412735 руб.; озеленение (акт № 7 за декабрь 2013г.) на сумму 480851 руб.; ограждение (акт № 8 за декабрь 2013г.) на сумму 378857 руб.; малые формы  (акт № 9 за декабрь 2013г.) на сумму 367478 руб.; наружные электромонтажные работы, сантехнические работы, отопление, перегородки в санузлах, устройство водосточной системы крыльца (акт № 10 за декабрь 2013г.) на сумму 359640 руб.

14 июля 2014г. между Министерством образования Оренбургской области и Администрацией Пономаревского района Оренбургской области заключено соглашение № 8-ПАМ-2 о взаимодействии при проведении противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных организаций в 2014г.

Предметом настоящего соглашения является взаимодействие между Министерством и муниципальным образованием в 2014г. по реализации выделенной субсидии из областного бюджета бюджету Пономаревского района Оренбургской области на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных организаций по объектам, указанным в Приложении № 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Общий объем субсидий из областного бюджета составляет 19 951 100 (девятнадцать миллионов девятьсот пятьдесят одна тысяча сто)  рублей. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Муниципального образования по данному соглашению, рассчитанный в соответствии с методикой составляет 2 990 000 (Два миллиона девятьсот девяносто тысяч) рублей (п.1.2 соглашения).

Согласно Приложению № 1 объектом проведения противоаварийных мероприятий в муниципальных общеобразовательных организациях, финансируемых за счет областного бюджета в 2014г. является МАОУ «Софиевская СОШ» (объем финансирования – 22941,1 руб.).

06 августа 2014г. МАОУ «Софиевская средняя общеобразовательная школа» (Заказчик) заключила договор подряда № 16 с ООО «Строительная компания «Стройгарант».

Согласно п.1.1 Договора настоящий договор заключается с соблюдением требований пункта 2, ст.298 ГК РФ, ФЗ от 18.07.2011г. № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», гл.6, п.6.8.12 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «Софиевская СОШ» и иных правовых актов РФ, в связи с аварийной ситуацией здания, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения.

Предметом договора является капитальный ремонт пристроя спортзала и кровли здания МАОУ «Софиевская СОШ», расположенное по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с.Софиевка, ул.Крючковская, дом №1

Согласно п.2.1. Договора общая стоимость договора составляет 22 941 100 (Двадцать два миллиона девятьсот сорок одна тысяча сто рублей) 00 коп., НДС не предусмотрен.

Между Заказчиком – МАОУ «Софиевская СОШ» и Подрядчиком – ООО «СК «Стройгарант» подписаны акты по приемке выполненных работ: за октябрь 2014г. от 22.10.2014г. на сумму 1931, 042 тыс.руб.; за октябрь 2014г. от 22.10.2014г. – 1058, 958 тыс.руб.; за декабрь 2014г. от 12.12.2014г. – 16136526 руб.; за декабрь 2014г. от 12.12.2014г. – 722236 руб., за декабрь 2014г. от 12.12.2014г.- 119995 руб.; за декабрь 2014г. от 12.12.2014г.- 2014726 руб.; за декабрь 2014г. от 12.12.2014г.- 280041 руб.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящегося в муниципальной собственности муниципального района (п.3); а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Частью 1 ст.54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов (с 2014г. Законом о контрактной системе).

В соответствии с ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с ч.  2  ст.  1  Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений,  за исключением случаев,  если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями,  созданными в соответствии с международными договорами,  участником которых является Российская Федерация,  а также международными финансовыми организациями,  с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

Согласно ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта.

Согласно ч.1 ст. 4 Закона о размещении заказа государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

В соответствии с ч.1 ст.9.2 бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Учитывая изложенное, бюджетное учреждение является организацией, выполняющей функции органов местного самоуправления и выступает заказчиком согласно Закону о размещении заказов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предметом регулирования являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" целями осуществления закупок является в т.ч. выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Таким образом, ремонт здания детского сада относится к полномочиям органа местного самоуправления.

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом Российской Федерации от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 174-ФЗ субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), может создаваться автономное учреждение.

На основании части 7 статьи 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 этой же статьи.

В соответствии с ч.  1  ст.  78.1  Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат,  связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным)  заданием государственных (муниципальных)  услуг (выполнением работ).  Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.  Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,  бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,  местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации,  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,  местной администрацией.

Из анализа приведенных норм в совокупности следует,  что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.  При этом, указанные работы (услуги)  являются полномочиями органов местного самоуправления.  Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг)  для муниципального образования или органа местного самоуправления Федеральным законом «Об автономных учреждениях» не предусмотрено.  Указанные работы (услуги)  являются муниципальной нуждой и финансирование их выполнения осуществляется в порядке,  предусмотренном Законом о размещении заказов.  Выделение субсидий на эти цели муниципальному автономному учреждению ни Федеральным законом № 174-ФЗ,  ни Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.

Между тем, правоотношения возникли по вопросу выполнения работ (капитальный ремонт пристроя спортзала и кровли здания МАОУ «Софиевская СОШ») для муниципальных нужд.

Кроме того,  предоставление субсидий на иные цели не может рассматриваться как предоставление субсидий на выполнение работ для муниципальных нужд,  поскольку бюджетные ассигнования на закупку товаров,  работ и услуг для муниципальных нужд и ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениями относятся к различным самостоятельным видами бюджетных ассигнований.  Для размещения заказов на поставку товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для муниципальных нужд установлено специальное регулирование в виде Закона о контрактной системе.

Согласно ст.1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Федеральным законом № 223-ФЗ определено, что он устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг для определенных лиц, в том числе и для автономных учреждений.

В соответствии с п.9 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Следовательно, указанное положение Закона о контрактной системе предусматривает основания размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой подразумеваются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п.1 ст.202, п.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исходя из этого определения, следует выделять признаки непреодолимой силы. Во-первых, это обстоятельство чрезвычайное – совершенно необычное, из ряда вон выходящее, непредсказуемое. Во – вторых, это обстоятельство непредотвратимое. В-третьих, это обстоятельство при данных условиях, т.е. оно в принципе может быть и могло быть предотвращено, но это невозможно было в данной конкретной ситуации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций, в соответствии со статьей 1 ФЗ N 68-ФЗ, - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Учитывая изложенное, капитальный ремонт школы не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

К признакам непреодолимой силы, содержащимся в ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся чрезвычайные ситуации и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

 

В связи с этим обстоятельства, явившиеся основанием для заключения  контрактов без проведения торгов с единственным подрядчиком, не являются непреодолимой силой.

Рынок по производству общестроительных работ является конкурентным. Так, на территории Оренбургской области действуют следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Группа СПЕКТР», ООО «УралРемСтрой», ИП, ООО «Блиц-2», ООО «ПТС «Ракурс», «РЕМОТДЕЛКА», «Оренбурггражданстрой», ООО «Волга-Строй-Урал», ООО «СнабСтройИнвест» и др.

Таким образом, ремонт здания школы, являющийся муниципальными нуждами, был осуществлен без проведения торгов, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказа (Закона о контрактной системе). Вследствие чего хозяйствующие субъекты были лишены доступа на рынок по производству общестроительных  работ (ОКВЭД 45.21) в границах Оренбургской области, м/о Пономаревский район, поскольку для доступа на данные рынки необходимо соблюдение определенных процедур – участие в торгах; что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке,  недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Из буквального смысла указанной статьи следует, что запрещаются только такие соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции).

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции  носит формальный характер, т.е не требует обязательного наступления неблагоприятных последствий, а сам факт их возможного наступления образует оконченное правонарушение.

Согласно п.1, п.5 Положения об отделе образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области (утв. Постановлением № 34-п от 26.01.2009г.), п.1.1, п.1.8. Положения об отделе образования (утв. Постановлением администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области от 19.11.2014г. № 942-п) Отдел образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области является органом администрации  отраслевой компетенции, реализующим функции управления муниципальной системой образования и отраслевой координации в установленной сфере деятельности по Пономаревскому району. Отдел является юридическим лицом.

К компетенции Отдела относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (абз.5 ч.6 Положения (утв. Постановлением № 34-п от 26.01.2009г.)).

Согласно п.3.1 Положения об отделе образования (утв. Постановлением администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области от 19.11.2014г. № 942-п) отдел образования является главным распорядителем финансовых средств, выделяемых муниципальным образовательным организациям Пономаревского района.  От имени собственника муниципального имущества, комитета по управлению имуществом, осуществляет контроль за состоянием, содержанием и сохранностью основных средств и иного имущества, переданного в муниципальные образовательные организации Пономаревского района в соответствии с постановлением о передаче муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления ( п.3.2. Положения об отделе образования (утв. Постановлением администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области от 19.11.2014г. № 942-п).

В заседании Наблюдательного совета муниципального автономного образовательного учреждения «Софиевская средняя общеобразовательная школа» при одобрении крупной сделки присутствовал заведующий отделом образования. (протокол заседания наблюдательного совета МАОУ «Софиевская СОШ» № 1 от 29 июля 2014г.)

Акты приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссией от 26 декабря 2013г, от 09 декабря 2014г. подписаны со стороны учредителя – заведующим отделом образования, со стороны заказчика – директором МАОУ «МБОУ) «Софиевская СОШ», со стороны подрядчика – генеральным директором ООО «СК «Стройгарант»

Заключение антиконкурентных соглашений между Отделом образования администрации м/о Пономаревский район, МАОУ (МБОУ) «Софиевская СОШ» с ООО «Строительная компания «Стройгарант» привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В результате заключения договоров образовательным учреждением с единственным поставщиком (исполнителем)  на выполнение работ  по капитальному ремонту детского сада, Оренбургская область, Пономаревский район с.Софиевка, ул.Крючковская, дом 3; капитальному ремонту пристроя спортзала и кровли здания МАОУ «Софиевская СОШ», расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район с.Софиевка, ул.Крючковская, дом 1, ООО «Строительная компания «Стройгарант» получило доступ к выполнению работ по максимальной возможной цене без участия в конкурентных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими строительные работы на соответствующем рынке услуг. Таким образом, общество приобрело возможность получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции; иные хозяйствующие субъекты, желавшие выполнять работы по капитальному ремонту зданий не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанных договоров.

Отдел образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области, образовательное учреждение не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке побороться за заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания, лишило их возможности получения доступа к соответствующему товарному рынку. Отдел образования в результате непосредственного участия в антиконкурентном соглашении, в результате одобрения крупной сделки бездействия по проведению торгов в установленном законом порядке, в результате одобрения крупной сделки МАОУ «Софиевская СОШ»; МБОУ (МАОУ) «Софиевская СОШ» в результате заключения договоров без проведения торгов не обеспечили эффективность расходования бюджетных средств, проявили субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечили равный доступ всем потенциальным участникам к участию в торгах.

Заключение  вышеуказанных договоров в 2013- 2014г.г. без проведения торгов не могло гарантировать качественного и безопасного выполнения работ по капитальному ремонту здания.

В соответствии с ч.1 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным, в том числе  для муниципальных образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов, в целях недопущения ограничения конкуренции.

Таким образом, Отдел образования администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области, МАОУ «Софиевская СОШ», ООО «Строительная компания «Стройгарант» нарушили п.4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» нашли свое подтверждение.

Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена  ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения в рассматриваемом деле являются общественные отношения в сфере защиты конкуренции. Объектом административно-правовой охраны являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Объективная сторона административного правонарушения выразилась в заключении соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом и осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на территории муниципального образования.

Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «СК «Стройгарант», зарегистрировано 11 декабря 2004г. (ОГРН <<……>>, ИНН <<……>>, адрес: Оренбургская область, город Оренбург, ул.Ткачева, дом 85, кв.28).

Субъективная сторона правонарушения состоит в следующем.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У ООО «СК «Стройгарант» имелась возможность не заключать и не реализовать ограничивающие конкуренцию соглашения и договоры, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вина ООО «СК «Стройгарант» состоит в том, что предприятие нарушило, установленные Законом о защите конкуренции запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения, а также участвовало в антиконкурентном соглашении, и не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, не установлены.

Место совершения административного правонарушения – с.Софиевка Пономаревский район, Оренбургская область.

Время совершения административного правонарушения с 26.08.2013г. по 31.12.2014г.

В действиях хозяйствующего субъекта присутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.32 Кодекса об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в настоящем деле, не установлено.

21 октября 2016г. должностным лицом Оренбургского УФАС России, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, начальником отдела контроля органов власти <<…..>>составлен протокол об административном правонарушении №60 и возбуждено производство по делу об административном правонарушении № 06-16-60/2016 в присутствии директора ООО «СК «Стройгарант» <<…..>>/

О дате, времени и месте рассмотрения дела №06-16-60/2016 об административном правонарушении лицо, привлекаемое к административной ответственности, уведомлено надлежащим образом.

Относительно размера административного штрафа должностное лицо приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП РФ Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной сумме  выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Сумму выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено административное правонарушение определить  не имеется возможности, следовательно, под суммой выручки определяем сумму, полученную ООО «Строительная компания «Стройгарант»» на основании: договора  подряда № 6 от 26 августа 2013г. – 12 057 500 (двенадцать  миллионов пятьдесят семь тысяч пятьсот) рублей, договора подряда № 16 от 06 августа 2014г. – 22 941 100 (двадцать два миллиона девятьсот сорок одна тысяча сто рублей). Общая сумму выручки по договорам подряда на капитальный ремонт детского сада, капитальный ремонт пристроя спортзала и кровли здания МАОУ «Софиевская СОШ», расположенные по адресу: Оренбургская область. Пономаревский район, с.Софиевка, ул.Крючковская, дом № 1 составляет 34 998 600 рублей.

В соответствии  с представленными документами  (бухгалтерской отчетности  за 2015г.) общая сумма выручки составила  32 897 000 рублей (ОКВЭД 45.21.1).

Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП РФ административный штраф на юридических лиц налагается в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы,услуги) не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

В соответствии с ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ административный штраф на юридических лиц налагается в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Сумма выручки ООО «СК «Стройгарант» от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), за год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Три сотых выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (минимальный размер штрафа) составляет 1 049 958 (один миллион сорок девять тысяч девятьсот пятьдесят восемь) рублей, 8 коп.

Три тысячных выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (максимальный размер штрафа) составляет 104 995, 8 (сто четыре тысячи девятьсот девяносто пять ) рублей 8коп.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Указанная сумма административного штрафа составляет 104 995, 8  + ½ (1 049 958 – 104 995, 8) =  577 476, 9  руб.

 Согласно примечанию 4 к статье 14.31. КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

1/8 разности составляет 118 120, 3 руб.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность по данному делу, признаются:

- совершение административного правонарушения впервые;

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

При производстве по делу об административном правонарушении установлено одно обстоятельство, смягчающее административную ответственность, указанных выше. Таким образом, размер административного штрафа подлежит уменьшению на 118 120, 3 рублей.

Итого сумма штрафа, подлежащая применению, с учетом одного смягчающего обстоятельства  равна  459 356, 6  (четыреста пятьдесят девять тысяч триста пятьдесят шесть) руб. 6 коп.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, то   срок  привлечения  должностного лица   к   административной   ответственности  не

истек, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.

Согласно ч.1 ст. 1.7 Кодекса  РФ об административной ответственности,  лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного ООО «СК «Стройгарант» административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьей 23 Федерального закона №135-ФЗ  «О защите конкуренции» и статьями 3.1, 4.1, 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании ч.1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

1.   Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройгарант» (ОГРН <<…..>>, ИНН <<…..>>, адрес: Оренбургская область, город Оренбург, ул.Ткачева, д.85, кв.28) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.  Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компании «Стройгарант»» административное наказание в виде административного штрафа в размере 459 356, 6  (четыреста пятьдесят девять тысяч триста пятьдесят шесть) рублей, 6 коп.

 

Заместитель руководителя                                                                 <<…..>>

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1, 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК  по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России)

КБК 161 1 16  02010  01 6000 140  ОКТМО 53701000001

Банк получателя: Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010

 Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных #M12293 0 901807667 1265885411 24883 81 3020189940 4 4105671604 3859609951 3277815455статьей 31.5#S  Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма административного штрафа вносится в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 #M12293 1 901807667 1265885411 24884 79 450738501 3277815455 10 3079082616 843532160статьи 32.3#S Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Согласно ч. 1 ст. 20.25. Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны