Постановление б/н Постановление по делу об административном правонарушении № ... от 7 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области <....>, изучив материалы дела об административном правонарушении № 06-16-58/2016, возбужденного в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «ОренбургДомСтрой» (на момент совершения правонарушения) <....> (паспорт <...> серии <....>, код подразделения: <....>, выдан <....>, дата и место рождения: <....>; зарегистрирован по адресу: <....>), действующего на основании Приказа (распоряжения) ООО «ОренбургДомСтрой»  «О приеме работника на работу» № 4 от 06.07.2015 г., по факту административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  

 

Установил:

 

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу № 06-06-01/2016  (исх. № 10750 от 04.08.2016 г.) ООО «ОренбургДомСтрой» (администрация МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области) признано нарушившим п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении соглашений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения строительных работ (муниципальные контракты № 001, № 002 от 20.10.2015 г. на строительство жилых помещений (на условиях «под ключ»),без проведения торгов.

Должностным лицом установлено следующее.

20.10.2015 г. между администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района (Заказчик) и ООО «ОренбургДомСтрой» (Генеральный подрядчик) заключен муниципальный контракт № 001 на строительство жилых помещений (на условиях «под ключ») (далее –  контракт № 001).

Согласно п. 1.1 ст. 1 контракта № 001 Генеральный подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить полный комплекс работ по строительству объекта – 18 квартир, общая площадь – 1000 кв. м., включая изготовление проекта, монтаж оборудования, устройство инженерных систем, выполнение пусконаладочных работ и участие в мероприятиях по вводу в эксплуатацию, выполнить инженерные изыскания и подготовку проектной документации для строительства и прохождение государственной экспертизы сметной документации указанных квартир, и передать результат работ Заказчику в сроки, установленные в настоящем Контракте.

Со своей стороны Заказчик обязуется предоставить Генеральному подрядчику земельный участок, принять результат работ и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену (п. 1.2 Контракта № 001).

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Контракта 001 цена работ по указанному контракту составляет 28 100 000 (двадцать восемь миллионов сто тысяч) рублей, которая является твердой.

Пункт 2.2.1 ст. 2 Контракта № 001 предусматривает, что оплата аванса в размере 15 % в сумме 4 215 000 (четыре миллиона двести пятнадцать тысяч) рублей производится за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ Оренбургской области.

20.10.2015 г. также между администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района (Заказчик) и ООО «ОренбургДомСтрой» (Генеральный подрядчик) заключен муниципальный контракт № 002 на строительство жилых помещений (на условиях «под ключ») (далее –  контракт № 002).

В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Контракта № 002 Генеральный подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить полный комплекс работ по строительству объекта – 16 квартир, общая площадь – 620 кв. м., включая изготовление проекта, монтаж оборудования, устройство инженерных систем, выполнение пусконаладочных работ и участие в мероприятиях по вводу в эксплуатацию, выполнить инженерные изыскания и подготовку проектной документации для строительства и прохождение государственной экспертизы сметной документации указанных квартир, и передать результат работ Заказчику в сроки, установленные в настоящем Контракте.

Согласно п. 1.2 Контракта № 002 Заказчик обязуется предоставить Генеральному подрядчику земельный участок, принять результат работ и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Контракта 001 цена работ по указанному контракту составляет 17 422 000 (семнадцать миллионов четыреста двадцать две тысячи) рублей, которая является твердой.

Пункт 2.2.1 ст. 2 Контракта № 001 предусматривает, что оплата аванса в размере 15 % в сумме 2 613 300 (два миллиона шестьсот тринадцать тысяч триста) рублей производится за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ Оренбургской области.

Указанными Контрактами (№ 001, № 002) предусмотрено, что их заключение основано на нормах Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 1.3 указанных контрактов).

Кроме этого, согласно п. 1.4 Контракта № 001, п. 1.4 Контракта № 002 финансирование строительства Объектов, указанных в предметах указанных Контрактов, осуществляется за счет средств бюджета Оренбургской области, полученных за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства, средств бюджета Оренбургской области, и средств, предусмотренных в бюджете МО Степановский сельсовет Оренбургского района на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с п. 2.2 Контракта № 001, п. 2.2 Контракта № 002 цены указанных Контрактов включают в себя расходы, издержки Генерального подрядчика, включая, но, не ограничиваясь расходами по закупке, доставке к месту производства работ оборудования, материалов, доставке, проживанию и оплате труда работников, расходы по оплате работ, услуг субподрядчиков.

27.10.2015 г. в адрес администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района поступило обращение (исх. б/н) директора ООО «ОренбургДомСтрой» <....>. Согласно данному обращению ООО «ОренбургДомСтрой» просит рассмотреть вопрос об исключении ст. 10 муниципального контракта № 001 от 20.10.2015 г., в соответствии с которой Генеральный подрядчик обязан предоставить Заказчику банковскую гарантию. Данную просьбу ООО «ОренбургДомСтрой» мотивирует положениями ст. 96 Закона о контрактной системе, а также нормами Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 г. заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта».

Впоследствии, 28.10.2015 г. между администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района и ООО «ОренбургДомСтрой» заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту № 001 на строительство жилых помещений (на условиях под ключ) от 20.10.2015 г.

Указанным дополнительным соглашением определено, что на основании Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 г. заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» ч. 2.1 ст. 96 Закона о контрактной системе ст. 9 муниципального контракта № 001 от 20.10.2015 г., предусматривающая предоставление подрядчиком банковской гарантии, отменена.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) указанный ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Муниципальным заказчиком может выступать соответственно муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона о контрактной системе).

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган   местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя   (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на   принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств   соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Анализ вышеуказанных положений федерального законодательства РФ позволяет   сделать вывод,  что в случае необходимости привлечения подрядчиков для выполнения работ бюджетному учреждению,  оплата которых будет осуществляться   за счет бюджетных средств,  осуществление таких действий происходит строго в рамках Закона о контрактной системе.

Иного порядка определения подрядчиков, в целях заключения с ними контрактов   (договоров)  на выполнение работ,  необходимых для решения вопросов местного значения, и, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов, действующее   законодательство РФ не содержит.

Из анализа материалов  следует,  что в рассматриваемом случае для  решения вопроса местного значение понадобилось привлечение подрядчиков.

Правоотношения возникли по вопросу выполнения работ для муниципальных нужд, что регулируется статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой  закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Рынок по производству общестроительных работ является конкурентным, так на территории Оренбургской области действуют следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Регул Х», ООО «Имхотеп», ООО «АлькорТрансСтрой», ООО «РЕМОТДЕЛКА», ООО «ПромСтройКонтракт», ООО «Ликос», ООО «Лист», ООО «Гермес-Телеком», ООО «СК «Весна», ООО «Доступное жилье», ООО «ИЕСА ЖБИ «Южный» и др.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93  Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Следовательно, указанное положение Закона о контрактной системе предусматривает условия размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): возникновение ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы и (или) необходимость срочного медицинского вмешательства. При этом обязательным требованием является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами, требующими затрат времени.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой подразумеваются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Следовательно, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень случаев, когда ситуация признается чрезвычайной, основным критерием признания ситуации таковой является внезапность наступления и непредвиденность ввиду наличия событий, произошедших не по вине человека. Учитывая изложенное, строительство домов для переселения жильцов из аварийных домов не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

Между тем, 19.10.2015 г. в 11.00 состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Степановского сельсовета (далее – Комиссия) в составе <....> – главы МО Степановский сельсовет Оренбургского района – председателя Комиссии, <....> – заместителя главы администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района, <....> – фельдшера Степановского ФАПа, <....> – заместителя директора МКП ЖКХ «Стимул» - секретаря комиссии, <....> - директора МКП ЖКХ «Стимул», <....> – специалиста администрации МО Степановский сельсовет, <....>. – директора МБУК ДК «Степановский», <....> – депутата Совета депутатов МО Оренбургский район. Комиссией было принято решение № 2 «О мерах по предотвращению гибели людей и имущественного ущерба в связи с угрозой обрушения жилого дома от 19.10.2015 г. по ул. Комсомольская 35, 38,40, ул. Советская 22 в х. Степановском» о введении режима «Чрезвычайная ситуация»

Постановлением администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района № 214-п от 19.10.2015 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории МО Степановский сельсовет» в связи с имеющейся реальной угрозой жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийных домах по адресу: Оренбургский район, х. Степановский,  ул. Комсомольская 35, 38,40, Советская 22, с 16.00 19.10.2015 г. на территории МО Степановский сельсовет Оренбургского района введен режим «Чрезвычайная ситуация».

Согласно п. 2 указанного Постановления, Администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района необходимо организовать в 30-дневный срок заключения согласно установленного порядка муниципальных контрактов на строительство жилого дома для переселения граждан из аварийного дома.

Ранее, согласно Заключениям №  2, 3, 4, 5 от 06.11.2006 г. «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» жилые многоквартирные дома  по адресу: Оренбургский район, х. Степановский,  ул. Комсомольская 35, 38,40, Советская 22 признаны аварийными и подлежащими сносу.

При этом, 04.03.2015 г. между администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района и ООО «Научно - производственное предприятие «ПРОМТЕХНОЛОГИЯ» был заключен договор № 03/15 на обследование состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, х. Степановский, ул. Комсомольская, 35 для определения его дальнейшей эксплуатации. В соответствии с Техническим отчетом о материалам инструментального обследования несущих и ограждающих строительных конструкций указанного многоквартирного жилого дома (peг. № НПП-003/02-15 от 12.03.2015 г.) его общее техническое состояние строительных конструкций, в целом, оценивается экспертной группой как аварийное, требующее проведение срочных противоаварийных мероприятий.

Впоследствии, ООО «ЮЖУРАЛПРОЕКТ» было проведено обследование состояния здания, осуществляемое в целях получения информации о возможности дальнейшей эксплуатации жилых домов, расположенных по адресам: Оренбургская область, Оренбургский район, х. Степановский, ул. Комсомольская, 35, 38 (договор № 17/15 на проведение инженерного обследования от 18.12.2015 г.).

Из совокупного анализа указанных документов, следует, что жилые многоквартирные дома, расположенные  по адресу: Оренбургский район, х. Степановский,  ул. Комсомольская 35, 38,40, Советская 22 признаны аварийными еще 06.11.2006 г. При этом Контракты № 001, № 002 заключены 20.10.2015 г. Учитывая, что предметом контрактов является строительство новых домов, что не может являться действием, направленным на ликвидацию последствий аварийного состояния здания, состояние которого признано таковым еще 06.11.2006 г.

В связи с этим, обстоятельства, явившиеся основанием для заключения  контрактов без проведения торгов с единственным подрядчиком, не являются непреодолимой силой, поскольку аварийность указанных многоквартирных домов наступила вследствие их длительной эксплуатации  и своевременного непринятия мер по ее устранению.

Кроме того, в ходе анализа представленных материалов установлено, что ранее - 26.03.2015 г. Постановлением администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области № 69-п на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности МО Степановский сельсовет, введен режим чрезвычайной ситуации в связи с имеющейся реальной угрозой жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийном доме по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, х. Степановский, ул. Комсомольская, 35.

В связи с данной ситуацией, между администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района и ООО «Эверест-2» был заключен муниципальный контракт № 0000021 на строительство многоквартирного дома (на условиях «под ключ») от 21.05.2015 г.

По факту заключения указанного выше муниципального контракта без проведения процедуры торгов, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области глава администрации МО Степановский сельсовет Чичерин В.И. привлечен к административной ответственности согласно ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Таким образом, заказчик – администрация МО Степановский сельсовет Оренбургского района обладала информацией о необходимости соблюдения требований Закона о контрактной системе.

 В ходе проведения выездной проверки установлено, что администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района в 2015 году в адрес администрации МО Оренбургский район (исх. № 117 от 30.03.2015 г.), ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» (исх. № 118 от 30.03.2015 г., № 314 от 01.09.2015 г.), Правительства Оренбургской области (исх. 349 от 21.09.2015 г., № 438 от 23.11.2015 г.), прокуратуры Оренбургской области (№ 350 от 21.09.2015 г.) направлялись запросы с целью оказания содействия в расселении граждан из аварийного жилья в х. Степановском и предоставлении маневренного жилищного фонда для проживания 18 семей на время выполнения строительства многоквартирных жилых домов по заключенным на тот момент муниципальных контрактов. На указанные запросы от ряда адресатов последовали отказы, мотивированные отсутствием маневренного жилищного  фонда.

Таким образом, исходя из данного факта, администрация МО Степановский сельсовет Оренбургского района нуждалась в маневренном жилищном фонде исключительно для расселения граждан из аварийного жилья на время строительства многоквартирных домов подрядчиками, отобранными вне рамок проведения соответствующих конкурентных процедур.

Для осуществления переселения граждан из аварийного жилья были заключены соглашения: № 83-с от 02.06.2014 г. о совместных действиях, направленных на реализацию мероприятий областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между Министерством строительства, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрацией МО Оренбургский район (дополнительные соглашения № 1 от 20.08.2014 г., № 2 от 29.10.2014 г.); б/н от 21.10.2014 г. о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Оренбургский район, направленных на реализацию мероприятий областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между администрацией МО Оренбургский район и администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района; № 125-с от 20.05.2015 г. о совместных действиях, направленных на реализацию мероприятий областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда - между Министерством строительства, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрацией МО Оренбургский район; № 3-2015 от 09.11.2015 г. о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Оренбургский район, направленных на реализацию мероприятий областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между администрацией МО Оренбургский район и администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района.

Согласно указанным соглашениям в целях реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда были предусмотрены денежные средства из бюджетов Оренбургской области, МО Оренбургский район, МО Степановский сельсовет Оренбургского района, а также от государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства.

В 2014 - 2015 гг. администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района были перечислены денежные средства в рамках реализации указанных соглашений в размерах в соответствии с платежными поручениями: № 324244 от 07.11.2014 г. – 1001737,76 (один миллион одна тысяча семьсот тридцать семь рублей семьдесят шесть копеек), № 331396 от 10.11.2014 г. – 4068911,4 (четыре миллиона шестьдесят восемь тысяч девятьсот одиннадцать рублей четыре копейки), № 331398 от 10.11.2014 г. – 3119175,9 (три миллиона сто девятнадцать тысяч сто семьдесят пять рублей девять копеек), № 477636 от 27.05.2015 г. – 682073 (шестьсот восемьдесят две тысячи семьдесят три рубля); № 478407 от 27.05.2015 г. – 9494124,6 (девять миллионов четыреста девяносто  четыре тысячи сто двадцать четыре рубля шесть копеек), № 638416 от 24.06.2015 г. – 6596004 (шесть миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч четыре рубля), № 506749 от 12.11.2015 г. - 2096331,3 (два миллиона девяносто шесть тысяч триста тридцать один рублю три копейки), № 506750 от 12.11.2015 г. – 2120349,9 (два миллиона сто двадцать тысяч триста сорок девять рублей девять копеек).

Следовательно, на момент заключения муниципальных контрактов № 001, № 002 от 20.10.2015 г. администрация МО Степановский сельсовет Оренбургского района располагала соответствующим объемом денежных средств для проведения торгов на строительство многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Проверкой  установлено, что выбор земельного участка для строительства жилых домов начался еще в 2013 г. Актом от 08.04.2014 г. земельный участок общей площадью 3469 кв.м., был выбран под строительство многоквартирных (трехэтажных) жилых домов с целью переселения граждан из аварийного жилья. Указанный акт был утвержден Постановлением администрации МО Оренбургский район № 1405-п от 18.04.2014 г. Впоследствии площадь выбранного земельного участка была изменена до 3099 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером 56:21:0000000:17795, площадью 3099 кв. м., на котором в настоящее время осуществляется строительство многоквартирных домов, поставлен на кадастровый учет 22.04.2015 г., т.е. до заключения муниципальных контрактов  с ООО «ОренбургДомСтрой» № 001, № 002 от 20.10.2015 г.

Во исполнение муниципальных контрактов № 001, № 002 от 20.10.2015 г.  между администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района и ООО «ОренбургДомСтрой» заключен договор безвозмездного пользования указанным земельным участком. Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации (исх. № 56/001/205/2015-1341 от 06.11.2015 г.) регистрация указанного договора была приостановлена в связи с превышением срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком (до 20.10.2016 г.), тогда как срок действия муниципальных контрактов № 001, № 002 от 20.10.2015 г. обозначен конечной датой – 20.06.2016 г. Наличие указанного обстоятельства означает предоставление преимуществ ООО «ОренбургДомСтрой» в виде пользования обозначенным земельным участком после окончания действия муниципальных контрактов для удовлетворения собственных нужд.

Администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района предоставлены платежные поручения, подтверждающие перечисление денежные средств на счет ООО «ОренбургДомСтрой»: № 480104 от 06.11.2015 г. – 4215000 (четыре миллиона двести пятнадцать тысяч) рублей, № 839893 от 29.12.2015 г. – 2613300 (два миллиона шестьсот тринадцать тысяч) рублей, № 371301 от 01.04.2016 г. – 86843 (восемьдесят шесть тысяч восемьсот сорок три рубля), № 371418 от 01.04.2016 г. – 4999389 (четыре миллиона девятьсот девяносто девять тысяч триста восемьдесят девять) рублей, № 539238 от 29.04.2016 г. – 2250819 -18 (два миллиона двести пятьдесят тысяч восемьсот девятнадцать рублей восемнадцать копеек) , № 539244 от 29.04.2016 г. – 6674201-34 (шесть миллионов шестьсот семьдесят четыре тысячи двести один рубль тридцать четыре копейки), № 560223 от 06.05.2016 г. – 1590603 (один миллион пятьсот девяносто тысяч шестьсот три рубля).  

Таким образом, работы по  муниципальным контрактам № 001, № 002 от 20.10.2015 г. оплачены на сумму 22430155 (двадцать два миллиона четыреста тридцать тысяч сто пятьдесят пять) рублей, что составляет около 50 % от суммы, указанной в данных муниципальных  контрактах.

Из вышеизложенного следует, что заключение муниципальных контрактов № 001, 002 на строительство домов, было осуществлено без проведения торгов.

Неразмещение соответствующего муниципального заказа администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района означает, что ею не были предприняты действия в целях определения в равной мере возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке, посредством участия в конкурентных процедурах за заключение договора на выполнение работ по строительству многоквартирных домов. Таким хозяйствующие субъекты (помимо ООО «ОренбургДомСтрой») были лишены доступа на рынок по производству общестроительных  работ (код по ОКВЭД 45.21) в границах муниципального образования Степановский сельсовет, поскольку для доступа на данные рынки необходимо соблюдение определенных процедур – участие в торгах, что в итоге лишило их возможности получения доступа к данному товарному рынку. Указанные обстоятельства повлекли ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке,  недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. Поскольку строительство многоквартирных домов было осуществлено в целях переселения граждан из аварийного жилья, что в свою очередь является муниципальными нуждами, в результате заключения договоров без проведения торгов не обеспечило эффективность расходования бюджетных средств. Именно в ходе конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов определяется подрядчик, имеющий лучшие условия по исполнению муниципального контракта, в частности посредством снижения начальной цены контракта.

Материалами дела № 06-06-01/2016 установлено, что на момент заключения муниципальных контрактов № 001, № 002 от 20.10.2015 г. администрация МО Степановский сельсовет Оренбургского района располагала всеми предусмотренными возможностями для осуществления конкурентных процедур: соответствующими временными ресурсами, наличием сформированного земельного участка, предназначенного для строительства жилых домов в целях переселения граждан из аварийного жилья, необходимым объемом денежных средств.

Отсутствие правовых оснований для заключения с ООО «ОренбургДомСтрой» муниципальных контрактов № 001, 002 от 20.10.2015 г., с ООО «Эверест-2» муниципального контракта № 0000021 от 21.05.2015 г. без проведения конкурентных процедур подтверждается решениями Оренбургского областного суда, оставивших в силе постановления Оренбургского УФАС России об административных правонарушениях в соответствии со ст. 7.29 КоАП РФ, вынесенных в отношении главы МО Степановский сельсовет Оренбургского района <....>. Указанными решениями подтверждается отсутствие чрезвычайной ситуации, наличие которой предусматривает возможность заключения муниципального контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

ООО «ОренбургДомСтрой» зарегистрировано в качестве юридического лица 06.07.2015 г. (ОГРН 1155658018482, ИНН 5610214330, юридический адрес: 460000, г. Оренбург, пер. Матросский, 2, офис 200).

Основным видом деятельности ООО «ОренбургДомСтрой» является производство общестроительных работ (ОКВЭД 45.21).

Согласно ст. 4  Закона о защите конкуренции, хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. 

Таким образом, ООО «ОренбургДомСтрой», является хозяйствующим субъектом и полноправным  участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

ООО «ОренбургДомСтрой», как сторона по договору, в приоритетном порядке, минуя процедуру отбора потенциальных участников, приобрело возможность осуществлять деятельность по строительству жилых домов, получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции.

Более того, ООО «ОренбургДомСтрой» является субъектом предпринимательской деятельности в сфере строительства и строительных работ  и должно знать об условиях и порядке заключения государственных контрактов  на выполнение строительных работ. Заключая контракты не по результатам торгов, общество должно было убедиться в наличии условий, предусмотренных ст. 93 Закона о контрактной системе, позволяющих заключить данный контракт.

На наличие преимуществ, созданных для ООО «ОренбургДомСтрой» также указывает заключение дополнительного соглашения от 27.10.2015 г. к муниципальному контракту № 001 на строительство жилых помещений (на условиях под ключ) от 20.10.2015 г., согласно которому генеральному подрядчику не нужно было представлять банковскую гарантию.

Таким образом, помимо получения возможности осуществления деятельности по строительству жилых домов на основании муниципальных контрактов, заключенных вне проведения конкурентных процедур, ООО «ОренбургДомСтрой» приобрело право выполнять такие работы без гарантийных обязательств.

Анализ вышеуказанных обстоятельств и документов показывает, что сторонам по Контрактам № 001, № 002 г. было заранее известно о необходимости проведения именно работ по строительству новых домов, а не ликвидации последствий аварии и т.д.

В результате заключения  антиконкурентного соглашения ООО «ОренбургДомСтрой» получило доступ к выполнению работ по максимальной возможной цене без участия в конкурентных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими строительные работы на соответствующем рынке услуг. Таким образом, общество приобрело возможность получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции; иные хозяйствующие субъекты, желавшие выполнять работы по капитальному ремонту зданий не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанных договоров.

Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), в данном случае – строительство многоквартирных домов, должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Действие Закона о контрактной системе направлено на эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Несоблюдение требований Закона о контрактной системе при расходовании бюджетных средств для реализации муниципальных нужд ведет к отбору неквалифицированных недобросовестных подрядчиков, в связи с чем,  работы, услуги выполняются подрядчиками некачественно. Соответственно, органам власти, либо приходится обращаться с требованиями об устранении недостатков работ, или заключать договоры с  иными подрядчиками, что затягивает срок выполнения работ, и, как правило, требует дополнительного финансирования.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Из буквального смысла указанной статьи следует, что запрещаются только такие соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,  в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции).

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции  носит формальный характер, т.е.  не требует обязательного наступления неблагоприятных последствий, а сам факт их возможного наступления образует оконченное правонарушение.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Действия администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, ООО «ОренбургДомСтрой», выразившиеся заключении муниципальных контрактов № 001, № 002 от 20.10.2015 г. на строительство жилых помещений (на условиях «под ключ»), устных переговоров, согласовании преимущественных условий для ООО «ОренбургДомСтрой» (дополнительное соглашение от 28.10.2015 г. к муниципальному контракту № 001 на строительство жилых помещений (на условиях под ключ) от 20.10.2015 г. об изъятия условия о предоставлении ООО «ОренбургДомСтрой» банковской гарантии) представляет собой заключение соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Комиссией Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 06-06-01/2016 в действиях администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, ООО «ОренбургДомСтрой» по заключению антиконкурентного соглашения установлено нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Между ООО «ОренбургДомСтрой» и администрацией МО Стапановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области 20.10.2015 г. заключены муниципальные контракты № 001, № 002 на строительство жилых домов (на условиях «под ключ») без проведения соответствующих конкурентных процедур. Со стороны ООО «ОренбургДомСтрой»указанные контракты подписаны директором <....>

28.10.2015 г. между администрацией МО Степановский сельсовет Оренбургского района и ООО «ОренбургДомСтрой» заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту № 001 на строительство жилых помещений (на условиях под ключ) от 20.10.2015 г., содержащее условие об отсутствии необходимости предоставления ООО «ОренбургДомСтрой» банковской гарантии во исполнение муниципального контракта, также со стороны ООО «ОренбургДомСтрой» заключено в лице <....>.

Директору ООО «ОренбургДомСтрой» в процессе заключения муниципальных контрактов № 001, № 002 от 20.10.2015 г. было известно о

Как следует из ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

На момент совершения нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» <....> являлся должностным лицом – директором ООО «ОренбургДомСтрой», действующий на основании Приказа (распоряжения) ООО «ОренбургДомСтрой»  «О приеме работника на работу» № 4 от 06.07.2015 г.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

С учетом изложенного, должностным лицом – директором ООО «ОренбургДомСтрой» <....> (на момент совершения правонарушения допущено  административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало их наступления, либо относилось к ним безразлично.

В связи с изложенным, директором ООО «ОренбургДомСтрой» (на момент совершения нарушения) <....> правонарушение совершено виновно.

Факт правонарушения и наличие вины директора ООО «ОренбургДомСтрой»» (на момент совершения нарушения) <....> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.

01 ноября 2016 г. должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, <....> возбуждено производство по делу об административном правонарушении № 06-16-70/2016 и составлен протокол об административном правонарушении № 70 в присутствии <....>

Из пояснений директора ООО «ОренбургДомСтрой» (на момент совершения правонарушения) <....>, данных в ходе рассмотрения дела № 06-16-70/2016 следует, что с протоколом № 70 от 01.11.2016 г. Юлусов П.В. не согласен.

Определением (исх. № 15911 от 01.11.2016 г.) рассмотрение дела № 06-16-70/2016 назначено на 03 ноября 2016 г

О дате, времени и месте рассмотрения дела № 06-16-70/2016 <....> уведомлен надлежащим образом: протокол № 70 от 01.11.2016 г. (исх. № 15910), определение о назначении времени и места рассмотрения дела № 06-16-70/2016 (исх. № 15911 от 01.11.2016 г.) вручены 01.11.2016 г.

Согласно статье 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом. осуществляющим государственный контроль (надзор).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

К смягчающим обстоятельствам следует отнести совершение правонарушения указанным должностным лицом впервые.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что срок- привлечения должностного лица к административной ответственности не истек, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.

Согласно ч. 1 ст. 1.7 Кодекса РФ об административной ответственности, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции» и статьями 3.1. 4.1, 4.2, 23.48. 29.9, 29.10

Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании ч. 1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать директора общества с ограниченной ответственностью ООО «ОренбургДомСтрой» (на момент совершения правонарушения) <....>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

 

 

Заместитель руководителя Управления                                                         <....>

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК  по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России)

КБК 161 1 16  02010  01 6000 140  ОКТМО 53701000001

Банк получателя: Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации

БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны