Решение б/н Решение по делу №06-18-10/2016 от 11 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 12 от 14.01.2016г.), в составе:

Председателя Комиссии – <….>; членов Комиссии: <….>,<….>,<….>,<….>,

          в присутствии представителей ООО «БТЦ» - <….> (доверенность исх. № 1 от 03.03.2016г.),  <….> (доверенность 2 от 03.03.2016г.),

в присутствии представителя Управления имущественных отношений администрации г. Бузулука – <….> (доверенность исх. № 242 от 02.03.2016г.),

рассмотрев жалобу ООО «БТЦ» (исх. № 395 от 26.02.2016г.) на действия организатора торгов - Управления имущественных отношений администрации г. Бузулука при организации конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО г. Бузулук, назначенного на  02.03.2016г. на 15ч.00мин., 

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.02.2016г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «БТЦ» (исх. № 395 от 26.02.2016г.) на действия организатора торгов – Управления имущественных отношений администрации г. Бузулука при организации конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО г. Бузулук, назначенного на  02.03.2016г. на 15ч.00мин.

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1  Федерального Закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г. и с соблюдением требований,  предусмотренных частью 6  указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» заявителю было направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. № 1109 от 03.02.2016г.).

В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатору торгов – УЖКХ администрации города Оренбурга выставлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. №1110 от 03.02.2016г.).

Рассмотрение жалобы назначено на 03 марта 2016г. на 15ч.30мин.

В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя требования поддержал, пояснил следующее.

В информационном сообщении о проведении торгов не указана единица измерения размера и общее площади рекламной конструкции; отсутствуют технические характеристики рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций не приложена, на сайте администрации г. Бузулука данная схема не открывается, что затрудняет возможность ознакомления с местоположением рекламных конструкций и их техническими характеристиками. В информационном сообщении отсутствует указание на конкретный адрес расположения рекламной конструкции, а также не приложены фотографии местоположения рекламных конструкций. Такие критерии оценки конкурсных предложений как «размещение на рекламной конструкции социальной рекламы в совокупности в год на безвозмездной основе», «осуществление благоустройства территории, непосредственно прилегающей к предполагаемому месту размещения рекламной конструкции» являются необъективными и не позволяют выявить наилучшие предложения. Кроме того, с 01.03.2016г.  ГОСТ Р 52044-2003 обязателен для применения., согласно постановлению Правительства РФ от 29.09.2015г. № 1033. Однако, рекламные конструкции, выставленные на конкурс, не соответствуют требованиям ГОСТ. Следовательно, возможны затруднения при установке рекламных конструкций. Название к конкурсной документации «конкурсная документация о проведении конкурса № 01/2016 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования г. Бузулук» противоречит п.6.1. документации, т.к. в лоты всходит не одна, а несколько рекламных конструкций.

На сновании изложенного, заявитель просит аннулировать торги.

В ходе рассмотрения жалобы представитель организатора торгов –  Управления имущественных отношений г. Бузулука требования заявителя не признала, пояснила следующее.

Критерии оценки не противоречат действующему законодательству. Схема размещения рекламных конструкций утверждена, размещена на сайте, в одном разделе с  информацией о конкурсе. Месторасположение рекламных конструкций определено схемой размещения рекламных конструкций. Единица измерения размеров и площадей рекламных конструкций не указана, но данные рекламные конструкции измеряются метрами. Субъекты, занимающиеся рекламной деятельностью, осведомлены о порядке измерения размеров и площадей рекламных конструкций. Согласно Приказу Росстандарта от 29 февраля 2016 г. №84-ст  изменения в ГОСТ носят добровольный характер. По результатам конкурса заключается договор на каждую рекламную конструкцию, соответственно противоречий в названии конкурсной документации отсутствуют.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения организатора торгов, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно с п. 5.1. ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Общие требования проведения торгов закреплены положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 447- 449).

Постановлением № 81-п от 04.03.2013г. администрацией г. Бузулук утверждено положение о порядке проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования г. Бузулук.

22.01.2016г. администрацией г. Бузулука принято постановление № 99-п  «О проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования г. Бузулук Оренбургской области», пунктом 1 которого определены характеристики рекламных конструкций (далее РК), выставляемых на конкурс.  Пунктом 2 данного постановления Управление имущественных отношений администрации г. Бузулука (далее Управление) назначено уполномоченным органом по проведению торгов, пунктом 3 постановления Управлению поручено утвердить форму заявки и конкурсную документацию, а также разместить информационное сообщение о торгах на официальном сайте администрации г. Бузулука.

28.01.2016г. Управлением имущественных отношений администрации г. Бузулука принято распоряжение № 4 «О размещении информационного сообщения и об утверждении конкурсной документации». Пунктом 1 данного распоряжения утверждена конкурсная документация о проведении конкурса № 01/2016.

На официальном сайте администрации г. Бузулука «бузулук.рф» опубликовано информационное сообщение о проведении конкурса, сформированное на основании постановления администрации г. Бузулука № 99-п от 22.01.2016г., а также распоряжение Управление имущественных отношений администрации г. Бузулука № 4 от 28.01.2016г.

Действительно, как указывает заявитель, в информационном сообщении не указана единица измерения размера и площади рекламных конструкций, указаны следующие данные рекламная конструкция: размер 3Х6, стороны 2, общая площадь 36. Аналогичная информация указана в конкурсной документации и в представленной схеме размещения рекламных конструкций. Между тем, данный размер 3х6 является общепринятым для билбордов (рекламных щитов) и измеряется в метрах, соответственно и площадь РК также измеряется в метрах. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие рекламную деятельность, не могут не знать данную информацию. Кроме того, согласно п.15.1 конкурсной документации любое заинтересованное лицо вправе обратиться за разъяснениями положений конкурсной документации. Кроме того, отсутствие вышеуказанной информации не носит характер нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенное, Комиссия по рассмотрению жалоб  приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Довод заявителя об отсутствии указания на конкретное месторасположение РК является несостоятельным по следующим  основаниям.

В информационном сообщении, конкурсной документации указано примерное месторасположение РК, а также оговаривается, что вообще месторасположение РК определяется схемой размещения РК. Данная схема опубликована на сайте «бузулук.рф» в том же разделе, что и информация о конкурсе. Файл со схемой размещения РК открывается с использованием программ архиваторов и текстовых редакторов. Иного месторасположения РК, чем определено схемой размещения РК, организатор торгов не имеет права устанавливать, т.к. данное действие будет противоречить ч.5.1. ст.19 Закона о рекламе. Обязанность организатора торгов по приложению фотографий будущего месторасположения рекламных конструкций не предусмотрена действующим законодательством.

По доводу жалобы о несоответствии рекламных конструкций требованиям ГОСТ Р 52044-2003 установлено следующее.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.4 ст.6  Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 N 1033 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521" внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Согласно подп. «б» п.2 вышеуказанных изменений разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7), 6 (пункты 6.1 - 6.4, 6.6, 6.12, 6.13) ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" включены в перечень национальных стандартов обязательных для применения. При этом, довод представителя организатора торгов о том, что согласно Приказу Росстандарта от 29 февраля 2016 г. №84-ст изменения № 3 в ГОСТ Р 52044-2003 добровольны для применения, не обоснован, т.к. изменения № 3 касаются пунктов ГОСТа, не оговоренных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 N 1033.

Таким образом, с 01.03.2016г. требования пунктов 5.1, 5.2, 5.4, 5.7, а также  пунктов 6.1 - 6.4, 6.6, 6.12, 6.13  ГОСТ Р 52044-2003 являются обязательными для применения.

Однако, указанный довод о соблюдении/несоблюдении требований ГОСТа относится к уже установленным рекламным конструкциям. Между тем, ни антимонопольный орган, ни заявитель не обладают специальными познаниями в области соблюдения ГОСТа. Представленные фотографии расположенных РК не дают оснований для утверждения факта несоблюдения требований ГОСТ.

Таким образом, данный довод заявителя обоснован частично.

Пунктом 8.2.3. положения о порядке проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования г. Бузулук, утв. постановлением администрации г. Бузулука № 81-п от 04.03.2013г. определены критерии  оценки заявок на участие в торгах:

1) размер платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

2) размещение на рекламной конструкции социальной рекламы в совокупности в год на безвозмездной основе.

3) осуществление благоустройства территории, непосредственно прилегающей к предполагаемому месту размещения рекламной конструкции.

4) Наличие подсветки рекламных конструкций.

Согласно п.8.2.4 Положения использование иных критериев оценки заявок на участие в торгах не допускается.

      В соответствии с п.  8.2.5 Положения критериям, указанным в п.8.2.3. настоящего Положения, по представленным участниками торгов предложениям, присваиваются баллы в следующем порядке:

1) по критерию «Размер платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в год» (К1):

Максимальному (лучшему) предложению присваивается - 40 баллов,

каждому следующему предложению по нисходящей – на 5 баллов меньше.

2) по критерию «Размещение на рекламной конструкции социальной рекламы в совокупности в год на безвозмездной основе» (К2):

 Максимальному (лучшему) предложению присваивается - 20 баллов,

 каждому следующему предложению по нисходящей – на 5 баллов меньше.

 3) по критерию «Осуществление благоустройства территории, непосредственно прилегающей к предполагаемому месту размещения рекламной конструкции» (К3):

Максимальному (лучшему) предложению  присваивается - 20 баллов.

каждому следующему предложению по нисходящей – на 5 баллов меньше.

4) по критерию «Наличие подсветки рекламных конструкций» (К4):

Максимальному (лучшему) предложению  присваивается - 20 баллов.

каждому следующему предложению по нисходящей – на 5 баллов меньше.

Согласно п. 8.2.6 Положения итоговый результат (Кит) оценки предложений участника торгов определяется сложением полученных баллов по всем критериям.

Кит= К1 + К2 + К3 + К4.

Аналогичные критерии и метод оценки критериев установлены и разделами 13 и 14 конкурсной документации.

Между тем, согласно разъяснениям ФАС России от 31.05.2010 № АК/16753 «О применении статьи 19 Закона о рекламе», на основе общих положений о торгах орган власти вправе принять локальный нормативный акт, в котором будет подробно изложена форма и процедура проведения торгов. При этом положения локальных нормативных актов не должны противоречить законодательству Российской Федерации, в частности, статье 17 Закона о защите конкуренции, которой установлены антимонопольные требования к торгам и запрещены действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Целями проведения торгов на установку рекламных конструкций является:

предоставление равных возможностей хозяйствующим субъектам участия в торгах, развития между ними добросовестной конкуренции;

соблюдение требований законодательства о конкуренции и рекламе;

обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности.

Организатор торгов должен устанавливать единые и понятные для участников требования: в конкурсной документации, процедуре участия в торгах, максимально четкие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, в том числе с учетом реальности их осуществления и эффективности.

Установленные критерии и метод оценки и сопоставления заявок позволяет членам конкурсной комиссии присваивать рейтинговые места конкурсным предложениям на основании своего собственного усмотрения. Итоговое же значение заявки не позволяет объективно оценить предложения участников и, как следствие, выбрать из них лицо, действительно предложившее наилучшие условия исполнения договора по предмету конкурса. Следовательно, использование вышеуказанных критериев и метода оценки и сопоставления заявок нарушает принципы проведения рассматриваемых торгов.

Установление подобных неоднозначных критериев является формой предоставления необоснованного преимущества и одновременно дискриминации отдельных участников. Данный факт обусловлен тем, что потенциальный участник не осведомлен о конкретных потребностях организатора торгов, соответствующих данным критериям, и о необходимых объемах их удовлетворения. Как результат каждый из участников делает свое конкурсное предложение, выраженное в работах, услугах или товарах, и не сопоставимых с предложениями других участников.

Таким образом, отсутствие  четких, понятных и однозначных критериев этих предложений и соответствующей этим критериям системы балльной оценки не соответствует принципам проведения честных, открытых и конкурентных торгов, ведет к неоднозначному пониманию участниками конкурса требований конкурсной документации, что в свою очередь, влечет возможность ограничения либо устранения конкуренции при определении победителей торгов.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Учитывая изложенное,  данный довод жалоб признан Комиссией по рассмотрению жалобы обоснованным, в действиях организатора торгов - Управления имущественных отношений администрации г. Бузулука установлено нарушение ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «БТЦ» обоснованной.

2. Признать организатора торгов – Управление имущественных отношений администрации г. Бузулука нарушившим ч.1 ст.17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

3. Выдать организатору торгов – Управление имущественных отношений администрации г. Бузулука предписание об аннулировании конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО г. Бузулук, назначенного на  02.03.2016г. на 15ч.00мин.

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии

<….>

<….>

<….>

<….>

<….>

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.   

Предписание по делу №06-18-10/2016

об аннулировании торгов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 12 от 14.01.2016г.), в составе:

Председателя Комиссии – <….>; членов Комиссии: <….>,<….>,<….>,<….>,

руководствуясь п. 20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», на основании решения по делу №06-18-10/2016 о нарушении организатором торгов – Управление имущественных отношений администрации г. Бузулука нарушившим ч.1 ст.17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»

 

предписывает:

 

1.  Организатору торгов –  Управлению имущественных отношений администрации г. Бузулука ПРЕКРАТИТЬ нарушение, выразившееся установлении неоднозначных критериев и метода оценки заявок,  для чего в срок до 29 марта 2016 года

- аннулировать конкурс на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО г. Бузулук, назначенного на  02.03.2016г. на 15ч.00мин.;

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России  до 31 марта 2016г.,  представив документы, подтверждающие его исполнение.

 

  

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии

<….>

<….>

<….>

<….>

<….>

 

 

 

 

      

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.

Примечание: неисполнение   в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны