Предупреждение б/н Предупреждение № 06-19-27/2016 о прекращении действий (безд... от 4 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В ходе осмотра официального сайта ГБУЗ «Бюро СМЭ» установлено, что учреждение имеет право оказывать платные немедицинские услуги.

 Так согласно п.1.5 положения  об организации оказания платных медицинских и немедицинских  услуг ГБУЗ «Бюро судебно-медицинская экспертиза» в Оренбургской области, утверждённому приказом ГБУЗ «Бюро СМЭ» № 16 от 26.02.2016г., платная немедицинская услуга – услуга по бальзамированию трупа, санитарной косметической обработке и предпохоронному сохранению тел умерших, оказываемая в соответствии с Уставом ГБУЗ «Бюро СМЭ», прейскурантом на платные немедицинские услуги и перечнем платных немедицинских услуг и на основании договора на оказание платных немедицинских услуг.

Согласно прейскуранту цен № 2, утверждённому приказом ГБУЗ «Бюро СМЭ» № 16 от 26.02.2016г., к платным немедицинским услугам относятся услуги по бальзамированию трупа, санитарной косметической обработке и предпохоронному сохранению тел умерших, а именно частичное и полное бальзамирование трупа (1265 рублей и 3165 рублей соответственно), стрижка усов, бороды, ногтей трупа (140,171,56 рублей соответственно), одевание трупа (437 рублей), укладка ритуальных принадлежностей по христианскому обычаю (79 рублей), подготовка трупа к захоронению трупа по мусульманскому обычаю (1409 рублей), косметические услуги (294 рубля) и др.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Следовательно, деятельность организации по проведению судебно-медицинских экспертиз может осуществляться специально созданной организацией в любой организационно-правовых формах, либо данная деятельность должна осуществляться каким-либо подразделением того или иного органа власти.

Министерством здравоохранения Оренбургской области создано государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы», которое является некоммерческой организацией, учреждением здравоохранения особого типа, созданным для обеспечения реализации полномочий Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан (п.1.1 Устава ГБУЗ «Бюро СМЭ»).

Основной целью деятельности Учреждения является организация и производство судебно-медицинских экспертиз (п.2.2 Устава ГБУЗ «Бюро СМЭ»).

для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическая, генетическая, медико-криминалистическая, спектрографическая, судебно-биологическая, судебно-гистологическая, судебно-химическая, судебно-цитологическая, химико-токсикологическая),
  • судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа,
  • судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц (п.2.3 Устава ГБУЗ «Бюро СМЭ»).                                                                           

Для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет следующие иные виды деятельности: предоставление услуг по бальзамированию трупа, по санитарной косметической обработке трупа и предпохоронному сохранению тел умерших (п.2.4 Устава ГБУЗ «Бюро СМЭ»).

В соответствии с ч.1 ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи (ч.2 ст.58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно п.13 Положения о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 N 184-ук Министерство здравоохранения Оренбургской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции, в т.ч. организует оказание населению Оренбургской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных министерству (п.13 Положения о министерстве здравоохранения Оренбургской области).

Таким образом, деятельность по проведению судебно-медицинской экспертизы является полномочием органа исполнительной власти, а именно полномочием Министерства здравоохранения Оренбургской области.

В соответствии с ч.1  ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Учитывая изложенное, инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что ГБУЗ «СМЭ» является организацией, выполняющей функции органа власти – Министерства здравоохранения Оренбургской области.

Согласно ч.4 ст.9.2  Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Организация похорон и представление связанных с ними услуг указана в ОКВЭД за № 96.03 в разделе прочих услуг. Эта группировка включает:

- захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков;

- предоставление услуг по похоронам или услуг кремации;

- аренду оборудованного места в ритуальном зале;

- сдачу в аренду или продажу мест для захоронения;

- обслуживание могил и мавзолеев.

Деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы закреплена в ОКВЭД за № 86.90.2 и является одним из видов деятельности в области здравоохранения.

Между тем, немедицинские услуги, оказываемые ГБУЗ «Бюро СМЭ» согласно вышеперечисленным договорам, не относятся к основному виду деятельности учреждения и не связаны с оказанием деятельности по проведению судебно-медицинских экспертиз. Кроме того, оказание данных услуг не подпадает под сферы деятельности учреждения, определенных в ч.1 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не предусмотрена возможность судебно-экспертных организаций по осуществлению иной деятельности, помимо экспертной.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Как установлено в ходе проверки и описано выше, ГБУЗ «Бюро СМЭ» оказывает платные немедицинские услуги и получает соответствующую прибыль, следовательно, подпадает под понятие хозяйствующего субъекта, определенного п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

На территории г. Оренбург выявлено два хозяйствующих субъекта, которые оказывают аналогичную деятельность – ООО «Оренбургспецсервис», Похоронный дом «Ритуал».

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона « О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

В связи с наличием в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» признаков нарушения антимонопольного законодательства,  предусмотренных ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции», выразившегося в издании приказа № 16 от 26.02.2016г., предусматривающего возможность осуществления деятельности, приносящей доход ГБУЗ «Бюро СМЭ» и не относящейся в основному виду деятельности, Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения ограничивающих конкуренцию действий, для чего ГБУЗ «Бюро СМЭ» в срок до 31 августа 2016 г. необходимо прекратить осуществление деятельности, приносящей доход учреждению и не относящейся к основному виду деятельности ГБУЗ «СМЭ», а именно внести изменения в положение об организации оказания платных медицинских и немедицинских  услуг ГБУЗ «Бюро судебно-медицинская экспертиза» в Оренбургской области, утверждённое приказом ГБУЗ «Бюро СМЭ» № 16 от 26.02.2016г. в части оказания платных немедицинских услуг; отменить прейскурант цен № 2, утверждённый приказом ГБУЗ «Бюро СМЭ» № 16 от 26.02.2016г.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

 

Руководитель Управления                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны