Предупреждение б/н Предупреждение № 06-19-27/2016 о прекращении действий (безд... от 4 августа 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFВ ходе осмотра официального сайта ГБУЗ «Бюро СМЭ» установлено, что учреждение имеет право оказывать платные немедицинские услуги.
Так согласно п.1.5 положения об организации оказания платных медицинских и немедицинских услуг ГБУЗ «Бюро судебно-медицинская экспертиза» в Оренбургской области, утверждённому приказом ГБУЗ «Бюро СМЭ» № 16 от 26.02.2016г., платная немедицинская услуга – услуга по бальзамированию трупа, санитарной косметической обработке и предпохоронному сохранению тел умерших, оказываемая в соответствии с Уставом ГБУЗ «Бюро СМЭ», прейскурантом на платные немедицинские услуги и перечнем платных немедицинских услуг и на основании договора на оказание платных немедицинских услуг.
Согласно прейскуранту цен № 2, утверждённому приказом ГБУЗ «Бюро СМЭ» № 16 от 26.02.2016г., к платным немедицинским услугам относятся услуги по бальзамированию трупа, санитарной косметической обработке и предпохоронному сохранению тел умерших, а именно частичное и полное бальзамирование трупа (1265 рублей и 3165 рублей соответственно), стрижка усов, бороды, ногтей трупа (140,171,56 рублей соответственно), одевание трупа (437 рублей), укладка ритуальных принадлежностей по христианскому обычаю (79 рублей), подготовка трупа к захоронению трупа по мусульманскому обычаю (1409 рублей), косметические услуги (294 рубля) и др.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Следовательно, деятельность организации по проведению судебно-медицинских экспертиз может осуществляться специально созданной организацией в любой организационно-правовых формах, либо данная деятельность должна осуществляться каким-либо подразделением того или иного органа власти.
Министерством здравоохранения Оренбургской области создано государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы», которое является некоммерческой организацией, учреждением здравоохранения особого типа, созданным для обеспечения реализации полномочий Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан (п.1.1 Устава ГБУЗ «Бюро СМЭ»).
Основной целью деятельности Учреждения является организация и производство судебно-медицинских экспертиз (п.2.2 Устава ГБУЗ «Бюро СМЭ»).
для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
- судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическая, генетическая, медико-криминалистическая, спектрографическая, судебно-биологическая, судебно-гистологическая, судебно-химическая, судебно-цитологическая, химико-токсикологическая),
- судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа,
- судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц (п.2.3 Устава ГБУЗ «Бюро СМЭ»).
Для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет следующие иные виды деятельности: предоставление услуг по бальзамированию трупа, по санитарной косметической обработке трупа и предпохоронному сохранению тел умерших (п.2.4 Устава ГБУЗ «Бюро СМЭ»).
В соответствии с ч.1 ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.
В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:
1) экспертиза временной нетрудоспособности;
2) медико-социальная экспертиза;
3) военно-врачебная экспертиза;
4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
6) экспертиза качества медицинской помощи (ч.2 ст.58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно п.13 Положения о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 N 184-ук Министерство здравоохранения Оренбургской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции, в т.ч. организует оказание населению Оренбургской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных министерству (п.13 Положения о министерстве здравоохранения Оренбургской области).
Таким образом, деятельность по проведению судебно-медицинской экспертизы является полномочием органа исполнительной власти, а именно полномочием Министерства здравоохранения Оренбургской области.
В соответствии с ч.1 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Учитывая изложенное, инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что ГБУЗ «СМЭ» является организацией, выполняющей функции органа власти – Министерства здравоохранения Оренбургской области.
Согласно ч.4 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Организация похорон и представление связанных с ними услуг указана в ОКВЭД за № 96.03 в разделе прочих услуг. Эта группировка включает:
- захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков;
- предоставление услуг по похоронам или услуг кремации;
- аренду оборудованного места в ритуальном зале;
- сдачу в аренду или продажу мест для захоронения;
- обслуживание могил и мавзолеев.
Деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы закреплена в ОКВЭД за № 86.90.2 и является одним из видов деятельности в области здравоохранения.
Между тем, немедицинские услуги, оказываемые ГБУЗ «Бюро СМЭ» согласно вышеперечисленным договорам, не относятся к основному виду деятельности учреждения и не связаны с оказанием деятельности по проведению судебно-медицинских экспертиз. Кроме того, оказание данных услуг не подпадает под сферы деятельности учреждения, определенных в ч.1 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не предусмотрена возможность судебно-экспертных организаций по осуществлению иной деятельности, помимо экспертной.
В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Как установлено в ходе проверки и описано выше, ГБУЗ «Бюро СМЭ» оказывает платные немедицинские услуги и получает соответствующую прибыль, следовательно, подпадает под понятие хозяйствующего субъекта, определенного п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции».
На территории г. Оренбург выявлено два хозяйствующих субъекта, которые оказывают аналогичную деятельность – ООО «Оренбургспецсервис», Похоронный дом «Ритуал».
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона « О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
В связи с наличием в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в издании приказа № 16 от 26.02.2016г., предусматривающего возможность осуществления деятельности, приносящей доход ГБУЗ «Бюро СМЭ» и не относящейся в основному виду деятельности, Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения ограничивающих конкуренцию действий, для чего ГБУЗ «Бюро СМЭ» в срок до 31 августа 2016 г. необходимо прекратить осуществление деятельности, приносящей доход учреждению и не относящейся к основному виду деятельности ГБУЗ «СМЭ», а именно внести изменения в положение об организации оказания платных медицинских и немедицинских услуг ГБУЗ «Бюро судебно-медицинская экспертиза» в Оренбургской области, утверждённое приказом ГБУЗ «Бюро СМЭ» № 16 от 26.02.2016г. в части оказания платных немедицинских услуг; отменить прейскурант цен № 2, утверждённый приказом ГБУЗ «Бюро СМЭ» № 16 от 26.02.2016г.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Руководитель Управления