Решение б/н Решение от 22 сентября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

 

 

 

27-11@mail.ru

 

 

     

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
                 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №056/05/28-820/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» сентября 2021г.

Решение изготовлено в полном объеме «22» сентября 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

….. – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;

… – члена Комиссии, специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

… – члена Комиссии, специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в присутствии:

представителя ООО Ломбард «Золотая Империя» ., действующей на основании доверенности №б/н от 09.08.2021г., (заявлено ходатайство об участии в заседании посредством ВКС вх. №8924 от 07.09.2021г.),

рассмотрев дело №056/05/28-820/2021, возбужденное в отношении ООО Ломбард «Золотая империя» (ИНН 5611033707; ОГРН 1055611024380; юр. адрес: 460035, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 198, оф. 210) по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 28 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту- ФЗ «О рекламе»), содержащихся в рекламе, распространяющейся посредством электронного табло, размещенного на фасаде ТК «Радуга» (г. Оренбург, пр. Гагарина, 48/1),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Руководствуясь статьей 33 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») «20» мая 2021 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведена проверка рекламы, размещенной и распространяемой на территории города Оренбурга, на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.

В ходе проверки установлено, что на фасаде торгового комплекса «Радуга» (г. Оренбург, пр. Гагарина, 48/1) размещено электронное табло, посредством которого распространяется информация следующего содержания: «ЛОМБАРД Золотая Империя СКУПКА Золотая Империя» без указания наименования или имени лица, оказывающего услуги ломбарда или осуществляющего указанную деятельность, включая организационно-правовую форму данного лица.

Оренбургским УФАС России определено, что рассматриваемая информация является рекламой по смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам ломбарда.  Следовательно, на нее распространяются требования указанного закона.

Усмотрев признаки нарушения Закона о рекламе при распространении указанной рекламы, Оренбургское УФАС России 20 июля 2021г. Определением исх. №6479 от 20.07.2021г. в отношении ООО Ломбард «Золотая империя» возбудило дело №056/05/28-820/2021 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», которое было назначено к рассмотрению на 11 августа 2021 года в 14 часов 30 минут. В адрес ответчиков были сделаны запросы необходимых документов и пояснений.

11 августа 2021г. в присутствии представителя ответчика …. состоялось рассмотрение настоящего дела, однако ввиду необходимости представления ответчиком дополнительных документов и пояснений, Определением исх. №7111 от 11.08.2021г. рассмотрение было отложено и назначено на 09.09.2021г. на 14 часов 30 минут.

09.09.2021г. в режиме видеоконференцсвязи состоялось рассмотрение дела №056/05/28-820/2021. На заседании Комиссии присутствовала представитель ответчика ООО Ломбард «Золотая империя» ….., которая дала ряд пояснений по существу возбужденного дела.

Из пояснений …. следует, что ООО Ломбард «Золотая империя» располагается в здании ТК «Радуга» на основании договора аренды. Реклама распространялось посредством электронного табло, приобретенного ломбардом в ООО «А-Моби». В связи с отсутствием возможности самостоятельного введения табло в эксплуатацию, Общество заключило договор подряда с …., в обязанности которого входило его техническое обслуживание и настройка транслируемой информации. Как пояснила представитель ответчика, переданный ….. макет рекламы для размещения на табло содержал всю требуемую законом «О рекламе» информацию. …. утверждает, что нарушение Закона РФ о рекламе со стороны Общества отсутствует, так как строка с наименованием финансовой организации исчезла по причине сбоя в работе программного модуля табло, произошедшего вследствие перепада напряжения в электросети торгового центра. Представитель Общества указывает, что для устранения неполадок был привлечен подрядчик …., на которого договором фактически возложена обязанность по контролю за состоянием табло и содержанием размещаемой на нем информации.

Проанализировав представленные материалы и письменные пояснения, а также действующее законодательство, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006                          № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006                          № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Установлено, что в ТК «Радуга» осуществляет свою деятельность ООО Ломбард «Золотая империя» (ИНН 5611033707; ОГРН 1055611024380), основным видом деятельности которого, согласно выписки из ЕГРЮЛ, является деятельность по предоставлению краткосрочных займов под залог движимого имущества.

Следовательно, ООО Ломбард «Золотая империя» является финансовой организацией, оказывающей и рекламирующей финансовые услуги.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования при распространении рекламы, предъявляемые законодательством о рекламе.

Статья 28 ФЗ «О рекламе» устанавливает специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о финансовой услуге. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно правовую форму.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ФЗ-196 «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Исходя из указанных выше требований рассматриваемая реклама ООО Ломбард «Золотая империя» является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям, установленным     ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» ввиду отсутствия в ней информации о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, а именно – отсутствует указание на организационно-правовую форму данного лица.

Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение вышеуказанных требований несет и рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с п. 5, п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссией установлено, что Ломбард «Золотая империя» располагается в помещении ТК «Радуга» на основании Договора аренды нежилого помещения №19 от 01.02.2021г., заключенного между Ломбард «Золотая империя» («Арендатор») и ООО «Магазин №80 «РАДУГА» («Арендодатель»). Исходя из п. 1.2 Договора нежилое помещение площадью 10 кв. м.  сдано в аренду Обществу на период с 01.02.2021г. по 31.12.2021г.

В материалах дела имеется копия Товарной накладной №109 от 09.10.2020г., которая свидетельствует о том, что ООО Ломбард «Золотая империя» приобрело в ООО «А-Моби» световое LED-табло «Бегущая строка BS R0609 красная» на основании Договора поставки БС-01/03 от 04.03.2020г.

В материалы дела представлена копия Договора подряда №12-ТП от 02.02.2021г., заключенного между ООО Ломбард «Золотая империя» («Заказчик») и …, 19.03.1984г.р. («Исполнитель»). Договора, согласно п. 2.1, вступает в силу с 02.02.2021г. и действует до 02.02.2022г.

Пунктом 3.1 Исполнитель обязуется выполнить в пользу Заказчика следующие виды работ: ввод в эксплуатацию LED табло, техническое обслуживание LED табло и ПО, в случае выхода из строя производство ремонта и замена вышедших из строя деталей и оборудования, производство ввода и загрузка информации для отображения на табло, предоставленной Заказчиком, загрузка информации на табло и ее экспонирование на табло в соответствии с заявками Заказчика, контроль за содержанием информации, отображаемой на табло, своевременное внесение корректировок в случае сбоев.

Копия Заявки по договору подряда №12-ТП от 02.02.2021г. свидетельствует о том, что текст рекламы, подлежащий размещению на электронное табло, был следующего содержания: «СКУПКА ЛОМБАРД» - большими буквами верхняя строка в движении, «ООО Ломбард «Золотая империя» - постоянная нижняя строка.

Вместе с тем, как следует из письма Генерального директора ООО «Магазин №80 «РАДУГА» …., направленном 28.07.2021г. арендатору ООО Ломбард «Золотая империя», в период с 18.05.2021г. по 20.05.2021г. в ТК «Радуга» проводились профилактические мероприятия внутренних электрических сетей при подключении системы кондиционирования. В связи с чем в указанный период были перебои с электричеством в торговом комплексе и скачки напряжения в сети до полного отключения.

В материалах дела содержатся письменные объяснения …., который указывает на то, что 18.05.2021г. ему поступил звонок от директора Общества с информацией, что электронное табло не показывает часть текста. Работы по настройке табло и приведению текстовой информации в соответствие с Заявкой Заказчика заняли 5 дней, в течение которых информация неоднократно частично исчезала и отображалась некорректно.

По результатам анализа материалов дела Оренбургским УФАС России и рекламодателем спорной рекламы определено ООО Ломбард «Золотая империя» (ИНН 5611033707; ОГРН 1055611024380).

Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что ООО Ломбард «Золотая империя» является и рекламораспространителем спорной рекламы.

Из определения понятия «Рекламораспространитель» следует, что это лицо, которое осуществляет распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Спорная реклама распространялась в коммерческих интересах юридического лица ООО Ломбард «Золотая империя», посредством приобретенного Обществом с целью продвижения услуг ломбарда электронного табло, ввиду чего Общество подпадает под определение «Рекламораспространитель».

Комиссия отмечает, что …., являясь подрядчиком в рамках заключенного Договора, осуществляет лишь техническое обслуживание табло и контроль за транслирующейся информацией, ввиду чего, фактически, рекламораспространителем не является.

Ввиду изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что Общество как рекламодатель и рекламораспространитель спорной рекламы имело возможность осуществить контроль за соблюдением законодательства о рекламе и предотвратить распространение ненадлежащей рекламы, однако не предприняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных законом «О рекламе» требований.

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Ввиду того, что выявленное нарушение устранено ответчиком ООО Ломбард «Золотая империя» в добровольном порядке (в материалах дела имеется подтверждающая видеофиксация) у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг ООО Ломбард «Золотая империя» (ИНН 5611033707; ОГРН 1055611024380; юр. адрес: 460035, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 198, оф. 210), распространяющуюся посредством электронного табло, размещенного на фасаде ТК «Радуга» (г. Оренбург, пр. Гагарина, 48/1), поскольку при ее распространении нарушены требования, установленные ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела №056/05/28-820/2021 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО Ломбард «Золотая империя» дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      Л…

 

Члены Комиссии                                                                                                 ….

                                                                                                         …

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны