Решение б/н Решение по делу № 07-16-07/2018 от 23 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей <....>; членов Комиссии – <....>, <....>, <....>;

в присутствии представителя заявителя - ООО «Глобал Мониторинг» <....> (доверенность);

в присутствии представителя ответчика – ООО «ТатАвтоматизация» <....> (доверенность);

рассмотрев дело № 07-16-07/2017 по признакам нарушения ООО «ТатАвтоматизация» ст. 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), путем осуществления работ по установке и обслуживанию тахографов с СКЗИ в отсутствие мастерской,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с наличием в действиях ООО «ТатАвтоматизация» признаков нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции Оренбургским УФАС России на основании ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение № 07-23-20/2017 (исх. № 13642 от 03.11.2017 г.) о необходимости в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предупреждения: прекратить осуществление деятельности по установке (монтажу) и калибровке тахографов с СКЗИ в отсутствие мастерской на территории г. Бузулука Оренбургской области до получения лицензии ФСБ России по указанным видам деятельности, содержащей графу «место осуществления деятельности на территории Оренбургской области».

В связи с неисполнением указанного предупреждения Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 03 от 19.01.2018 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства 07-16-07/2018.

Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. 489 от 19.01.2018 г.) рассмотрение дела было назначено на 20 февраля 2018 г. в 11 ч. 00 мин.

Определением (исх. № 1740 от 22.02.2018 г.) заседание Комиссии отложено для принятия и направления сторонам заключения об обстоятельствах дела на 06 апреля 2018 г. на 11 часов 00 минут.

Заключение об обстоятельствах дела № 07-16-07/2018 (исх. № 1739 от 22.02.2018 г.) направлено сторонам почтовым отправлением. Согласно почтовым уведомлениям указанное заключение сторонами получено; стороны с его содержанием ознакомлены.

На заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в заключении об обстоятельствах дела, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика с доводами заключения об обстоятельствах дела не согласился. Пояснил, что в действиях ООО «ТатАвтоматизация» нарушение ст. 14.8 Закона о защите конкуренции отсутствует, а также, что деятельность на территории Оренбургской области прекращена, неисполненные договоры отсутствуют.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступила жалоба ООО «Глобал Мониторинг» на действия ООО «ТатАвтоматизация» по признакам нарушения ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. в части осуществления работ по установке и обслуживанию тахографов с СКЗИ в отсутствие мастерской на территории г. Бузулука Оренбургской области.

Из содержания жалобы ООО «Глобал Мониторинг» следует, что ООО «ТатАвтоматизация» осуществляет лицензируемый вид деятельности – работы по установке и обслуживанию тахографов с СКЗИ на территории г. Бузулука Оренбургской области в отсутствие мастерской в названном местоположении для проведения данных работ. ООО «Глобал Мониторинг» указывает, что ООО «ТатАвтоматизация» проводила работы по установке тахографов на транспортные средства ООО «Альянсспецтранс» и ООО «ТК – Трансойл».

В ходе проведенного правового анализа Оренбургским УФАС России было установлено,  между ООО «ТатАвтоматизация» и ООО «ТК – Трансойл» был заключен договор № АВТ-Д-17-118 от 21.02.2017 г. на проведение работ по поставке, установке тахографов на  транспортные средства. К обозначенному договору приложены сертификаты калибровки тахографов, согласно которым указанные работы произведены по адресу: Оренбургская обл., Курманаевский район, с. Курманаевка, ул. Молодежная, 1Б. Данная информация подтверждает факт осуществления указанных работ на территории Оренбургской области.

Анализ нормативно – правовой базы раскрывает следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежат следующие виды деятельности: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Порядок лицензирования  указанного вида деятельности установлен утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 313  Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение).

В соответствии с п. 5 Положения лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется ФСБ России (далее - лицензирующий орган).

Пунктом 8 ст. 3 Закона о лицензировании определено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В ч. 2 ст. 9 Закона о лицензировании указано, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 5 ст. 9 названного Закона).

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Частью 2 ст. 18 Закона о лицензировании определено, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

Пункт 9 Положения констатирует, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес сведения, в том числе о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности.

Таким образом, из содержания Закона о лицензировании, Положения следует, что выданная в установленном действующим законодательством порядке лицензия позволяет лицу, получившему ее, беспрепятственно осуществлять лицензируемый вид деятельности на всей территории РФ, но соблюдением определенных условий. К таковым относятся случаи, когда лицо, получившее лицензию на территории одного субъекта РФ, имеет намерение осуществлять лицензируемый вид деятельности на территории иного субъекта РФ, что возможно лишь при прохождении процедуры переоформления соответствующей лицензии. 

Стоит обратить внимание также на содержание абз. 3, 7 п. 18 Административного регламента ФСБ России по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств... (утв. Приказом ФСБ России от 30.08.2012 г. № 440), согласно которым заявитель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, также указывает в нем реквизиты (наименование органа (организации), выдавшего документ, дату, номер <...> документа подтверждающего право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые зарегистрированы в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются, в том числе, копии правоустанавливающих документов на помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Приложением к Положению, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 313 от 16.04.2012 г. определен Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств. К числу таковых относится следующее:

- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных ФСБ России (п. 12);

- ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем (п. 18);

- работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (п. 20);

- передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно - кассовой техники, сертифицированных ФСБ России (п. 21) и др.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Из п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 г. № 1213 следует, что  требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта РФ по согласованию с ФСБ России и Министерством внутренних дел РФ.

Приказом Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 г. № 273 (далее – Приказ № 273) утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами, согласно п. 4 которого оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными приказом Минтранса России № 36 (приложение № 3 к приказу) (далее - Правила), включены федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (далее - ФБУ «Росавтотранс») в перечень сведений о мастерских.

Приказом Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» утверждены:

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к настоящему приказу);

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение № 2 к настоящему приказу);

Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 3 к настоящему приказу);

Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 4 к настоящему приказу);

Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 5 к настоящему приказу).

Пунктами 1, 2, пп. 3 п. 3 Приложения № 1 к Приказу № 36 установлено, что данные требования разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Тахограф подлежит поверке в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений и состоит из бортового устройства, а также иных внешних компонентов. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него, в т.ч. программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее аутентификацию, регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти и др. функции, определенные Требованиями.

Пунктом 3, абз. 3 пп. 1 п. 6, пп. 1 п. 8, пп. 1 п. 13 Приложения № 3 к Приказу № 36 определено, что в тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа. При использовании тахографов ФБУ «Росавтотранс» осуществляется учет в соответствующих перечнях сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов. Для учета сведений в соответствующих перечнях мастерских указываются наименование и адрес мастерской.

Транспортные предприятия осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов  в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских.

Лицензия ФСБ России по указанным видам деятельности содержит графу «место осуществления деятельности», адрес в которой, исходя из изложенного, должен совпадать с фактическим адресом мастерской, сведения о которой включается ФБУ «Росавтотранс» в перечень сведений о мастерских.

ООО «Глобал Мониторинг» выдана лицензия ЛСЗ № 0004948 Рег.155Н от 17.08.2015 г. на осуществление деятельности предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности – работы и услуги, предусмотренные п.п. 12- 15, 18, 20 – 28 перечня к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 313.

В данной лицензии указан перечень мастерских, в которых ООО «Глобал Мониторинг» осуществляет деятельность по установке и обслуживанию тахографов с СКЗИ: г. Оренбург, пр. Автоматики, д. 10/3; г. Бузулук, ул. Фрунзе, д. 8; г. Орск, ул. Вокзальное шоссе, д. 8.

ООО «ТатАвтоматизация» выдана лицензия ЛСЗ № 0003016 Рег.333Н от 17.02.2015 г. на осуществление деятельности предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности – работы и услуги, предусмотренные п.п. 12, 18, 20, 21 перечня к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 313.

В данной лицензии содержится перечень мастерских, в которых ООО «ТатАвтоматизация» осуществляет деятельность по установке и обслуживанию тахографов с СКЗИ: респ. Татарстан, Альметьевский район, земли ООО «Миннибаевский», база «Алтай».

Таким образом, вышеуказанные организации осуществляют работы по установки и обслуживанию тахографов с СКЗИ, и являются конкурентами на рынке по установке и обслуживанию шифровальных (криптографических) средств (тахографов с СКЗИ), что отражается в содержании аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке услуг, оказываемых организациями различных форм собственности по установке и обслуживанию тахографов с СКЗИ на территории Оренбургской области, составленного Оренбургским УФАС России (далее – Аналитический отчет).

Согласно п. 6 Приказа № 273, в ходе оснащения транспортного средства тахографами производится: установка тахографа, модель которого в соответствии с Правилами включена ФБУ «Росавтотранс» в перечень моделей тахографов, или модернизация контрольного устройства для приведения его в соответствие с требованиями приказа Минтранса России № 36, активизация тахографа и блока СКЗИ тахографа, настройка тахографа (в ред. от 30.01.2018 г., до которой имелась формулировка «калибровка»), опломбирование тахографа.

В соответствии с п. 8 Приказа № 273, активизация тахографа и блока СКЗИ тахографа, настройка тахографа, установленного на транспортное средство, осуществляется мастерской.

Таким образом, исходя из содержания нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления деятельности по установке (монтажу) и калибровке тахографов с СКЗИ, Комиссия приходит к выводу, что осуществление данного вида деятельности допускается только по месту, указанному в лицензии, выданной ФСБ России.

Следует также отметить, что уведомление, выдаваемое ФБУ «Росавтотранс», содержит указание на место осуществления работ по адресу мастерской.  Более того, согласно данным сайта ФБУ «Росавтотранс» https://rosavtotransport.ru/ в разделе «Тахографический контроль РФ» опубликованы сведения о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, обозначенные соответствующим подразделом. Также на указанном сайте обеспечена функция поиска мастерских по субъектам РФ, при использовании которой на экран выводятся соответствующие сведения в виде таблицы. Одна из строк названной таблицы имеет наименование «Фактический адрес выполнения работ», что в дополнение к названному указывает на возможность осуществления работ на данном рынке лишь по месту нахождения мастерской. Каких-либо иных трактовок в этой части обозначенные выше нормативные правовые акты не содержат.

Исходя из содержания письменных пояснений ООО «ТатАвтоматизация» следует, что данное общество осуществляет деятельность по монтажу и калибровке тахографов с заранее активизированными по месту наличия лицензии блоками СКЗИ на территории Оренбургской области. Мастерская ООО «ТатАвтоматизация» располагается по адресу: респ. Татарстан, Альметьевский район, земли ООО «Миннибаевский», база «Алтай», что подтверждается лицензией ЛСЗ № 0003016 Рег.333Н от 17.02.2015 г. и сведениями реестра ФБУ «Росавтотранс».

Таким образом, на территории Оренбургской области, в том числе и г. Бузулуке у ООО «ТатАвтоматизация» отсутствует мастерская для выполнения работ по установке (монтажу) и калибровке тахографов с СКЗИ, что недопустимо с точки зрения норм действующего законодательства. 

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из понятия недобросовестной конкуренции, предусмотренного пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, необходимым признаком, который должен устанавливаться антимонопольным органом, является направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Исходя из фактических обстоятельств дела Комиссией установлено, что ООО «ТатАвтоматизация», действуя вне рамок правового поля – осуществляя деятельность в отсутствие мастерской на территории Оренбургской области, создает условия для занятия более выгодного положения, по сравнению с хозяйствующими субъектами – конкурентами, ограничивая или устраняя возможность их доступа на товарный рынок. Названные обстоятельства подтверждаются фактическими данными Аналитического отчета, а именно: на территории Оренбургской области деятельность на обозначенном рынке осуществляют 23 хозяйствующих субъекта, имеющих мастерские, осуществляющие деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, два из которых имеют названные мастерские на территории г. Бузулука.

Запрет на недобросовестную конкуренцию  установлен ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, согласно ст.10-bis Парижской конвенции («Конвенция по охране промышленной собственности», заключена в Париже 20.03.1883 г.), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

На основании вышеизложенного, Оренбургское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях  ООО «ТатАвтоматизация» признаков нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, так как вышеуказанная организация осуществляет деятельность по монтажу и калибровке тахографов в отсутствии мастерской на территории Оренбургской области, что в свою очередь противоречит требованиям действующего законодательства РФ.

В связи с наличием в действиях ООО «ТатАвтоматизация» признаков нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции Оренбургским УФАС России на основании ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение № 07-23-20/2017 (исх. № 13642 от 03.11.2017 г.) о необходимости в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предупреждения: прекратить осуществление деятельности по установке (монтажу) и калибровке тахографов с СКЗИ в отсутствие мастерской на территории г. Бузулука Оренбургской области до получения лицензии ФСБ России по указанным видам деятельности, содержащей графу «место осуществления деятельности на территории Оренбургской области».

17.01.2018 г. в адрес Оренбургского УФАС России поступило письмо ООО «ТатАвтоматизация» (исх. № 164/820-01 от 17.01.2018 г.), в котором хозяйствующий субъект сообщает, что в ФАС России направлено письмо об отмене предупреждения № 07-23-20/2017. Помимо названного, указанным письмом ООО «ТатАвтоматизация» сообщает, что с 01.12.2017 г. работы по установке (монтажу) и калибровке тахографов с СКЗИ на территории г. Бузулук Оренбургской области остановлены, действующие договоры отсутствуют.

Вместе с тем, Оренбургское УФАС России, учитывая анализ сведений, содержащихся в письме ООО «ТатАвтоматизация» (исх. № 164/820-01 от 17.01.2018 г.), пришло к выводу о неисполнении ООО «ТатАвтоматизация» предупреждения № 07-23-20/2017.

Исходя из содержания ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела.

Ввиду изложенного, было возбуждено дело № 07-16-07/2018 и создана Комиссии по рассмотрению данного дела по признакам нарушения ООО «ТатАвтоматизация» ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, путем осуществления работ по установке и обслуживанию тахографов с СКЗИ в отсутствие мастерской.

20.02.3018 г. на заседание Комиссии Оренбургского УФАС России ООО «ТатАвтоматизация» были представлены письменные пояснения по данному делу (исх. № 475/820-01 от 16.02.2018 г.), которые были озвучены представителями ООО «ТатАвтоматизация». Согласно данным пояснениям в установленный срок обществом предупреждение Оренбургского УФАС России было исполнено, для чего был издан приказ ООО «ТатАвтоматизация» № 691 от 01.12.2017 г. о прекращении деятельности по установке (монтажу) и калибровке тахографов с СКЗИ, в отсутствие мастерской на территории г. Бузулука Оренбургской области до получения лицензии ФСБ России по указанным видам деятельности, содержащей графу «место осуществления деятельности на территории Оренбургской области» с 01.12.2017 г.  В связи с названными обстоятельствами ООО «ТатАвтоматизация» просит прекратить рассмотрение данного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 Вместе с тем, приказ ООО «ТатАвтоматизация» № 691 от 01.12.2017 г., свидетельствующий об исполнении предупреждения Оренбургского УФАС России № 07-23-20/2018, представлен лишь 20.02.2018 г. на заседание Комиссии Оренбургского УФАС России, т.е. после истечения срока, установленного для исполнения данного предупреждения – в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ходатайство о продлении указанного срока в антимонопольный орган не поступало. В связи с изложенным, у Комиссии Оренбургского УФАС России отсутствуют основания для прекращения рассматриваемого дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

1) оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле;

2) оценивает заключения и пояснения экспертов, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;

3) определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

4) устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

5) разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

28.03.2018 г. ООО «ТатАвтоматизация» были представлены письменные пояснения относительно доводов, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, а также позиция общества в части несогласия с вменением нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции. Комиссией Оренбургского УФАС России доводы по поводу учета позиций регуляторов в области тахографического контроля на территории РФ (ФБУ «Росавтотранс, ФСБ России) были исследованы и отклонены Комиссией, исходя из следующего.

Названные позиции, оформленные письмами (исх. 03-09/1534 от 30.05.2014 г. – ФБУ «Росавтотранс»; исх. № 7409 – Фв от 11.09.2015 г. – ФСБ России), не представляют собой нормативные правовые акты, содержащие определенные нормы и правила, подлежащие исполнению на территории РФ, выражают определенного рода мнение по существу спорного вопроса, а, значит, не имеют юридической силы и носят рекомендательно – разъяснительный характер. Действующее законодательство определяет требования к осуществлению деятельности по оснащению транспортных средств тахографами, которые, в свою очередь, подлежат обязательному исполнению.

Комиссией также был подвергнут оценке довод ООО «ТатАвтоматизация» о неприменении Требования к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах (утв. Приказом Минтранса России от 13.03.2012 г. № 59). Комиссией было установлено, что названный Приказ устанавливает требования к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах в рамках исполнения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее - ЕСТР), подписанного в г. Женеве 1 июля 1970 г. Приказ Минтранса России от 13.03.2012 г. № 59 разработан во исполнение пункта 5.2.53.49.3 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 (п. 1).

Согласно п. 5.2.53(49) названного положения министерство транспорта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает  нормативные правовые акты, устанавливающие в рамках реализации ЕСТР, в частности, требования к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах (п. 5.2.53(49).3). Следовательно, к рассматриваемой в рамках настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства  ситуации, требования Приказа Минтранса России от 13.03.2012 г. № 59 не применимы.

Вместе с тем, Комиссией отклоняется довод о том, что Приказ Минтранса России № 36 от 13.02.2013 г. не содержит каких - либо ограничений на осуществление деятельности по установке (монтажу) и калибровке тахографов с СКЗИ, содержание указанных выше в данном решении нормативных правовых актов свидетельствует об обратном, а именно: осуществление данной деятельности возможно лишь по месту фактического нахождения мастерских, указанных в лицензии, и сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских.

Учитывая изложенное, Комиссия по рассмотрению дела № 07-16-07/2018 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, о доказанности факта нарушения ООО «ТатАвтоматизация» ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции», выразившегося в осуществлении работ по установке и обслуживанию тахографов с СКЗИ в отсутствие мастерской.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным, в том числе  для муниципальных образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов, в целях недопущения ограничения конкуренции.

Поскольку ООО «ТатАвтоматизация» представлен приказ № 691 от 01.12.2017 г., свидетельствующий о прекращении деятельности по установке (монтажу) и калибровке тахографов с СКЗИ, в отсутствие мастерской на территории г. Бузулука Оренбургской области до получения лицензии ФСБ России по указанным видам деятельности, содержащей графу «место осуществления деятельности на территории Оренбургской области» с 01.12.2017 г., а также учитывая то, что фактов заключения новых договоров на осуществление указанных видов работ на территории Оренбургской области или выполнения названных работ по договорам, находящимися в стадии исполнения не было установлено, Комиссия приходит к выводу  об отсутствии оснований для выдачи предписания.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции», целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 22 Закона о защите конкуренции» на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности  за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «ТатАвтоматизация» (ИНН: 1644056149, ОГРН: 1091644002548; 423450, респ. Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ризы Фахретдина, 62) нарушившим ст. 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». 

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела № 07-16-07/2018 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

<....>

<....>

<....>

<....>

 

Примечание:  настоящее  решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны