Решение б/н РЕШЕНИЕ о прекращении рассмотрения дела № 07-16-109/2015 ... от 22 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «06»   октября  2015 г.                                                                      

В полном объёме решение изготовлено «16»   октября  2015 г.        г.Оренбург

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председателя Комиссии  -  (…)

Членов Комиссии: (…)

         в присутствии представителя заявителя АО МТУ «Кристалл»: (…)

в присутствии  представителя ответчика ООО «Железобетон»: (…)

в отсутствие  представителя заинтересованного лица ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела

в отсутствие представителя лица, располагающего сведениями, ПАО «МРКС Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 07-16-109/2015, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Железобетон» (…)   (далее по тексту – ООО «Железобетон») по признакам нарушения  ч. 4  ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», выразившегося в препятствовании перетока электрической энергии  в целях энергоснабжения объекта акционерного общества  «Монтажно-технологическое управление «Кристалл» (…), в результате которого происходит осуществление  потребления электрической энергии не в полном объеме.

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В Оренбургское УФАС России поступило заявление АО «Монтажно-технологическое управление «Кристалл»  (…)  (далее по тексту – заявитель, АО МТУ «Кристалл») на действия владельца сети ООО «Железобетон» в части препятствования перетока электрической энергии  в целях электроснабжения объекта АО МТУ «Кристалл», в результате которого происходит осуществление  потребления электрической энергии не в полном объеме.

В целях пресечения нарушения законодательства об электроэнергетике было возбуждено дело № 07-16-109/2015 в отношении ООО «Железобетон» по признакам  нарушения  ч. 4  ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – ФЗ «Об электроэнергетике»).

По мнению заявителя, арендатором ТП – 337, которым является ООО «Железобетон», была прекращена подача электрической энергии  через ТП-337, что является нарушением п. 6 Правил недискриминационного  доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ №  861 от 27.12.2004г. (далее по тексту – Правили № 861), согласно которому собственники и иные законные владельцы объектов  электросетевого хозяйства, через которые  опосредовано присоединено  к электрическим сетям  энергопринимающее устройство  потребителя, не  вправе препятствовать перетоку  через их объекты  электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Ответчик  с доводами заявителя  не согласен и считает, что отключение от  электрической энергии является правомерным по следующим основаниям.

(…)  между ООО «Металл-Транс» и ООО «Железобетон» был заключен договор аренды, в том числе и на здание ТП-337 и электрооборудование в ТП-337. Между ООО «Железобетон» и заявителем был заключен договор (…) на оказание услуг по содержанию инженерных сетей, согласно которому ООО «Железобетон» предоставляет АО МТУ «Кристалл» право пользоваться сетью, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к ТП-337, а АО МТУ «Кристалл» обязан оплачивать услуги и соблюдать договорные величины электропотребления. Стоимость услуг была определена для ООО «Железобетон» решением Региональной энергетической комиссией Оренбургской области в 1994-1996г. Указанный тариф применяется ООО «Железобетон»  и в настоящее время. Договорные величины электропотребления согласовываются сторонами на основании заявки на каждый календарный год. Оплата производится по фактическому потреблению на основании показаний приборов учета электрической энергии. Цена тарифа установлена за 1 к/Вт. Указанный договор расторгнут с 01.10.2014г.

Причиной прекращения поставки электрической энергии (21.04.2015г. в 09 час. 00 мин.) было вызвано аварийной ситуацией. ООО «Железобетон» предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить наступление аварийной ситуации:  ООО «Железобетон» неоднократно предлагалось АО МТУ «Кристалл»  заключить договор на оказание услуг по содержанию инженерных сетей; ООО «Железобетон» 27.05.2015г.  принято решение своими силами и за свой счет восстановить электроснабжение заявителя.

Представитель заинтересованного  лица пояснил следующее. Между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и АО МТУ «Кристалл» заключен договор энергоснабжения (…).  АО МТУ «Кристалл» опосредованно присоединен к сетям ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» через объекты электросетевого хозяйства ООО «Железобетон». ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не инициировало введение ограничения режима потребления электроэнергии АО МТУ «Кристалл».

Представитель лица, располагающего сведениями, ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» на рассмотрение не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Представил  письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

Между ООО «Металл-Транс» и ООО «Железобетон» был заключен договор аренды (…), в том числе здание ТП – 337 и электрооборудование ТП – 337.

Между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «Железобетон» заключен договор энергоснабжения (…).

Договор (…) на оказание услуг по содержанию инженерных сетей  заключен между ООО «Железобетон» (владелец сети) и ОАО МТУ «Кристалл» (абонент), согласно которому владелец сети предоставляет абоненту право пользования сетью и вправе  ввести ограничение режима потребления электропотребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате услуг, оказания которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией; стоимость услуг по указанному договору составляет 0.866 коп. за одну договорную единицу.

На основании  акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (далее по тексту – АРБП)  между ООО «Железобетон»  и АО  МТУ «Кристалл»  (…) согласно которому  энергопринимающие устройства  АО МТУ «Кристалл» технологически присоединены к объектам  электросетевого хозяйства, находящихся на балансе ООО «Железобетон» (ТП-337), между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и АО МТУ «Кристалл» заключен договор энергоснабжения (…).

Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту – Правила № 442), для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами № 442, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Во исполнении указанной нормы  между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ПАО «МРСК Волги» – филиал «Оренбургэнерго» заключен  договор  оказания услуг  по передаче электрической энергии в интересах заявителя (до точек поставки владельца сети).

Таким образом, энергопринимающие устройства  заявителя имеют опосредованное  технологическое  присоединение к  электрическим сетям сетевой организации  ПАО «МРСК Волги» - филиал «Оренбургэнерго» через объекты электросетевого  хозяйства ООО «Железобетон».

Согласно акту о введении ограничения режима потребления электрической энергии (…), составленному ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»,  владелец  сети ООО «Железобетон» ввел полное ограничение режима потребления электрической энергии объектов АО МТУ «Кристалл» со своей стороны  в РУ-0.4 кВ ТП-337 в одностороннем порядке.

В соответствии   с Постановлением  Президиума ВАС РФ от 20.11.2012г. № 2513/12 по делу № А50-5359/2011, переток электрической энергии представляет собой ее перемещение по линиям  электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства и осуществляется на безвозмездной основе.  Таким образом, перемещение электрической энергии от объектов электросетевого хозяйства ООО «Железобетон» к энергопринимающим  устройствам  АО МТУ «Кристалл» является перетоком электрической энергии.

Согласно  Постановлению  Президиума ВАС РФ от 20.11.2012г. № 2513/12, действия владельца электросетевого хозяйства, не имеющего статуса сетевой организации, в обязанность которого входит осуществление беспрепятственного перетока электрической энергии, нарушающего ФЗ «Об электроэнергетике», подлежат антимонопольному регулированию и контролю на основании норм ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно ч. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

Согласно п. 6 Правила № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Ограничение права на получение электрической энергии, приводящее к дефициту мощности, возможно только в соответствии с Правилами № 442. При этом инициатором и исполнителем введения ограничения режима потребления электрической энергии  не могут выступать владельцы электросетевого хозяйства, не обладающие статусом сетевой организации.

Договорные величины электропотребления (по договору на оказание услуг по содержанию инженерных сетей) согласовываются сторонами на основании заявки на каждый календарный год. Оплата производится по фактическому потреблению на основании показаний приборов учета электрической энергии. Цена тарифа установлена за 1 к/Вт. Прекращение поставки электрической энергии (21.04.2015г. в 09 час. 00 мин.) было вызвано аварийной ситуацией.

 ООО «Железобетон» 27.05.2015г.  принято решение своими силами и за свой счет восстановить электроснабжение заявителя, так как денежных средства, получаемых по договору оказания услуг по содержанию инженерных сетей, не хватает. Боле того, указанный договор с АО МТУ «Кристалл» расторгнут  в связи с заключением договора энергоснабжения АО МТУ «Кристалл»  с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».    ООО «Железобетон» не располагает денежными средствами для обеспечения электроснабжения АО МТУ «Кристалл», в том числе и для незамедлительного восстановления электроснабжения заявителя.

Так как тариф на передачу электрической энергии  для ООО «Железобетон»  с 2011 года по настоящее время  не установлен,  ООО «Железобетон» предлагало АО МТУ «Кристалл»  заключить договор на оказание услуг по содержанию инженерных сетей для  возмещения затрат, понесенных ООО «Железобетон», на содержание  инженерных сетей в целях обеспечения электроснабжения АО МТУ «Кристалл».

Согласно Правилам № 861, сетевая организация – организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке  технологическое присоединение  энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Тарифы на услуги по передаче  электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом п. 42 Правил № 861.

П. 42 Правил № 861 указывает,  что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями  договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Согласно п. 43 Разделу VIII «Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям» Приказа ФСТ от 06.08.2004г. № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке», расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:

передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);

поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;

содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.

Таким образом, стоимость работ по содержанию  инженерных (электрических) сетей является одной из составляющих тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии.

  При расчете для потребителей единых (котловых) на территории субъекта РФ тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты данной организации пропорционально объему электроэнергии, передаваемой указанной организацией сторонним потребителям.

На территории Оренбургской области органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов является Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.

Согласно материалам дела №  07-16-109/2015, ООО «Железобетон»» не обращался в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов  для установления для него индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии и не подавал затраты организации для  их включения в расчет единого (котлового) тарифа.

В материалы дела № 07-16-109/2015 представлены следующие документы:

1) договор (…) на оказание услуг по содержанию инженерных сетей, заключенный между ООО «Железобетон»  и  ООО «Караван-1», согласно которому  стоимость услуг производится в соответствии с договорными величинами  потребленной электрической  энергии;  счета, выставленные ООО «Железобетон», за возмещение затрат по содержанию сетей: стоимость услуги рассчитана как количество (объем потребленной электрической энергии) на цену (тариф) за  одну договорную единицу; копии  платежных поручений, согласно которым ООО «Караван-1» оплачивает ООО «Железобетон»  потребленную  электрическую энергию по договору, что является доказательством оплаты потребленной электрической энергии по выставленным счет-фактурам  по указанному договору;

2) договор (…) и  договор (…) на оказание услуг по содержанию инженерных сетей, заключенные между ООО «Железобетон»  и  ИП Сорокиным С.В., согласно которым  стоимость услуг производится в соответствии с договорными величинами  потребленной электрической  энергии;  счета, выставленные ООО «Железобетон», за возмещение затрат по содержанию сетей: стоимость услуги рассчитана как количество (объем потребленной электрической энергии) на цену (тариф) за  одну договорную единицу; копии  платежных поручений, согласно которым ИП Сорокин С.В. оплачивает ООО «Железобетон»  потребленную  электрическую энергию, что является доказательством оплаты потребленной электрической энергии по выставленным счет-фактурам;

3) договор (…)  и договор (…) на оказание услуг по содержанию инженерных сетей, заключенные между ООО «Железобетон»  и  ИП Проскура И.П., согласно которым  стоимость услуг производится в соответствии с договорными величинами  потребленной электрической  энергии;  счета, выставленные ООО «Железобетон», за возмещение затрат по содержанию сетей: стоимость услуги рассчитана как количество (объем потребленной электрической энергии) на цену (тариф) за  одну договорную единицу; копии  платежных поручений, согласно которым ИП Проскура И.П. оплачивает ООО «Железобетон»  возмещение затрат по содержанию сетей по договорам.

Также следует отметить, что ООО «Железобетон» выставлял счета АО «МТУ «Кристалл» за содержание сетей, в том числе и по нерегулируемым ценам, стоимость услуги рассчитана как количество (объем потребленной электрической энергии) на цену (тариф) за  одну договорную единицу.

В соответствии со  ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – ФЗ «Об электроэнергетике») услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действия,  в том числе по оперативно-технологическому управлению,  обеспечивающих  передачу электрической энергии через технические устройства  электрических сетей в соответствии  с обязательными требованиями.

Статья 26 Закона  «Об электроэнергетике» регулирует доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии. Согласно этой статье доступ к электрическим сетям – процесс технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации для дальнейшей передаче электроэнергии потребителю.

Технологическое присоединение - это часть  процесса оказания услуг по передаче электрической энергии и  является первоначальным этапом предоставления услуг  по передаче электрической энергии и неразрывно связано с передачей электрической энергии.  

При наличии технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства хозяйствующего субъекта, т.е. доступа на товарный рынок к услугам по передаче электрической энергии, которое  осуществляется через точку присоединения энергопринимающего устройства (энергетических установок)  к электрическим сетям  -  место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя с объектами электросетевого хозяйства хозяйствующего субъекта, хозяйствующий субъект, объекты электросетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи электрической энергии,  является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать требования действующего законодательства в сфере электроэнергетики.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что ООО «Железобетон» фактически оказывает услуги по передаче электрической энергии.  

Согласно ст. 4 Федерального закона  от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее по тексту – ФЗ «О естественных монополиях») услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч. 1 ст. 10  ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия  занимающего доминирующее положение  хозяйствующего  субъекта, результатом  которых являются  или могут являться  недопущение, ограничение, устранение  конкуренции и (или) ущемление  интересов других лиц.

Ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения  естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение  спроса  на этом рынке эффективнее  в отсутствии  конкуренции в силу технологических  особенностей (в связи с существенным  понижением  издержек производства  на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые другими субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Таким образом, Комиссия считает, что  рассмотрение дела № 07-16-109/2015 в отношении ООО «Железобетон» подлежит прекращению в связи с отсутствием нарушения ч. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» в рассматриваемых Комиссией действиях.

В соответствии со  ст. 23, гл. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

  

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 07-16-109/2015 в отношении ООО «Железобетон» прекратить в связи с отсутствием нарушения ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. Передать  материалы дела № 07-16-109/2015 должностному лицу о принятии решения о возбуждении дела в отношении ООО «Железобетон» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                      (…)

 

Члены Комиссии                                                                  (…)

Связанные организации

Связанные организации не указаны