Решение б/н ... от 11 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -«<…>»;
Членов Комиссии:
«<…>»;
в присутствии:
- представителя заявителя: ООО «Глобал Мониторинг» -«<…>»,
- представителей ответчика: ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» -«Оренбургэнерго» -«<…>»,
рассмотрев дело № 07-16-11/2016 по признакам нарушения ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» -«Оренбургэнерго» (г. Оренбург, ул. Маршала Жукова, д.44) требований, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба («<…>») ООО «Глобал-Мониторинг» («<…>») (далее – заявитель) на действия ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» -«Оренбургэнерго» («<…>») (далее – ПАО «МРКС-Волги», ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению оборудования и программного обеспечения системы спутникового мониторинга для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (№31503009753) по признакам нарушения требований, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В рамках рассмотрения жалобы ООО «Глобал-Монитоинг» Оренбургским УФАС России был направлен запрос в ПАО «МРСК Волги».
Оренбургским УФАС России в рамках осуществления своих функций приказом №«<…>» от 03.02.2016г. возбуждено дело №07-16-11/2016 в отношении ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из содержания указанной жалобы следует:
На официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru), 27.11.2015 г. было опубликовано извещение № 31503009753 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению оборудования и программного обеспечения системы спутникового мониторинга для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго».
В соответствии с Документацией запроса предложений, участник должен включить в состав Заявки следующие документы: заверенные участником копии документов (сертификатов, свидетельств), подтверждающих, что участник является представителем ООО «ГК «Техноком» на территории Оренбургской области и обладает правом на реализацию, установку и сервисное обслуживание систем спутникового мониторинга транспорта GPS/ГЛОНАСС серий АвтоГРАФ/АвтоГРАФ-GSM/АвтоГРАФ-WiFi, и о том, что является официальным сервисным центром ООО «ГК «Техноком» на территории Оренбургской области.
Заявитель считает, что установленные требования Документации запроса предложений препятствуют другим участникам подать заявку для участия, так как к дальнейшему участию в закупке допускаются либо производители товара, либо официальные дилеры производителя, и, как следствие, это приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Также заявитель предоставил дополнительные письменные пояснения («<…>»).
Представитель ответчика вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил письменные пояснения («<…>») и затребованные документы по данному запросу предложений.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
Управление ФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru), 27.11.2015 г. было опубликовано извещение № 31503009753 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению оборудования и программного обеспечения системы спутникового мониторинга для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго».
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц», в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пп.f п.3.3.1.1 ч.3.3.1 Документации запроса предложений, участник должен включить в состав Заявки следующие документы: заверенные участником копии документов (сертификатов, свидетельств), подтверждающих, что участник является представителем ООО «ГК «Техноком» на территории Оренбургской области и обладает правом на реализацию, установку и сервисное обслуживание систем спутникового мониторинга транспорта GPS/ГЛОНАСС серий АвтоГРАФ/АвтоГРАФ-GSM/АвтоГРАФ-WiFi, и о том, что является официальным сервисным центром ООО «ГК «Техноком» на территории Оренбургской области.
Согласно пп.б п.3.3.8.2 ч.3.3.8 Документации открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому сопровождению оборудования и программного обеспечения системы спутникового мониторинга для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», утвержденной«<…>» (далее- Документация запроса предложений), чтобы претендовать на победу в данной процедуре запроса предложений и получить право заключить с заказчиком договор, участник должен отвечать следующим требованиям: быть представителем ООО «ГК «Техноком» на территории Оренбургской области; обладать правом на реализацию, установку и сервисное обслуживание систем спутникового мониторинга транспорта GPS/ГЛОНАСС серий АвтоГРАФ/АвтоГРАФ-GSM/АвтоГРАФ-WiFi, а также являться официальным сервисным центром ООО «Техноком» на территории Оренбургской области.
Согласно п.5 Технического задания, утвержденного«<…>», участник должен быть представителем ООО «ГК «Техноком» на территории Оренбургской области и обладать правом на реализацию, установку и сервисное обслуживание систем спутникового мониторинга транспорта GPS/ГЛОНАСС серий АвтоГРАФ/АвтоГРАФ-GSM/АвтоГРАФ-WiFi, а также являться официальным сервисным центром ООО «Техноком» на территории Оренбургской области.
Исходя из содержания п.3.6.2.1 и п.3.6.2.3 ч.3.6.2 Документации запроса предложений следует, что в рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет в том числе: правильность оформления и состав заявок, наличие всех требуемых к представлению документов и сведений, отсутствие/наличие нарушений установленного в настоящей Документации порядка подачи Заявок; соответствие Участника всем отборочным критериям, установленным в настоящей документации.
По результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия имеет право отклонить заявки, которые в существенной мере не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в Заявке; поданы Участниками, которые не соответствуют требованиям настоящей документации; содержат технические предложения, не соответствующие установленным в настоящей документации требованиям.
Ранее на транспортные средства ПАО «МРСК-Волги» были установлены навигационные системы АвтоГРАФ, произведенные ООО «Техноком».
Для функционирования обслуживаемых систем спутникового мониторинга используется специализированное программное обеспечение (далее - ПО) АвтоГРАФ - Сервер. Правообладателем указанного программного обеспечения является ООО «Техноком», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации программы для«<…>».
Данное ПО используется ПАО «МРСК Волги» на основании лицензионного соглашения с конечным пользователем. В соответствии с условиями лицензионного соглашения Пользователю запрещается вскрывать технологию, эмулировать, создавать новые версии, изменять, декомпилировать, дизассемблировать, дешифровать и производить иные действия с кодом ПО либо вносить любые изменения в его файлы, имеющие целью нарушение системы защиты ПО от несанкционированного использования, нарушение авторских прав на ПО либо искажение или сокрытие информации об авторских правах на ПО, а также получение информации о реализации алгоритмов и протоколов, используемых в ПО.
Любые противоправные действия в отношении ПО либо его использования приводят к немедленному и автоматическому прекращению действия лицензионного соглашения и, как следствие, к утрате права использования ПО.
Кроме того, следует отметить:
- исходя из содержания писем («<…>»), направленных ООО «Глобал Мониторинг» в ООО «Техноком» следует: «Просим Вас рассмотреть возможность заключения с нами дилерского договора, а также проведения обучающего семинара для повышения квалификации сотрудников ООО «Глобал Мониторинг» в части обслуживания бортовых котроллеров ООО «Техноком» и системы «АвтоГРАФ». В настоящий момент в случае выхода из строя бортовых терминалов «АвтоГРАФ» у наших клиентов или необходимости дозакупки, мы поставляем клиенту альтернативное оборудование»;
- согласно протоколу №403/2 очного заседания Комиссии по фиксированию стоимости предложений, представленных участниками на ЭТП и вскрытию конвертов, представленных в бумажном виде от 14.12.2015г., в данном запросе предложений приняли участие 3 организации: «<…>».
Комиссия считает, что организации, не являющиеся официальными представителями и авторизованными сервисными центрами, имеют доступ не ко всему комплексу программных и технических средств для настройки и диагностики оборудования производства ООО «ТехноКом». Авторизованные сервисные центры обладают максимальным набором программных и технических средств для настройки и диагностики, т.к. информация передается конфиденциально производителям авторизованным сервисным центром в связи с тем, что представляет коммерческую ценность (в плане риска копирования изделия).
Комиссия считает, что проведение технического обслуживания систем спутникового мониторинга не у официальных представителей изготовителя является невозможным в силу отсутствия необходимой информации, которая передается изготовителем официальным представителям на условиях строгой конфиденциальности, может привести к возникновению рисков выхода оборудования из строя, и к невозможности его восстановления, и, как следствие, делает любое вмешательство в ПО незаконным и влечет прекращение лицензии Пользователя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что оказание услуг по техническому сопровождению оборудования и программного обеспечения системы спутникового мониторинга производителем или уполномоченным дилером завода-изготовителя на ранее установленные навигационные системы АвтоГРАФ является для ПАО «МРСК-Волги» принципиально важным и необходимым. В связи с этим, в данном случае не может привести к нарушению установленных требований ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 17, частью 1, пунктом 3 частью 2 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
Рассмотрение дела № 07-16-11/2016, возбужденное в отношении ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» -«Оренбургэнерго», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ответчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»