Решение б/н Решение от 14 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №283 от 26.12.2011г.), в составе:

Председателя Комиссии – <………….>; членов Комиссии: <………….>,

в присутствии представителя заявителя ООО «Охранное предприятие «Легионер»: <………….>,

в присутствии представителя ответчика ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь»: <………….>,

рассмотрев жалобу ООО «Охранное предприятие «Легионер» на действия заказчика ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг охраны объекта (№31603817689),

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Охранное предприятие «Легионер» (исх. №б/н от 01.07.2016г.) (460000, г. Оренбург, пер. Матросский, д. 2) (далее – заявитель) на действия ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» (460008, г. Оренбург, ул. Газпромовская, д.72) (далее – ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по охране объекта (№31603817689).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступлением жалобы ООО ОП «Легионер» Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов (исх. №8913 от 05.07.2016г., №8914 от 05.07.2016г.) до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/. Рассмотрение жалобы назначено на 08.07.2016г. на 10ч. 00мин.

Из содержания жалобы ООО ОП «Легионер» следует, что заявитель не смог принять участие в запросе предложений в связи с тем, что закупочная документация содержит условия о предоставлении документов, которые приводят к неравенству участников торгов, а также к ограничению конкуренции среди потенциальных участников, создает преимущественные условия для участия в торгах отдельным участникам, что противоречит ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Кроме того, заказчиком при проведении данного запроса предложений были нарушены нормы Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц».

Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил объяснение по жалобе и документы, затребованные уведомлением Оренбургского УФАС России (исх. №154 от 11.07.2016г.).

В связи с необходимостью представления заказчиком и заявителем торгов необходимых для рассмотрения указанной жалобы по существу документов в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11.07.2016г. до 11ч. 00мин.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

24.06.2016г. на сайте www.zakupki.gov.ru ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» (заказчиком) было размещено извещение №31603817689 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по охране объекта.

Согласно п. 9.3.11. главы 9 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012г. №1969 (далее – Положение о закупках) документация о запросе предложений должна содержать, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, предъявляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

1. В приложении №2 Документации о запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг охраны объекта, утвержденной главным врачом ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» <………….> от 23.06.2016г.(далее - Документация запроса предложений), установлены квалификационные требования к участникам закупки, в том числе:

- участнику рекомендуется иметь сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (ISO 9001) и/или сертификатов соответствия другого сертифицированного органа, подтверждающего соответствие оказываемых услуг, аналогичного предмету запроса предложений (п.2.5.4.8),

- наличие сведений об участнике в Реестре потенциальных участников закупок Группы Газпром, который размещен на официальном интернет-сайте ОАО «Газпром» (предпочтительно, необязательно) (п.2.5.4.9).

Для подтверждения соответствия участников квалификационным требованиям настоящей документации о запросе предложений, указанных выше, участнику необходимо представить:

- копии сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (ISO 9001) и/или сертификата соответствия другого сертифицированного органа, подтверждающего соответствие оказываемых услуг, аналогичного предмету запроса предложений (п.2.5.5.2),

- копия письма из Департамента по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром» о включении в Реестр потенциальных участников закупок Группы Газпром (при наличии) (п.2.5.5.12).

В п.2.9.12 Документации запроса предложений перечислены основания, по которым Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений, в том числе, в случае отсутствия документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о закупаемых товарах (работах, услугах).

Согласно объяснений заказчика, в результате технической ошибки на сайте www.zakupki.gov.ru была размещена старая редакция текста Документации запроса предложений вместо новой утвержденной редакции, из которой п.2.5.5.2 был исключен.

Комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке комиссия по закупкам допускает участников, которые не имеют и вышеуказанных сертификатов и писем из Департамента по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром», поскольку данные требования носят рекомендательный характер и не являются обязательными требованиями.

Кроме того, Комиссией установлено, что методика анализа и оценки заявок участников (приложение №3 к Документации запроса предложений) не содержит критериев оценки выше поименованных квалификационных требований к участникам закупки, т.е. по данным критериям закупочная комиссия не оценивает заявки участников.

В п.2 формуляра 1.1 методики анализа и оценки заявок участников оценке с выставлением баллов подлежит «опыт оказания услуг с 2014г. по 2016г. аналогичных по характеру, объему и степени сложности услугам/объектам, заявленным в запросе предложений, с ОАО «Газпром» и дочерними обществами ОАО «Газпром» - 1 балл за 1 договор, максимум 10 баллов, удельный вес критерия - 55%.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010г. №11017/10 по делу №А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения закупок.

Исходя из положений Закона о закупках в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Отсутствие у участников (потенциальных участников), заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, соответствующие потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, довод жалобы является необоснованным.

2. Одним из доводов жалобы является то, что согласно таблицы 1 методики анализа и оценки заявок участников (страница 5) колонка «R» - результирующая оценка по группе факторов заполняется на основании данных, полученных в формулярах (страницы 6-10).

Однако, страница №10 в методике анализа и оценки заявок участников, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru, отсутствует.

В формуляре 1.2 методики анализа и оценки заявок участников оценивается «обеспеченность необходимым количеством собственных кадров требуемой квалификации для оказания услуг по предмету запроса предложений». Данные для заполнения берутся экспертом из соответствующих форм, представленных в заявках участников.

Однако какой квалификации представить сведения о персонале, для того чтобы они были «достаточными» или «минимально необходимыми» или «недостаточными», из каких именно форм берется данная информации и какое количество баллов присваивается информации из той или иной формы ни в методике, ни в документации не указано.

Вместе с тем, одними из основополагающих принципов закупки, которыми руководствуются заказчики согласно п.1 и 2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, являются: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что указанные доводы заявителя подтверждают незаконность данного требования документации (методики), так как не позволяют потенциальному участнику определить потребности заказчика, соотнести свои возможности с потребностями заказчика и в соответствии с этим принять решение об участии в торгах.

Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

3. Согласно Техническим требованиям, предъявляемым заказчиком к оказанию услуг по охране объекта, имущества, материальных ценностей в пределах объекта; обеспечению на объекте внутриобъектового и пропускного режима (Приложения №2 к Документации о закупке) участник торгов должен иметь в штате не менее 95 охранников 4, 5, 6 разрядов (подтверждается заверенной копией штатного расписания, личными карточками охранников, удостоверениями частных охранников, копиями трудовых договоров, копиями трудовых книжек).

По мнению заявителя, указанное выше требование невозможно соблюсти, если участник торгов является субъектом малого и среднего предпринимательства, а заказчиком проводятся данные торги именно для субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Комиссией установлено, что в Документации запроса предложений заказчик ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по охране объекта по извещению №31603817689 не установлено условие, что закупка осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтвердила и представитель заказчика.

Одновременно следует отметить, что в жалобе ООО «Охранное предприятие «Легионер» не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что требования к участникам запроса предложе­ний в электронной форме, установленные в Документации запроса предложений, ограничивают конкуренцию и препятствуют им участию в данной закупке, а также заявитель не привел доводов, свидетельствующих о невозможности участия в данной закупке. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.

4. Согласно Техническим требованиям, предъявляемым заказчиком к оказанию услуг по охране объекта, имущества, материальных ценностей в пределах объекта; обеспечению на объекте внутриобъектового и пропускного режима (Приложения №2 к Документации запроса предложений) участник торгов должен иметь офисное помещение в городе, организованное круглосуточной службой оперативного дежурного, служебного автотранспорта в количестве необходимом для выполнения договорных обязательств (подтверждается гарантийным письмом).

Исходя из анализа представленных документов, и пояснений директора ООО «Охранное предприятие «Легионер» Комиссией установлено, что юридическим адресом ООО «Охранное предприятие «Легионер» является г. Оренбург, пер. Матросский, д. 2, то есть заявитель имеет офисное помещение в городе.

Таким образом, установленное в Документации запроса предложений, указанное выше требование, не ограничивает конкуренцию и не препятствует заявителю в участии в данной закупке. Также заявитель не привел доводов, свидетельствующих о невозможности участия в данной закупке именно по этому основанию.

Комиссия считает, что установление заказчиком указанного выше требования к участникам в Документации запроса предложений в данном случае не приводит или не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, довод жалобы является необоснованным.      

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» при проведении данной закупки были нарушены требования действующего законодательства, а именно п.1 и 2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц».

Вместе с тем, Комиссией установлено, что 05.07.2016г. на сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком было размещено уведомление об отмене проведения закупки согласно извещения об отказе в проведении закупки №31603817689. Таким образом, Комиссия делает вывод об отсутствии необходимости выдачи предписания заказчику.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Охранное предприятие «Легионер» (исх. №б/н от 01.07.2016г.) (460000, г. Оренбург, пер. Матросский, д. 2 (далее – заявитель) на действия ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» (г. Оренбург, ул. Газпромовская, д.72) (далее – ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по охране объекта (№31603817689) обоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

      

Председатель Комиссии                                                                         <………….> 

 

Члены Комиссии                                                                                         <………….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны