Решение б/н РЕШЕНИЕ № 07-16-121/2015 о нарушении антимонопольного законо... от 16 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Комиссия Оренбургского УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

            в присутствии:

- представителя заявителя: САО «ВСК»,

- представителя ответчика: АО «СОГАЗ»,

            -  представителя заинтересованного лица  - ГБУЗ "Соль – Илецкая районная больница",

в отсутствие:                       

            -  представителя заинтересованного лица  - Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело 07-16-121/2015 по заявлению страхового  акционерного общества «ВСК» в лице Оренбургского филиала   САО «ВСК» (пр. Победы, д. 89, г. Оренбург, 460000), (вх. № 5023к от 19.06.2015)  на действия Акционерного общества  «Страховое общество газовой промышленности» в лице Оренбургского филиала Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (460021, г. Оренбург, ул.60 лет Октября, д. 25 А),  по признакам нарушения требований, установленных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба страхового  акционерного общества «ВСК» в лице Оренбургского филиала   САО «ВСК» (пр. Победы, д. 89, г. Оренбург, 460000) (далее по тексту САО «ВСК», заявитель), (вх. № 5023к от 19.06.2015)  на действия Акционерного общества  «Страховое общество газовой промышленности» в лице Оренбургского филиала Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (460021, г. Оренбург, ул.60 лет Октября, д. 25 А) (далее по тексту АО «Согаз») по факту нарушения требований, установленных  ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в совершении действий, направленных на получение преимуществ перед участниками запроса котировок, путем занижения начальной (максимальной) цены контракта, при участии в запросе котировок на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение № 0153200000215008003).

Оренбургским УФАС России Приказом № 134 от 20.07.2015 г. возбуждено дело № 07-16-121/2015 по признакам нарушения Акционерного общества  «Страховое общество газовой промышленности» в лице Оренбургского филиала Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (460021, г. Оренбург, ул.60 лет Октября, д. 25 А) требований, установленных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») выраженных в совершении действий недобросовестной конкуренции,  путем занижения начальной (максимальной) цены контракта, при участии в запросе котировок.

Представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе (вх. № 5023к от 19.06.2015)  поддержал в полном объеме, а также пояснил, что при участии в запросе котировок, АО «Согаз» предоставило предложение со снижением начальной цены контракта, что привело к уменьшению суммы  страховой премии и соответственно повлияло на решение комиссии при определении победителя закупки.

АО «Согаз» при участии в запросе котировок представило предложение со снижением начальной цены (57373.78 пятьдесят семь тысяч триста семьдесят три рубля 78 копеек). По мнению заявителя,  указанный размер страховой премии определенный ответчиком установлен с нарушением норм действующего законодательства. Действия АО «Согаз» направлены на то, чтобы получить преимущество и стать победителем.

Представитель АО «Согаз» нарушение не признал, сославшись на пояснения (исх. № 8710 от 05.10.2015г.) представленные в материалы дела и пояснил, что сотрудниками общества был произведен расчёт цены с использованием предоставленных Заказчиком данных, а также руководствуясь ФЗ об ОСАГО, Правилами ОСАГО и Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У. АО «Согаз» произвело расчет страховой премии по каждому транспортному средству, указанному в спецификации ГБУЗ «Соль – Илецкая районная больница», а затем путем сложения полученных сумм, была выведена общая сумма договора, которая составила 57373,78 руб.

При расчете цены контракта АО «Согаз» для более точного и достоверного установления цены использовало пять знаков после запятой, а уже непосредственно итоговую сумму округлило до двух знаков, которая и была предоставлена комиссии для оценки. Основанием этого является то, что в данной ситуации заключается именно один договор страхования на одну сумму, а не четырнадцать договоров страхования на четырнадцать сумм, итоговые суммы которых бы округлялись.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель ГБУЗ "Соль – Илецкая районная больница" высказал возражения на жалобу, сославшись на письменные пояснения (№ 2289 от 09.07.2015 г., вх. 5759 от 10.07.2015 г.), в которых поддержал позицию ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующим выводам.

01.06.2015г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация по запросу котировок №0153200000215008003 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016г. для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Соль - Илецкая районная больница».

Одним из приложений к данной документации являлась Спецификация с детальным перечнем автотранспортных средств, обязательное страхование которых планируется на 2015-2016г.

В соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены гражданско- правового договора на оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассчитанной ГБУЗ «Соль - Илецкая районная больница» общая сумма договора составила 68 835,18 руб.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской федерации осуществляется на основании ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ от 25 апреля 2002 года (далее - ФЗ об ОСАГО).

В соответствии со ст.5 ФЗ об ОСАГО, порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования».

Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правила ОСАГО).

В соответствии со ст. 2.1 Правил ОСАГО «страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России».

Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У утвержден размер базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Следовательно, при расчете страховой премии для участия в запросе котировок участники должны руководствоваться вышеуказанными нормами.

   Комиссия Оренбургского УФАС,  изучив котировочные заявки участников САО «ВСК» и АО «Согаз» установила, что базовый тариф по каждому транспортному средству, а также поправочные коэффициенты  у участников запроса котировок полностью совпадают, расхождение имеются только в итоговых значениях страховых премий по каждому транспортному средству, и как следствие, в итоговой сумме страховой премии указанной в котировочной заявке.

В Техническом задании Извещения о проведении запроса котировок уполномоченного органа установлено, что страховщик определяет страховую премию с учетом сведений, указанных в техническом задании, в соответствии со структурой страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и порядком их применения, предусмотренных действующим законодательством.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что цена договора бюджетного учреждения по ОСАГО должна равняться  сумме страховых премий, рассчитанных в соответствии с указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Федеральным законом от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств от 16.06.2015 года N П1 до окончания срока подачи котировочных заявок поступило две котировочные заявки от следующих участников размещения заказа с предложенной ценой контракта:

- САО «ВСК» заявка поступила 01.06.2015 в 10:34 с ценой контракта 57373.79 руб.;

- АО «Согаз» заявка поступила 04.06.2015 в 11:05 с ценой контракта 57373.78 руб.

Победителем было признано АО «Согаз», как участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, и ему был присвоен первый номер <...> второй номер был присвоен САО «ВСК».

Критерием оценки заявок на участие в указанном запросе котировок являлась цена контракта, предлагаемая его участниками.

Преимущество, позволившее АО «Согаз» занять первое место выразилось в том, что оно при расчете страховой премии по всем единицам транспортных средств  использовало тысячные значения, то есть использовало дробные части копеек (полкопейки), а именно в расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности АО «Согаз» рассчитало по позициям следующие страховые премии:

  1. ГАЗ – 322174 страховая премия 3 871,85040;
  2. ГАЗ – 322174 страховая премия 3 871,85040;
  3. ГАЗ – 322174 страховая премия 4 927,80960;
  4. Луидор 2250ВО страховая премия 4 223,83680;
  5. УАЗ - 396255 страховая премия 4 223,83680;
  6. УАЗ - 396295-470 страховая премия 4 223,83680;
  7. УАЗ – 39623 страховая премия 3 871,85040;
  8. УАЗ – 39623 страховая премия 3 871,85040;
  9. УАЗ – 396294 страховая премия 3 871,85040;
  10. УАЗ – 396294 страховая премия 3 871,85040;
  11. УАЗ – 396259 страховая премия 3 871,85040;
  12. УАЗ – 396259 страховая премия 3 871,85040;
  13. УАЗ – 3962202 страховая премия 3 871,85040;
  14. ГАЗ – 2705 страховая премия 4 927,80960.

Итоговая страховая премия по контракту определяется путем сложения указанных страховых премий по каждому транспортному средству и составила 57 373,78320.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Указанная норма законодательно фиксирует официальную денежную единицу Российской Федерации и ее легальные кратные части.

Поскольку рубль состоит из ста копеек, а действующее законодательство не устанавливает более мелких кратных частей, все обязательства должны быть выражены в указанных пределах.

При наличии в расчете суммы обязательства, по тем или иным причинам, более 1/100 рубля, деловая практика использует метод округления. Так, в Письме Центрального Банка России от 14.10.1997 года N 91-97 «Об организации и проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости Российских денежных знаков и масштаба цен» был разъяснен порядок изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен при деноминации. Округление производилось по действующим бухгалтерским правилам: если при расчете образуются дробные части копеек, сумма должна быть округлена до целой копейки; если дробная часть менее полкопейки, то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна полкопейки и больше, то сумма повышается до целой копейки.

Однако вопреки указанным требованиям закона и сложившейся деловой и бухгалтерской практике АО «Согаз» рассчитало страховую премию, используя тысячные значения, то есть дробную часть копейки (полкопейки), не округлив ее до целой копейки по всем четырнадцати позициям.

Таким образом, АО «Согаз» не округлял сумму страховой премии по каждому транспортному средству, а при расчете итоговой страховой премии по всем транспортным средствам данную округлил.

В результате общая сумма страховой премии составила 57373 рубля 78320   копеек, путем округления 57373 рубля 78 копеек. В случае округления сумм страховой премии в отношении каждого транспортного средства общая сумма страховой премии должна была составить 57373 рубля 79 копеек, то есть была бы выше на 01 копейку.

Учитывая изложенное в действиях АО «Согаз» имеются признаки недобросовестной конкуренции и нарушении положений статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Согласно ст. 3 «Цели создания компании» п. 3.1 Устава САО «ВСК», утверждённого решением внеочередного Общего собрания акционеров СОАО «ВСК» от 27.11.2014 г. (далее – Устав), основной целью Компании является получение прибыли за счёт ведения страховой и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 4 Устава, предметом деятельности Общества является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства.

Согласно разделу «Сведения о филиалах юридического лица» выписки из ЕГРЮЛ, Страховое акционерное общество «ВСК» имеет филиал в г.Оренбурге. САО «ВСК» выдана лицензия (С №0621 77 от 19.01.2011 г.) на осуществление страхования.

В соответствии с п. 6.1. статьи 6 Устава АО «Согаз», утвержденного решением годового общего собрания акционеров (протокол № 32 от 15.05.2015 г.) общество создано для осуществления страховой деятельности и организации страховой защиты интересов юридических и физических лиц. 

АО «Согаз» имеет филиал в г.Оренбурге (п. 45 Приложения № 1 к Уставу общества).

Таким образом, САО «ВСК» и АО «Согаз» осуществляют страховую деятельность, на территории города Оренбурга и Оренбургской области, и являются конкурентами на рынке услуг страхования.

Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с  ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции"  недобросовестная конкуренция не допускается.

Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного обществом деяния в качестве указанного правонарушения необходимо доказать наличие одновременно следующих условий: 1) действия хозяйствующего субъекта противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; 2) эти действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; 3) причинили или могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации хозяйствующему субъекту - конкуренту, стремящемуся к тому же результату.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что если бы АО «Согаз» правильно произвело расчет цены контракта, цены указанные в котировочных заявках АО «Согаз» и САО «ВСК» были бы одинаковые, следовательно, в этом случае, учитывая, что заявка САО «ВСК» была подана первой, САО «ВСК» должно было быть выбрано победителем.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что  филиал АО «Согаз» рассчитав цену Государственного контракта в размере 57373 рубля 78 копеек,  намеренно снизил размер страховой премии путем нарушения законодательства РФ за счет чего получил преимущество перед другими участниками запроса котировок. 

Что касается причинения убытков добросовестным страховщикам, являвшихся участниками конкурса, действиями филиала АО «Согаз», следует отметить, что для квалификации действий как проявления недобросовестной конкуренции достаточно возникновения возможности причинения убытков.

Таким образом, рассматриваемые действия филиала АО «Согаз» при участии в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016г. для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Соль - Илецкая районная больница», содержат нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном занижении цены государственного контракта при подготовке заявки для участия в государственном заказе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016г. для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Соль - Илецкая районная больница».

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что государственный контракт заключен с АО «Согаз», находится в стадии исполнения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 частью 2 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                     

РЕШИЛА:

 

  1. Признать  АО «Согаз» в лице Оренбургского филиала  нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Выдать АО «Согаз» в лице Оренбургского филиала предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно при подготовке заявок на участие в конкурсах на право заключения контрактов (договоров) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применять расчеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Согаз» в лице Оренбургского филиала.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет ответственность в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       

                                           

Члены Комиссии                

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 «09» ноября 2015 г.                                                                                         г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Комиссия Оренбургского УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

руководствуясь статьей 23, частью 1, статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» на основании своего решения от 09.11.2015 г. по делу № 07-16-121/2015 о нарушении Акционерным обществом  «Страховое общество газовой промышленности» в лице Оренбургского филиала Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности»  части  1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном занижении цены государственного контракта при подготовке заявок при размещении заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016г. для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Соль - Илецкая районная больница»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Акционерному обществу  «Страховое общество газовой промышленности» в лице Оренбургского филиала Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности»  не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно: при подготовке заявок при размещении заказа на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применять расчеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, для чего:

в срок до «20» декабря 2015 года среди работников филиала в городе Оренбурге, отвечающих за подготовку заявок при размещении заказа на оказание услуг при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, провести разъяснительную работу, направленную на соблюдение законодательства Российской Федерации, а также  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», довести до сведения сотрудников Оренбургского филиала Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности»  Решение от 09.11.2015 г. по делу № 07-16-121/2015 и данное Предписание.    

  1. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 Председатель Комиссии                                                                         

Члены Комиссии                                                                                      

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны