Решение б/н РЕШЕНИЕ по дела № 07-16-134/2014 от 13 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии,

Членов Комиссии:

в присутствии:

представителя заявителей:

представителей ответчика ООО «УКХ»:

в отсутствие  лица, располагающего  сведениями о рассматриваемых обстоятельствах – Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело №07-16-134/2014 по признакам нарушения ООО «Управление коммунального хозяйства» (ул. 1 Мая, д. 1-А, г. Новотроицк, Оренбургская область, 462353)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                             

УСТАНОВИЛА:

 

    В Оренбургское УФАС поступило коллективное заявление от жителей г.Новотроицка (вх. № 9858к от 22.09.2014г.) на действия  ООО «Управления коммунального хозяйства» (далее – ответчик, ООО «УКХ»), выраженные в ущемлении прав жителей г.Новотроицка (…) (далее – Заявители) путём  требования о демонтаже приборов учета тепловой энергии и сообщении о том, что с начала отопительного сезона 2014-2015 гг. начисление платы за отопление будет производиться исходя из нормативов в нарушение условий договора на учет  потребленной тепловой энергии. 

  Заявители  указывают на то, что приборы учета введены в эксплуатацию в 2009-2010г. ООО «УКХ» выданы технические условия на установку индивидуальных приборов учета, приборы учета введены в эксплуатацию, заключены договоры на учет потребления тепловой энергии. Приборы учета установлены на каждый радиатор в квартире, на границе балансовой принадлежности, стояки заизолированы.

За период с 2011 по 2014г. включительно ООО «УКХ» производило начисление за потребляемую тепловую энергию по показаниям приборов учета.

28.08.2014г. потребителям были направлены извещения о том, что с начала отопительного сезона плата за отопление будет производиться по нормативу, так как по проектным характеристикам их многоквартирные дома имеют вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.         С 22.10.2014 г. ООО «УКХ» отказалось принимать показания приборов учета.  

  Ответчик считает, что в связи с тем, что дома  имеют вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, отсутствует техническая возможность установки индивидуальных приборов учета. На этом основании ООО «УКХ» потребовало с жильцов демонтировать приборы учета, установленные ранее, а оплату установила начислять исходя из нормативов.

Из информации представленной Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области (исх.№ 38/02-662 от 22.01.2015)  в материалы дела следует,  что в связи с тем, что работы владельцами квартир по установке и воду в эксплуатацию индивидуальных проборов учета были выполнены до издания Приказа № 627, начисление размера платы за коммунальную услугу – отопление должно производиться  в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета. В случае выхода из строя индивидуальных приборов учета (п. 81.12 Правил № 354), его ввод в эксплуатацию после ремонта, замены и поверки не может быть осуществлен в связи с требованием Приказа № 627 – отсутствием технической возможности.

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к  следующим выводам.

Приказом от 04.06.2010 г. № 67  «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» ООО «Управление коммунального хозяйства» (ул. 1 Мая, д. 1-А, г. Новотроицк, Оренбургская область, 462353) имеет долю более 65%  на рынке услуг  теплоснабжения в городе Новотроицке.

          Согласно ч. 1  ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно Уставу Общества, утвержденного решением единственного участника от 28.09.2009 г., основным видом деятельности является в том числе, оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам; производство, передача тепловой энергии; оказание услуг по сбору средств с населения за оказанные коммунальные услуги населению; деятельность по эксплуатации тепловых сетей и другие виды.

Приказом № 215-т/э от 24.12.2012 г. Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов для ООО «УКХ»  утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО «УКХ». 

Согласно материалам дела, в 2009-2010 годах заявителям были выданы технические условия на создание коммерческого узла учета тепловой энергии у потребителя, Актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии зафиксирована установка и  допуск счетчиков  к эксплуатации.

Между заявителями и ООО «УКХ» заключены договоры на учет потребленной тепловой энергии: (…)

Согласно условиям договора п. 3.1 «Количество потребленной Потребителем тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета».

Согласно п. 6.1 договора, договор действует в течение всего периода проживания Потребителя в квартире.

28.08.2014 г. потребителям были направлены извещения о том, что с начала отопительного сезона плата за отопление будет производиться по нормативу и требование о демонтаже приборов учета тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На момент  установки и ввода приборов учета в эксплуатацию в квартирах заявителей – 2009-2010 г. действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее- Правила) .  Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам  и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее – Правила  предоставления коммунальных услуг № 354) данный документ признан утратившим силу, за исключением пунктов 15 - 28 Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 года.

Согласно п. 15 Правил, размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 16  Правил, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Согласно п. 5,6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства от 18.11.2013 г. № 1034, узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Таким образом, приборы учета потребления тепловой энергии заявителей были установлены на законных основаниях в   результате выполнения выданных ООО «УКХ» технических условий. ООО «УКХ» приборы учета допущены в эксплуатацию и по ним определялся объем потребленного ресурса до августа 2014 г., разногласий между заявителями и исполнителем не возникало, изменения в договор не вносились.  Оплата за потребленную тепловую энергию начислялась согласно условиям договора.

28.08.2014 г. в адрес заявителей были направлены уведомления от ответчика о том, что начисление платы за тепловую энергию с начала отопительного сезона 2014-2015 гг. будет производиться по нормативу, т.к. по проектным характеристикам многоквартирные дома заявителей имеют вертикальную разводку системы отопления, что является отсутствием технической возможности для установки прибора учета.

Ссылка ответчика на отсутствие технической возможности учета потребленной тепловой энергии по приборам учета Комиссия считает необоснованной по следующим основаниям.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждены Министерством регионального развития  Российской Федерации  от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ  N 627).

Наличие технической возможности является необходимым условием для ввода счетчика в эксплуатацию (наличие или отсутствие технической возможности должно быть установлено не позднее ввода прибора учета в эксплуатацию,  в момент выдачи технических условий на установку счетчика и (или) непосредственно перед вводом его в эксплуатацию, если такие технические условия не выдавались, а если выдавались - для проверки их выполнения).

Пункт 6 Приложения 1 к Приказу N 627 гласит, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Более того, такие действия должны быть осуществлены ответчиком в случае установления прибора учета, ввода его в эксплуатацию, либо допуска к использованию после очередной поверки.

Ответчиком не представлен такой акт, следовательно, в нарушение п. 6 Приказа N 627, ООО «УКХ» не проводило обследование на установление наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета.

Кроме того, данный нормативный акт применяется в отношении установления технической возможности именно установки прибора учета до ввода его в эксплуатацию, вместе с тем материалы дела подтверждают, что приборы учета введены в эксплуатацию ранее в соответствии с действующим законодательством.

П.2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 80 тех же правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Договор на учет потребленной тепловой энергии, заключенный между заявителями и ответчиком на момент рассмотрения дела не расторгнут, не оспорен в суде (иного стороны не представили), согласно условиям договора не предусматривает односторонний отказ от исполнения договора, в связи с чем, Комиссия делает вывод о том,  что на момент рассмотрения дела договор продолжал своё действие и стороны обязаны его исполнять.

ООО «УКХ» отказывается принимать показания приборов учета у жильцов согласно условиям договора,  тем самым нарушает условия договора (уклоняется от исполнения договора), чем ущемляет права граждан – заявителей в части учета потребленной тепловой энергии  за фактической потребление, согласно показаниям приборов учета и заключенному договору.

В то же время, утверждение  ООО «УКХ» о том, что с  момента введения в действие Приказа № 627 (с 01.09.2012 г.) отсутствует техническая возможность учитывать показания приборов учета заявителей для начисления платы за потребленную тепловую энергию противоречит действиям ответчика в части выставления счетов заявителям с 01.09.2012 г. по август 2014 года, т.е. в течение двух лет, которые имеются в материалах дела и сторонами не оспариваются.  Техническая возможность учитывать показания приборов учета  не может отсутствовать в случае, если они уже установлены и  пригодны для прямого назначения, отвечающего установленным техническим требованиям с соблюдением  требования норм жилищного законодательства.

С момента введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг № 354 и Приказа № 627,  предложение об изменении условий договора или о его расторжении заявителям направлено не было, иное в материалы дела сторонами не представлено.

Согласно ст. 452 Гражданского кодекса РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Таким образом, договоры между заявителями и ответчиком на учет  потребленной тепловой энергии на момент рассмотрения дела продолжали действовать, без изменения.

При этом  порядок учета тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленный  Правилами № 307, не отменен.

Таким образом, у ответчика не было оснований для применения к заявителям норматива за потребленную тепловую энергию. Начисление размера платы за тепловую энергию по нормативу ущемляет интересы заявителей,  так как влечет для них незаконное увеличение размера платы за тепловую энергию при наличии приборов учета.

Требование о демонтаже приборов учета незаконно и не предусмотрено действующим  законодательством. Приборы учета тепловой энергии в 2009-2010 гг. были установлены  заявителями  на законных основаниях с согласия ООО «УКХ». Демонтаж приборов приведет к дополнительным затратам со стороны заявителей.

Таким образом, действия ООО «УКХ» содержат нарушение ч.1 ст. 10 Закона о конкуренции, выраженные в ущемлении интересов заявителей путем необоснованного изменения порядка начисления платы за потребленную тепловую энергию.

  Руководствуясь ст. 23,  главой 9   Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» нарушившим  ч. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 

 

                                                                                                               

ПРЕДПИСАНИЕ

о   прекращении       нарушения       антимонопольного    законодательства

 

10.02.2015 г.                                                                                           г. Оренбург

 

  Комиссия УФАС России по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии –Члены Комиссии:

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 09.02.2015  г. по делу № 07-16-134/2014 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «УКХ» (462353, Оренбургская обл, г.Новотроицк, ул. 1 Мая, д. 1-А)   части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Обществу с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства»  прекратить нарушение  ч.1 ст.10  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженное в ущемлении интересов (…) для чего:

1. Отозвать счета на оплату потребленной тепловой энергии, выставленные по нормативу потребления вышеуказанным гражданам.

 2.Начисление размера платы  за потребление тепловой энергии производить  исходя из показаний индивидуальных приборов учета, согласно условиям договора на  учет потребленной тепловой энергии, заключенных с данными гражданами до момента установления неисправности и невозможности использования  индивидуального прибора учета по его назначению как несоответствующего техническим требованиям по эксплуатации узла учета.

3. Об исполнении данного предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в течение десяти дней со дня его исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны