Решение б/н Решение по делу № 07-16-143/2016 от 26 августа 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:
Председателя Комиссии –«<…>»;
членов Комиссии: «<…>»,
в отсутствии:
- представителя заявителя: ИП Гончарова Д.В., уведомленного надлежащем образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
в присутствии:
- представителей ответчика: ГБУЗ «ООКСПК» –«<…>»,
рассмотрев жалобу ИП Гончарова Д.В. на действия ГБУЗ « ООКСПК» при проведении открытого аукциона в электронной «форме на право заключения гражданско-правового договора на ремонт внутренних помещений ГБУЗ «ООКСПК», г. Орск ул. Ленинского Комсомола, д. 24 А (№31603919633),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба («<…>») ИП Гончарова Д.В. (г.Орск, ул. Б.Хмельницкого, д.3, кв.84) (далее –заявитель) на действия ГБУЗ «ООКСПК» (г.Оренбург, ул. Аксакова, д.32) (далее – ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении открытого аукциона в электронной «форме на право заключения гражданско-правового договора на ремонт внутренних помещений ГБУЗ «ООКСПК», г. Орск ул. Ленинского Комсомола, д. 24 А (№31603919633).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ИП Гончарова Д.В. Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов («<…>») до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Из содержания жалобы следует:
Заказчик при проведении данной закупки нарушил требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц».
Представители ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признали, с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, предоставили возражения на жалобу и документы, затребованные уведомлением (исх.№11428 от 16.08.2016) Оренбургского УФАС России.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
1. Заказчик в Документации не указал адрес электронной площадки в сети интернет, на которой проходит данная закупка.
В соответствии с п.13 части 2 Документации о закупке на проведение открытого аукциона, утвержденной«<…>» (далее – Документация открытого аукциона), заявка на участие в открытом аукционе направляется участником аукциона оператору электронной площадки www.utp.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»). Данный довод жалобы является необоснованным.
2. Заказчиком указано разное время окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Исходя из содержания извещений (№31603919633, №SBR003-1607250016 ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов») и п.13 Документации отрытого аукциона следует, что дата и время окончания подачи заявок 15.08.2016г. в 00 часов 00 минут. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
3. Заказчиком указаны разные дата и время подведения итогов.
В извещениях №31603919633 и №SBR003-1607250016, а также в п.14 Документации отрытого аукциона установлено, что подведение итогов состоится 18.08.2016г. в 11 часов 00 минут. Данный довод жалобы является необоснованным
4. 3аказчикуказывает противоречивую информацию по рассмотрению предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Комиссией установлено, что в извещениях №31603919633 и №SBR003-1607250016 (ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов») рассмотрение заявок состоится 16.08.2016г. в 10 часов 00 минут. Вместе с тем в п.14 Документации отрытого аукциона указанно рассмотрение заявок состоится 18.08.2016г. в 11 часов 00 минут.
Комиссия установила, что сведения, указанные в извещениях и Документации открытого аукциона имеют противоречия в дате и времени рассмотрения заявок. Одновременно, следует отметить: вышеуказанная закупка проходила в электроном виде и заявки подавались на электронную площадку; дата и время рассмотрения заявок, указанные в извещениях №31603919633 и №SBR003-1607250016 одинаковые; согласно протоколу №31603919633-1 от 16.08.2016г. на участие в данном аукционе были поданы 4 заявки участников; дата и время подведения итогов, указанное в извещениях и Документации открытого аукциона, совпадает; заказчику, от потенциальных участников за время срока подачи заявок, не поступали запросы о разъяснении по дате и времени рассмотрения заявок.
Комиссия считает, что данное противоречие не могло повлечь нарушения законных прав и интересов потенциальных участников при подготовке и подаче заявки на участие в аукционе. В связи с этим, в данном случае, указанный довод жалобы является необоснованным.
5. 3аказчик указывает противоречивую информацию по оплате.
В соответствии с п.2.2 ч.2 и п.10.1 ч.10 Проекта договора установлено, что настоящий договор считается заключенным с момента подписания его сторонами (Заказчиком и Поставщиком) и действует до «31» декабря 2016 года. Срок выполнения работ: с момента подписания гражданско - правового договора и до 01 ноября 2016 года.
Из содержания п.17 Документации открытого аукциона и п.3.2 ч.4 проекта договора следует, что форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг осуществляется по факту поставки с отсрочкой платежа до 60 банковских дней. Оплата по договору осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в настоящем договоре в течении 60 (шестидесяти) календарных дней.
Согласно условиям установленных в п.4.1 ч.4 Проекта договора, Расчет за выполненные работы производится на основании подписанных Сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета, счета – фактуры выставленные
Комиссия считает, что заказчик установил достоверную информацию по оплате договора, в связи с этим довод жалобы является необоснованным.
- Заказчик указывает противоречивую информацию по способу размещения закупки.
Согласно п.2.4.1 Документации открытого аукциона, финансирование договора, который будет заключен по результатам данного запроса предложений, будет осуществляться из источника, указанного в «Информационной карте открытого аукциона».
В п.6 ч.2 Документации открытого аукциона (Информационная карта) прописано, что источником финансирования заказа являются средства от приносящей доход деятельности. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
- Заказчик не указывает про запрет, согласно Постановлению Правительства от 29.12.2015 № 1457 и не указывает про предоставление отсрочки уплаты неустоек, которые определены Правительством.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015г. №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено», Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" и Постановление Правительства РФ от 14 марта 2016 г. №190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" регулируют отношения, возникающие в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия считает, что Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на данную закупку не распространяется. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
7. В нарушении Закона Заказчиком установлены излишние требования к материалам в п.1, п.25 и п.30 Документации отрытого аукциона (сведения о товарах).
Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Положения Закона о закупках не содержат каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке, как конкретного вида товара, так и конкретного его характеристик; заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссия считает, что указанные заказчиком технические и функциональные характеристики в п.1, п.25 и п.30 Документации отрытого аукциона (сведения о товарах) являются достаточными и конкретными. Кроме того, заявитель не поясняет и не предоставляет доказательств, что данные требования являются излишними и мешают ему подготовить заявку. В связи с этим довод жалобы является необоснованным.
В соответствии ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия установила, что в соответствии с п.27.1 раздела 27 Положения о закупках, заключение договора по итогам проведения процедур закупки осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные настоящим положением и условиями конкретной процедуры закупки.
Из содержания п.14.5 раздела 14 Положения о закупках о проведение закупок товаров, работ, услуг ГБУЗ «ООКСПК», утвержденного«<…>» (далее - Положение о закупках) следует, что победитель закупки в случае отсутствия разногласий передает подписанный договор заказчику в течение 5 рабочих дней с момента опубликования протокола.
Кроме того согласно п.20.15 раздела 20 Положения о закупках, договор заключается на условиях, указанных в заявке победителя конкурса/аукциона и в документации о закупке.
В п.2.18 Документации открытого аукциона установлено, что договор с победителем закупке должен быть заключен в течение 20 дней.
Комиссия приходит к выводу, что договор по итогам закупки может фактически заключен ранее 10 дневного срока.
Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.
На основании изложенного, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, Комиссия считает, что заключение договора между Организатором торгов и Победителем запроса предложений ранее 10 дней является нарушением требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Положение о закупках в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь статьями 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу («<…>») ИП Гончарова Д.В. (г.Орск, ул. Б.Хмельницкого, д.3, кв.84) на действия ГБУЗ «ООКСПК» (г.Оренбург, ул. Аксакова, д.32) при проведении открытого аукциона в электронной «форме на право заключения гражданско-правового договора на ремонт внутренних помещений ГБУЗ «ООКСПК», г. Орск ул. Ленинского Комсомола, д. 24 А (№31603919633), необоснованной.
- Выдать заказчику – ГБУЗ «ООКСПК» предписание о внесении изменений в Положение о проведении закупок товаров, работ, услуг ГБУЗ «ООКСПК», утвержденное первым заместителем министра здравоохранения Оренбургской области А.Н. Криволаповым 07.04.2016г., в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»
Предписание по делу № 07-16-143/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
«22» августа 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:
Председателя Комиссии –;
членов Комиссии: «<…>»,
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 22 августа 2016 по делу № 07-16-143/2016,
предписывает:
1. Заказчику – ГБУЗ «ООКСПК» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предписания для чего: внести изменения вПоложение о проведении закупок товаров, работ, услуг ГБУЗ «ООКСПК», утвержденное«<…>», в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»