Решение б/н Решение по делу № 07-16-16/2016 от 16 февраля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:
Председателя Комиссии –«<…>»;
членов Комиссии: «<…>»,
в присутствии:
- представителя заявителя: Объединение «РОСИНККАС» -«<…>»,
- представителя ответчика ФБГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Оренбургской области»– «<…>»,
- представителя заинтересованного лица: ФГУП ГЦСС-«<…>»,
рассмотрев жалобу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Оренбургского областного управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) на действия ФБГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Оренбургской области» при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по инкассации наличных денег (№31503160737),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба («<…>») Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Оренбургского областного управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) («<…>») (далее – Объединение «РОСИНКАС», заявитель) на действия ФБГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Оренбургской области» («<…>») (далее – ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по инкассации наличных денег (№31503160737).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы Объединения «РОСИНКАС», Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов («<…>») до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Из содержания жалобы Объединения «РОСИНККАС» следует:
В техническом задании установлено требование к участнику закупки, согласно которому исполнитель должен иметь лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств.
Заявитель считает, что закупочная комиссия нарушила условия допуска и неправомерно допустила до участия в закупке Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» без лицензии Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств.
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил отзыв по жалобе («<…>») и документы, затребованные уведомлением («<…>») Оренбургского УФАС России.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что закупочная комиссия правомерно допустила до участия ФГУП ГЦСС, также ФГУП ГЦСС для осуществления перевозки и инкассации наличных денежных средств лицензии Банка России не требуется.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следует отметить, что деятельность данного хозяйствующего субъекта регулируется положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках, установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
Согласно пп.4 п.14 раздела 4 Документации о проведении запроса котировок, утвержденной«<…>» (далее – Документации запроса котировок), котировочная заявка должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок.
В пп.1 п.3 Технического задания Документации запросам котировок установлено требование, о том что исполнитель должен иметь лицензию Центрального банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств, при этом данное требование подтверждается действующей лицензией.
Исходя из содержания п.29 и п.3 Документации запроса котировок следует, что комиссия рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса котировок в порядке и по основаниям, которые предусмотрены документацией о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки в соответствии с документацией о проведении запроса котировок.
При рассмотрении заявок на участие в запросе котировок участник процедуры закупки не допускается Комиссией к участию в запросе котировок по непредоставлению документов, определенных в документации о закупке либо наличия в документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, о работах, об услугах, на поставку, выполнение, оказание которых осуществляются закупка.
В соответствии с пп.18.6.1 п.18.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области», утвержденного«<…>» (далее – Положение о закупках), комиссия в срок, не превышающий одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса котировок в порядке и по основаниям, которые предусмотрены документацией о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки в соответствии с документацией о проведении запроса котировок.
Аналогичное требование к закупочной комиссии заказчика установлены в пп.5.5.1 п.5.1 ч.5 Положения о единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросам котировок, запроса предложений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (далее – Положение о комиссии), согласно которому комиссия обязана проверять соответствие участников закупки предъявляемым требованиям, установленным конкурсной документацией или документацией об аукционе, извещением о проведении запроса котировок цен, запроса предложений.
Комиссия, проанализировав заявку ФГУП ГЦСС и Объединения «РОСИНКАС», установила, что в них отсутствует документ, обязательный для предоставления и установленный пп.1 п.3 Технического задания Документации запроса котировок, а именно: действующая лицензия Центрального банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств.
Таким образом, Комиссия считает, что у закупочной комиссии организатора торгов отсутствовали правовые основания для допуска ФГУП ГКСС и Объединение «РОСИНКАС» к участию в данной закупке. В связи с этим, жалоба является обоснованной.
В соответствии ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Вместе с тем, следует отметить, что п. 36 Документации запроса котировок устанавливает обязанность для участника, признанного победителем запроса котировок, представить заказчику подписанный с его стороны проект договора не позднее 10 (десяти) дней с момента опубликования в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок
В соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников (на защиту) выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.
На основании изложенного, часть 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника возможности восстановить право на участие в торгах в случае выдачи антимонопольным органом предписания об устранении нарушений порядка проведения процедуры торгов в части определения победителя. Кроме того, закупочной комиссии организатора торгов нарушены требования пп.18.6.1 Положения о закупках и пп.5.5.1 п.5.1 ч.5 Положения о комиссии.
В связи с тем, что между ФБГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» и ФГУП ГЦСС заключен договор №387/223 на оказание услуг по инкассации наличных денег от 02.02.2016г., предписание не выдавать.
Руководствуясь статьями 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу («<…>») Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Оренбургского областного управления инкассации - филиала Российское объединения инкассации (РОСИНКАС) («<…>») на действия ФБГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Оренбургской области» («<…>») при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по инкассации наличных денег (№31503160737), обоснованной.
- Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»