Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание по № 07-16-174/2015 от 7 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии

представителя заявителя: ООО «Медтехника»;

представителя ответчика: ГБУЗ «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин»;

рассмотрев дело № 07-16-174/2015, возбужденное по признакам нарушения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин» (460035, г. Оренбург, ул. Комсомольская, 202)    ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом торгов,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Оренбургским УФАС России приказом от 18.09.2015 г. № 171 возбуждено дело № 07-16-174/2015 по заявлению (вх. № 6580к от 03.08.2015) общества с ограниченной ответственностью «Медтехника» (460006, г.Оренбург, ул.Кичигина, 25а) (далее также – ООО «Медтехника», заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин» (460035, г. Оренбург, ул. Комсомольская, 202)    (далее также – ГБУЗ «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин», ответчик), выраженные в нарушении ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. в ходе проведения электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования, в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом торгов.

В ходе заседания Заявитель поддержал изложенные в жалобе доводы, а также пояснил, что  согласно Технического задания в один лот объединены следующие услуги: услуги по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования.

В соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» (ОК 029-2014) «Технические испытания, исследования и сертификация» имеют код 74.3. В соответствии с этим же классификатором «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры» имеет код 33.10.9.

 Таким образом, услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования технологически и функционально не связаны между собой и являются разными видами деятельности.

Ответчик нарушение не признал, сославшись на пояснения (вх. № 680 от 21.10.2015 г., вх. 9197 от 22.10.2015 г.,) предоставленные в материалы дела.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

03.08.2015 в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Медтехника» (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования (номер извещения № 0153200000215011271) (далее – аукцион).

12 августа 2015 года Комиссией Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок была рассмотрена вышеуказанная жалоба ООО «Медтехника» на действия Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин» при проведении электронного аукциона на оказание услуги по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования (номер извещения № 0153200000215011271) (далее – аукцион) (дело № 08-07-1326/2015), в связи с заявленным ходатайством ООО «Медтехника», материалы дела переданы должностному лицу для принятия вопроса о наличии нарушений в действиях Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Соль–Илецкая районная больница» положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Служебной запиской от 13.08.2015 года материалы дела № 08-07-1326/2015 были переданы должностному лицу в отдел антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС для рассмотрения на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

Оренбургским УФАС России приказом от 18.09.2015 г. № 171 возбуждено дело № 07-16-174/2015 в отношении ГБУЗ «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин», по признакам нарушения ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.

В ходе заседания, Комиссия усмотрела в действиях ответчика признаки нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные во включении при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования (номер извещения № 0153200000215011271)  в состав одного лота услуг технологически и функционально не связанных между собой (услуга по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в ходе данных торгов.

Как следует из материалов дела, 27.07.2015 года г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» было размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования (номер извещения № 0153200000215011271).

            Начальная (максимальная) цена контракта составляет 509 333,33 рублей.

Документация об аукционе утверждена ГБУЗ «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно извещению и документации об аукционе, в качестве наименования предмета аукциона Заказчиком указано «оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования». В извещении о проведении аукциона указан код классификации услуг –33.20.92.000– «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту приборов и инструментов для навигации, управления, измерения, контроля, испытаний и прочих целей».

Техническое задание документации об аукционе, проект гражданско-правового договора также содержат информацию о том, что выполнению подлежат как услуги по техническому обслуживанию медицинского оборудования, так и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования.

Таким образом, как из извещения, так и из документации об аукционе следует, что оказанию подлежат как услуги по техническому обслуживанию медицинского оборудования, так и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что для осуществления каждого вида деятельности необходима различная разрешительная документация: лицензия для осуществления технического обслуживания медицинского оборудования; аттестат аккредитации испытательной лаборатории в системе аккредитации лабораторий радиационного контроля в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.12.2002 г. (в ред. от 23.06.2014 г.) № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом № 412-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об аккредитации и национальной системе аккредитации» для контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования.

В Техническом задании (Часть II аукционной документации) указано, что контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования, прямо или косвенно влияющих на обеспечение радиационной безопасности пациентов и персонала, проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03.

 Пунктом 1 Приложения 10 СанПиН 2.6.1.1192-03 установлено, что контроль эксплуатационных параметров медицинских рентгеновских аппаратов, преобразователей рентгеновского изображения и фотолабораторного оборудования, прямо или косвенно влияющих на обеспечение радиационной безопасности пациентов и персонала, водится при:

  1. испытании новых и модернизированных видов рентгеновского оборудования;
  2. периодическом контроле эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, находящегося в эксплуатации, с целью определения возможности продления сроков его эксплуатации;
  3. текущем контроле эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования».

Объем испытаний эксплуатационных параметров при текущем контроле определен пунктом 3 Приложения 10 СанПиН 2.6.1.1192-03, и может выполняться штатными медицинскими сотрудниками рентгеновского кабинета (отделения). Объем испытаний для первых двух случаев определен пунктом 2 Приложения 10 СанПиН 2.6.1.1192-03, и должен проводиться аккредитованными лабораториями, с оформлением протокола установленного (при прохождении аккредитации) образца.

Техническое обслуживание медицинской техники относится к техническому обслуживанию и выполняется силами организации, осуществляющей техническое обслуживание, которые, в соответствии с законодательством России, должны иметь лицензию на данный вид деятельности.

Следовательно, в одной закупке содержатся два разных вида деятельности: контроль технического состояния, выполняемого по лицензии в рамках технического обслуживания, и контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, выполняемого в соответствии с аттестатом аккредитации.

Также данное требование подтверждается пунктом 22.1 Информационной карты документации об аукционе, а именно обязанностью участника представления в составе заявке следующих документов: 1. копии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники (Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»); 2. копии лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучие человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (статья 10  Федерального закона № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»); 3. Копия аттестата об аккредитации испытательной лаборатории (центра).

В соответствии с ст. 780 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Пунктом 2.6. проекта гражданско-правового договора, являющегося неотъемлемой частью документации, установлено, что «Исполнитель» вправе в рамках исполнения настоящего договора привлекать «Соисполнителей», имеющего соответствующие разрешительные документы.

Вместе с тем, п. 22.1 Информационной карты, как указано выше, обязывает участника представить в составе заявки три отдельных специальных разрешительных документа. Исходя из содержания данного пункта, данный перечень документов (копий документов) подтверждает соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки.

Следовательно, непредставление таких документов влечет отклонение участника от участия в торгах, иных требований по представлению соответствующих разрешительных документов предполагаемого «Соисполнителя» в составе заявки и специальных оговорок по допуску в таких случаях в торгах заказчиком в документации не установлено.

Исходя из анализа действующего законодательства, обязательные требования к описанию объекта закупки, а также к контракту установлены статьями 33, 34 Закона о контрактной системе и должны соблюдаться заказчиком при проведении тех или иных конкурсных процедур.

Вместе с тем, положения статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещают при проведении торгов осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Размещенный заказ сформирован Заказчиком в виде одного лота и предполагает выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования, выполнение которых технологически и функционально не связаны между собой и могут осуществляться отдельно.

Заключение муниципального контракта на торгах подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов и направлено, в том числе на обеспечение конкуренции, т.к. только при проведении аукциона могут быть выявлены потенциальные желающие заключить контракт.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что укрупнение лота путем включения услуг функционально и технологически не связанных между собой (работы по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования) привели к ограничению конкуренции на торгах.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо Министерства здравоохранения Оренбургской области № 02-01-05-18/108 от 16.04.2015 г. в котором указано, что анализ закупочной деятельности подведомственных медицинских организаций свидетельствует о допускаемых отдельными заказчиками нарушений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции.

Так, некоторыми заказчиками - медицинскими организациями в техническое задание включаются два отдельных вида услуг, технологически не связанных друг с другом: «техническое обслуживание медицинской техники», требующее наличие лицензии на этот вид деятельности, и «контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгенологического оборудования», требующий наличие аттестата аккредитации испытательной лаборатории, но не требующий лицензии.

При этом, к участникам закупки в качестве требований предъявляется наличие и лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, и аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

В связи с объединением данных работ (услуг) существенно ограничивается круг участников закупочной деятельности, что приводит к заключению контракта с единственным поставщиком и как следствие приобретению работ (услуг) по завышенным ценам.

При таких обстоятельствах, объединение в один лот вышеперечисленных услуг с требованием о наличии и представлении во второй части заявки участниками закупки вышеперечисленных документов, Комиссия Оренбургского УФАС России считает противоречащим положениям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГБУЗ «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин», нарушившим ч. 1 ст. 17 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  ГБУЗ «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин» предписание о прекращении нарушения требований, установленных    ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., для чего:

- при проведении торгов соблюдать требования антимонопольного законодательства;

- довести до сведения аукционной комиссии решение и предписание по настоящему делу и провести соответствующие разъяснительные мероприятия.  

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

                                

Председатель Комиссии                                                                                 

Члены Комиссии                                                                                            

 

                                                                                                       

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу №  07-16-174/2015

06 ноября 2015 г.                                                                                   г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 22.10.2015 по делу № 07-16-174/2015 о нарушении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин» (460035, г. Оренбург, ул. Комсомольская, 202)   ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведения электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров рентгенологического медицинского оборудования, в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом торгов,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

  1.  Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов воин»  в срок до  20.12.2015 г.  довести до сведения аукционной комиссии решение и предписание по настоящему делу и провести соответствующие разъяснительные мероприятия.
  2. При проведении торгов соблюдать требования антимонопольного законодательства.

3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России  не позднее трех дней со дня его выполнения, предоставив документы, подтверждающие его исполнение.       

   

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                             

Члены Комиссии                                                                                         

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны