Решение б/н РЕШЕНИЕ о прекращении рассмотрения дела № 07-16-18/2017 о ... от 3 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «20» марта 2017г.                                                               

В полном объёме решение изготовлено «24» марта 2017г.                         г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела №07-16-18/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 <……….> - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

Членов Комиссии:

<……….>,

в отсутствии заявителя <……….>, заявившего ходатайство от 16.03.2017г. о рассмотрении дела в его отсутствие,

в присутствии:

- представителей ответчика ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер»: <……….>,

- представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - Министерство здравоохранения Оренбургской области: <……….>,

рассмотрев материалы дела №07-16-18/2017 по признакам нарушения ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» <……….> п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выраженного в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке по оказанию платной медицинской услуги на проведение медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в части установления и поддержания монопольно высокой цены за указанную услугу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила на рассмотрение жалоба <……….> на действия Государственного автономного учреждения здравоохранения «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» (далее - ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер») об установлении и поддержании монопольно высокой цены в 2016г. на медицинскую услугу по проведению химико-токсикологического исследования при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов, по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

По мнению заявителя, в соседних регионах (Республика Башкортостан, Самарская и Челябинская области) экономически более развитых, с более высоким, чем в Оренбургской области, уровнем доходов граждан, стоимость данного исследования в разы меньше (от 750 рублей до 1200 рублей), поэтому монопольное установление расценки на проведение вышеуказанного химико-токсикологического исследования, и оказание медицинских услуг гражданам по необоснованно завышенной цене, противоречит целям и задачам гражданского и антимонопольного законодательства, по обеспечению единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защите конкуренции и созданию условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В ходе рассмотрения указанного заявления Оренбургским УФАС России был составлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания платных услуг по проведению медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов на территории Оренбургской области за период с 01.10.2015г. по 01.10.2016г.

Из данного отчета следует, что положение ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» (ИНН 5611020440, адрес: 460023, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Инструментальная, д.2) на рынке оказания платных услуг по проведению медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов   (код ОКВЭД 85.11.1), в географических границах Оренбургской области является доминирующим в силу того, что положение данного хозяйствующего субъекта на указанном рынке дает возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке,  и (или)  устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Действующей лицензией ГАУЗ «ООКНД» на осуществление медицинской деятельности № ЛО-56-01-001819 от 26.09.2016 предусмотрены услуги по лабораторной диагностике, к которым относятся, в том числе, химико-токсикологические исследования биологических жидкостей человека на наличие наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2016 г. «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, деятельность ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» должна осуществляться с учетом требований ФЗ «О защите конкуренции».

Пункт 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Из письма ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» от 30.12.2016г. №УЗ-53/2259-И2016 следует, что в 2016г. стоимость платной медицинской услуги «Проведение медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» складывается из следующих затрат:

с

 

 

наименование работ

 

 

 

исполнители

время, в мин

зарплата, в руб

начисления на з/п 30,2%, в руб

медикаменты, в руб

мягкий инвентарь, вруб

накладные расходы

(1,71)

рентабельность 20%

 

 

итого цена

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

В04.036.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-психиатра- нарколога Проведение медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико- токсикологического

исследования наличия в организме человека наркотических

средств, психотропных веществ и их метаболитов

Врач- психиатр- нарколог

10

27,73

8,37

0,00

0,20

47,41

7,27

90,98

2

Медицинская сестра

10

21,90

8,37

0,00

0,20

37,45

 

6,10

74,02

3

Врач- профпатолог

12

33,27

10,05

0,00

0,24

56,90

8,71

109,17

4

Врач- офтальмолог

11

31,04

9,37

0,00

0,22

53,07

8,13

101,83

5

Врач- лаборант

35

79,75

24,1

1091,5

0,95

136,35

227,3

1559,95

6

Фельдшер- лаборант

15

27,35

8,25

0,00

0,4

46,8

7,25

90,05

итого

221,04

68,51

1091,50

2,21

377,98

264,76

2026,00

 

   

Однако, заявитель считает, что цена за указанную услугу в размере 2 026 (две тысячи двадцать шесть) рублей, установленная ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер», является завышенной, монопольно высокой.

На основании вышеизложенного, в действиях ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» усматриваются признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выраженные в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке по оказанию платной медицинской услуги на проведение медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в части установления и поддержания монопольно высокой цены за указанную услугу.

В связи с этим Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области издан Приказ №5 от 23 января 2017г. о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» (ИНН 5611020440, адрес: 460023, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Инструментальная, д.2) п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выраженного в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке по оказанию платной медицинской услуги на проведение медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в части установления и поддержания монопольно высокой цены за указанную услугу.

В ходе рассмотрения дела представитель ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» вменяемое нарушение не признал, представил письменные пояснения от 20.03.2017г., документы, затребованные Оренбургским УФАС России, и указал, что учреждение при формировании цены на спорную услугу действовало в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 №40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ». Основные затраты при проведении данного исследования составляют «медикаменты». Исследование проводится иммуноферментным методом с использованием газоанализатора.   

Представитель Министерства здравоохранения Оренбургской области поддержал доводы представителя ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер», представил письменные пояснения (исх. №2560/10 от 15.03.2017г.).

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвовавших в деле, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ст. 11.1 указанного Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1).

Согласно подпункту «д» пункта 11 Правил выдачи и продления органами внутренних дел срока действия удостоверения частного охранника, утверждённых приложением № 7 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 (далее - Правила), для продления срока действия удостоверения частного охранника в органы внутренних представляется медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В силу пункта 9 административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника, утверждённого приложением № 3 к приказу МВД России от 29.09.2011 № 1039 «Об утверждении административных регламентов...», к предусмотренному подпунктом «д» пункта 11 Правил медицинскому заключению приравнивается медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства, определенные документы, в том числе, медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и форма медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации. Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются за счет средств граждан.

В период 2015-2016гг. действовал Приказ Минздрава РФ от 11.09.2000 №344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия», согласно которому в состав врачебной комиссии по проведению медицинского освидетельствования входят: врач-терапевт, специалисты - психиатр, нарколог, окулист.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 №40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (действовавший на момент получения <……….> соответствующей услуги) в состав указанной врачебной комиссии входят не только врачи, но и средний и младший медицинский персонал (лаборанты, сёстры).

Таким образом, Комиссией установлено, что химико-токсикологические исследование наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения только по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации. В расчет цены (стоимости) на оказание платной медицинской услуги по проведению медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» в 2016г. включены следующие затраты:

- врач-психиатр-нарколог – 90,98руб.;

- медицинская сестра – 74,02руб.;

- врач-профпатолог – 109,17руб.;

- врач-офтальмолог – 101,83руб.;

- врач-лаборант – 1559,95руб., причем данная цена складывается в том числе с учетом затрат на использование медикаментов в сумме 1091,5руб. (определение бензодиазепинов – 229,16руб., барбитуратов – 225,96руб., амфетаминов – 229,16руб., каннабиноидов – 190,86руб., опиатов – 216,36руб.);  

- фельдшер-лаборант – 90,05руб.

Согласно условий гражданско-правовых договоров на поставку расходных материалов для лаборатории ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» от 04.08.2015г., 27.11.2015г., заключенных учреждением с поставщиками по итогам проведенных запросов цен, ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» было приобретено расходных материалов для лаборатории на сумму: 2 184 567 (два миллиона сто восемьдесят четыре тысячи пятьсот шестьдесят семь) руб. 66коп. и 2 979 677 (два миллиона девятьсот семьдесят девять тысяч шестьсот семьдесят семь) руб. 58коп. соответственно.

Исходя из анализа калькуляции затрат по оказываемой услуге, по статье «медикаменты», договоров на поставку расходных материалов для лаборатории, Комиссией установлено, что затраты ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер», из которых в 2016г. складывалась стоимость платной медицинской услуги «Проведение медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов», являются объективно-обусловленными и документально-подтвержденными.

Действия ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» по установлению цены (стоимости) на оказание платной медицинской услуги по проведению медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов не соответствуют критерию, определяющему в соответствии со статьей 6 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» монопольно высокую цену товара исходя из того, что не превышают сумму необходимую для оказания данной услуги, расходов и прибыли и цену, которая сформировалась бы в условиях конкуренции на товарном рынке, определяющему монопольно высокую цену.

Следовательно, цена, установленная ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» в 2016г. на оказание платной медицинской услуги по проведению медицинского осмотра врачебной комиссией на право ношения (владения) оружием с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, не является монопольно высокой.

Таким образом, в действиях ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» отсутствует нарушение п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, п.1 ч.1 ст.48, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела №07-16-18/2017 прекратить в связи с отсутствием в действиях Государственного автономного учреждения здравоохранения «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» нарушения антимонопольного законодательства.

         

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      <……….>

 

Члены Комиссии                                                                                        <……….>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны