Решение б/н Решение по делу № 07-16-198/2016 от 18 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:
Председателя Комиссии –«<…>»;
членов Комиссии: «<…>»,
в отсутствии:
- представителя заявителя: ООО «РусЭнергоСтрой», уведомленного надлежащем образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
в присутствии:
- представителя ответчика: ГУП «Оренбургремдорстрой»– «<…>»,
рассмотрев жалобу ООО «РусЭнергоСтрой» на действия ГУП «Оренбургремдорстрой» при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по испытанию и измерению электрооборудования и электроустановок (№31604251101),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба («<…>») ООО «РусЭнергоСтрой» («<…>») (далее –заявитель) на действия ГУП «Оренбургремдорстрой» («<…>») (далее – ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по испытанию и измерению электрооборудования и электроустановок (№31604251101).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО «РусЭнергоСтрой» Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов («<…>») до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Из содержания жалобы следует:
Заказчик в Документации запроса предложений не указал объемы испытаний и измерений с разбивкой по конкретным объектам.
До рассмотрения жалобы от ООО «РусЭнергоСтрой» поступило ходатайство («<…>») из которого следует, ООО «РусЭнергоСтрой» просит рассмотреть жалобу без их участия.
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил объяснение по жалобе («<…>») и документы, затребованные уведомлением («<…>») Оренбургского УФАС России.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Одними из основополагающих принципов закупки, которыми руководствуется заказчик согласно п.1 и п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках являются: информационная открытость; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу п.3 ч.9 ст.4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны сведения, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из содержания п.2.1, п.2.4 и п.2.6 Документации открытого запроса предложений на оказание услуг по испытанию и измерению электрооборудования и электроустановок, утвержденной«<…>» (далее – Документация запроса предложений) следует, что заказчик проводит закупку на оказание услуг по испытанию и измерению электрооборудования и электроустановок. Установлен перечень видов испытаний и измерений, которые будут проводиться в дорожных управлениях ГУП «Оренбургремдорстрой» по Оренбургской области.
В соответствии с п.2.8 Документации запроса предложений, исполнитель выполняет работы с учетом поданной заявки заказчика согласно утвержденной и согласованной сметной документацией в течении 30 рабочих дней.
Комиссия установила, что сметная утвержденная и согласованная сметная документация по испытанию и измерению электрооборудования и электроустановок, отсутствует в составе Документации запроса предложений, что подтверждается письменными пояснениями представителя заказчика.
Согласно пп.4.7.3.1 п.4.7.3 раздела 4.7 Документации запроса предложений, по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках запроса предложения комиссия имеет право отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае несоответствия предмета закупки на участие в запросе предложения предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений по количественным показателям (не соответствует количество поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказанных услуг).
Аналогичное требование установлено в пп.10.4.1.2 п.10.4 раздела 10 Положения о закупках, утвержденное«<…>» (далее – Положение о закупках).
Комиссия, проанализировав Документацию запроса предложений, установила, что в ней отсутствует количество объема работ по каждому объекту, где планируется проведение испытаний и измерений.
В связи с этим, Комиссия считает, что отсутствие в Документации запроса предложений в полном объеме сведений об объеме работ, требований к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, ведет к неоднозначному пониманию и создает правовую неопределенность для потенциальных участников при формировании заявки на участие в запросе предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в Документации запроса предложений в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом запроса предложений, в том числе неразмещении на официальном сайте сметной документации в составе Документации запроса предложения, нарушают требования действующего законодательства РФ, а именно п.1 и п.2 ч.1 ст.3, п.3 ч.9 и п.1 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц». Довод жалобы является обоснованным.
В соответствии ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия установила, что в соответствии с пп.15.1.1 и пп.15.1.2 п.15.1 раздела 15 Положения о закупках, заключение договора по итогам процедуры закупки осуществляется не ранее чем через 3 дня после подведения итогов процедуры закупки. Заказчик передает Победителю процедуры закупки договор в срок, предусмотренный в п.15.1.1. (п.15.1.1.1.) настоящего Положения о закупках. Если Победитель процедуры закупки не подписывает договор, полученный от заказчика, в течение 10 дней, то он признается уклонившимся от заключения данного договора.
Из содержания пп.4.8.1 и пп.4.8.7 п.4.8 Документации запроса предложений следует, что договор между заказчиком и победителем может быть заключен не ранее, чем через 3 дня со дня размещения в ЕИС протокола об оценке и сопоставлении предложений участников запроса цен. Заказчик передает Победителю процедуры закупки договор в срок, предусмотренный в п.4.8.1. настоящей документации. Если Победитель процедуры закупки не подписывает договор, полученный от заказчика, в течение 10 дней, то он признается уклонившимся от заключения данного договора.
Комиссия приходит к выводу, что договор по итогам закупки между заказчиком и победителем фактически может быть заключен ранее 10 дневного срока.
Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.
На основании изложенного, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, Комиссия считает, что заключение договора между Организатором торгов и Победителем запроса предложений ранее 10 дней является нарушением требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, с учетом выявленных нарушений Комиссия делает вывод о необходимости выдачи предписаний ГУП «Оренбургремдорстрой».
Руководствуясь статьями 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу («<…>») ООО «РусЭнергоСтрой» (г.Красноярск, ул.Высотная, д.2, строение 1) на действия ГУП «Оренбургремдорстрой» (г.Оренбург, ул. 60 лет Октября, д.1, корпус 1) при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по испытанию и измерению электрооборудования и электроустановок (№31604251101), обоснованной.
- Выдать закупочной комиссии заказчика – ГУП «Оренбургремдорстрой» предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения открытого запроса предложений на оказание услуг по испытанию и измерению электрооборудования и электроустановок (№31604251101).
- Выдать заказчику – ГУП «Оренбургремдорстрой» предписание о внесении изменений в Документацию открытого открытого запроса предложений, а именно:
- установить в Документации запроса предложений в полном объеме сведения об объеме работ каждому объекту, являющихся предметом запроса предложений, где планируется проведение испытаний и измерений;
- разместить согласованную и утвержденную сметную документацию;
- установить срок заключения договора между Организатором торгов и Победителем не ранее 10 дней.
- продлить срок подачи заявок участников в соответствии с Положением о закупках.
- внести изменение в Положение о закупках в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»
Предписание №1 по делу № 07-16-198/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
«15» ноября 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:
Председателя Комиссии –«<…>»;
членов Комиссии: «<…>»,
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 15 ноября 2016 по делу № 07-16-198/2016,
предписывает:
1. Закупочной комиссии заказчика – ГУП «Оренбургремдорстрой» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания для чего:
- отменить все протоколы, составленных в ходе проведения открытого запроса предложений на оказание услуг по испытанию и измерению электрооборудования и электроустановок (№31604251101).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»
Предписание №2 по делу № 07-16-198/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
«15» ноября 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:
Председателя Комиссии –«<…>»;
членов Комиссии: «<…>»,
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 17 июня 2016 по делу № 07-16-99/2016,
предписывает:
1. Заказчику – ГУП «Оренбургремдорстрой» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания для чего:
- Внести изменения в Документацию открытого запроса предложений на оказание услуг по испытанию и измерению электрооборудования и электроустановок, утвержденной«<…>» по закупки №31604251101, а именно:
- установить в полном объеме сведения об объеме работ каждому объекту, являющихся предметом запроса предложений, где планируется проведение испытаний и измерений;
- разместить согласованную и утвержденную сметную документацию;
- установить срок заключения договора между Организатором торгов и Победителем не ранее 10 дней.
2. Продлить срок подачи заявок участников в соответствии с Положением о закупках, утвержденным «<…>»
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»
Предписание №3 по делу № 07-16-198/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
«15» ноября 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:
Председателя Комиссии –«<…>»;
членов Комиссии: «<…>»,
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 17 июня 2016 по делу № 07-16-99/2016,
предписывает:
1. Заказчику – ГУП «Оренбургремдорстрой» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предписания для чего: внести изменения в Положение о закупках, утвержденное«<…>» в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»