Решение б/н РЕШЕНИЕ № 07-16-199/2015 о нарушении антимонопольного закон... от 25 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Комиссия Оренбургского УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

– председателя  Комиссии, заместителя руководителя Управления;

– члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

- члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

– члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

  в отсутствии:

- представителя заявителя: ООО «СК «Согласие», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

- представителя ответчика: САО «ВСК», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

- представителя заинтересованного лица: МБУ «Благоустройство и озеленение»  города Оренбурга, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

- представителя заинтересованного лица: Администрации  города Оренбурга, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

            рассмотрев дело № 07-16-199/2015 по признакам нарушения страховым  акционерным обществом «ВСК» в лице Оренбургского филиала   САО «ВСК» (пр. Победы, д. 89, г. Оренбург, 460026)  требования установленных  ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По итогам рассмотрения дела № 08-07-1988/2015 от 23.10.2015 г. о признании жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» (ул. Гиляровского, д. 42, г. Москва, 129110), (вх. № 9068 от 16.10.2015) (далее по тексту – заявитель, ООО «СК «Согласие»)  на действия страхового  акционерного общества «ВСК» в лице Оренбургского филиала   САО «ВСК» (пр. Победы, д. 89, г. Оренбург, 460026) (далее по тексту – ответчик, САО «ВСК»),  при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд МБУ БиОЗ (извещение № 0153300066915000897), (далее по тексту - запрос котировок), необоснованной, принято решение о передаче материалов дела в отдел антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения требований, установленных статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции». Служебной запиской 03.11.2015 г. материалы дела переданы в отдел антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России.

Оренбургским УФАС России Приказом № 209 от «10» ноября 2015 г.  возбуждено дело № 07-16-199/2015 по признакам нарушения САО «ВСК» требований, установленных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») выраженных в совершении действий,  путем занижения начальной (максимальной) цены контракта, при участии в открытом запросе предложений.

Представитель заявителя в заседании Комиссии от 14.01.2016 г. доводы, изложенные в жалобе (вх. № 9068 от 16.10.2015)  поддержал в полном объеме, а также пояснил, что при участии в открытом запросе предложений, при расчете страховой премии САО «ВСК» произвело расчет суммы страховой премии со снижением начальной цены с нарушением действующего законодательства, что привело к уменьшению суммы  страховой премии и соответственно повлияло на решение комиссии при определении победителя закупки.

По мнению заявителя,  размер страховой премии определенный ответчиками установлен без учета требований нормативных правовых актов, определяющих порядок расчета страховой премии для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности. САО «ВСК» при участии в запросе котировок представило предложение со снижением начальной цены (348151.91 коп). По мнению заявителя,  указанный размер страховой премии определенный ответчиком установлен с нарушением норм действующего законодательства. Действия САО «ВСК» направлены на то, чтобы получить преимущество и стать победителем.

Представитель САО «ВСК» в заседании Комиссии от 14.01.2016 г. пояснил, что допустил ошибку при подготовке заявки технического характера, просил учесть, что заявка была подана первой, а также просил учесть непреднамеренность совершенной ошибки.

Изучив материалы дела,  Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующим выводам.

03.11.2015 в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «СК «Согласие» на действия САО «ВСК» при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд МБУ БиОЗ (извещение № 0153300066915000897) (далее – аукцион).

Оренбургским УФАС России Приказом № 209 от «10» ноября 2015 г.  возбуждено дело № 07-16-199/2015 по признакам нарушения САО «ВСК» требований, установленных ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении САО «ВСК».

В ходе заседания, Комиссия усмотрела в действиях ответчика признаки нарушения ст.14.8 ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в нарушении запрета на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 – 14.7 настоящего закона, при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд МБУ БиОЗ (извещение № 0153300066915000897).

Как следует из материалов дела, по результатам  проведения  запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд МБУ БиОЗ (извещение № 0153300066915000897) (на основании Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок №П1 от 08.10.2015 г.) победителем было признано САО «ВСК», как участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, и ему был присвоен первый номер <...> второй номер был присвоен ООО «СК «Согласие».

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской федерации осуществляется на основании ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ от 25 апреля 2002 года (далее - ФЗ об ОСАГО).

В соответствии со ст.5 ФЗ об ОСАГО, порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.

Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правила ОСАГО).

В соответствии со ст. 2.1 Правил ОСАГО «страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России».

Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У утвержден размер базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Следовательно, при расчете страховой премии для участия в запросе котировок участники должны руководствоваться вышеуказанными нормами.

   Комиссия Оренбургского УФАС,  изучив котировочные заявки участников САО «ВСК» и ООО «СК «Согласие» установила, что базовый тариф по каждому транспортному средству, а также поправочные коэффициенты  у участников запроса котировок полностью совпадают, расхождение имеются только в итоговых значениях по каждому транспортному средству, и как следствие в итоговой сумме страховой премии.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 348151.92 коп.

ООО «СК «Согласие» приняло участие в запросе котировок с ценой контракта 348151.92 коп.

САО «ВСК» приняло участие в запросе котировок, с ценой контракта 348151.91 коп.

САО «ВСК» при участии в запросе котировок предоставило предложение со снижением начальной цены, не соответствующей нормам действующего законодательства.

Согласно ст. 3 «Цели создания компании» п. 3.1 Устава САО «ВСК», утверждённого решением внеочередного Общего собрания акционеров СОАО «ВСК» от 27.11.2014 г. (далее – Устав), основной целью Компании является получение прибыли за счёт ведения страховой и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 4 Устава, предметом деятельности Общества является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства.

Согласно разделу «Сведения о филиалах юридического лица» выписки из ЕГРЮЛ, Страховое акционерное общество «ВСК» имеет филиал в г.Оренбурге. САО «ВСК» выдана лицензия (С №0621 77 от 19.01.2011 г.) на осуществление страхования.

В соответствии с п. 2.4. статьи 2 Устава ООО «СК «Согласие», утвержденного общим собранием участников (протокол № б/н от 29.09.2015 г.) предметом деятельности общества является проведение всех видов страховых операций. 

ООО «СК «Согласие» имеет филиал в г.Оренбурге (п. 37 Приложения № 1 к Уставу общества).

Таким образом, САО «ВСК» и ООО «СК «Согласие» осуществляют страховую деятельность, на территории города Оренбурга и Оренбургской области, и являются конкурентами на рынке услуг страхования.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, САО «ВСК» и ООО «СК «Согласие»  являются хозяйствующими субъектами в смысле п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют на одном товарном рынке в пределах границ  Оренбургской области, и, следовательно, в соответствии с п. 7 ст. 4  того же закона осуществляют конкуренцию.

Из представленных материалов следует, что по результатам  проведения  запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд МБУ БиОЗ (извещение № 0153300066915000897) (на основании Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок №П1 от 08.10.2015 г.) победителем было признано САО «ВСК», как участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, и ему был присвоен первый номер <...> второй номер был присвоен ООО «СК «Согласие».

В соответствии с п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу ст.14.8 Закона о защите конкуренции установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции.

В Техническом задании Извещения о проведении запроса котировок уполномоченного органа установлено, что страховщик определяет страховую премию с учетом сведений, указанных в техническом задании, в соответствии со структурой страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и порядком их применения, предусмотренных действующим законодательством.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что цена договора бюджетного учреждения по ОСАГО должна равняться  сумме страховых премий, рассчитанных в соответствии с указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Федеральным законом от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок поступило четыре котировочные заявки от следующих участников размещения заказа с предложенной ценой контракта:

- САО «ВСК» заявка поступила 29.09.2015 в 09:02 с ценой контракта 348151.91 руб.;

- ООО «Росгосстрах» заявка поступила 29.09.2015 в 09:05 с ценой контракта 350867.67 руб.;

- ООО «СК «Согласие» заявка поступила 29.09.2015 в 09:06 с ценой контракта 348151.92 руб.;

- АО «Согаз» заявка поступила 01.10.2015 в 09:40 с ценой контракта 348151.92 руб.

Победителем было признано САО «ВСК», как участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, и ему был присвоен первый номер <...> второй номер был присвоен ООО «СК «Согласие».

Критерием оценки заявок на участие в указанном запросе котировок являлась цена контракта, предлагаемая его участниками.

Преимущество, позволившее САО «ВСК» занять первое место выразилось в том, что оно при расчете страховой премии по всем единицам транспортных средств  использовало тысячные значения, то есть использовало дробные части копеек (полкопейки).

Итоговая страховая премия по контракту САО «ВСК» определяется путем сложения страховых премий по каждому транспортному средству и составила 348151.91 руб.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Указанная норма законодательно фиксирует официальную денежную единицу Российской Федерации и ее легальные кратные части.

Поскольку рубль состоит из ста копеек, а действующее законодательство не устанавливает более мелких кратных частей, все обязательства должны быть выражены в указанных пределах.

При наличии в расчете суммы обязательства, по тем или иным причинам, более 1/100 рубля, деловая практика использует метод округления. Так, в Письме Центрального Банка России от 14.10.1997 года N 91-97 «Об организации и проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости Российских денежных знаков и масштаба цен» был разъяснен порядок изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен при деноминации. Округление производилось по действующим бухгалтерским правилам: если при расчете образуются дробные части копеек, сумма должна быть округлена до целой копейки; если дробная часть менее полкопейки, то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна полкопейки и больше, то сумма повышается до целой копейки.

Однако вопреки указанным требованиям закона и сложившейся деловой и бухгалтерской практике САО «ВСК» рассчитало страховую премию, используя тысячные значения, то есть дробную часть копейки (полкопейки), не округлив ее до целой копейки по всем четырнадцати позициям.

Таким образом, САО «ВСК» не округлял сумму страховой премии по каждому транспортному средству, а при расчете итоговой страховой премии по всем транспортным средствам данную сумму округлил.

В результате страховая премия по каждому транспортному средству рассчитана с использованием тысячных значений, то есть с дробными частями копеек (полкопейки), не округляя ее до целой копейки по всем позициям (81 транспортное средство), а общая сумма страховой премии по всем транспортным средствам составила 348151.91 руб. В случае округления сумм страховой премии в отношении каждого транспортного средства общая сумма страховой премии должна была составить 348151.92 руб., то есть была бы выше на 01 копейку.

   Комиссия Оренбургского УФАС,  изучив котировочные заявки участников САО «ВСК» и ООО «СК «Согласие» установила, что базовый тариф по каждому транспортному средству, а также поправочные коэффициенты  у участников запроса котировок полностью совпадают, расхождение имеются только в итоговых значениях страховых премий по каждому транспортному средству, и как следствие, в итоговой сумме страховой премии указанной в котировочной заявке.

Указанные действия САО «ВСК» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; могут причинить убытки хозяйствующему субъекту - конкуренту либо могут нанести вред их деловой репутации.

На основании изложенного, в действиях САО «ВСК» содержится  нарушения ст.14.8 Закона о защите конкуренции, выраженные в нарушении запрета на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 – 14.7 настоящего закона.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что государственный контракт заключен с САО «ВСК», находится в стадии исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2007 г. «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Принимая во внимание изложенное, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи САО «ВСК» предупреждения № 07-23-03/2016 в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Письмом № 354 от 09.02.2016 САО «ВСК» сообщило о выполнении предупреждения.

В соответствии с частью 7 ст. 39.1 ФЗ – 135 «О защите конкуренции» лицо выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Руководствуясь статьей 14.8, 23, частью 1, пунктом 2 частью 2 статьи 39, частями 1, 2, статьей 39.1, статьей 41, 45, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия, 

                                               

РЕШИЛА:

 

  1. Признать  САО «ВСК нарушившим статью 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать.
  3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении САО «ВСК» не передавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет ответственность в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                

                                           

Члены Комиссии                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны