Решение б/н Решение по делу № 07-16-200/2016 от 22 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №283 от 26.12.2011г.), в составе:
Председателя Комиссии – <………..>; членов Комиссии: <………..>,
в присутствии представителя ООО «Башнефть-Розница»: <………..>,
в присутствии представителей ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго»: <………..>,
рассмотрев жалобу ООО «Башнефть-Розница» <………..> на действия ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (далее филиал ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго») (460024, г. Оренбург, ул. Маршала Г.К. Жукова, д. 44) при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку светлых нефтепродуктов для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (извещение № 31604236987),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Башнефть-Розница» <………..> на действия филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (460024, г. Оренбург, ул. Маршала Г.К. Жукова, д. 44) при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку светлых нефтепродуктов для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (извещение № 31604236987).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. №16412 от 11.11.2016г.).
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заказчику (организатору торгов) выставлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. №16413 от 11.11.2016г.).
Информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Из содержания жалобы следует, что в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме отсутствуют сведения о количестве закупаемого товара и месте поставки товара, что нарушает подпункты «в» и «г» пункта 7.4.2 Положения о закупке. В частности, не указание заказчиком количества закупаемого товара привели к отсутствию у потенциальных участников возможности оценить условия договора, заключаемого по результатам открытого конкурса.
В подпунктах 2.1.9 и 2.1.13 Конкурсной документации, являющейся неотъемлемым приложением к Извещению, указаны требования, которые нарушают положения статьи 17 Закона о защите конкуренции, т.е. в документацию включены способы поставки ГСМ технологически и функционально не связанные между собой, а именно поставка ГСМ через автозаправочные станции и топливозаправщиками.
Кроме того, заявителем в ходе рассмотрения жалобы было заявлено, что конкурсная документация не соответствует извещению, в части установления сроков поставки продукции.
Представители ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признали, с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и представили возражения по жалобе (исх. №МР6/125/01.34/32 от 15.11.2016г.) и затребованные документы по закупке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч.5 ст.4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
1. 21.10.2016г. на сайте www.zakupki.gov.ru ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» было размещено извещение № 31604236987 о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку светлых нефтепродуктов для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго».
Согласно Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, установленными в ч.1 ст.3 указанного Закона, в т.ч. информационная открытость закупки (пункт 1).
Пункты 3 и 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках гласят, что в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Комиссия, изучив указанное извещение о проведении открытого конкурса, считает, что в последнем не указаны и не определены: количество поставляемого товара и место поставки товара. Таким образом, отсутствие в извещении в полном объеме сведений о количестве поставляемого товара и месте поставки товара приводит к невозможности формирования участниками конкурса заявки на участие в конкурсе, и может привести к ограничению допуска участников закупки к участию в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссией в действиях ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» установлено нарушение п.1 ч.1 ст.3, п.3 и п.4 части 9 статьи 4 Закона о закупках, подпунктов «в», «г» п. 7.4.2 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) ЕС-МРСК-18-2100.02-16.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
2. Согласно п. 2.1.9 конкурсной документации открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» – «Оренбургэнерго» на 2017 год (далее - конкурсная документация) объемы отпускаемых горюче-смазочных материалов должны соответствовать установленным Заказчиком лимитам и обеспечивать заправку автомобилей. В районы где отсутствуют АЗС доставка должна осуществляться топливозаправщиками, обеспечивающими заправку малоподвижной техники. Тариф на доставку топливозаправщиками определяется при проведении закупочной процедуры и остается неизменным на протяжении всего срока действия договора (руб./км). Ориентировочный объем топливозаправщика – 4 м3.
В соответствии с п. 2.1.13 конкурсной документации забор ГСМ должен осуществляться с АЗС через терминалы. В районы где отсутствуют АЗС доставка должна осуществляться топливозаправщиками, обеспечивающими заправку малоподвижной техники.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в п.4.1.11 проекта договора на заправку нефтепродуктами с использованием топливных карт на основании протокола ПДЗК по выбору Победителя конкурса, являющемуся неотъемлемой частью конкурсной документации, Поставщик обязан предоставлять Покупателю информацию об отнесении привлекаемых организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства в момент заключения договора (дополнительного соглашения о привлечении/замене субподрядных организаций).
Таким образом, организатор закупки в проекте договора установил возможность привлечения Победителем торгов субподрядчика(ов). Кроме того, ни в извещении, ни в конкурсной документации указанного открытого конкурса нет прямого запрета на привлечение субподрядчика(ов) при исполнении договора на поставку светлых нефтепродуктов для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго».
Следовательно, довод заявителя о том, что в документацию включены способы поставки ГСМ технологически и функционально не связанные между собой, является необоснованным.
3. Согласно извещению о проведении открытого конкурса поставка продукции осуществляется с 01.01.2017г. по 31.12.2017г.
Частью 8 ст.4 Закона о закупках предусмотрено, что извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с п.2.1.3 конкурсной документации поставка продукции c момента заключения договора по 31.12.2016г. Срок поставки указывается Участником конкурса в коммерческом предложении (форма 2).
В п.8.5 проекта договора на заправку нефтепродуктами с использованием топливных карт на основании протокола ПДЗК по выбору Победителя конкурса установлено, что настоящий Договор действует с 01.01.2016г. до 31.12.2016г. года, а в части исполнения Сторонами своих обязательств до полного их исполнения.
Таким образом, Комиссией установлено, что извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация и указанный проект договора содержат противоречивые сведения, которые ввели в заблуждение заявителя жалобы и могут ввести в заблуждение участников конкурса, а также к невозможности формирования ими заявки на участие в конкурсе, что может привести к ограничению допуска участников закупки к участию в закупке и является нарушением ч.8 ст.4 Закона о закупках.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
4. В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с подпунктом «г» п. 7.4.3 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные настоящим Стандартом, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Комиссия, изучив конкурсную документацию, считает, что в ней не указано и не определено количество поставляемого товара. Таким образом, отсутствие в конкурсной документации в полном объеме сведений о количестве поставляемого товара приводит к невозможности формирования участниками конкурса заявки на участие в конкурсе, и может привести к ограничению допуска участников закупки к участию в закупке.
4.2. Согласно п.9.1.3 Положения о закупке договор между Заказчиком и победителем проведенной закупки заключается не ранее чем через десять дней со дня подведения итогов по закупочной процедуре, либо в случае если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения. Срок для подписания договора участником закупки, выбранным в качестве победителя и (или) представившим по решению закупочной комиссии наилучшую заявку, определяется документацией о закупке.
Пунктом 5.16.1 проекта договора предусмотрено, что договор между Заказчиком и Участником, чья Заявка признана лучшей, подписывается в течение 15 рабочих дней с момента определения лучшей Заявки. После получения уведомления о результатах переговоров, Победитель в течение 10 календарных дней должен предоставить в адрес Заказчика заполненный и подписанный проект договора со всеми приложениями.
Таким образом, организатор торгов в конкурсной документации указал иные сроки заключения договора по результатам закупки, чем указаны в Положении о закупке, т.е. конкурсная документация была разработана и утверждена в нарушение норм Положения о закупке (п.9.1.3).
Пунктом 1.1.4 конкурсной документации организатор конкурса действует на основании стандарта закупок ЕС-МРСК-18-2100.02-16 «Единый стандарт закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке), утвержденном решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол №239 от 19.08.2016г.), согласно приказа ПАО «МРСК Волги» № 471 от 05.09.2016 года.
Поскольку, в соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, то установление организатором торгов в конкурсной документации срока заключения договора с победителем закупки ранее 10 (десяти) дней является нарушением Положения о закупке (п.9.1.3), ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией в действиях ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку светлых нефтепродуктов для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (извещение № 31604236987) установлены нарушения ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 8 ст. 4, п. 3 и п. 4 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, подпунктов «в», «г» п. 7.4.2, п.9.1.3 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) ЕС-МРСК-18-2100.02-16.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Башнефть-Розница» <………..> на действия филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (460024, г. Оренбург, ул. Маршала Г.К. Жукова, д. 44) при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку светлых нефтепродуктов для нужд филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (извещение № 31604236987) обоснованной.
2. ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» выдать предписание о внесении изменений в извещение о проведении торгов в части указания (определения) количества поставляемого товара и место поставки товара, и в документацию о торгах:
- в части указания (определения) количества поставляемого товара и срока поставки продукции в соответствии со сроками, установленными в извещении о проведении торгов;
- в части указания срока заключения договора с победителем запроса предложений не ранее 10 (десяти) дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
- продлить срок подачи заявок участников закупки в соответствии с Положением о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <………..>
Члены Комиссии <………..>
Предписание по делу № 07-16-200/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – <………..>; членов Комиссии: <………..>,
руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от 18.11.2016г. по делу №07-16-200/2016,
предписывает:
1. ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего:
1.1 внести изменения в извещение о проведении торгов в части указания (определения) количества поставляемого товара и места поставки товара,
1.2 внести изменения в документацию о торгах:
- в части указания (определения) количества поставляемого товара и срока поставки продукции в соответствии со сроками, установленными в извещении о проведении торгов,
- в части указания срока заключения договора с победителем запроса предложений не ранее 10 (десяти) дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения,
1.3 продлить срок подачи заявок участников закупки в соответствии с Положением о закупках.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии <………..>
Члены Комиссии <………..>