Решение б/н Решение по делу № 07-16-202/2016 от 2 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 12 от 14.01.2016 г.), в составе:

Председателя Комиссии – «…»;  членов Комиссии: «…»,

в присутствии представителя заявителя общества с ограниченной ответственность частной охранной организации «Приоритет»: «…» (доверенность от 14.11.2016 г.),

в присутствии представителей ГАУ «Центр спортивной подготовки Оренбургской области»: «…» (приказ № 105 от 02.11.2016 г.), «…» (доверенность №601 от 23.11.2016 г.).

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Приоритет» на действия ГАУ «Центр спортивной подготовки Оренбургской области» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране административного здания ГАУ «ЦСП ОО» (извещение №31604284345),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 9467к от 18.11.2016) ООО ЧОО «Приоритет» (460048, г.Оренбург, ул.Транспортная, д.7, кв.167(далее - заявитель) на действия ГАУ «Центр спортивной подготовки Оренбургской области» (460050, г. Оренбург, ул. Новая, д.17) (далее - организатор торгов, заказчик, ответчик), при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране административного здания ГАУ «ЦСП ОО» (извещение №31604284345).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявителю направлено уведомление (исх. №16745 от 21.11.2016 г.) о принятии жалобы к рассмотрению.

В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатору торгов выставлено требование (исх. №16744 от 21.11.2016 г.) о приостановлении открытого конкурса до рассмотрения указанной жалобы по существу.

Исходя из содержания жалобы следует, что при проведении данной закупки заказчиком не соблюдены требования действующего законодательства.

Представители ответчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения (исх. №600 от 22.11.2016 г.) и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (исх. №16744 от 21.11.2016 г.).

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» №135 - ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1. 02.11.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране административного здания ГАУ «ЦСП ОО» (извещение №31604284345).

Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно п.2, п.9, п.12 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичное требование прописано в п.4 раздела I Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки Оренбургской области», утвержденного решением Наблюдательного совета ГАУ «ЦСП ОО» (протокол от 06.09.2016 г. №6) (далее - Положение о закупках).

Согласно п.22 Информационной карты конкурса - раздела 5 Конкурсной документации открытого конкурса  на право заключения договора на оказание услуг по охране административного здания ГАУ «ЦСП ОО», утвержденной директором ГАУ «ЦСП ОО» «…» 31.10.2016 г. (далее – Документации) одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе является объем предоставления гарантий качества – 10%.

По мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлен способ обеспечения гарантий качества услуг, являющихся предметом закупки – перечисление денежных средств на реквизиты заказчика, указанные в информационной карте, кроме того, не определено начало семимесячного срока предоставления гарантий качества услуг.

Комиссией установлено, что в таблице «Критерии оценки» Документации указан порядок оценки заявок по критериям оценки. Согласно данной таблице, участник указывает сумму денежных средств, которую он во внесудебном порядке направит на возмещение ущерба, возникшего от неправомерных действий иных лиц, в результате ненадлежащего исполнения услуг охраны. Объем участника – объем предоставления гарантий качества услуг, предлагаемый участником размещения заказа в заявке на участие в конкурсе. Срок предоставления гарантий качества услуг составляет семь месяцев. Победитель конкурса должен перечислить указанную им сумму в качестве обеспечения гарантии качества на реквизиты Заказчика, указанные в информационной карте.

В введении Положения о закупках указано, что при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.

Согласно ч.1 ст.329 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994г.  №51-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Комиссия считает, что установление заказчиком способа обеспечения гарантий качества услуг, являющихся предметом закупки – перечисление денежных средств на реквизиты заказчика правомерно, кроме того, на стадии подачи заявок требовалось лишь указать размер суммы денежных средств, которую участник, став победителем, готов потратить на возмещение возможного ущерба.

Вместе с тем, Комиссия установила, что начало семимесячного срока предоставления гарантий качества услуг заказчиком в Документации определено – с момента определения победителя закупки.

Следовательно, довод жалобы заявителя является необоснованным.

2. Заявитель считает, что в документации содержится противоречивая информация касаемо возможности привлечения к исполнению договора субподрядчиков

Комиссией установлено, что в п.17 Информационной карты конкурса - раздела 5 Документации указано, что привлечение субпоставщиков (субподрядчиков, соисполнителей) не допускается.

Вместе с тем, в п.3.5. раздела 1 Документации установлено, что участники конкурса могут привлекать поставщиков/ субподрядчиков/ соисполнителей при условии соблюдения нижеприведенных требований.

Согласно п.3.5.1. раздела 1 Документации участник конкурса должен подтвердить, что каждый из привлекаемых поставщиков/ субподрядчиков/ соисполнителей (юридическое или физическое лицо, выполняющее/оказывающее часть поставок, работ / услуг по договору), выполняющий/оказывающий поставки / работы / услуги более объема, указанного в пункте 17 раздела 5 «Информационная карта конкурса»:

  1. осведомлен о привлечении его в качестве поставщика/ субподрядчика/ соисполнителя;
  2. согласен с выделяемым ему перечнем, объемами и сроками поставки товара/ выполнения работ/ оказания услуг;
  3. отвечает требованиям настоящей документации по конкурсу (пункт 12 раздела 5 «Информационная карта конкурса») в объеме выполняемых поставок, работ /оказываемых услуг поставщиком/ субподрядчиком/ соисполнителем.

В соответствии с пп.«в» п.4.12.2.3. раздела 1 Документации в соответствии с установленными в документации по конкурсу требованиями, критерием отбора является, в том числе, соответствие участника конкурса и заявленных участником конкурса субподрядчиков/ субпоставщиков/ соисполнителей (в случае установления требований), требованиям, установленным в пункте 12 раздела 5 «Информационная карта конкурса».

В пп. «г» п.4.12.2.4. раздела 1 Документации указано, что по итогам отборочной стадии закупочная комиссия на своем заседании в отношении каждого участника конкурса принимает решение о допуске к дальнейшему участию в конкурсе, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации по конкурсу, по основанию, среди прочих, несоответствия субпоставщиков/субподрядчиков/ соисполнителей согласно критерию отбора подпункта в) пункта 4.12.2.3., если требования к ним были установлены.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в Документации установлена противоречивая информация, которая может ввести в заблуждение потенциальных участников относительно возможности участия в закупке, кроме того, по основаниям несоответствия требованиям, неоднозначно определенным в Документации, заявка участника может быть отклонена, что является нарушением принципов предусмотренных п.1, п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках - информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Установление противоречивой информации является нарушением п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках, который устанавливает, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.

3. В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией установлено, что согласно п.3.3.4. раздела 1 Документации для подтверждения соответствия требованиям, указанным в пункте 3.1., участник конкурса в составе заявки на участие в конкурсе должен приложить, в числе прочих, копии специальных разрешений (лицензий, допусков, членства в саморегулируемых общественных организациях и т.д.), если такие указаны в пункте 0 раздела 5 «Информационная карта конкурса».

Однако, в разделе 5 «Информационная карта конкурса» отсутствует пункт 0.

Представитель заказчика пояснила, что в данном случае имеет место техническая ошибка, имеется в виду п.15 раздела 5 «Информационная карта конкурса».

Комиссия считает, что данная описка, в нарушение принципа, установленного п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках - информационная открытость закупки, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, не позволяет сформировать заявку в соответствии с требованиями Документации.

Ссылка на отсутствующий в Документации пункт является нарушением п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках.

4. Комиссия установила, что согласно разделу Х Положения о закупках договор может быть заключен не ранее чем через три и не позднее чем через двадцать дней со дня размещения в единой информационной системе протокола, составленного по результатам проведения закупки. Кроме того, согласно п.24 раздела 5 «Информационная карта конкурса» срок заключения договора не позднее чем через двадцать дней со дня размещения протокола подведения итогов конкурса или признания конкурса несостоявшимся.

Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках №223-Ф3 участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.

Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.

Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.

На основании изложенного, ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.

Установление заказчиком требования о заключении договора с победителем не ранее чем через три и не позднее чем через двадцать дней со дня размещения в единой информационной системе протокола, составленного по результатам проведения закупки, а также  не позднее чем через двадцать дней со дня размещения протокола подведения итогов конкурса или признания конкурса несостоявшимся, то есть ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Документацию: в части устранения противоречий о возможности привлечения к исполнению договора субподрядчиков; в части исправления технической ошибки в п.3.3.4.; в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения; предписания о внесении изменений в Положение о закупках в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, продлить срок подачи заявок в соответствии с действующим законодательством.

Комиссия приходит к выводу, что при проведении данной закупки заказчиком - ГАУ «Центр спортивной подготовки Оренбургской области» нарушены п.1 ч.1 ст.3, п.2 ч.1 ст.3 и п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. № 9467к от 18.11.2016) ООО ЧОО «Приоритет» на действия ГАУ «Центр спортивной подготовки Оренбургской области» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране административного здания ГАУ «ЦСП ОО» (извещение №31604284345) обоснованной.

2. Заказчику выдать предписание о внесении изменений в Конкурсную документацию открытого конкурса  на право заключения договора на оказание услуг по охране административного здания ГАУ «ЦСП ОО»:

- в части устранения противоречий о возможности привлечения к исполнению договора субподрядчиков;

- в части исправления технической ошибки в п.3.3.4.;

         - в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

4. Заказчику выдать предписание о внесении изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки Оренбургской области» в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

    Члены Комиссии                                                                                               «…»

                                                                                    

Предписание №1  по делу № 07-16-202/2016

о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – «…»;  членов Комиссии: «…»,

руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 29.11.2016 г. по делу № 07-16-202/2016,

 

предписывает:

 

1. Заказчику – ГАУ «Центр спортивной подготовки Оренбургской области» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего: внести изменения в Конкурсную документацию открытого конкурса  на право заключения договора на оказание услуг по охране административного здания ГАУ «ЦСП ОО»:

- в части устранения противоречий о возможности привлечения к исполнению договора субподрядчиков;

- в части исправления технической ошибки в п.3.3.4.;

- в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

         2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.             

         Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.

 

         Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       «…»

 

Члены Комиссии                                                                                        

Предписание №2  по делу № 07-16-202/2016

о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – «…»;  членов Комиссии: «…»,

руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 29.11.2016 г. по делу № 07-16-202/2016,

 

предписывает:

 

1. Заказчику – ГАУ «Центр спортивной подготовки Оренбургской области» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение одного месяца с момента получения настоящего предписания, для чего: внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки Оренбургской области» в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

 

         2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.             

         Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.

 

         Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       «…»

 

 Члены Комиссии                                                                                                 «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны