Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е о прекращении рассмотрения дела № 07-16-209/2... от 13 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

  «<…>» ,

от ответчика - ОАО «Газпром газораспределение Оренбург»:  «<…>» (доверенность № 161 от 17.12.2014 г.),

в отсутствие заявителя «<…>», извещенного о месте и времени рассмотрения дела,

 рассмотрев дело № 07-16-209/2015, возбужденное приказом № 230 от 30.11.2015 г., по  заявлению  «<…>»  («<…>») в отношении                 АО «Газпром газораспределение Оренбург»  (ул. Краснознаменная, д. 39, г. Оренбург) по признакам нарушения  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от    26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:  

В Оренбургское УФАС России поступило переданное  из Прокуратуры Оренбургского района  Оренбургской области письмом № 1р-2015 от 04.08.2015 г. (вх.№ 7598к от 31.08.2015 г.)   обращение депутата  Законодательного собрания Оренбургской области «<…>» в интересах  гражданина «<…>» вместе с заявлением «<…>» на действия ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» по нарушению  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению (подключению) к газораспределительным сетям. 

 По результатам рассмотрения данного заявления в целях пресечения нарушения антимонопольного законодательства  было возбуждено дело в отношении АО «Газпром газораспределение Оренбург»» по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в  нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при исполнении  договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения от 16.09.2014 года, заключенном с «<…>».

До начала рассмотрения дела  от Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов поступило письмо от 23.12.2015 г. № 37/01-13/2475,  согласно которому стандартизированные  тарифные ставки  для АО «Газпром газораспределение Оренбург»  утверждены приказом департамента от 11.11.2014 г. № 86-п «Об утверждении  стандартизированных  тарифных ставок, используемых  для определения величины платы за технологическое присоединение  газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Оренбург». 

Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела   вменяемое нарушение не признал по доводам, изложенным  в  письменных пояснениях  по делу  от 23.12.2015 г., а также пояснил, что     20.08.2014 года от «<…>» поступила заявка о подключении (технологическом присоединении) жилого дома, расположенного в «<…>» . 16 сентября 2014 года с ним был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения.            Предварительный размер платы за технологическое присоединение составлял 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Договором было предусмотрено, что окончательный размер платы за технологическое присоединение будет уточнен Сторонами после утверждения размера платы за технологическое присоединение органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования. 26 сентября 2014 года Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 73-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Оренбург». Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования для заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской деятельности, составляет 20 000 рублей (с НДС). Дополнительное соглашение об уточнении окончательного размера платы за технологическое присоединение с «<…>» не заключалось на основании следующего. Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину» (утв. Приказом ФСТ России от 28.04.2014г. №101-э/3) и Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013г. №1314) определяют четкие критерии, по которым утверждаются твердые тарифы на  подключение или стандартизированные ставки. «<…>» был подключен объект капитального строительства (жилой дом) с максимальный часовым расходом газа 5 куб/м., расстояние от точки подключения до газоиспользующего оборудования не более 200 метров. По таким критериям подключение попадает в 1 группу, для которых установлен тариф 20 тысяч рублей, утвержденный приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов о 26.09.2014г. № 73-п. Иных, промежуточных критериев, вышеуказанным нормативными документами не установлено. «<…>» оплатил стоимость договора в сумме 20 тысяч рублей. Работы выполнены, подключение осуществлено, что подтверждается актом о подключении от 31.07.2015 года. 11 декабря 2014 года «<…>» обратился в филиал с просьбой вернуть 9 427,50 рублей или разъяснить по каким тарифам была определена плата за подключение. Письмом от 29.12.2014 года филиалом было разъяснено о применении ставки по первой группе. Одновременно Обществом был направлен запрос в ФСТ России о разъяснении определения платы за подключение (письмо от 19.12.201 № 07-03/3501.). В марте 2015 года письмом № 9-82 ФСТ России разъяснило Обществу  порядок применения стандартизированной тарифной ставки в случае, если сеть газораспределения проходит вдоль границы земельного участка технологическое присоединение заявителя не требует проведения мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границы земельного участка заявителя. После полученного разъяснения было принято решение о возврате «<…>» 9 427, 50 рублей.

В ходе рассмотрения дела ответчик представил копии письма в адрес «<…>» от 25.12.2015 г. № 03-06/2315 (О направлении дополнительного соглашения),  подписанных со своей стороны дополнительного соглашения к договору о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения от 25.12.2015 г. с «<…>» и приложения № 2 к договору № (09)06-208/000123-14 от 16.09.2014 г. , а также  копии почтовой  квитанции № 22288 от 28.12.2015 г.  и описи вложения в ценное письмо в подтверждение отправки в адрес «<…>» указанных документов.

До начала рассмотрения дела  от заявителя поступили письменные пояснения от 17.12.2015 г., согласно которым он отказался от получения почтового перевода от АО «Газпром газораспределения Оренбург», поскольку никаких сопроводительных документов не поступало, которые могли бы разъяснить происхождение этих денег.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к  следующим выводам.

 Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

 Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц об ОАО «Газпром газораспределение Оренбург»» основным видом деятельности данной организации является распределение газообразного топлива (код по ОКВЭД - 40.20.2), к дополнительным видам деятельности относится транспортирование по трубопроводам газа (код по ОКВЭД - 60.30.21).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» решением ФСТ России  № 121/1 от  14.11.1997 г. включено в Раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам» Реестра субъектов естественных монополий  в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным № 56.2.1

В силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии. Следовательно, ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по трубопроводам.

Как показал обзор от 27.11.2015 г. состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам   на территории Оренбургской области за  2014 год, с 01.01.2015 по 20.11.2015  года АО «Газпром газораспределение Оренбург»  в указанный период времени оказывало естественно-монопольный вид деятельности по транспортировке газа (в том числе, услуг по технологическому присоединению к газовым сетям)  в границах пролегания газопровода, следовательно, занимало доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа (в том числе, услуг по технологическому присоединению к газовым сетям)  в Оренбургской области в продуктовых границах «услуги по транспортировке газа (в том числе, услуг по технологическому присоединению к газовым сетям) по распределительным сетям - газопроводу высокого, среднего и низкого давления».

Таким образом, деятельность ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» должна осуществляться с учетом требований Федерального закона  «О защите конкуренции», п. 10  ч. 1 ст. 10 которого запрещаются следующие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными  правовыми актами порядка ценообразоавания.   

С 01.03.2014 г. порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства  регулируется Правилами подключения (технологического присоединения)  объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 (далее – Правила № 1314).

Согласно п.  59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Из п. 60 Правил № 1314 следует, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

  20.08.2014 года  в ОАО «Газпром газораспределение Оренбург»  поступила заявка «<…>» о подключении (технологическом присоединении) жилого дома, расположенного в «<…>».

16 сентября 2014 года между «<…>» и ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения, согласно п. 3.1 которого предварительный размер платы за технологическое присоединение составлял 20 000 (двадцать тысяч) рублей, в том числе  НДС (18%). В данном пункте также было оговорено, что окончательный размер платы за технологическое присоединение будет уточнен сторонами путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору после утверждения   размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

26 сентября 2014 года Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 73-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Оренбург».

Согласно указанному приказу плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования для заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской деятельности составляет 20 000 рублей (с НДС) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, измеряемое  по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только  газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

  «<…>» заплатил по договору 20 000 рублей. Подключение осуществлено, что подтверждается актом о подключении (технологическом присоединении) от 31.07.2015 года № 2302.

Вместе с тем, из материалы дела (технические условия  № 03-1920 от 05.09.2014 г., акт о подключении (технологическом присоединении) № 2302 от 31.07.2015 г. не подтверждают осуществление  строительства газопровода-ввода,  следовательно, при определении цены  по договору о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения  от             16.09.2014 г. приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 73-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Оренбург» применяться не должен был.

Стандартизированные  тарифные ставки  для АО «Газпром газораспределение Оренбург»  утверждены приказом департамента от 11.11.2014 г. № 86-п «Об утверждении  стандартизированных  тарифных ставок, используемых  для определения величины платы за технологическое присоединение  газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Оренбург». 

Из Разъяснений ФСТ России № 9-1055 от 08.12.2014 г. (О плате за подключение к сетям газораспределение) на обращение «<…>» следует, что постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее — Правила), а также внесены изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 (далее - Основные положения), в части дополнения их разделом «VI.2. Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».

В соответствии с Правилами подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется газораспределительной организацией, владелицей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства на основании договора о подключении.

В соответствии с п. 88 Правил № 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.

Таким образом, в случае,  если сеть газораспределении проходит вдоль границы земельного участка  и технологическое присоединение заявителя не требует проведения мероприятии по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка заявителя, плата за технологическое присоединение определяется исходя из установленной стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов газораспределительной организации, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.

Также ФСТ России было отмечено, что для случая прохождения сети газораспределения, принадлежащей газораспределительной организации, по территории земельного участка заявителя пункт 88 Правил № 1314, которым определено распределение ответственности между заявителем и исполнителем в общем случае осуществления технологического присоединения, неприменим.

Вместе с тем, исходя из того, что проверка выполнения заявителем технических условий, осуществление фактического подключения (технологического присоединения)  объектов  капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа в обязательном порядке осуществляется ГРО, к сети которой осуществляется подключение, по  мнению ФСТ России, в рассматриваемом случае обязательной частью обязательств ГРО по договору о подключении должны являться указанные виды работ и стоимость их должна определяться исходя из соответствующей установленной стандартизированной тарифной  ставки.

Для случаев подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ГРО, связанных с необходимостью осуществления мероприятий по строительству подводящего участка газопровода до границ земельного участка заявителя, применяется плата за подключение, установленная в соответствии с Основными положениями.

27.10.2015 г.  АО «Газпром газораспределение Оренбург»  почтовым переводом  произведен возврат «<…>» 9 427, 50 (девять тысяч четыреста двадцать семь рублей) 50 копеек, что подтверждается квитанцией о почтовом переводе, однако от получения денег «<…>» отказался.

Согласно п. 3.1 договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения  от 16.09.2014 г. предварительный размер  платы за технологическое присоединение по настоящему договору составляет 20 000 рублей, в том числе НДС (18%). Окончательный размер  платы за технологическое присоединение  будет уточнен сторонами путем подписания Дополнительного соглашения  к настоящему договору  после утверждения платы за  технологическое присоединение  органом исполнительной  власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.

Представленные  ответчиком копии письма в адрес «<…>» от 25.12.2015 г. № 03-06/2315 (О направлении дополнительного соглашения),  подписанных со своей стороны дополнительного соглашения к договору о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения от 25.12.2015 г. с «<…>» и приложения № 2 к договору № (09)06-208/000123-14 от 16.09.2014 г., а также  копии почтовой  квитанции № 22288 от 28.12.2015 г.  и описи вложения в ценное письмо подтверждают отправку в адрес «<…>» указанных документов.

01.07.2015 г.  в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись  о смене наименования  ОАО «Газпром газораспределение Оренбург»  на Акционерное общество «Газпром газораспределение Оренбург» (сокращенное наименование  - АО «Газпром газораспределение Оренбург»).

 Таким образом,  в действиях АО «Газпром газораспределение Оренбург»   нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» на момент рассмотрения дела отсутствует.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 07-16-209/2015  прекратить в связи с отсутствием  нарушения  п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»  в действиях АО «Газпром газораспределение Оренбург».

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                             «<…>»

Члены Комиссии                                                                                            «<…>»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны