Решение б/н Решение по делу № 07-16-229/2016 от 21 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии – «…»; членов Комиссии: «…»,
в присутствии представителей заявителя ООО «Группа Компаний «ДИСКАВЕРИ»: «…» (приказ №1 от 14.10.2016 г.), «…» (доверенность №12 от 12.12.2016 г.),
в присутствии представителей ответчика ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука: «…» (приказ №102/р от 24.11.2016 г.), «…» (доверенность №6 от 24.11.2016 г.),
рассмотрев жалобу ООО «Группа Компаний «ДИСКАВЕРИ» на действия ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских расходных материалов на 1 квартал 2017 год (извещение № 31604415291),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 10014 от 05.12.2016 г.) ООО «Группа Компаний «ДИСКАВЕРИ» (460000, г.Оренбург, ул. 9Января, д.34) (далее - заявитель) на действия ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука (461040, Оренбургская обл., г.Бузулук, 4-й Микрорайон, д.1) (далее – заказчик, ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских расходных материалов на 1 квартал 2017 год (извещение № 31604415291).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. №17697 от 08.12.2016 г.).
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатору торгов выставлено требование о приостановлении запроса котировок в электронной форме до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. №17696 от 08.12.2016 г.).
Исходя из содержания жалобы следует, заказчиком неправомерно избран способ проведения данной закупки - запрос котировок в электронной форме, а также согласно извещению срок заключения договора - в течение семи календарных дней, что не соответствует действующему законодательству.
Представители ответчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили письменное возражение и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (исх. №17696 от 08.12.2016 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
1) 02.12.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских расходных материалов на 1 квартал 2017 год (извещение № 31604415291).
Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука утверждено протоколом наблюдательного совета ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука №7 от 31.12.2015 г. (далее – Положение о закупках).
Закупочная документация о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку медицинских расходных материалов на 1 квартал 2017 год утверждена и.о. Главного врача ГАУЗ «ГБ № 1» г. Бузулука «…» 02.12.2016 г. (далее – Документация).
Согласно п.3.6. Положения о закупках запрос котировок проводится при закупке товаров, работ, услуг, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 2 000 000, 00 рублей с учётом НДС и осуществляется на основании Постановления Правительства № 616 от 21.06.2012 г. "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме".
В пп.3 п.20 Положения о закупках установлено, что Заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса котировок в следующих случаях:
1) если возникает срочная потребность (в том числе вследствие чрезвычайного события) в объекте закупок и проведение конкурса или использование любого другого способа закупок нецелесообразно с учетом того времени, которое необходимо для использования таких способов, при условии, что Заказчик не мог предвидеть обстоятельства, обусловившие срочность закупки;
2) ранее проведенные Заказчиком процедуры закупок признаны несостоявшимися в соответствии с положениями настоящего Положения, и Заказчик пришел к обоснованному выводу, что повторное проведение процедур закупок с учетом срочности закупок нецелесообразно.
В п.8 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку медицинских расходных материалов на 1 квартал 2017 год (далее – извещение) указано, что начальная (максимальная) цена договора по данной закупке определена в размере 1 996 139,20 (один миллион девятьсот девяноста шесть тысяч сто тридцать девять) рублей 20 копеек.
Согласно постановлению Правительства Оренбургской области №752-п от 24.10.2016г. «О создании государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бузулукская больница скорой медицинской помощи» ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука реорганизуется.
Комиссия приходит к выводу, что способ проведения данной закупки - запрос котировок в электронной форме избран заказчиком правомерно, с соблюдением требований Положения о закупках, Закона о закупках, срочная потребность проведения закупки обусловлена проведением процесса реорганизации ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука, кроме того, цена договора не превышает 2 000 000, 00 рублей.
Следовательно, довод жалобы заявителя о неправомерном избрании заказчиком способа проведения данной закупки является необоснованным.
2) По мнению заявителя, срок заключения договора в Документации установлен заказчиком неправомерно, так как нарушает законное право ООО «Группа Компаний «ДИСКАВЕРИ» на обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в течение десяти дней со дня подведения итогов торгов.
Комиссией установлено, что в соответствии с п.18 извещения (неотъемлемая часть Документации) срок подписания договора Участником, обязанным заключить договор - в течении семи календарных дней после опубликования итогового протокола.
Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.
На основании изложенного, ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Комиссия приходит к выводу, что фактически договор по итогам данной закупки может быть заключен ранее десяти дней.
Довод жалобы заявителя обоснованный.
В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В п.10 ч.10 ст.4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пп.4.2.1. п.4 Документации любой Участник вправе направить заказчику Запрос о разъяснении положений настоящей Документации не позднее чем за 4 (четыре) рабочих дня до дня окончания подачи заявок через ЭТП, а при проведении Запроса котировок, начальная (максимальная) цена которых не превышает 1 000 000 (Один миллион) рублей, - не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до окончания подачи Заявок, в порядке, предусмотренном регламентом работы данной ЭТП, или в письменном виде за подписью уполномоченного лица Участника по контактным реквизитам Заказчика для соответствующего вида корреспонденции, указанным в Извещении о проведении Запроса котировок в электронной форме.
В пп.4.2.3. п.4 Документации указано, что Заказчик вправе не отвечать на Запросы о разъяснении положений настоящей Документации по проведению Запроса котировок, поступившие с нарушением требований, установленных, установленных в пункте 4.2.1 настоящей Документации.
Следует отметить, что согласно п.16 извещения дата начала подачи заявок - «02» декабря 2016 года 10:00:00 (МК+2), дата окончания подачи заявок - «08» декабря 2016 года 10:00:00 (МК+2).
Извещение о проведении данной закупки было размещено заказчиком на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 02.12.2016 года в 09:08 (МСК+2), следовательно, возможность направления запроса о разъяснении с соблюдением положения пп.4.2.1.п.4 Документации была у участников только 02.12.2016 года после 09:08 (МСК+2).
Кроме того, Комиссией установлено, что в Положении о закупках отсутствует указание на возможность подачи запроса о разъяснении положений Документации в срок не позднее чем за 4 (четыре) рабочих дня до дня окончания подачи заявок.
Комиссия считает, что указание в пп.4.2.1. п.4 Документации на возможность подачи запроса о разъяснении положений Документации в срок не позднее чем за 4 (четыре) рабочих дня до дня окончания подачи заявок при отсутствии данного требования в Положении о закупках нарушает основополагающий принцип, установленный в п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках – равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания о внесении изменений в Документацию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу (вх. № 10014 от 05.12.2016 г.) ООО «Группа Компаний «ДИСКАВЕРИ» на действия ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских расходных материалов на 1 квартал 2017 год (извещение № 31604415291) обоснованной.
2. Заказчику выдать предписание о внесении изменений в Закупочную документацию о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку медицинских расходных материалов на 1 квартал 2017 год в части:
- установления срока заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения;
- исключения требования о направлении Запроса о разъяснении положений настоящей Документации не позднее чем за 4 (четыре) рабочих дня до дня окончания подачи заявок через ЭТП;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с Положением о закупках.
3. Закупочной комиссии ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука выдать предписание об отмене всех протоколов по данной закупке.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»
Предписание №1 по делу № 07-16-229/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – «…»; членов Комиссии: «…»,
руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 16.12.2016 г. по делу №07-16-229/2016,
предписывает:
1. Заказчику – ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего: внести изменения в Закупочную документацию о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку медицинских расходных материалов на 1 квартал 2017 год в части:
- установления срока заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения;
- исключения требования о направлении Запроса о разъяснении положений настоящей Документации не позднее чем за 4 (четыре) рабочих дня до дня окончания подачи заявок через ЭТП;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с Положением о закупках.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»
Предписание №2 по делу № 07-16-229/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – «…»; членов Комиссии: «…»,
руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 16.12.2016 г. по делу №07-16-229/2016,
предписывает:
1. Закупочной комиссии ГАУЗ «Городская больница №1» города Бузулука совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего отметить все протоколы, составленные в ходе проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских расходных материалов на 1 квартал 2017 год (извещение № 31604415291).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»