Решение б/н Решение по делу № 07-16-37/2018 от 15 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №  12 от 14.01.2016 г.), в составе: председателя Комиссии – ……...; членов Комиссии: ………..

в отсутствии представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрении жалобы;

в присутствии представителя ответчика МАУ "Центр культуры и досуга" Пономаревского района Оренбургской области – ……

рассмотрев жалобу (вх. № 2995 от 25.04.2018 г.) ООО «Самара Металл Конструкции» на действия МАУ «Центр культуры и досуга» Пономаревского района Оренбургской области при проведении  запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на поставку, настройку, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования (извещение № 31806388260),

 

                          

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 2995 от 25.04.2018г.)  общества с ограниченной ответственностью «Самара Металл Конструкции» (446100, Самарская обл., г. Чапаевск, ул. Ленина, д.28, комн. 89)  (далее – заявитель, ООО «Самара Металл Конструкции») на действия муниципального автономного учреждения «Центр культуры и досуга» Пономаревского района Оренбургской области» (461780, Оренбургская область, с. Пономаревка, ул. Гагарина, д.54) (далее - заказчик, ответчик)  при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на поставку, настройку, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования (извещение № 31806388260) .

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите  конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и с соблюдением требований,  предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. №4151 от 27.04.2018 г.).

       В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатору торгов выставлено требование о приостановлении запроса котировок до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх.№ 4150 от 27.04.2018г.).

       Исходя из содержания жалобы следует, что документация по данной закупке содержит несоответствия требованиям действующего законодательства.

Представитель ответчика на заседании Комиссии частично согласился с доводами жалобы, представил письменные объяснения (исх.№61 от 04.05.2018г.) и документы, запрошенные Оренбургским УФАС России (исх.№4150 от 27.04.2018г.).

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя стороны, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

18 апреля 2018 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru. было размещено извещение о закупке № 31806388260: запрос котировок на поставку, настройку, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования. 19 апреля 2018 года было внесено изменение в извещение и 23 апреля 2018 года была размещена действующая редакция извещения.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно  п.2, п.3 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд Муниципального автономного учреждения «Центр культуры и досуга» Пономаревского района Оренбургской области утверждено наблюдательным советом Муниципального автономного учреждения «Центр культуры и досуга» Пономаревского района Оренбургской области (протокол заседания Наблюдательного совета №6 от 31.12.2015г.)  (далее - Положение о закупках).

Документация о проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на поставку, настройку, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования (извещение № 31806388260) утверждена временно исполняющим обязанности директора …….. (далее – Документация).

1) По мнению заявителя, в документации неправомерно установлено требование об обеспечении заявки на участие в запросе котировок и обеспечении исполнения договора.

Проанализировав Документацию Комиссия установила, что действительно Заказчик в п.10 Документации установил требование к обеспечению заявки, и в п.12 требование к обеспечению исполнения договора.

Действующий закон о закупках не регламентирует каким образом и в каких процентных соотношениях устанавливается обеспечение. В Положении установлено, что при проведении торгов заказчик вправе, а в случае начальной (максимальной) цены договора свыше пяти миллионов рублей обязан установить требование к обеспечению заявки в размере от одного до пяти процентов от цены такого договора (ст.18); при проведении торгов заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения договора в размере от одного до тридцати процентов от начальной (максимальной) цены договора, при этом в извещении о закупке, в документации о закупке, проекте договора должны быть указаны размер и способ обеспечения исполнения договора (ст.19).

В статье 10 Положения заказчик установил следующие способы закупки осуществляемые путем проведения торгов: открытый конкурс, открытый ауцион и без проведения торгов: запрос котировок цен, запрос предложений, у единственного поставщика.

Таким образом, исходя из Положения запрос котировок является закупкой, проходящей без проведения торгов, однако требования, указанные  в ст.18 и ст.19 Положения относятся только к закупкам, проводимым путем проведения торгов, т.е. открытый конкурс и открытый аукцион.

  Однако, проанализиров порядок проведения запроса котировок цен, установленный в статье 15 Положения, Комиссия приходит к выводу, что запрос котировок  - конкурентная процедура, предусматривающая выбор заказчиком наилучшего предложения из числа представленных.

Представитель ответчика на заседании Комиссии и в письменных объяснениях не оспаривала факт проведения конкурентного способа определения поставщика.

Следовательно, требования к обеспечению заявки на участие в запросе котировок и обеспечению исполненения договора установлены правомерно, а способы закупки в ст. 10 Положения определены неверно. В данном случае имеют место быть разногласие статей Положения, что вводит потенциальных участников в заблуждение

Комиссия приходит к выводу что, данный довод жалобы необоснованный и о необходимости  выдачи предписания заказчику о внесении изменений в статью 10 Положения.

2)Заявитель указал, что в проекте гражданско-правового договора на поставку, настройку, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования в п.5.3.,5.4.,5.5., 5.6., 5.10 заказчик при установлении порядка исполнения обязательств, в том числе ответственности ссылается на Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017г. №1042. Данное постановление принято в соответствии с Федеральным Законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее- №44-ФЗ) и к договорам, заключенным в рамках Закона о закупках не относится.

В преамбуле Постановления Правительства РФ от 30 августа 2017 г. №1042 установлено, что оно изготовлено в соответствии со статьей 34 №44-ФЗ. Пункт 3 указанного постановления гласит, что оно применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, устанавливать меры ответственности, предусмотренные Постановлением Правительства №1042, применительно к данной закупке неправомерно.

Следовательно, комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы обоснованный.

  3) Заявитель в жалобе указал, что заказчик в п.11 технического задания установил требование: «обучение должно производиться штатным сотрудником компании-производителя, с последующей выдачей соответствующего сертификата, утвержденного производителем», существенно ограничивающее круг потенциальных участников закупки.

Из пояснений представителя ответчика следует, что необходимое им оборудование зарубежного происхождения и сложное в использовании. В штате ответчика нет специально обученного специалиста для работы с данной техникой. В связи с этим ответчик в документации установил требование помимо поставки оборудования, также обеспечить заказчика сотрудником компании-производителя для обучение с последующей выдачей соответствующего сертификата, утвержденного производителем. Отсюда следует вывод, что на потенциального поставщика ложатся определенные трудности, в том числе и дополнительные расходы. Установление данного требования также не соответствует предмету закупки – поставка, настройка, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что установление обжалуемого требования может ограничить круг лиц, желающих участвовать в закупке и нарушает принципы, установленные п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.

Следовательно, данный довод жалобы обоснованный.

4) По мнению заявителя, установленные в положении сроки заключения договора по результатам закупки не соответствуют нормам Закона о закупках.

Исходя из содержания статьи 12 Положения договор по результатам запроса котировок цен должен быть заключен  не позднее десяти дней со дня подписания итогового протокола. Из этого видно, что договор с победителем закупки может быть заключен ранее десяти дней.

 Комиссией установлено, что согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.

Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.

На основании изложенного, ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.

Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Комиссия считает, что довод жалобы заявителя обоснованный. Заказчику необходимо выдать предписание о внесении изменений в Положение.

5)Заявитель указал, что в извещении о проведении запроса котировок в п.23 указан товар, отличный от предмета данной закупки.

Комиссией установлено, что предметом закупки является поставка, настройка, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования. В размещенном в единой информационной системе извещении в позиции 23 указано «оборудование для кондиционирования воздуха прочее, не включенное в другие группировки».

Заказчик подтвердил данное нарушение и пояснил, что при составлении извещения была допущена техническая ошибка – был заявлен неверный код ОКПД2. Однако в техническом задании указаны конкретные товары, необходимые заказчику.

   Таким образом, Комиссия считает, что довод жалобы заявителя обоснованный.

6) 23 апреля 2018 года заказчиком на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение с внесенными изменениями. Срок окончания подачи заявок до момента внесения изменений был установлен 25.04.2018г. в 14:00. После внесения изменений срок окончания подачи заявок остался прежним.

Комиссией установлено, что в п.6 ст. 15 Положения предусмотрено право заказчика принимать решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок. При этом срок подачи заявок на участие в запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок этот срок составлял не менее чем четыре рабочих дня.

С даты размещения текущей редакции (23.04.2018г.) до окончания срока подачи заявок (25.04.2018г. 14:00) срок составляет менее 2 суток. Таким образом, заказчик не продлил срок подачи заявок после внесения изменений в документацию, там самым нарушив нормы Положения.

Следовательно, данный довод жалобы обоснованный.

На основании изложенного, Комиссия считает, что документация о проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на поставку, настройку, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования составлена с многочисленными нарушениями норм действующего законодательства и Положения.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

        1.Признать жалобу (вх. №2995 от 25.04.2018) ООО «Самара Металл Конструкции» на действия МАУ «Центр культуры и досуга» Пономаревского района Оренбургской области при проведении  закупки – запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на поставку, настройку, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования (извещение № 31806388260) обоснованной.

       2. Выдать предписание МАУ «Центр культуры и досуга» об аннулировании

запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на поставку, настройку, ввод в эксплуатацию сценического, светового и звукового оборудования (извещение № 31806388260).

       3. Выдать наблюдательному совету МАУ «Центр культуры и досуга» предписание о внесении изменений в Положение в части:

- указания способов закупки;

- установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                              …………………

    Члены комиссии                                                                 

…………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны