Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 07-16-44/2016 о нарушении антимоноп... от 12 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «29» декабря  2016г.

В полном объеме решение изготовлено «11»  января   2017г.        г. Оренбург

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председателя Комиссии: (…),

Членов Комиссии: (…),

в отсутствие  заявителя – ИП Корчагина С.В., о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом,

в отсутствие представителя ответчика - ГБУЗ «Первомайская районная больница», о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

 в отсутствие представителя лица, располагающего сведениями – Министерство здравоохранения Оренбургской области, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

        рассмотрев материалы дела № 07-16-44/2016 в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Первомайская районная больница»  (…)  по признакам нарушения  п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке  оказания платных услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области путём установления монопольно высокой цены на услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступило заявление ИП Корчагина С.В. (...) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Первомайская районная больница» (…) (далее – ГБУЗ «ПРБ») по  установлению монопольно высокой цены за оказание платной медицинской услуги  по предрейсовому медицинскому осмотру водителей.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания платных услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра  водителей автотранспортных средств на территории п. Первомайский Первомайского района Оренбургской области за 2014-2015г.г. свидетельствует о том, что ГБУЗ «ПРБ» занимает доминирующее положение  на рынке оказания платных услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра  водителей автотранспортных средств  (код ОКВЭД 85.11.1) в географических границах  п. Первомайский Первомайского района Оренбургской области в силу того, что положение данного хозяйствующего субъекта на указанном рынке дает возможность оказывать влияние на общие условия  обращения товара на данном товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

К нормам Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, ст. 11 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и ФЗ «О защите конкуренции»), и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1  ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом); не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции», настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности.

Согласно ст.  3  ФЗ «О защите конкуренции», настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

Ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, деятельность ГБУЗ «ПРБ»  по оказанию платных услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области должна осуществляться с учетом требований антимонопольного законодательства.

 Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением установлен ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в части  установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Для целей применения положений ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» подлежат  установлению  следующие обстоятельства: занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; наличие или  угрозы наступления  недопущения, ограничения, устранения или ущемления интересов других лиц действиями хозяйствующего субъекта в виде совершения действия, как предусмотренных, так и  не предусмотренных  указанной нормой; наличие причинной связи между последствиями и действиями субъекта.

Пределы осуществления гражданских прав – это законодательно очерченные границы деятельности лиц по реализации возможностей, составляющих содержание данных прав. Пределы осуществления гражданских прав могут определяться правилами о способах их осуществления. Границы осуществления гражданских прав не должны нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц.

С целью недопущения монополистической деятельности, т.е. действий (бездействий) хозяйствующих субъектов, направленных на ущемление интересов других лиц, законодателем  установлены рамки (пределы) осуществления гражданских прав в сфере предпринимательства, т.е. подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом ущемить права других лиц.

Следовательно,  для признания действий (бездействий)  занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,  ущемляющих интересы других лиц – достаточно одной лишь возможности наступления неблагоприятных последствий, и доказательств реального их наступления не требуется.

В действиях ГБУЗ «ПРБ» были усмотрены признаки нарушения п. 1 ч.1 ст. 10 ФЗ  «О защите конкуренции», выраженного в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке  оказания платных услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области путём установления монопольно высокой цены на услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов ИП Корчагина С.С. в сфере предпринимательской деятельности.

В целях пресечения нарушения антимонопольного законодательства  было возбуждено настоящее дело, к рассмотрению которого привлечены:

-  ИП Корчагин С.С. в качества заявителя;

-  ГБУЗ «ПРБ»  в качества ответчика;

- Министерство здравоохранения Оренбургской области в качестве лица, располагающего сведениями.

Заявитель  предоставил письменный ответ Министерства здравоохранения Оренбургской области на жалобу от 06.05.2016г, согласно которому понуждение органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации  в сфере охраны  здоровья граждан, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных им медицинских  организаций, таких организаций к вступлению в договорные отношения недопустимо.  Стоимость услуги  предрейсового медицинского осмотра водителей по договору  № 135/2014 от 01.12.2014г. на проведение предрейсового и после рейсового медицинского осмотра (далее - договор) составляет 37 руб. 31 коп.  Данный договор не расторгнут.

В ходе рассмотрения дела представитель Ответчика  пояснил, услуга по проведению предрейсового и после рейсового   медицинского осмотра  является  платной. С 2012 года стоимость услуги не повышалась. С 01.05.2015г. стоимость услуг  изменилась и составила 50 рублей за одно освидетельствование.  Повышение стоимости услуги связана с повышение  накладных расходов. Повышение фонда оплаты труда  не повлияло на повышение стоимости указанной услуги.  Представитель Ответчика признал нарушение антимонопольного законодательства в части монопольно высокой цены на услуги по  проведению предрейсового и после рейсового медицинского осмотра за счет повышения накладных расходов, время проведения осмотра определено самостоятельно.

Представитель  Министерства здравоохранения Оренбургской области  в ходе рассмотрения дела пояснил, что  проведенной проверкой (акт от 16.04.2016г.)  ГБУЗ «ПРБ» расчета цены на предрейсовые медицинские осмотры водителей установлены нарушения в расчетах, что привело к искажению цены на данную платную услугу. На основании расчета стоимость указанной услуги  будет составлять 36 руб. 50 коп. Срок проведения контрольного мероприятия: с 16.03.2016г. по 14.04.2016г.  Проверяемый период: с 01.01.2014г. по 31.12.2015г.

В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.

Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, установленные или регулируемые государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Следовательно, хозяйствующие субъекты в большинстве случаев, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации, не ограничены в праве по своему усмотрению, формировать структуру цены на производимый (реализуемый) товар (услугу).

Положения ч. 1 ст. 10 ГК РФ реализованы посредством запретов, установленных п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», а именно: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в том числе в виде  установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено, что  товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.     Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Перечень платных медицинских услуг формируется по кодам и наименованиям медицинских услуг, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДС Ред. 2), утвержденному приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность - здравоохранение и предоставление социальных услуг классифицируется следующим кодом:

- 85.11.1  «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных».

Согласно ст. 23 Федерального  закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязательно должны организовывать предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Предрейсовый осмотр водителей проводится перед началом рабочей смены в следующем объеме (приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.2014г. № 835н):

1)  сбор жалоб,  визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия,   измерение артериального давления, исследования  пульса;

2) выявление признаков опьянения, остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных  исследований. 

Осмотры водителей проводятся на основании письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.08.2003 № 25109468-03-32. В письме указано, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации или медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения (подп. 1.2 п. 1 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств — приложение 2 к Методическим рекомендациям). 

 Лицензия на проведение предрейсовых, послерейсовых и других медицинских осмотров предоставляется согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра Сколково)».

В соответствии с п.8 Правил предоставления медицинскими организациями платных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006, порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

В целях унифицированного подхода к расчету цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые учреждениями государственной системы здравоохранения, распоряжением Министерства здравоохранения Оренбургской области от 10.04.2013  № 755 и распоряжением  Оренбургской области от 27.04.2015 № 954 «О внесении изменений», утвержден Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, подведомственными Министерству здравоохранения Оренбургской области, на платной основе.

Платные услуги по проведению  предрейсового медицинского осмотра водителей предоставляются ГБУЗ «ПРБ»  согласно условиям договора.  ГБУЗ «ПРБ» проводит периодические медицинские осмотры водителей, руководствуясь приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», приказом Минсоцразвития РФ от 16.08.2004 №83 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и  порядка проведения этих осмотров (обследования)».

Платные медицинские услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей по договорам с учреждениями, обществами с ограниченной ответственностью и индивидуальными предпринимателями проводятся в ГБУЗ «Первомайская РБ» на основании Приказа от 22.04.2015 №189/1 «Об утверждении платных медицинских услуг».

Между  ИП Корчагиным С.В. и ГБУЗ «ПРБ» заключен договор № 135/2014 от 01.12.2014г. на проведение предрейсового и после рейсового медицинского осмотра (далее – договор). В соответствии с приложением № 1 к указанному договору, стоимость  предрейсового медицинского осмотра водителей составляет 37 руб. 31 коп.  В стоимость  предрейсового медицинского осмотра водителей входит (на 01.12.2014г.):

- заработная плата – 18 руб. 22 коп.;

- начисления на заработную плату – 5 руб. 50 коп.;

- косвенный расходы – 11 руб. 15 коп.;

- прибыль – 2 руб. 44 коп.

В обязанности специалиста ГБУЗ «ПРБ»  входит выполнение обязательных мероприятий при предрейсовым  осмотром  водителей  перед началом рабочей смены.

10.07.2015г. в  адрес ИП Корчагина ГБУЗ «ПРБ» направила  претензию от 10.07.2015г. № 918  и дополнительное соглашение от 05.05.2015г. к договору, в которых ГБУЗ «ПРБ»  указывает, что с 01.05.2015г. стоимость услуг по проведению предрейсового и после рейсового медицинского осмотра изменилась и составляет 50 руб. 00 коп. за одно  освидетельствование.

ГБУЗ «ПРБ» указывает, что в стоимость медицинской услуги входят затраты учреждения на заработную плату фельдшера, по мягкому инвентарю, на амортизацию оборудования, на рентабельность. Заработная плата неоднократно повышалась, произошел рост стоимости основного оборудования, кабинет проведения предрейсовых осмотров оснащен соответствующей  мебелью, оборудованием, расходными материалами. Следовательно, стоимость проведения предрейсового осмотра повысилась до 50 руб. 00 коп. за один осмотр. 

Антимонопольным органом дополнительно был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания платных услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра  водителей автотранспортных средств на территории п. Первомайский Первомайского района Оренбургской области за 2014-2015г.г.

В ходе изучения рынка услуга проведения предрейсового медицинского осмотра водителей  транспортных средств, установлено, что товаром является услуга по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств, и приобретателями данного товара являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не могут заменить его другим товаром, исходя из чего определен соответствующий товарный рынок.  

Рынок услуг проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств в географических границах МО п.Первомайский рассматривается как локальный, то есть географическими границами товарного рынка являются границы МО п.Первомайский. По имеющимся данным Министерства здравоохранения Оренбургской области лицензии на осуществление предрейсовых медицинских осмотров на территории п.Первомайский имеет  только один хозяйствующий субъект – ГБУЗ «ПРБ», его доля составляет 100%, таким образом положение Больницы признано доминирующим.

В силу ч.  1 ст. 6 ФЗ «О защите конкуренции»  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно- тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Согласно разъяснениям ФАС России, утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2  «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой цены товара: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурно и иным образом сходном товарном рынке).

Так, метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей и продавцов, условиям доступа (по структуре рынка), с исследуемым товарным рынком.

Для выявления сопоставимого рынка по составу покупателей и продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, Оренбургским УФАС России использовалась информация о площади территории, численности населения  муниципального образования п.Первомайский Оренбургской области. В рамках информационного взаимодействия у территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России (исх. от 13.10.2016 № 14907) была запрошена информации о наличии/отсутствии сопоставимого рынка и ценах на услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств.

Так, антимонопольным органом установлено, что численность населения в МО п. Первомайский составила по состоянию на 01.01.2016г.  7,3 тыс. жителей, площадь территории – 79402,65 га.

Согласно  информации, представленной территориальными органами ФАС России, а также информации о площадях территорий, численности населения иных МО Оренбургской области, на территории Российской Федерации отсутствуют сопоставимые рынки.

При этом отсутствие сопоставимого рынка в условиях конкуренции не может служить препятствием для установления наличия монопольно высокой цены.

Между тем, затратный метод для целей установления наличия монопольно высокой цены имеет более широкое практическое применение. 

ФЗ «О защите конкуренции» установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

ГБУЗ «ПРБ» с 01.01.2014 передано из муниципальной собственности в государственную собственность Оренбургской области на основании Постановления Правительства от 26.12.2013 № 1229-пп «О принятии в государственную собственность Оренбургской области муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Первомайская центральная районная больница», находящегося в муниципальной собственности Первомайского района».

Учредителем и собственником имущества проверяемой медицинской организации является Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляет Министерство здравоохранения Оренбургской области, функции и полномочия собственника имущества – Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

ГБУЗ «ПРБ» действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Оренбургской области от 12.12.2013 № 3192 и согласованного распоряжением Министерства природных  ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 26.12.2013 № 3722-р. Основной целью деятельности ГБУЗ «ПРБ» является реализация полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан по оказанию населению Оренбургской области первичной медико- специализированной медицинской помощи.

На основании Устава ГБУЗ «ПРБ» осуществляет приносящую доход деятельность, в том числе оказывает платные медицинские услуги. ГБУЗ «ПРБ» имеет лицензию на медицинскую деятельность от 16.11.2015 № ЛО-56-01-001615.

Порядок осуществления платных медицинских услуг определен Постановлением правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Перечень и стоимость медицинских услуг, оказываемых ГБУЗ «ПРБ»  определены прейскурантом цен на оказание медицинских услуг на платной основе.

Из информации представленной Министерством здравоохранения Оренбургской области и письменных пояснений ГБУЗ «ПРБ», Комиссией установлено следующее.  

До 01.05.2015 стоимость проведения предрейсовых медицинских осмотров определялась в соответствии с Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 16.03.2012 №221-п «Об утверждении тарифов на платные медицинские услуги, не входящие в территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, оказываемые МБУЗ «Первомайская ЦРБ» и составляла 37.31 рублей за один осмотр.

С 01.01.2014 МБУЗ «Первомайская ЦРБ» принято в государственную собственность Оренбургской области и переименовано в ГБУЗ «ПРБ».

Приказом главного врача ГБУЗ «ПРБ» от 22.04.2015 № 189§1 стоимость проведения предрейсового осмотра с 01.05.2015 установлена в размере 50 рублей за 1 осмотр.

ГБУЗ «ПРБ» является подведомственной организацией Министерства здравоохранения Оренбургской области.

На основании Постановления Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 № 206-п «Об исполнении функций и полномочий учредителя по осуществлению внутриведомственного контроля за деятельностью медицинских организаций государственной системы здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Оренбургской области», утвержденного Указом Губернатора области от 09.09.2010 №184-ук; Распоряжения Министерства здравоохранения Оренбургской области от 11.03.2016 № 568, проведена проверка соблюдения медицинской организацией в процессе осуществления деятельности законодательства РФ и требований, установленных правовыми актами, принципа эффективного и рационального использования имущества, средств бюджета и внебюджетных фондов, устойчивости финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Согласно Акту выездной плановой комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ «ПРБ» от 16.04.2016 (далее  – Акт от 16.04.2016), в нарушение пункта 10 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835, осмотры осуществляются не в полном объеме.

В письменных пояснениях, представленных в Оренбургское УФАС России (…),  ГБУЗ «ПРБ» указывает, что обоснованием стоимости данной услуги служит калькуляция, которая составлена и рассчитана в соответствии с требованиями Распоряжения  Министерства здравоохранения Оренбургской области от 10.04.2013 № 755, которое определяет порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые государственными учреждениями здравоохранения, подведомственные Министерству здравоохранения Оренбургской области.

Так, проверкой расчета цены на предрейсовые медицинские осмотры водителей (согласно Акту от 16.04.2016), установлены нарушения в расчетах, что привело к искажению цены на данную платную услугу: при расчете затрат на оплату труда учтена завышенная заработная плата фельдшера, при расчете накладных расходов неверно взят фонд оплаты труда  основных работников. При определении времени медосмотра (основание - хронометраж), время медосмотра изменилось с 10 минут на 6 минут. В связи с этим произошло уменьшение затрат на заработную плату медработников, а соответственно и сумма накладных расходов, т.к. сумма накладных расходов напрямую зависит от фонда оплаты труда  и расчетного коэффициента накладных расходов (в данном случае коэффициент = 1,35 по расчетам, произведенным ГБУЗ «ПРБ».

Также с изменением времени уменьшились затраты на мягкий инвентарь. Сумма на амортизационные отчисления снизились за счет уменьшения годовой нормы времени работы оборудования: приравнено к годовому рабочему времени медработников, т.к. оборудование не может работать без участия медперсонала. Материальные затраты увеличены за счет включения в расходную часть стоимости дезинфицирующих средств, применяемых для обработки оборудования, а также стоимости одноразовых мундштуков, которые используются с алкотестером для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при медицинском исследовании.

По результатам проведенных расчетов стоимость одного предрейсового медицинского осмотра составила 36,5 руб., что на 13,5 руб. меньше расчетов стоимости ГБУЗ «ПРБ».

В пояснениях, представленных ГБУЗ «ПРБ» в отношении доводов изложенных в Акте о том, что продолжительность предрейсового медицинского осмотра в ГБУЗ «Первомайская районная больница» составляет 5-6 минут, а стоимость 36,5 рублей за один осмотр, указывается, что с указанными расчетами не согласны и полагают, что продолжительность и стоимость предрейсового медицинского осмотра в учреждении (10 минут по времени и 50 рублей по стоимости) соответствует действительности и верно отражено в расчетах.

В связи с тем, что Оренбургским УФАС России не предоставляется возможным проверить продолжительность медицинских осмотров, было принято решение взять за основание расчет Министерства здравоохранения Оренбургской области, который был установлен на основании проведения хронометража в медицинских учреждениях на территории Оренбургской области.

При определении размера прибыли, необходимой для реализации услуги проведения предрейсового медицинского осмотра,  принята за основу рентабельность 10 %, которая была рассчитана и утверждена главным врачом ГБУЗ «Первомайская районная больница.

Изложенные обстоятельства монопольно высокой цены на проведение предрейсового медицинского осмотра водителей ГБУЗ «ПРБ», подтверждаются представленными материалами и документами, Актом выездной комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности, проведенной  и представленной Министерством здравоохранения Оренбургской области (от 16.04.2016). Эта цена, по мнению Министерства, не должна превышать 36,50 рублей за 1 осмотр водителей.

Оренбургское УФАС России, проведя анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей ГБУЗ «ПРБ», установило, что на данный рынок ограничен доступ других хозяйствующих субъектов - продавцов.

Рынок оказания услуг по проведению предрейсового медицинского обслуживания населения монополизирован, цена на данном рынке установлена единственным продавцом-монополистом, а не сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке.

На основании изложенного, Оренбургское УФАС России делает вывод об отсутствии сопоставимого рынка и конкурентной цены, с которой можно было бы сравнить цену по проведению предрейсового медицинского обслуживания  ГБУЗ «Первомайская районная больница». 

Действия ГБУЗ «Первомайская районная больница» по установлению цены на услуги по проведению предрейсового медицинского обслуживания населения соответствуют критерию, определяющему  монопольно высокую цену товара исходя из того, что превышают сумму необходимую для оказания данной услуги, расходов и прибыли и цену, которая сформировалась бы в условиях конкуренции на товарном рынке, определяющему монопольно высокую цену, так как в рассматриваемом случае увеличение цены (суммы необходимых для проведение предрейсового медицинского обслуживания водителей) не было технологически обоснованным или обусловлено экономическими факторами, т.к. часть расходов не нашла документального подтверждения.

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 10  ФЗ «О защите конкуренции» следует, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Таким образом, ГБУЗ «ПРБ»  оказывает платные услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области путём установления монопольно высокой цены на услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств.

Факт доминирующего положения ГБУЗ  «ПРБ» установлен.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссия считает, что при калькуляции  стоимости услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области  ГБУЗ «ПРБ»  допущены нарушения   в расчетах, что привело к искажению цены на данную платную услугу. Такими действиями Ответчика допущено  ущемление интересов ИП Корчагина С.С. в сфере предпринимательской деятельности в результате установления монопольно высокой цены,  следовательно, наличие причинной связи между   действия ГБУЗ «ПРБ»   и ущемление интересов ИП Корчагина С.С.  этими действиями установлено.

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела №  07-16-44/2016  о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что в действиях ГБУЗ «ПРБ»  содержится нарушение п. 1 ч.1 ст. 10 ФЗ  «О защите конкуренции», выраженного в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке  оказания платных услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области путём установления монопольно высокой цены на услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов ИП Корчагина С.С. в сфере предпринимательской деятельности.

Руководствуясь ст. 40,  ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГБУЗ «Первомайская районная больница»  нарушившим п. 1  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства,  для чего:

        2.1. пересчитать калькуляцию стоимости услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области, с учетом выявленных нарушений;

        2.2. установить экономически обоснованную цену на проведения одного

  предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области со всеми заказчиками указанной услуги;

3. Передать материалы дела № 07-16-44/2016 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                            (…)

 

Члены Комиссии                                                                               (…)

ПРЕДПИСАНИЕ

 

« 11 » января 2017 г.                                                                               г. Оренбург

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председателя Комиссии  -  (…);

Членов Комиссии: (…),

в отсутствие  заявителя – ИП Корчагина С.В., о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом,

в отсутствие представителя ответчика - ГБУЗ «Первомайская районная больница», о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

 в отсутствие представителя лица, располагающего сведениями – Министерство здравоохранения Оренбургской области, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

        руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона РФ  «О защите конкуренции»   на основании своего решения от  11 января 2017 года по делу № 07-16-44/2016 о нарушении  ГБУЗ «Первомайская районная больница»  (…)   п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1.  ГБУЗ «Первомайская районная больница»  прекратить с момента получения настоящего предписания нарушение п. 1  ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «О защите конкуренции», выраженное в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке  оказания платных услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области путём установления монопольно высокой цены на услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов ИП Корчагина С.С. в сфере предпринимательской деятельности, для чего:

1.1. пересчитать калькуляцию стоимости услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области, с учетом выявленных нарушений;

        1.2. установить экономически обоснованную цену на проведения одного

 предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств  на территории п. Первомайский   Первомайского района  Оренбургской области со всеми заказчиками указанной услуги.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в течении 10 дней с момента его получения.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд установленном законом порядке.

 

Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                            (…)

 

Члены Комиссии                                                                               (…)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны