Решение б/н Решение по делу № 07-16-52/2014 от 7 февраля 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №283 от 26.12.2011г.), в составе:
Председателя Комиссии – заместителя руководителя – «<…..>» ; членов Комиссии: «<…..>» ,
в присутствии представителей:
от ООО «СК «Содружество»: «<…..>» (доверенность от 17.06.2014 г.),
от МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области»: «<…..>» (доверенность от 16.06.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО «СК «Содружество» на действия заказчика МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области» по нарушению порядка проведения закупки в форме открытого конкурса на право заключения договора на ремонт здания гаража (№ закупки 31401161317),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба б/н от 06.06.2014 г. ООО «СК» Содружество» (адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, с. Благословенка, ул. Новоселов, 3-2) на действия организатора закупки - МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области» (далее – заказчик, организатор торгов) (адрес: Оренбургская область, г. Орск, пр. Никельщиков, д. 54) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на ремонт здания гаража (№ закупки 31401161317) по нарушению порядка проведения торгов.
Из жалобы следует, что 16.05.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликован заказ в форме открытого конкурса на право заключения договора на ремонт здания гаража муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области» (№ закупки 31401161317). В п. 6 Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению конкурсной документации указано требование о предоставлении сметной документации, которая должна быть составлена в соответствии с требованиями сметного нормирования и ценообразования (ТЕР). В п. 14 Технического задания указано, что работы должны выполняться в соответствии с ведомостью объема работ. В приложенном к конкурсной документации Проекте договора указано «2.1.Техническая документация к настоящему договору включает в себя дефектные ведомости (ведомости объемов работ) № 1 (Приложение № 1), являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора. 2.2. Сметная документация к настоящему договору включает в себя ведомость объема работ № 1 (Приложение № 1), являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора». В соответствии с ч. 1 ст. 743 ГК РФ Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. В данном случае заявителю непонятно, каким образом Заказчик будет осуществлять приемку выполненных работ, если сметная документация не является приложением договора, и не является ценовой характеристикой работ. Заявитель считает незаконным требование Заказчика о предоставление сметной документации в составе заявки. Участники подтверждают, что работы будут выполнены на основании ведомости объемов работ и Технического задания своей конкурсной заявки. На основании изложенного и руководствуясь положениями ст. 18.1. ФЗ № 135-Ф3 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. заявитель просит приостановить размещение заказа до рассмотрения настоящей жалобы по существу, выдать предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. № 7501 от 11.06.2014 г.).
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатору торгов (конкурсной комиссии) выставлено требование о приостановлении закупки до рассмотрения указанной жалобы по существу, в части заключения договора на оказание услуг по проведению производственного контроля (исх.№ 7502 от 11.06.2014 г.).
Рассмотрение жалобы назначено на «18» июня 2014 г. на 14 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя заявленные доводы и требования поддержал.
Представитель заказчика в ходе рассмотрения дела вменяемые нарушения не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу ООО «СК «Содружество» № 137 от 17.06.2014 г., в частности указав, что согласно п.п. 2 п. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ст. 9 положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области», в документации указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В п. 6.1. главы 6 конкурсной документации указываются требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе. В том числе указывается требование о наличие в составе заявки сметной документации, которая должна быть составлена в соответствии с требованиями сметного нормирования и ценообразования (ТЕР). Сметная документация, по мнению Заказчика, и отражает описание участниками закупки выполняемых работ, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, а также является подтверждением общего ценового предложения участника закупки.
Вышеуказанные положения Федерального закона, Положения о закупке не ограничивают Заказчика в предъявлении данного требования к составу документов.
В главе 14 конкурсной документации указывается, что работы должны выполняться в соответствии с ведомостью объема работ. В главе 16 конкурсной документации в п. 2.1 - 2.2 проекта договора указывается: «2.1.Техническая документация к настоящему договору включает в себя дефектные ведомости (ведомости объемов работ) № 1 (Приложение № 1), являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора. 2.2. Сметная документация к настоящему договору включает в себя ведомость объема работ № 1 (Приложение № 1), являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора.».
Глава 15 конкурсной документации, а также приложение № 1 к проекту договора содержат ведомость объема работ, необходимую для составления сметной документации. Согласно ч. 1 ст. 743 ГК РФ «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.»
Таким образом, требование Заказчика о предоставлении в составе заявки сметной документации является обоснованным, т.к. оно необходимо для подтверждения предложенной Участником открытого конкурса цены договора, а также на основании сметной документации Заказчик имеет возможность оценить за счет каких показателей уменьшилась цена договора по сравнению с начальной максимальной ценой.
Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе сметной документации применяется в равной степени ко всем участникам процедуры, и тем самым не ограничивает конкуренцию.
В главе 5 проекта договора указываются условия приемки работ: «5.1. ЗАКАЗЧИК, получивший письменное сообщение ПОДРЯДЧИКА о готовности к сдаче результата выполненных по настоящему договору работ обязан приступить к его приемке в течение 5 рабочих дней, с момента получения такого сообщения.
5.2. Сдача результата работ ПОДРЯДЧИКОМ и приемка его ЗАКАЗЧИКОМ оформляются актами по форме КС-2, КС-3 подписанными полномочными представителями сторон.
5.3. Акты о приемки выполненных работ по форме КС-2, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на утверждение ЗАКАЗЧИКУ предоставляет ПОДРЯДЧИК.
5.4. ЗАКАЗЧИК, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе С ссылаться на них и предъявлять требования об их устранении с указанием сроков.»
Таким образом, в конкурсной документации указано, каким образом будет производиться приемка выполненных работ. Запросов на разъяснение положений конкурсной документации от ООО «СК «Содружество» не поступало.
Комиссия Оренбургского УФАС России в результате рассмотрения жалобы, заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Протоколом № 4 от 23.05.2014 г. заседания наблюдательного совета МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области» утверждено положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области». Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования о закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
16.05.2014 г. на официальном сайте (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о закупке № 31401161317, документация о проведение открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по ремонту здания гаража муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области».
09.06.2014г. на официальном сайте (zakupki.gov.ru) был опубликован протокол вскрытия конвертов № 31401161317-01. Рассмотрение заявок поданных на участие в открытом конкурсе произошло 16.06.2014г., протокол рассмотрения заявок подписан членами комиссии, но не был опубликован на официальном сайте в связи с приостановлением конкурсных процедур.
В п. 4 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) закреплен принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, которым должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг. Аналогичный принцип закреплен и в п. 4 ч. 1 ст. 3 Положения о закупке товаров, работ услуг для нужд МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области», утвержденного протоколом заседания наблюдательного совета № 4 от 23.05.2014 г. (далее – Положение).
В п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Это же требование нашло свое отражение и ст. 9 Положения.
Вместе с тем, из п. 6.1 Документации об открытом конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по ремонту здания гаража МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области», утвержденной директором МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области» (далее - Документация), следует, что заявка участника должна содержать сметную документацию, которая должна быть составлена в соответствии с требованиями сметного нормирования ценообразования (ТЕР).
При этом в Документации не указано, какие именно территориальные единичные расценки (ТЕР) должны применяться при составлении сметной документации, что свидетельствует о неизмеряемости данного требования и, соответственно, является нарушением п. 4 ч.1 ст. 3, п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и п. 4 ч. 1 ст. 3, ст. 9 Положения.
Согласно ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В п. 14 Документации «Техническое задание» закреплено, что работы должны выполняться в соответствии с ведомостью объема работ.
П.п. 2.1 - 2.2 проекта договора, содержащегося в п.16 Документации, указано: «2.1.Техническая документация к настоящему договору включает в себя дефектные ведомости (ведомости объемов работ) № 1 (Приложение № 1), являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора. 2.2. Сметная документация к настоящему договору включает в себя ведомость объема работ № 1 (Приложение № 1), являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора.».
Смета, определяющая цену работ, предусмотренная ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ заказчиком в состав Документации не включена. Следовательно, участники закупки должны составить предусмотренную п. 6.1 Документации сметную документацию самостоятельно.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Оренбургской области от 02.06.2010 N 397-п «О проведении проверки достоверности определения сметной стоимости при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте объектов, финансируемых за счет средств областного и (или) местных бюджетов» уполномоченным на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств областного и (или) местных бюджетов определено государственное автономное учреждение «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области».
Проверка достоверности определения сметной стоимости при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте объектов относится к услугам, оказываемым на возмездной основе, влечет дополнительные расходы для участников, следовательно, влияет на определение цены договора, может представлять собой отдельный предмет договора. Однако, ни в предмет рассматриваемой закупки, ни в порядок формирования цены договора проверка достоверности определения сметной стоимости не включена в нарушение п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, ст. 9 Положения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу от 06.06.2014 г. ООО «СК «Содружество» на действия заказчика МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области» по нарушению порядка проведения закупки в форме открытого конкурса на право заключения договора на ремонт здания гаража (№ закупки 31401161317).
2. Выдать МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области» предписание о внесении изменений в конкурсную документацию в части исключения требования о предоставлении сметной документации в составе заявки (п. 6.1. Документации); комиссии по закупкам МОАУ «Лицей № 1 г. Орска Оренбургской области» предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса на право заключения договора на ремонт здания гаража (№ закупки 31401161317), а именно: протокола № 31401161317-01 вскрытия конвертов от 09.06.2014 г., протокола № 31401161317-02 рассмотрения заявок от 16.06.2014 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражном суде.
Председатель Комиссии ..
Члены Комиссии …
..
..