Решение б/н Решение по делу № 07-16-57/2015 от 6 мая 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №283 от 26.12.2011г.), в составе:
Председателя Комиссии –«<…>»;
членов Комиссии: «<…>»,
в присутствии:
- представителя заявителя: ООО «Профис» - «<…>» (доверенность«<…>» ),
- представителей ответчика: МКП «БиОЗ» -«<…>» (доверенность«<…>» ),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профис» на действия Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели (№31502204664),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба («<…>») общества с ограниченной ответственностью «Профис» («<…>») (далее – ООО «Профис», заявитель) на действия Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург" («<…>») (далее – МКП «БиОЗ», ответчик, организатор торгов, заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели (№31502204664).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО «Профис», Оренбургским УФАС России на основании ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении запроса котировок до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу («<…>»), жалоба размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС http://orenburg.fas.gov.ru/.
Как следует из содержания жалобы ООО «Профис»:
Согласно протоколу, заявка ООО «Профис» была признана не соответствующей требованиям котировочной документации по причине несоответствия представленных документов требованиям котировочной документации, а именно был нарушен п. 3.1.1, п.5.3.8 раздела 1 документации по проведению запроса котировок.
Заявитель считает, что заказчик в п.5.3.8 документации установил необоснованные требования по предоставлению копии документов, подтверждающих качество товара (паспорт <...> сертификат качества и т.д.), а также закупочная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО «Профис».
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил письменные объснения по жалобе («<…>») и документы, затребованные уведомлением Оренбургского УФАС России («<…>»), и копию заключенного договора поставки «<…>» с победителем –«<…>». Также на обозрение Комиссии были предоставлены заявки участников данных торгов.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru) 13.04.2015 г. было опубликовано извещение № 31502204664 о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики в силу положений ч.1 ст. 3 Закона о закупках обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также необоснованного ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В п. 3.1.1. Документации по проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели, утвержденную«<…>» (далее – Документация запроса котировок), участник запроса котировок не допускается закупочной комиссией к участию в запросе котировок (по каждому лоту) в случае: непредоставления документов, определенных настоящей документацией о запросе котировок (по каждому лоту), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса котировок или о продукции, в отношении которой проводится запрос.
Согласно п. 5.3.8 Документации запроса котировок, участник обязан предоставить копии документов, подтверждающих качество товара (паспорт <...> сертификат качества и т.д.).
В соответствии с ч.3 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждается и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В Постановлении Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее – Постановление N 982) не содержится требования по обязательной сертификации мебели.
Комиссия приходит к выводу о том, что установление данного требования по предоставлению копии документов, подтверждающих качество товара (паспорт <...> сертификат качества и т.д.), нарушает принцип, прописанный в п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках. В связи с этим, Комиссия считает довод жалобы обоснованным.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Комиссия, проанализировав заявку победителя данного запроса котировок«<…>» («<…>»), установила, что в ней отсутствует сертификат на товар, являющийся предметом торгов (мебель), а предоставлен сертификат на иную продукцию (плиты древесностружечные, облицованные пленками на основе термореактивных полимеров). Однако данная заявка, в отличие от других участников («<…>»). была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, и не отклонена по причине несоответствия представленных документов требованиям котировочной документации (п. 3.1.1, п.5.3.8 раздела 1 документации по проведению запроса котировок).
В связи с этим, Комиссия приходит к выводу, что закупочная комиссия организатора торгов нарушила требования, прописанные в п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п.2 и п.3 ч.8 раздела 4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург", утвержденное«<…>» (далее – Положение о закупках), по результатам проведенной закупочной процедуры договор должен быть направлен сопроводительным письмом в течение пяти рабочих дней с момента подведения итогов закупочной процедуры. Победитель закупочной процедуры обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения договора от Заказчика (если иное не установлено документацией о закупке) надлежащим образом оформить полученный договор и вернуть Заказчику один экземпляр.
Согласно п.14 ч.3 раздела 14 Положения о закупках, результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и директором предприятия, и не позднее трех дней со дня подписания размещается Заказчиком на официальном сайте.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписан 10.04.2015 г., размещен на официальном сайте 13.04.2015 г., а договор с победителем заключен 20.04.2015 г.
Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников (на защиту) выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов, и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействия на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.
Таким образом, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что организатор торгов, заключив договор поставки«<…>» с победителем –«<…>», лишил заявителя возможности восстановить право на участие в торгах в случае выдачи антимонопольным органом предписания об устранении нарушений порядка проведения запроса котировок в части определения победителя на право заключения договора на поставку мебели (№31502204664).
Исходя из содержания ч.17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заказчиком при проведении данных торгов не были соблюдены требования действующего законодательства РФ, установленные в п2. п.4 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц», также закупочной комиссией организатора торгов были нарушены требования п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с этим жалоба считается обоснованной.
Кроме того, Комиссия делает вывод о необходимости внесения изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург" в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, ст.17, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу («<…>») общества с ограниченной ответственностью «Профис» на действия Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели (№31502204664), обоснованной.
- Выдать предписание организатору торгов об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов.
- Выдать предписание организатору торгов о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»