Решение б/н Решение по делу № 07-16-59/2016 от 24 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:

Председателя Комиссии –«<…>»;

членов Комиссии: «<…>»,

в отсутствии:

- представителя заявителя: ООО «Спецэлектропоставка», уведомленного надлежащем образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,

            в присутствии:

     - представителей ответчика: ООО «Оренбуэлектросеть» –«<…>»,

              рассмотрев жалобу ООО «Спецэлектропоставка»  на действия ООО «Оренбургэлектросеть» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора  на поставку  силовых трансформаторов типа ТМГ мощностью  400  кВА  (№ 31603601159),

                                   

                                                       УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба («<…>») ООО «Спецэлектропоставка» (г. Москва, Волоколамское шоссе, д.1, стр.1, ком. 89) (далее –заявитель)  на действия ООО «Оренбургэлектросеть» (г.Оренбург, ул. Родимцева, д.1, офис 210) (далее – ответчик, заказчик,  организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора  на поставку  силовых трансформаторов типа ТМГ мощностью  400  кВА  (№ 31603601159).

  Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите  конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и с соблюдением требований,  предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

  В связи с поступлением жалобы ООО «Спецэлектропоставка», Оренбургским УФАС России на основании части 11  статьи 18.1  Закона «О защите конкуренции» заявителю и организатору торгов были направлены уведомления  о приостановлении торгов («<…>») до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.

Из содержания жалобы  ООО «Спецэлектропоставка» следует:

             Заказчик в Документации установил неизмеряемое требование к участникам закупки, а именно: обладание участником профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, в документации заказчика отсутствует порядок оценки и сопоставление заявок участников закупки. В связи с этим при проведении данного запроса предложений были нарушены нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц».

Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил объяснение по жалобе («<…>») и документы, затребованные  уведомлением («<…>») Оренбургского УФАС России.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

 В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки                                                        положения.

Согласно п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках, заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с п.2 и п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Аналогичное требование установлено пп.6.4.2 и пп.6.4.9 п.6.4 ч.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Оренбургэлектросеть», утвержденного«<…>» (далее – Положение о закупках).

            Согласно пп.2.5.2 п.2.5 Документации запроса предложений открытого запроса предложений на право заключения договора  на поставку  силовых трансформаторов типа ТМГ мощностью  400  кВА для нужд ООО «Оренбургэлектросеть», утвержденной«<…>» (далее – Документация запроса предложений), для участия в процедурах закупок участник закупок должен  обладать профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Исходя из содержания Приложения №1 (Форма предложения) к Документации запроса предложений следует, что участник запроса предложений на момент подписания настоящего предложения полностью удовлетворяет установленным требованиям, в частности, обладает профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг.

 Комиссия считает, что в вышеуказанном требовании отсутствует ограничение допуска к участию в закупке. Следовательно, довод жалобы необоснованный.

           

            Одними из основополагающих принципов закупки, которыми руководствуются заказчики согласно п.1 и п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, является информационная открытость; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

            В силу п. 6 ст. 3 Закона о закупках,  не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

            В соответствии с пп.3.5.4.1 п.3.5.4 Документации запроса предложений, в рамках оценочной стадии ЦЗК оценивает и сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, исходя из следующих критериев:

- технические и качественные характеристики продукции;

- цена продукции, срок и условия поставки продукции, условия оплаты;

- надежность Участника (опыт поставок, ресурсные возможности, деловая репутация и т.д.)

Комиссия, проанализировав   Документацию запроса предложений, установила,  что в ней отсутствует шкала и формулы присвоения баллов по критериям, значимость критериев, порядок определения значимости критериев.

При таких обстоятельствах при оценке заявок могут быть созданы незаконные преимущества для одних участников, и занижены баллы для других участников, т.е. может быть нарушен порядок определения победителей.

Не установление порядка начисления баллов является формой предоставления необоснованного преимущества и одновременно дискриминации отдельных участников. Данный факт обусловлен тем, что потенциальный участник не осведомлен о конкретных потребностях организатора торгов, соответствующих данным критериям, и о необходимых объемах их удовлетворения.

            Таким образом, отсутствие  четких, понятных и однозначных критериев этих предложений, и соответствующей этим критериям системы бальной оценки, не соответствует принципам проведения честных, открытых и конкурентных торгов, ведет к неоднозначному пониманию участниками требований документации, что в свою очередь влечет к возникновению ограничения либо устранения конкуренции при определении победителей торгов.

Отсутствие порядка расчета баллов  неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, также  порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных  процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя,  но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и  разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

           Сами по себе критерии, указанные организатором торгов пп.3.5.4.1 п.3.5.4 в Документации запроса предложений, не являются достаточными, поскольку их значимость при определении лучшего контрагента не раскрыта; присвоение баллов в зависимости от значимости того или иного критерия не предусмотрено. В связи с этим, довод жалобы является обоснованным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при проведении данной закупки были нарушены требования действующего законодательства, а именно п.1 п.2 ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, п.13 ч.10 ст.4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц».

Исходя из содержания протокола заседания центральной закупочной комиссии по выбору поставщика №4/16-2 от 11.05.2016г. следует, что закупка признана несостоявшейся, так как отсутствуют предложения. В связи с этим Комиссия решила в данном случае предписание не выдавать.

           

             В соответствии ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции,  при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

           Комиссия установила, что в соответствии с ч.16.5 главы 3 Положения о закупках, срок подписания договора победителем, участником, с которым заключается договор, не должен превышать срока, указанного в документации о закупке.

           Из содержания пп.6.7 п.6 Проекта договора, являющейся неотъемлемой частью Документации запроса предложений, следует, что поставщик обязуется представить покупателю подписанные со своей стороны оригиналы настоящего договора в течение 15 дней с момента направления покупателю подписанных копий договора посредством факсимильной связи или электронной почты.

          Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион­но-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключени­ем случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно ско­рейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.

Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с за­явлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.

Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и побе­дителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих закон­ных прав и интересов.

            На основании изложенного, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования не­законных действий заказчика.

          Следует подчеркнуть,  что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

            Таким образом, Комиссия считает, что заключение договор между Организатором торгов и Победителем запроса предложений ранее 10 дней является нарушением требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

 На основании вышеизложенного, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Положение о закупках в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион­но-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключени­ем случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Руководствуясь статьями 18.1, ст. 23   Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу («<…>») ООО «Спецэлектропоставка» (г. Москва, Волоколамское шоссе, д.1, стр.1, ком. 89)  на действия ООО «Оренбургэлектросеть» (г.Оренбург, ул. Родимцева, д.1, офис 210) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора  на поставку  силовых трансформаторов типа ТМГ мощностью  400  кВА  (№ 31603601159), обоснованной.
  2. Выдать организатору торгов – ООО «Оренбургэлектросеть» предписание о внесении изменений в Положение о закупках в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион­но-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

      

Председатель Комиссии                                                                                       «<…>»

 

 Члены Комиссии                                                                                                  «<…>»

Предписание  по делу № 07-16-62/2016

о совершении действий, направленных на устранение нарушения

порядка проведения торгов

 

«18» мая 2016                                                                                                      г. Оренбург

   

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:

           Председателя Комиссии –«<…>»;

членов Комиссии: «<…>»,

руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 18 мая 2016  по делу № 07-16-62/2016,

 

предписывает:

 

             1. Организатору торгов – ООО «Оренбургэлектросеть» совершить действия, направленные на устранение нарушения  порядка проведения торгов в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предписания для чего: внести изменения в Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Оренбургэлектросеть», утвержденного внеочередным решением собрания учредителей от 29.12.2014г. в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион­но-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.   

         

Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

Председатель Комиссии                                                                          «<…>»

 

 Члены Комиссии                                                                                               «<…>»

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны