Решение б/н РЕШЕНИЕ о прекращении рассмотрения дела № 07-16-67/2015... от 24 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Комиссия Оренбургского УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

/…………../– председателя  Комиссии, заместителя руководителя Управления – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

/…………../ – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

/…………../- члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

/…………../ – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

            в присутствии:

- представителя заявителя: ОАО «СОГАЗ» в лице Оренбургского филиала, /…………../;

- представителя ответчика: СПАО «Ресо - Гарантия» в лице Оренбургского филиала СПАО «РЕСО - Гарантия», /…………../;

в отсутствие:

- законного представителя ОСАО «Ингосстрах» в Оренбургской области, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;

- законного представителя ГУП ОКЭС, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;

рассмотрев дело 07-16-67/2015 по заявлению (вх. № 2578к от 06.04.2015) открытого акционерного общества «СОГАЗ» в лице Оренбургского филиала ОАО «СОГАЗ» (460021, г. Оренбург, ул.60 лет Октября, д. 25 А) (далее по тексту – ОАО «СОГАЗ»)  на действия филиала ОСАО «Ингосстрах» в Оренбургской области (461450, Оренбургская область, с. Шарлык, ул. Джалиля, д. 1), (далее по тексту - ОСАО «Ингосстрах»), филиала ОСАО «РЕСО - Гарантия» в Оренбургской области (460048, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Монтажников, д. 2/1, корп. А) (далее по тексту - ОСАО «РЕСО - Гарантия»),  по признакам нарушения требований, установленных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По итогам рассмотрения дела №07-16-48/2015 о признании жалобы (вх. № 2578к от 06.04.2015) ОАО «СОГАЗ»  на действия Государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (460021, Оренбургская, Оренбург, 60 лет Октября, дом 30а), (далее по тексту - ГУП «ОКЭС», заказчик, организатор),  при проведении открытого запроса предложений на «На право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте для нужд ГУП «ОКЭС» (извещение № 31502131485), (далее по тексту - открытый запрос предложений), необоснованной, принято решение о передаче материалов дела в отдел антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения требований, установленных статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции».

Оренбургским УФАС России Приказом № 81 от 13.05.2015 г. возбуждено дело № 07-16-67/2015 по признакам нарушения ОСАО «Ингосстрах», ОСАО «РЕСО - Гарантия» требований, установленных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») выраженных в совершении действий,  путем занижения начальной (максимальной) цены контракта, при участии в открытом запросе предложений.

Представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе (вх. № 2578к от 06.04.2015)  поддержал в полном объеме, а также пояснил, что при участии в открытом запросе предложений, при расчете страховой премии ОСАО «Ингосстрах», ОСАО «РЕСО - Гарантия» произвели расчет суммы страховой премии со снижением начальной цены с нарушением действующего законодательства, что привело к уменьшению суммы  страховой премии и соответственно повлияло на решение комиссии при определении победителя закупки. По мнению заявителя,  размер страховой премии определенный ответчиками установлен без учета требований нормативных правовых актов, определяющих порядок расчета страховой премии для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте. ОАО «СОГАЗ» были применены понижающие коэффициенты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 г. № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии» (далее по тексту – постановление Правительства № 808). Понижающий коэффициент установлен в размере 0,7 по некоторым объектам.

Представитель по доверенности ОСАО «РЕСО - Гарантия» нарушение не признал, сославшись на пояснения (исх. № 285 от 10.07.2015г., вх. № 5711 от 10.07.2015 г., исх. № РГ – 3440/08 от 09.06.2015, вх. № 4869 от 15.06.2015) представленные в материалы дела и пояснил, что сотрудниками общества был произведен расчёт цены с использованием предоставленных Заказчиком данных, а также применением тарифов, утверждённых постановлением Правительства РФ № 808.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

ГУП «ОКЭС» 16.03.2015 г. объявило о проведении открытого запроса предложений по отбору исполнителя на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте для нужд ГУП «ОКЭС» (извещение № 31502131485).

На участие в открытом запросе предложений поступило пять предложений: ОСАО «РЕСО - Гарантия», ОСАО «Ингосстрах», ООО СК «Согласие», ОАО «Согаз», ООО «Росгосстрах». На основании Протокола заседания Центральной закупочной комиссии № 74/15 от 30.03.2015 г. к участию были допущены ОСАО «РЕСО - Гарантия», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Согаз», победителем было признано ОСАО «Ингосстрах», как участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, и ему был присвоен первый номер <...> второй номер был присвоен ОСАО «РЕСО - Гарантия».

Одним из критериев оценки заявок на участие в указанном открытом запросе предложений являлась цена контракта, предлагаемая его участниками.

Победителем конкурса ОСАО «Ингосстрах» цена контракта (размер страховой премии) была предложена в размере  – 414 400,00 рублей, участником, занявшим второе место ОСАО «РЕСО - Гарантия» цена контракта была предложена в размере – 414 400,00. Заявителем - ОАО «Согаз», а также участником, занявшим третье место, цена контракта  была предложена в размере – 446 200,00 рублей

Как следует из представленных документов, никто из участников запроса предложений не обращался  с запросом к Заказчику о разъяснениях положений конкурсной документации.

   Комиссия Оренбургского УФАС,  изучив анкеты участников ОСАО «РЕСО - Гарантия» и ОСАО «Ингосстрах», установила, что представленные расчёты цены у участников полностью совпадают.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон №225-ФЗ) страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом (с 1 сентября 2013 г.).

Постановлением Правительства №808, утверждены страховые тарифы.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов (п.-п. 6, 7 ст. 7 Закона №225-ФЗ) в соответствии с Разделом 1 постановления Правительства № 808.

Базовые ставки страхового тарифа для опасного объекта установлены в  разделе 1 Постановления Правительства №808.

Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, а также вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте (п. 8 ст. 7 Закона №225-ФЗ).

При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте (п. 9 ст. 7 Закона №225-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст. 7 Закона №225-ФЗ значение коэффициента, указанного в части 9 статьи 7 Закона №225-ФЗ, не может быть более 1,0 и менее 0,6.

Поскольку ч. 10 ст. 7 Закона №225-ФЗ вступает в силу с 01.01.2016 (ч. 6 ст. 29 Закона №225-ФЗ), то до 01.01.2016 минимальное значение дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого страховщиком, в период с 1 января 2014 года до 31 декабря 2015 года устанавливается в размере 0,7 (ч. 7 ст. 29 Закона №225-ФЗ).

В силу части 12 ст. 7 Закона №225-ФЗ установленные в соответствии с настоящим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты,  отличные от установленных страховыми тарифами.

Комиссией Оренбургского УФАС России, установлено, что участники ОСАО «РЕСО - Гарантия» и ОСАО «Ингосстрах» при расчете страховой премии по каждому опасному объекту применили максимальный понижающий коэффициент  - 0,7 установленный в рамках действующего законодательства.

ОСАО «Ингосстрах» в письменных пояснений (№ 1091 от 27.04.2015 г.) указало на тот факт, что расхождение расчета цены представленной в рамках участия в открытом запросе предложений с ценой заявителя имеется, поскольку общество по каждому страховому объекту применило максимальный понижающий коэффициент 0,7 установленный постановлением Правительства № 808.

В заседании Комиссии Оренбургского УФАС России, представитель заявителя пояснил, что ОАО «Согаз» на основании сведений представленных заказчиком был произведен расчет цены контракта. Коэффициент уровня безопасности в данном случае должен был применяться в пределах от 0,7 до 1. ОАО «Согаз» произвело расчет по каждому объекту на сайте www.nsso.ru/calcopo/. В соответствии с данными полученными с указного сайта понижающий коэффициент уровня безопасности по одним опасным объектам был установлен - 0,85, по остальным – 0,7.

Комиссией, установлено, что заказчиком в Документации на проведение открытого запроса предложений по отбору финансовой организации на право заключения договора определена страховая сумма по случаю «причинения вреда в результате аварии», а также установлен страховой тариф. Дополнительный понижающий коэффициент заказчиком не установлен. Заказчиком не установлено требование к расчету цены контракта в соответствии с данными имеющимися  на  сайте www.nsso.ru/calcopo.

Следовательно, при определении цены участники открытого запроса предложений должны были руководствоваться  Законом №225-ФЗ, а также постановлением Правительства № 808.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что ОСАО «Ингосстрах» - победителем открытого запроса предложений, а также ОСАО «РЕСО - Гарантия» - участником, занявшим второе место страховая премия рассчитана  в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 2 «Цели и предмет деятельности Общества» п. 2.1 Устава ОСАО «Ингосстрах», утверждённого решением Общего собрания акционеров ОСАО «Ингосстрах» от 28.05.2014 г. (далее – Устав) основной целью Компании является получение прибыли за счёт осуществления всех видов страхования и перестрахования.

Согласно разделу «Сведения о филиалах юридического лица» выписки из ЕГРЮЛ ОСАО  «Ингосстрах» имеет филиал в г.Оренбурге.

В соответствии с п. 2.1. статьи 2 Устава ОСАО «РЕСО - Гарантия», утвержденного общим собранием акционеров от 04.04.2014 г. (протокол № 42) основной целью деятельности общества является получение прибыли от осуществления страховой и иной деятельности в рамках действующего законодательства. 

ОСАО «РЕСО - Гарантия» имеет филиал в г.Оренбурге (пп. 30.5 статьи 30 Устава общества).

В соответствии с п. 6.1. статьи 6 Устава ОАО «Согаз», утвержденного решением годового общего собрания акционеров ОАО «Согаз» (протокол № 32 от 15 мая 2015 года) основной целью деятельности общества является получение прибыли от осуществления страховой деятельности в рамках действующего законодательства. 

ОАО «Согаз» имеет филиал в г.Оренбурге (Приложение № 1 к  Уставу общества).

Таким образом,  ОСАО «Ингосстрах», ОСАО «РЕСО - Гарантия» и ОАО «Согаз» осуществляют страховую деятельность, на территории города Оренбурга и Оренбургской области, и являются конкурентами на рынке услуг страхования.

Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с  ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции"  недобросовестная конкуренция не допускается.

Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного обществом деяния в качестве указанного правонарушения необходимо доказать наличие одновременно следующих условий: 1) действия хозяйствующего субъекта противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; 2) эти действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; 3) причинили или могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации хозяйствующему субъекту - кокуренту, стремящемуся к тому же результату.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из критериев недобросовестной конкуренции является действия хозяйствующего субъекта, противоречащие законодательству Российской Федерации.

Поскольку страховую премию по полисам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте ОСАО «Ингосстрах», ОСАО «РЕСО - Гарантия» рассчитало в соответствии с Законом №225-ФЗ, а также постановлением Правительства № 808 следовательно, действия  ОСАО «Ингосстрах», ОСАО «РЕСО - Гарантия» не противоречат законодательству Российской Федерации, равно как и не направлены на получение преимуществ, то есть в действиях обществ, отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции.

Руководствуясь статьей 14, 23, частью 1, пунктом 3 частью 2 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,                                                 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 07-16-67/2015, возбужденное в отношении ОСАО «Ингосстрах», ОСАО «РЕСО - Гарантия» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ответчиков.

Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                               /…………../

                                           

Члены Комиссии                                                                                            /…………../

/…………../

Связанные организации

Связанные организации не указаны