Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание о нарушении антимонопольного законода... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 «08»  сентября  2015 г.                                                                                  г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии

представителя заявителя: ООО «Медтехника»;

представителя ответчика: ГБУЗ «Соль-Илецкая районная больница»,

рассмотрев дело № 07-16-72/2015, возбужденное по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Соль–Илецкая районная больница» (461500, г.Соль-Илецк, ул.Ленинградская, 1)  (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом торгов,

 

УСТАНОВИЛА

 

Оренбургским УФАС России приказом от 26.05.2015 г. № 92 возбуждено дело № 07-16-72/2015 по заявлению (вх. № 2784к от 13.04.2015)  общества с ограниченной ответственностью «Медтехника» (460006, г.Оренбург, ул.Кичигина, 25а) (далее также – ООО «Медтехника», заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Соль–Илецкая районная больница» (461500, г.Соль-Илецк, ул.Ленинградская, 1) (далее также – ГБУЗ «Соль–Илецкая районная больница», ответчик), выраженные в нарушении ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. в ходе проведения электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом торгов.

В ходе заседания Заявитель поддержал изложенные в жалобе доводы, а также пояснил, что        Согласно п.1 Технического задания в один лот объединены следующие услуги: услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования.

В соответствии с п. 22.1. Документации об аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, утвержденной в 2015 году (далее – Документация об аукционе) к участнику предъявляется требование предоставить кроме копий лицензий, необходимых для осуществления технического обслуживания медицинской техники, еще и «копию аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) в области аккредитации лаборатории радиационного контроля медицинских рентгеновских аппаратов».

Таким образом, вышеуказанные услуги осуществляются на основании разных правоустанавливающих документов.

В соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» (ОК 029-2014) «Технические испытания, исследования и сертификация» имеют код 74.3. В соответствии с этим же классификатором «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры» имеет код 33.10.9.

 Таким образом, услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования технологически и функционально не связаны между собой и являются разными видами деятельности.

Ответчик нарушение не признал, сославшись на пояснения (вх. № 4942 от 17.06.2015 г.) предоставленные в материалы дела.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

13.04.2015 года в Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 2784к от 13.04.2015) ООО «Медтехника» (далее – Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Соль–Илецкая районная больница» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (номер извещения № 0153200000215004332) (далее – аукцион).

20 апреля 2015 года Комиссией Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок была рассмотрена вышеуказанная жалоба ООО «Медтехника» на действия Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Соль–Илецкая районная больница» при проведении электронного аукциона на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (номер извещения № 0153200000215004332) (дело № 08-07-362/2015), оставлена без рассмотрения, в связи с заявленным ходатайством лица о передаче дела должностному лицу для принятия вопроса о наличии нарушений в действиях Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Соль–Илецкая районная больница» положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Служебной запиской от 23.04.2015 года материалы дела № 08-07-362/2015 были переданы должностному лицу в отдел антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС для рассмотрения на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

Оренбургским УФАС России приказом от 26.05.2015 г. № 92 возбуждено дело № 07-16-72/2015 в отношении ГБУЗ «Соль–Илецкая районная больница», выраженные в нарушении ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.

В ходе заседания, Комиссия усмотрела в действиях ответчика признаки нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные во включении при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (извещение № 0153200000215004332) в состав одного лота услуг технологически и функционально не связанных между собой (услуга по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в ходе данных торгов.

Как следует из материалов дела, 06.03.2015 года г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» было размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (номер извещения №0153200000215004332).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно извещению и документации об аукционе, в качестве наименования предмета аукциона Заказчиком указано «оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования». В извещении о проведении аукциона указан код классификации услуг – 33.10.92.190 – «услуги по техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий, включая хирургическое оборудование и аппаратуру».

Техническое задание документации об аукционе, проект гражданско-правового договора также содержат информацию о том, что выполнению подлежат как услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования, так и по контролю эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования и индивидуальных средств защиты от рентгеновского излучения.

Таким образом, как из извещения, так и из документации об аукционе следует, что оказанию подлежат как услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования (в том числе аппаратов рентгеновских), так и по контролю эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования и индивидуальных средств защиты от рентгеновского излучения.

В Техническом задании содержится требование о выполнении работ по контролю эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования и контролю индивидуальных средств радиационной защиты.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что для осуществления каждого вида деятельности необходима различная разрешительная документация: лицензия для осуществления комплексного технического обслуживания медицинского оборудования; аттестат аккредитации испытательной лаборатории в системе аккредитации лабораторий радиационного контроля в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.12.2002 г. (в ред. от 23.06.2014 г.) № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом № 412-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об аккредитации и национальной системе аккредитации» для контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования.

В Техническом задании (Часть II аукционной документации) указано, что контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования, прямо или косвенно влияющих на обеспечение радиационной безопасности пациентов и персонала, проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03.

 Пунктом 1 Приложения 10 СанПиН 2.6.1.1192-03 установлено, что контроль эксплуатационных параметров медицинских рентгеновских аппаратов, преобразователей рентгеновского изображения и фотолабораторного оборудования, прямо или косвенно влияющих на обеспечение радиационной безопасности пациентов и персонала, водится при:

  1. испытании новых и модернизированных видов рентгеновского оборудования;
  2. периодическом контроле эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, находящегося в эксплуатации, с целью определения возможности продления сроков его эксплуатации;
  3. текущем контроле эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования».

Объем испытаний эксплуатационных параметров при текущем контроле определен пунктом 3 Приложения 10 СанПиН 2.6.1.1192-03, и может выполняться штатными медицинскими сотрудниками рентгеновского кабинета (отделения). Объем испытаний для первых двух случаев определен пунктом 2 Приложения 10 СанПиН 2.6.1.1192-03, и должен проводиться аккредитованными лабораториями, с оформлением протокола установленного (при прохождении аккредитации) образца.

Техническое обслуживание медицинской техники относится к техническому обслуживанию и выполняется силами организации, осуществляющей техническое обслуживание, которые, в соответствии с законодательством России, должны иметь лицензию на данный вид деятельности.

Следовательно, в одной закупке содержатся два разных вида деятельности: контроль технического состояния, выполняемого по лицензии в рамках технического обслуживания, и контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, выполняемого в соответствии с аттестатом аккредитации.

Также данное требование подтверждается пунктом 22.1 Информационной карты документации об аукционе, а именно обязанностью участника представления в составе заявке следующих документов: 1. Копии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники (Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»); 2.копии лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучие человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (статья 10  Федерального закона № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»); 3. Копия аттестата об аккредитации испытательной лаборатории (центра).

В соответствии с ст. 780 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Согласно положениям проекта гражданско-правового договора, последним привлечение соисполнителей не предусмотрено. Более того, пунктом 2.6. названного проекта гражданско-правового договора прямо указано, что работы по договору Исполнитель выполняет самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Исходя из анализа действующего законодательства, обязательные требования к описанию объекта закупки, а также к контракту установлены статьями 33, 34 Закона о контрактной системе и должны соблюдаться заказчиком при проведении тех или иных конкурсных процедур.

Размещаемый заказ сформирован Заказчиком в виде одного лота и предполагает выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского оборудования выполнение которых технологически и функционально не связаны между собой и могут осуществляться отдельно.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Заключение муниципального контракта на торгах подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов и направлено, в том числе на обеспечение конкуренции, т.к. только при проведении аукциона могут быть выявлены потенциальные желающие заключить контракт.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что укрупнение лота путем включения услуг функционально и технологически не связанных между собой (работы по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования, так и по контролю эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования и индивидуальных средств защиты от рентгеновского излучения) привели к ограничению конкуренции на торгах.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо Министерства здравоохранения Оренбургской области № 02-01-05-18/108 от 16.04.2015 г. в котором указано, что анализ закупочной деятельности подведомственных медицинских организаций свидетельствует о допускаемых отдельными заказчиками нарушений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции.

Так, некоторыми заказчиками - медицинскими организациями в техническое задание включаются два отдельных вида услуг, технологически не связанных друг с другом: «техническое обслуживание медицинской техники», требующее наличие лицензии на этот вид деятельности, и «контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгенологического оборудования», требующий наличие аттестата аккредитации испытательной лаборатории, но не требующий лицензии.

При этом, к участникам закупки в качестве требований предъявляется наличие и лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, и аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

В связи с объединением данных работ (услуг) существенно ограничивается круг участников закупочной деятельности, что приводит к заключению контракта с единственным поставщиком и как следствие приобретению работ (услуг) по завышенным ценам.

При таких обстоятельствах, объединение в один лот вышеперечисленных услуг с требованием о наличии и представлении во второй части заявки участниками закупки вышеперечисленных документов, Комиссия Оренбургского УФАС России считает противоречащим положениям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГБУЗ «Соль–Илецкая районная больница», нарушившим ч. 1 ст. 17 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  ГБУЗ «Соль–Илецкая районная больница» предписание о прекращении нарушения требований, установленных    ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., для чего:

- при проведении торгов соблюдать требования антимонопольного законодательства;

- довести до сведения аукционной комиссии решение и предписание по настоящему делу и провести соответствующие разъяснительные мероприятия.  

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

                                

Председатель Комиссии                                                                                   

Члены Комиссии                                                                                            

                                                                                                      

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу №  07-16-72/2015

08 сентября 2015 г.                                                                                  г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 08.09.2015 по делу № 07-16-72/2015 о нарушении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Соль–Илецкая районная больница» (461500, г.Соль-Илецк, ул.Ленинградская, 1)   ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведения электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом торгов,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

  1.  Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Соль–Илецкая районная больница»  в срок до  16.10.2015 г.  довести до сведения аукционной комиссии решение и предписание по настоящему делу и провести соответствующие разъяснительные мероприятия.

2.При проведении торгов соблюдать требования антимонопольного законодательства.

3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России  не позднее трех дней со дня его выполнения, предоставив документы, подтверждающие его исполнение.       

   

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                    

Члены Комиссии                                                                            

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны