Решение б/н Решение о предписания по делу №07-16-88/2016 от 21 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 12 от 14.01.2016 г.), в составе:

Председателя Комиссии – «…»;  членов Комиссии: «…»,

в отсутствие представителя заявителя ООО «ВАРС», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

в присутствии представителя МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»: «…» (доверенность № 1 от 08.06.2016г.),

рассмотрев жалобу ООО «ВАРС» на действия МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа», при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с. Михайловка  (извещение №31603704318),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 4184 от 31.05.2016г.) от ООО «ВАРС»  (460018, г. Оренбург, ул. Самолетная, д.5(далее-заявитель) на действия МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» (461071,Оренбургская область, с.Михайловка, ул.Ленина, дом.37) (далее-заказчик, ответчик), при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с. Михайловка  (извещение №31603704318).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.

В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатору торгов Заказчику выставлено требование о приостановлении запроса предложений до рассмотрения указанной жалобы по существу.

Исходя из содержания жалобы следует, что действия заказчика по проведению закупки у единственного поставщика неправомерны.

Представитель ответчика на заседании Комиссии не согласился с доводом жалобы, представил письменное возражение на жалобу и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (исх. №6891  от 02.06.2016г.).

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» 135 - ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

27.05.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с. Михайловка  (извещение №31603704318).

Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В соответствии с п.3.1. Положения о закупках товаров, работ, услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области, утвержденного Наблюдательным советом МАОУ «Михайловская СОШ» 15.08.2014 г. (протокол №38 от 15.08.2014 г.) (далее – Положение) заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик осуществляет закупку товаров (работ, услуг) способом, который позволяет осуществить закупку товаров (работ, услуг), наиболее полно отвечающих требованиям заказчика.

В п.3.8. Положения указано, что заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если сумма закупки не превышает 5 (пять) миллионов рублей.

Согласно извещению №31603704318 о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с. Михайловка размещенному 27.05.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru начальная (максимальная) цена договора – 4 725 066,00 рублей.

В соответствии с Протоколом №1 от 02.06.2016 г. о результатах закупки способом «Единственный поставщик» на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области Наблюдательный совет МАОУ «Михайловская СОШ» предлагает рассмотреть в качестве поставщика ООО «ЛВ» с суммой предложения 4 725 066,00 рублей.

Комиссией установлено, что в Положении не установлен порядок закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч.1 ст.1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона и отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Комиссия считает, что действия заказчика должны соответствовать указанным целям, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность заказчика по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Из смысла и содержания норм Закона о закупках в отдельности и в их взаимосвязи следует, что заказчиком может быть осуществлена закупка товара, работы, услуги у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупок, при котором заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Проанализировав действия МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» по проведению закупки у единственного поставщика Комиссия усмотрела в данных действиях учреждения признаки несоблюдения норм Закона о закупках.

Комиссия пришла к выводу о том, что учреждением как заказчиком при осуществлении данных действий не обеспечивается единство экономического пространства, не достигается цель своевременного и полного удовлетворения потребностей в услуге с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, не расширяется возможность и не стимулируется участие юридических и физических лиц в закупке рассматриваемой услуги, а также о том, что оспариваемые действия сами по себе не направлены на развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Кроме того, в действиях учреждения имеются признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Капитальный ремонт пищеблока в образовательных учреждениях может осуществляться различными хозяйствующими субъектами, обладающими необходимым уровнем квалификации. Доказательств обратного учреждением не представлено.

Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение контракта на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с.Михайловка, к участию в размещении заказа.

При таких обстоятельствах, действия МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» по проведению закупки у единственного поставщика (прямая закупка) не соответствуют требованиям Закона о закупках (ч. 1 ст. 1 Закон о закупках), поскольку не обусловлены ни характером услуги (не доказана исключительность ее исполнения единственным поставщиком), ни особыми целями и принципами (оспариваемое действие заказчика не направлено на развитие добросовестной конкуренции и фактически ограничивает право иных субъектов на участие в конкурентных процедурах).

Вместе с тем, не установление порядка закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в Положении  МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» является нарушением ч.3 ст.3 Закона о закупках и основополагающего принципа закупок товаров, работ, услуг, установленного в п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках - информационная открытость закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при проведении данной закупки МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» не были соблюдены нормы действующего законодательства, а именно, ч.1 ст.1, п.1. ч.1 ст.3, ч.3 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, довод жалобы о том, что действия заказчика по проведению закупки у единственного поставщика неправомерны, является обоснованным.

На основании изложенного, исходя из совокупности выявленного нарушения, Комиссия делает вывод о необходимости аннулирования данной закупки.

В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия установила, что согласно п.7.2. Положения о закупках по итогам проведения запроса предложений заказчик вправе заключить договор с участником закупки, признанным победителем в проведении запроса предложений в срок не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня публикации в  единой информационной системе протокола итогов запроса предложений.

Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках №223-Ф3 участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.

Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.

Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.

На основании изложенного, ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.

Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Положение о закупках в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, продлить срок подачи заявок в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с. Михайловка (извещение №31603704318)обоснованной.

2.Заказчику выдать предписание об аннулировании выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с. Михайловка (извещение №31603704318).

3.Заказчику - МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»  выдать предписание о внесении изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области, утвержденного Наблюдательным советом МАОУ «Михайловская СОШ» 15.08.2014 г. (протокол №38 от 15.08.2014 г.)  в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.  

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

Члены комиссии                                                                                            «…»

 

 

Предписание №1  по делу № 07-16-88/2016

об аннулировании торгов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – «…»;  членов Комиссии: «…»,

руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 14.06.2016г. по делу № 07-16-88/2016,

 

предписывает:

 

1. ЗаказчикуМДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания аннулировать закупку у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с. Михайловка  (извещение №31603704318).     

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.             

          Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.

 

          Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.7.2 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       «…»

 

Члены Комиссии                                                                                               «…»

 

 

Предписание №2  по делу № 07-16-88/2016

о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – «…»;  членов Комиссии: «…»,

руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 14.06.2016г. по делу № 07-16-88/2016,

 

предписывает:

 

1. Заказчику – МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего: внести изменение в Положение о закупках товаров, работ, услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.    

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.             

          Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.

 

          Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.7.2 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       «…»

 

Члены Комиссии                                                                                               «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны