Решение б/н Решение и предписание по делу №07-16-89/2016 от 21 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 12 от 14.01.2016 г.), в составе:

Председателя Комиссии – «…»;  членов Комиссии: «…»,«…»,

в отсутствие представителя заявителя ООО «ВАРС», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

в присутствии представителя МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»: «…» (доверенность № 1 от 08.06.2016г.),

рассмотрев жалобу ООО «ВАРС» на действия МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа», при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с.Михайловка  (извещение №31603704374),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 4182 от 31.05.2016г.) от ООО «ВАРС»  (460018, г. Оренбург, ул. Самолетная, д.5(далее-заявитель) на действия МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» (461071,Оренбургская область, с.Михайловка, ул.Ленина, дом.37) (далее-заказчик, ответчик), при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с.Михайловка  (извещение №31603704374).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.

В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатору торгов Заказчику выставлено требование о приостановлении запроса предложений до рассмотрения указанной жалобы по существу.

Исходя из содержания жалобы следует, что действия заказчика по проведению закупки у единственного поставщика неправомерны.

Представитель ответчика на заседании Комиссии не согласился с доводом жалобы, представил письменное возражение на жалобу и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (исх. №6892  от 02.06.2016г.).

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» 135 - ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

27.05.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика на выполнение работ на право заключения договора по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с.Михайловка  (извещение №31603704374).

Согласно ч.1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В соответствии с п.3.1. Положения о закупках товаров, работ, услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области, утвержденного Наблюдательным советом МАОУ «Михайловская СОШ» 15.08.2014 г. (протокол №38 от 15.08.2014 г.) (далее – Положение) заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик осуществляет закупку товаров (работ, услуг) способом, который позволяет осуществить закупку товаров (работ, услуг), наиболее полно отвечающих требованиям заказчика.

В п.3.8. Положения указано, что заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если сумма закупки не превышает 5 (пять) миллионов рублей.

Согласно извещению №31603704374 о проведении закупки у единственного поставщика на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с. Михайловка размещенному 27.05.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru начальная (максимальная) цена договора – 1 974 934,00 рублей.

В соответствии с Протоколом №2 от 02.06.2016 г. о результатах закупки способом «Единственный поставщик» на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области Наблюдательный совет МАОУ «Михайловская СОШ» предлагает рассмотреть в качестве поставщика ООО «Константа-Групп» с суммой предложения 1 974 934,00 рублей.

Комиссией установлено, что в Положении не установлен порядок закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч.1 ст.1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона и отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Комиссия считает, что действия заказчика должны соответствовать указанным целям, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность заказчика по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Из смысла и содержания норм Закона о закупках в отдельности и в их взаимосвязи следует, что заказчиком может быть осуществлена закупка товара, работы, услуги у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупок, при котором заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Проанализировав действия МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» по проведению закупки у единственного поставщика Комиссия усмотрела в данных действиях учреждения признаки несоблюдения норм Закона о закупках.

Комиссия пришла к выводу о том, что учреждением как заказчиком при осуществлении данных действий не обеспечивается единство экономического пространства, не достигается цель своевременного и полного удовлетворения потребностей в услуге с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, не расширяется возможность и не стимулируется участие юридических и физических лиц в закупке рассматриваемой услуги, а также о том, что оспариваемые действия сами по себе не направлены на развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Кроме того, в действиях учреждения имеются признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Капитальный ремонт пищеблока в образовательных учреждениях может осуществляться различными хозяйствующими субъектами, обладающими необходимым уровнем квалификации. Доказательств обратного учреждением не представлено.

Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение контракта на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с.Михайловка, к участию в размещении заказа.

При таких обстоятельствах, действия МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» по проведению закупки у единственного поставщика (прямая закупка) не соответствуют требованиям Закона о закупках (ч. 1 ст. 1 Закон о закупках), поскольку не обусловлены ни характером услуги (не доказана исключительность ее исполнения единственным поставщиком), ни особыми целями и принципами (оспариваемое действие заказчика не направлено на развитие добросовестной конкуренции и фактически ограничивает право иных субъектов на участие в конкурентных процедурах).

Вместе с тем, не установление порядка закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в Положении  МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» является нарушением ч.3 ст.3 Закона о закупках и основополагающего принципа закупок товаров, работ, услуг, установленного в п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках - информационная открытость закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при проведении данной закупки МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» не были соблюдены нормы действующего законодательства, а именно, ч.1 ст.1, п.1. ч.1 ст.3, ч.3 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, довод жалобы о том, что действия заказчика по проведению закупки у единственного поставщика неправомерны, является обоснованным.

На основании изложенного, исходя из совокупности выявленного нарушения, Комиссия делает вывод о необходимости аннулирования данной закупки.

В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия установила, что согласно п.7.2. Положения о закупках по итогам проведения запроса предложений заказчик вправе заключить договор с участником закупки, признанным победителем в проведении запроса предложений в срок не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня публикации в  единой информационной системе протокола итогов запроса предложений.

В рамках дела №07-16-88/2016 МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» выдано предписание №2 о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов (исх. №7647 от 14.06.2016г.)  в соответствии с которым заказчику - МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» предписано в течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего предписания внести изменения в Положение о закупках товаров, работ, услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с.Михайловка (извещение №31603704374)обоснованной.

2.Заказчику - МДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»  выдать предписание об аннулировании закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с.Михайловка  (извещение №31603704374)

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

Члены комиссии                                                                                            «…»

 

Предписание по делу № 07-16-89/2016

об аннулировании торгов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – «…»;  членов Комиссии: «…»,

руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 14.06.2016г. по делу № 07-16-89/2016,

 

предписывает:

 

1. ЗаказчикуМДОАУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания аннулировать закупку у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ «Михайловская СОШ» с. Михайловка  (извещение №31603704374).     

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.             

          Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.

 

          Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.7.2 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       «…»

Члены Комиссии                                                                                               «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны