Решение б/н Решение по делу № 07-16-91/2015 от 1 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №283 от 26.12.2011г.), в составе:

      Председателя Комиссии –«<…>»;

Членов Комиссии:  «<…>»,

в отсутствии:

- представителя заявителя: ООО «Глобал Мониторинг», надлежащем образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,

в присутствии:

-  представителей ответчика: ООО «ГазпромДобычаОренбург» «<…>» (доверенность №«<…>»), «<…>» (доверенность №«<…>»),

рассмотрев жалобу  общества с ограниченной ответственностью  «Глобал Мониторинг» на действия общества с ограниченной ответственностью «ГазпромДобычаОренбург» при проведении запроса предложений по оказанию услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов (№31502384586),        

                                                     УСТАНОВИЛА:

 

            В Оренбургское УФАС России поступила жалоба («<…>») общества с ограниченной ответственностью  «Глобал Мониторинг» («<…>») (далее – ООО «Глобал Мониторинг», заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «ГазпромДобычаОренбург» («<…>») (далее – ООО «ГазпромДобычаОренбург», ответчик, организатор торгов, заказчик) при проведении запроса предложений по оказанию услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов (№31502384586).

             Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и с соблюдением требований,  предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

              В связи с поступлением жалобы ООО «Глобал Мониторинг», Оренбургским УФАС России на основании ч. 11  ст. 18.1  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ заявителю и  организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу («<…>»), информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС http://orenburg.fas.gov.ru/.

             Как следует из содержания жалобы ООО «Глобал Мониторинг»:

              В документации на право заключения договора на оказание услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов в пункте 4.1.29 в качестве требования было указано наличие у участника запроса предложений, лицензии Федеральной службы по техническому и экспертному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в рамках контроля защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации, предоставляемой на основании ФСТЭК России.

             Заявитель считает, что данная лицензия не относится к предмету закупки, и требование о ее предоставлении ограничивает участников запроса предложений.

             Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил  пояснения по жалобе («<…>») и документы, затребованные  уведомлением Оренбургского УФАС России («<…>»).

              Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

              Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

         Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

           На официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  (http://zakupki.gov.ru) 22.05.2015 г. было опубликовано извещение №31502384586  о проведении запроса предложений по оказанию услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов.

           В п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

           Согласно пп.3.5.1 Документации о запросе предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов  № 026/15/2.1/0010682/ДОренбург/ЗП/ГОС/Э/ 22.05.2015, утвержденной «<…>» (далее –Документация запроса предложений), установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки обязательным и квалификационным требованиям, а именно копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, в соответствии с перечнем, приведенным в информационной карты п.4.1.29.

            В соответствии с п.4.1.29 Информационной карты Документации запроса предложений, установлено требование  о предоставлении копии лицензии Федеральной службы по техническому и экспертному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в рамках контроля защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации, предоставляемой на основании ФСТЭК России.

           Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации, предусмотрено Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79. Кроме того, лицензия по данному виду деятельности должна быть выдана Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

           Представитель ответчика пояснил, что установление данного требования связанно с обработкой персональных данных в соответствии с п.17 Постановления Правительства от 01.11.2012 г. №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее – Постановлении Правительства №1119). В данном нормативном акте предусмотрен контроль за выполнением настоящих требований, который организуется и проводится оператором (уполномоченным лицом) самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Указанный контроль проводится не реже 1 раза в 3 года в сроки, определяемые оператором (уполномоченным лицом).

            Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию  подлежит деятельность по  разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случев, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

            Порядок лицензирования  указанного вида деятельности установлен утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313  Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее  – Положение о лицензировании).

             Согласно п.4 Положения о лицензировании, установлен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств, приведен в приложении.

             Исходя из содержания  Приложения к Положению о лицензировании, в перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств входит деятельность, в том числе: монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств; работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); передача шифровальных (криптографических) средств.

              В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее – лицензирующий орган).

             Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно извещению №31502384586 и п.4.1.8 Информационной карты Документации запроса предложений, предметом данного запроса предложений является оказание услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов.

            Довод представителя ответчика о требование лицензии по осуществлению деятельности по технической защите конфиденциальной информации у участника данных торгов по указанному предмету является несостоятельным по следующим основаниям.

           Указанное Постановление Правительства РФ №1119 во исполнение Федерального закона от 27.07.2016 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персо­нальных данных), устанавливает требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (информационные системы) и уровни защищенности таких данных.

          Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.

           В соответствии с ч.3 Постановления Правительства РФ №1119, безопасность пер­сональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор этой системы, который обрабатывает персональные данные (далее - оператор), или лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора на основании заключаемого с этим лицом договора (далее - уполномоченное лицо).

          Исходя из содержания п. 17 Постановления Правительства РФ №1119 следует, что все информационные системы должны не реже 1 раза в 3 года проходить аудит на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и Постановления Правительства РФ №1119. При этом контроль может проводиться организацией как самостоятельно, так и с привлечением на договорной основе юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

          Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно извещению №31502384586 и п.4.1.8 Информационной карты Документации запрос предложений, в рассматриваемых торгах предметом является оказание услуг но установке, проверке, ТО и ремонту тахографов, что не связано с привлечением на договорной основе юридических лиц/индивидуальных предпринимателей для осуществления контроля за выполнением требований, установленных Постановлением Правительства РФ №1119 для нужд опера­тора.

           Пояснения представителя ответчика о необходимости предоставления исполнителем по договору отчетов, содержащих персональные данные водителей, и, как следствие,, необходимости наличия у таких исполнителей лицензии по технической защите конфиден­циальной информации (ФСТЭК), Комиссия полагает несостоятельными, и противоре­чащими действующему законодательству.

            Комиссия считает, что соблюдение исполнителем Закона о персональных данных при подготовке и передаче таких отчетов не требует наличия дополнительных разрешитель­ных документов.

            Кроме того, лицензирование деятельности по предмету данных торгов осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

           Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчик неправомерно установил требование к участникам об обладании лицензии по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК), указанной в п.4.1.29 Документации запроса предложений.  

           В связи с этим, ООО «ГазпромДобычаОренбург» нарушало требование действующего законодательства, а именно п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и довод жалобы является обоснованным.

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия       

                                                

РЕШИЛА:

 

  1.   Признать жалобу («<…>») общества с ограниченной ответственностью  «Глобал Мониторинг» на действия общества с ограниченной ответственностью «ГазпромДобычаОренбург» при проведении запроса предложений по оказанию услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов (№31502384586), обоснованной. 
  2. Выдать предписание организатору торгов о внесении изменений в Документацию запроса предложений в части исключения обязательного требования по предоставлению лицензии Федеральной службы по техническому и экспертному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в рамках контроля защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации предоставляемая на основании ФСТЭК России.

       Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Председатель Комиссии                                                                                      «<…>»

Члены Комиссии                                                                                                       «<…>»

 

          

 

 

 

 

                                          

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны