Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела по признакам нарушения закон... от 21 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – «…», рассмотрев обращение КПК «Сервис Капитал»  (вх. № 2277 от 02.04.2018г.) на действия кредитного потребительского кооператива «Сберегательный»  и иные материалы по признакам нарушения требований, установленных  п.1 ч.2 ст.28, п.4 ч.3 ст.5 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту  - Закон о рекламе), содержащихся в размещенном телевизионном ролике на канале «Россия – 1», в котором используется информация, содержащая гарантии или обещания эффективности деятельности, вводящая в заблуждение потребителей финансовых услуг,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступило обращение КПК «Сервис Капитал»  (вх. № 2277 от 02.04.2018г.) (далее – заявитель) на действия кредитного потребительского кооператива «Сберегательный» (далее – ответчик, КПК «Сберегательный») по признакам нарушения п.1 ч.2 ст.28, п.4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

Из содержания обращения следует, что по на телевизионном канале  «Россия-1» в рекламном ролике КПК «Сберегательный» анонсируются высокие процентные ставки по доходности, вводящее в заблуждение потребителей финансовых услуг.

В соответствии с  частью 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынок.

Оренбургским УФАС России установлено, что в телевизионном ролике КПК «Сберегательный», распространяемом на канале «Россия-1», содержалась следующая информация: «Главное в нашем возрасте здоровье и стабильность. Кредитный кооператив «Сберегательный» преумножает и сохраняет наши финансы. А всем вкладчикам подарок – путевка в санатории области. Пушкинская, 22»,  а также в ролике содержалась текстовая информация: «3 месяца тариф «Стартовый» 15.4% годовых». Данная информация подпадает под понятие рекламы в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на вышеуказанную рекламную информацию, распространяемую в телевизионном ролике.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

С учетом изложенного, кредитный потребительский кооператив «Сберегательный» является финансовой организацией.

Таким образом, в рассматриваемом случае объектом рекламирования выступают финансовые услуги, к которым предъявляются специальные требования, предусмотренные статьей 28 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не  должна, содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложения), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Согласно пункту 3.8.2 Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке, утвержденного Банком России (Протокол №КФНП -26 от 27.07.2017г.), договор передачи личных сбережений должен содержать условие о размере платы (процентов, компенсации) за использование привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков). Размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) устанавливается в процентах годовых. При этом максимальный размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) с учетом всех выплат, причитающихся по договору передачи личных сбережений, не может превышать 1,8 (одну целую восемь десятых) ключевой ставки, установленной Банком России на дату заключения договора передачи личных сбережений.

С 26.03.2018г. ключевая ставка, установленная Банков России, составляет 7,25% годовых. Следовательно, максимальный размер платы за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) с учетом всех выплат не может превышать 13,05% годовых.

КПК «Сберегательный», транслируя в рекламном ролике процентную ставку равную 15,4 % годовых, дает представление о гарантии доходности вложений на год.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с Положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств пайщиков кредитного потребительского кооператива «Сберегательный» размер компенсаций в год по всем программам не превышает 13,05% годовых, что противоречит информации, транслируемой в рекламном ролике, а именно процентной ставке равной 15,4% годовых.

На основании вышеизложенного, Оренбургским УФАС России усматриваются признаки нарушения п.1 ч.2 ст.28, п.4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

Исходя из содержания части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных п.1 ч.2 ст.28, п.4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе,  несет рекламодатель.

Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (статья 3 Закона о рекламе).

Согласно письменным пояснениям (вх. №1946 от 23.03.2018г.), предоставленным КПК «Сберегательный»,  размещение телевизионного ролика на канале «Россия-1», в котором используется рекламная информация в текстовом содержании «3 месяца тариф «Стартовый» 15.4% годовых», осуществлено по собственному заказу. 

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать – кредитный потребительский кооператив «Сберегательный»  (адрес регистрации: ул. Пролетарская, д.13, оф.9, г. Оренбург, 460014).

Таким образом, в действиях КПК «Сберегательный» при распространении рассматриваемой рекламы усматриваются признаки нарушения п.1 ч.2 ст.28, п.4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006 года,

                                  

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

      1. Возбудить производство по делу № 07-17-15/2018 по признакам нарушения требований, установленных п.1 ч.2 ст.28, п.4 ч.3 ст.5 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года.

     2. Признать лицами, участвующими в деле:

    - в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе кредитный потребительский кооператив «Сберегательный»  (ИНН: 5607141964; адрес регистрации: ул. Пролетарская, д.13, оф.9, г. Оренбург, 460014);

    - в качестве заявителя -   КПК «Сервис Капитал» (ул. Советская, д.38, пом.3, с. Сакмара, Сакмарский район, Оренбургская область, 461420).

3. Назначить дело № 07-17-15/2018 к рассмотрению на «24» мая 2018 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, 22, каб. 510 (дополнительную информацию уточняйте по тел.: 8 (3532) 78-66-26). Сторонам по делу при себе иметь обязательно паспорт.

        

         Явка представителей заявителя, а также представителей КПК «Сберегательный» с документами, удостоверяющими личность и (или) представителей по доверенности  (с подлинной доверенностью на участие в деле № 07-17-15/2018) обязательна.

 

     

Председатель Комиссии                                                         «…»

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны