Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 07-17-22/2018 от 19 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ  о рекламе в составе:

«…» – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

«…» - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

«…» - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

в отсутствии:

заявителя – «…»;

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – ИП «…» (паспорт),

надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело №07-17-22/2018, возбужденное в отношении ИП «…» по признакам нарушения ч.6 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выраженных в распространении рекламы с использованием оскорбительного образа причастного к Великой Отечественной войне,

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступило обращение «…»  (вх. №2959 от 23.04.2018г.) (далее – заявитель) на действия ИП «…» (далее – ответчик) при распространении информации на радио «Маяк» с использованием голоса тождественного голосу диктора Левитана по признакам нарушения ч.6 ст.5 Закона о рекламе.

Из содержания обращения следует, что при трансляции рекламы магазина «Молоток» на радио «Маяк» с использованием голоса тождественного голосу Ю.Левитана у слушателей появляются тревожные чувства и воспоминания, связанные с Великой Отечественной войной.

Усмотрев признаки нарушения требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе по вышеуказанному обращению и после проведения правового анализа, председателем Комиссии было возбуждено дело в отношении ИП «…» по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе №07-17-22/2018.

Проанализировав содержание, рассматриваемой рекламы, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Согласно ч.1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Оренбургским УФАС России установлено, что на радиоканале «Маяк», транслировалась следующая информация: «Внимание! Говорит Молоток. Арматура стеклопластиковая – 7 рублей. Шуруповерт аккумуляторный калибр – 1390 рублей. 85 видов сетки и проволоки вязальной. Молоток, Шевченко, 20в и Гагарина, 29/2. Телефон 75-69-02». Текст информационного сообщения произносился голосом похожим на голос диктора Левитана с использованием звукового сигнала «Маяк».

Таким образом, информация, распространяемая на радиоканале «Маяк», попадает под понятие рекламы в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на данную рекламную информацию.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям относят слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

При рассмотрении признаков нарушения данной нормы, связанных с использованием указанных оскорбительных образов, сравнений и выражений необходимо установить, оскорбляет ли данная рекламы, то есть «крайне обижает, унижает, уязвляет, задевает какие-либо чувства», слушателей.

Согласно пояснениям заявителя «…» использование в рекламе голоса тожественного голосу Ю. Левитана, вещавшего важные события СССР,  тревожит чувства людей, особенно ветеранов, заставляя вспоминать о страшных событиях Великой Отечественной войны.

В ходе заседания Комиссии установлено, что реклама распространялась на радио «Маяк», которое являет филиалом всероссийской государственной телерадиокомпании и позиционирует себя, как «немузыкальное» радио. В целевую аудиторию радио «Маяк» входят пенсионеры, участники Великой отечественной войны.

Рассматриваемая реклама распространялась в марте 2018 года с использованием голоса тождественного голосу диктора Левитана.

Диктор Ю. Левитан в СССР объявлял значимые события для страны, в том числе во время Великой Отечественной Войны. Голос диктора Левитана принято считать неофициальной государственной символикой и политическим брендом, который связан с патриотическими чувствами людей. Объявления диктора начинались с фразы: «Внимание! Говорит Москва».

Комиссий Оренбургского УФАС России выявлено, что магазин «Молоток» подобным способом рекламирует хозяйственные товары и инструменты, реализуемые в точках продаж.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации №80-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» необходимо хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, принимая во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства.

Оренбургское УФАС России приходит к выводу, что использование в рекламе магазина «Молоток» голоса тождественного голосу диктора Левитана принижает значимость такого исторического события, как Великая отечественная война, а также задевает и тревожит чувства ветеран, что является недопустимым.

На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама нарушает ч.6 ст.5 Закона о рекламе.

На заседании Комиссии ИП «…» пояснила, что главной целью  распространения рекламы было донесение до потребителей значимой информации о магазине «Молоток» и его ассортименте. В связи с этим, при утверждении рекламного сообщения была выбрана подача информации с использованием голоса, который бы четко, не быстро произнес рассматриваемую рекламу. Использование голоса тождественного голосу диктора Левитана не было умыслом рекламной кампании.

Исходя из содержания части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч.6 ст.5 Закона о рекламе,  несет рекламодатель.

Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (статья 3 Закона о рекламе).

Договор на оказание услуг по размещению рекламы магазина «Молоток», распространяемой на радио «Маяк FM», №56/2018/0060 от 01.03.2018г. заключен между ООО «ПриорМедиа» и ООО «Старт», в лице «…» (далее – Договор).

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать – ИП «…» (ИНН 561206515293).

Таким образом, в действиях ИП «…» допущены нарушения ч.6 ст.5 Закона о рекламе.

Согласно Приложению №1 и №2 Договора реклама магазина «Молоток» распространялась на радио «Маяк FM» с 15 марта 2018г. по 30 марта 2018г. и с 12 апреля 2018 г. по 28 апреля 2018 г.

На заседании Комиссии ИП «…» подтвердила, что рекламная информация на сегодняшний момент не распространяется.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006 года,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.Признать рекламу магазина «Молоток», размещенную по заказу «…» на радиоканале «Маяк», ненадлежащей, поскольку нарушает требования, установленные частью 6 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3.Передать материалы дела № 07-17-22/2018 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

     

Председатель Комиссии                                                                                     «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                  «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны