Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 17 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области «…» (далее по тексту – Должностное лицо), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 07-18-41/2018, возбужденного в отношении ПК «Семейная копилка»  (юридический адрес: г. Оренбург, ул. Чкалова, д.2; ИНН 5610165789, ОГРН 1145658339155),

в отсутствии лица в действиях, которого усмотрены признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ -  ПК «Семейная копилка», надлежащим образом уведомленного о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

ПК «Семейная копилка» было заявлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении № 07-18-41/2018 в день составления протокола в отсутствие представителя ПК «Семейная копилка», в связи с производственной необходимостью (вх.б/н, 16.07.2018).

Руководствуясь ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ дело № 07-18-41/2018 рассматривается в отсутствии представителя ПК «Семейная копилка».

Проанализировав материалы дела, Должностное лицо установило, что в Оренбургское УФАС России поступили обращения КПК «Сервис Капитал»  (вх. № 2276 от 02.04.2018г.) (далее – заявитель) на действия ПК «Семейная копилка» (далее – ответчик) о распространении рекламы на телеканале «Россия-1» с указанием высоких процентных ставок по доходности по признакам нарушения ч.7 ст.5 Закона о рекламе.

В телевизионном ролике ПК «Семейная копилка», распространяемом на канале «Россия-1», содержалась следующая информация:

- звуковая: «Весна время перемен. Настройтесь на перемены к лучшему вместе с потребительским кооперативом «Семейная копилка». Ваши деньги работают и приносят ощутимую прибыль 18% годовых сроком на 12 месяцев. Обеспечение доходности прибыльными видами деятельности. Услуги предоставляются только членам кооператива. Членство повлечет дополнительные расходы. Подробнее по телефону 8 (3532) 205-009»;

- текстовая: «Семейная копилка» потребительский кооператив. 18% годовых на 12 месяцев. «Семейная копилка» потребительский кооператив ул. Чкалова, д.2, (3532) 205-009. www.kopilkakpk.ru. «Информация под 18% годовых сроком на 12 месяцев». Минимальная вносимая сумма от 5 000 рублей. В программах предусмотрена капитализация или ежемесячное снятие процентов. Существует возможность пополнения от 5 000 рублей. Услуги предоставляются только членам кооператива. Членство повлечет дополнительные расходы. Паевый взнос 100 рублей, вступительный взнос 20 рублей, взнос в резервный фонд 20 рублей, членский взнос 20 рублей в месяц. Налог на доходы физических лиц взимается в порядке, установленным НК РФ. С подробной информацией можно ознакомится на сайте www.kopilkakpk/ru и по  тел. (3532) 205-009, 2018 год. Адрес 460024, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Чкалова, 2 ОГРН 1145658339155, ИНН 5610165789».

В соответствии с  частью 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынок.

Данная информация подпадает под понятие рекламы в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на вышеуказанную рекламную информацию, распространяемую в телевизионном ролике.

Решением №07-17-17/2018 установлено, что рекламный ролик ПК «Семейная копилка», транслируемый на телеканале «Россия-1» состоит из пяти заставок.

Третья заставка рекламного ролика содержит информацию о процентной ставке «18% годовых сроком на 12 месяцев».

По центру пятой  заставки транслируются следующие сведения: «Семейная копилка потребительский кооператив. Чкалова, 2. 8 (3532) 205-009. www.kopilkakpk.ru».

В ходе рассмотрения дела №07-17-17/2018 установлено, что вышеуказанная информация изображена крупным шрифтом, легко воспринимается и запоминается потребителем и является привлекательной.

Вместе с тем внизу на последней заставке расположены не менее значимые условия, а именно: «Информация под 18% годовых сроком на 12 месяцев. Минимальная вносимая сумма от 5 000 рублей. В программах предусмотрена капитализация или ежемесячное снятие процентов. Существует возможность пополнения от 5 000 рублей. Услуги предоставляются только членам кооператива. Членство повлечет дополнительные расходы. Паевый взнос 100 рублей, вступительный взнос 20 рублей, взнос в резервный фонд 20 рублей, членский взнос 20 рублей в месяц. Налог на доходы физических лиц взимается в порядке, установленным НК РФ. С подробной информацией можно ознакомится на сайте www.kopilkakpk/ru и по  тел. (3532) 205-009, 2018 год. Адрес 460024, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Чкалова, 2 ОГРН 1145658339155, ИНН 5610165789».

Данные условия являются для потребителя существенными, однако транслируются в рекламе мелким шрифтом, который невозможно прочитать без применения специальных программ (стоп-кадр). Временной промежуток для ознакомления с указанными условиями равен 5 секундам.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Решением Комиссии 07-17-17/2018 определено, что написание сведений о существенных условиях вклада денежных средств по инвестиционным программам, в форме невозможной для восприятия потребителем, искажает смысл информации и не дает потребителю рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения услуги.

Формальное присутствие в рекламе сведений о существенных условиях предлагаемой услуги не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие.

Поскольку реклама процентных ставок по инвестиционным программам направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. При этом, для признания наличия такой информации в рекламе, она должна быть выполнена способом, позволяющим ее воспринимать потребителями.

На основании изложенного, Должностное лицо приходит к выводу, что потребителем в указанной рекламе воспринимается только та информация, которая присутствует в виде звукового ряда и часть этой же информации, выведенной на экран в качестве повтора в форме текста. 

Возможность потенциальных потребителей предлагаемых услуг ознакомиться с существенными условиями по телефону не заменяет обязанности по распространению существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителей в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, при рассмотрении дела №07-17-17/2018 Комиссией Оренбургского УФАС был сделан вывод, что ограниченное время трансляции заставки с существенными условиями предложения (5 секунд), а также совокупность особенностей визуального и слухового восприятия рассматриваемого рекламного ролика (мелкий шрифт в форме трудной для восприятии) создает условия, при которых часть существенной информации об условиях проводимого предложения не воспринимается потенциальными потребителями, следовательно, вводит их в заблуждение.

В связи с изложенным при распространении рекламы были нарушены требования ч.7 ст.5 Закона о рекламе.

Исходя из содержания части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5 Закона о рекламе,  несет рекламодатель.

Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (статья 3 Закона о рекламе).

Согласно письменным пояснениям (вх. №4577 от 22.06.2018г.), предоставленным ПК «Семейная копилка»,  размещение телевизионного ролика на канале «Россия-1», в котором используется рассматриваемая рекламная информация, осуществлено по заказу ПК «Семейная копилка». 

ПК «Семейная копилка» заключило договор с ООО «ВидеоПриор» от 1 марта 2018 г. №№56/2018/00-135 на оказание услуг по размещению рекламных материалов в форме рекламных роликов в региональном эфире телеканалов/радиоканалов пределах территории в соответствии с условиями настоящего договора и приложений к нему.

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать – потребительский кооператив «Семейная копилка»  (ИНН/КПП 5610165789/561001001).

         Проанализировав материалы дела, Должностное лицо признала их достаточными для возбуждения административного дела в отношении ПК «Семейная копилка» (юридический адрес: г. Оренбург, ул. Чкалова, д.2; ИНН: 561165789) по факту нарушения части 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5 Закона о рекламе.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ПК «Семейная копилка» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, поскольку у него имелась возможность для соблюдения требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, но ПК «Семейная копилка» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (доказательства обратного не представлены). Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, не установлены.

Материалами Комиссионного дела № 07-17-17/2018 подтверждается факт нарушения требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе (ответственность за нарушение данной нормы установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ).

Таким образом, в действиях ПК «Семейная копилка» присутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях  РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

ПК «Семейная копилка» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, категория – микропредприятие (сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 25.05.2018 года ЮЭ9965-18-3590544).

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 14.3 КоАП РФ ПК «Семейная копилка» совершено впервые. Со стороны данной организации отсутствуют  причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также  отсутствует имущественный ущерб.

На основании изложенного, а также учитывая принцип соразмерности, выражающий требования справедливости и предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, Должностное лицо считает, что замена административного штрафа, предусмотренного частью 1 ст. 14.3 КоАП РФ на предупреждение будет реально достигнута цель предупреждения совершения новых правонарушений.

Оценив доказательства на основании ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценив конкретные обстоятельства и характер  совершения правонарушения, руководствуясь  законом и правосознанием, Должностное лицо приходит к выводу о том, что правонарушение, за которое ПК «Семейная копилка» привлечен Оренбургским УФАС России к административной ответственности в виде предупреждения на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В свою очередь угроза охраняемым общественным отношениям подразумевает не фактическое причинение вреда в результате противоправных действий, а возможность (угрозу) его причинения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от наступления материальных последствий.

Руководствуясь статьей 33 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и статьями  23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), на основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать потребительский кооператив «Семейная копилка» (юридический адрес: г. Оренбург, ул. Чкалова, д.2; ИНН 5610165789, ОГРН 1145658339155) виновным  в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
  2. На основании положений статьи 4.1.1 КоАП РФ административный штраф, предусмотренный ч.1 с. 14.3 КоАП РФ заменить на предупреждение.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение в  течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном ст.30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Заместитель руководителя  управления                                                                  «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны