Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административ... от 29 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, (…),  рассмотрев материалы административного дела № 07-19-03/2015, возбужденного в отношении   юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703; юридический адрес: 140002, Московская область,  г.Люберцы, ул.Парковая, д3;  законный представитель – Президент ООО «Росгосстрах» Д.Э. Хачатуров, действующий на основании устава) в лице  филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области  (юридический адрес: 460006, Оренбургская область,    г.Оренбург,ул.Комсомольская/Рыбаковская, д.99/41; законный представитель (…), действующий на основании доверенности №(…); далее по тексту – ООО «Росгосстрах»), по факту нарушения п. 3  ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», предусмотренного  ч. 1 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

руководствуясь ст. 23 Федерального закона №  135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», ст.ст. 14.31, 23.48, 29.9, 29.10  Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях,

в отсутствие  представителей ООО «Росгосстрах», уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

 

 УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 07-16-05/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (исх.№ 3288 от  19.03.2015) ООО «Росгосстрах» в лице ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области было признано нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Согласно пункту 2.1 Устава ООО «Росгосстрах» от  2013 г. (далее - Устав), основной целью Общества является осуществление страховой деятельности и извлечение прибыли.

Согласно п. 2 ст.4 Закона о защите конкуренции финансовой услугой является, в том числе, страховая услуга, следовательно, ООО «Росгосстрах» осуществляет деятельность на финансовых рынках.

Согласно Аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (далее – ОСАГО) на территории Оренбургской области за 2013 год и 9 месяцев 2014 года,  товар, обращающийся на рассматриваемом рынке, обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации. Доля ООО «Росгосстрах» в течение длительного периода времени (2011г., 2012г.,  2013г., 9 мес. 2014 года) неизменно превышала 20%, таким образом,  положение филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области  на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в период 2013 годы и 9 месяцев 2014 года в географических границах Оренбургской области является доминирующим, при этом занимаемая им доля считается неизменной или стабильной и равна 42,8%.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

  Согласно материалам жалоб, заявители обращались в ООО «Росгосстрах» с целью заключить договор ОСАГО, на что сотрудники ООО «Росгосстрах» пояснили, что для заключения договора ОСАГО необходимо застраховать жизнь и заключить договор на проведение технического осмотра транспортного средства, иначе заключение договора ОСАГО будет невозможным. В случае несогласия страхователя с данными условиями, его заявление о заключении договора ОСАГО с приложениями в копиях всех документов, необходимых для оформления полиса ОСАГО, направляют в офис ООО «Росгосстрах» в г. Оренбурге для принятия решения о заключении договора ОСАГО. 

Между (…)  и ООО «Росгосстрах» заключен договор ОСАГО от 21.07.2014, договор страхования от несчастных случаев «Фортуна «Авто» от 21.07.2014.

К заявлению(…) приложены материалы проверки, проведенной  прокуратурой Октябрьского района в отношении страхового отдела ООО «Росгосстрах» в с. Октябрьское.  Из объяснений сотрудника ООО «Росгосстрах» (…)   следует:  «…по поручению руководства  ООО «Росгосстрах» технический осмотр  транспортного средства необходимо проходить только в г. Оренбурге по ул. Терешковой 287 у ИП Мезенцева…страхование жизни обязательный элемент  страхования при страховании транспортного средства. Если  владелец транспортного средства не желает страховать жизнь, то ООО «Росгосстрах» отказывает гражданину в страховании транспортного средства.» Таким образом,  (…) был навязан договор добровольного страхования от несчастных случаев «РГС-Фортуна «Авто» серии (…).

По материалам проверки по заявлению(…), установлено, что договор ОСАГО  и договор добровольного страхования от несчастных случаев «РГС-Фортуна «Авто» серии (…) заключены 09.10.2014 г. (при наличии заключенного ранее – 14.03.2014 договора страхования от несчастных случаев «РГС-Фортуна «Авто»). Страховая премия по договору «РГС-Фортуна «Авто»  составила две тысячи рублей. Диагностическая карта  оформлена ООО «Гайавтоцентр» 16.10.2014, срок действия до 06.10.2015. Стоимость услуг по Договору о проведении технического осмотра с ИП(…) ., выданный ООО «Росгосстрах»,  составляет 867 рублей.

О факте навязанного договора  страхования от несчастных случаев «РГС-Фортуна «Авто», а также договора о проведении технического осмотра транспортного средства сообщает в заявлении (…).

В результате покупки полиса ОСАГО (…)  навязан договор страхования жизни «РГС-Фортуна «Авто» серии (…). При наличии и предъявлении диагностической карты от 14.06.2014 и сроком действия до 14.06.2015, между(…) и ИП (…) заключен договор о проведении технического осмотра  транспортного средства № (…) на сумму 471 рублей с приложением незаполненного бланка диагностической карты.

  Материалами дела подтверждается,  что между (…) и ООО «Росгосстрах» заключен договор ОСАГО от 20.11.2014, договор страхования от несчастных случаев «Фортуна «Авто» от 20.11.2014.

Между  (…) и ООО «Росгосстрах» заключен договор ОСАГО от 07.11.2014, договор страхования от несчастных случаев «Фортуна «Авто» от 07.11.2014 со страховой премией  2000 рублей, договор о проведении  технического осмотра транспортного средства с ИП(…) от 07.11.2014 г. на сумму 417 рублей. Диагностическая карта по результатам проведения технического осмотра  у (…) имеется от 23.09.2014, сроком действия до 23.09.2016.

Между (…) и ООО «Росгосстрах» заключен договор ОСАГО от  28.10.2014, договор страхования от несчастных случаев «Фортуна «Авто» серии (…) страховая премия – 2 000 рублей, договор о проведении  технического осмотра транспортного средства с ИП (…..) от 28.10.2014г., стоимость услуги составляет 867 рублей.

Таким образом, всем заявителям были навязаны дополнительные и необязательные (добровольные) в силу закона услуги при продаже полиса ОСАГО.

В силу статьи 1  Закона об ОСАГО договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим Законом, и является публичным.

Пунктом 1 статьи 4 Закона об ОСАГО предусмотрено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены этим Законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.

Согласно пункту 5 названной статьи владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с данным Законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

Навязывая дополнительные страховые услуги, в которых контрагент не заинтересован, страховщик существенно увеличивает расходы потребителя на приобретение полиса ОСАГО, тем самым ущемляя его интересы.

  Пункт 3 статьи 15 закона об ОСАГО содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора ОСАГО,  в том числе диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности  транспортных средств.  При предъявлении всех документов, предусмотренных данной статьей страховщик обязан заключить договор ОСАГО.

Согласно ст. 4 Федерального законно № 170-ФЗ от 01.07.2011 г. «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – закон о ТО) проведение технического осмотра основывается на праве выбора гражданами, юридическими лицами операторов технического осмотра. Согласно ст. 17 технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.

Требование ООО «Росгосстрах» о прохождении технического осмотра транспортного средства в конкретной, указанной им организации не предусмотрено законом и противоречит правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Данные требования ООО «Росгосстрах» противоречат закону и  свидетельствуют о направленности действий на навязывание невыгодных условий клиенту.

Проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо считает их достаточными для признания факта навязывания дополнительных (необязательных) и по закону добровольных видов договоров и иных услуг при обращении физических  лиц в ООО «Росгосстрах» для заключения договора ОСАГО.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области злоупотребляя доминирующим положением на рынке ОСАГО Оренбургской области нарушило  п. 3  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженное в  навязывании (…) к договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств дополнительных услуг по  проведению  технического осмотра транспортного средства в указанной страховщиком организации,  навязывании дополнительного договора добровольного страхования от несчастных случаев «Фортуна-Авто», невыгодных для них.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрено ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, являясь участником гражданских правоотношений, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства о запрете на совершение действий (бездействия), результатом которых могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ООО «Росгосстрах» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ поскольку у него имелась возможность для соблюдения установленных п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, не установлены.

Оценив доказательства на основании ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценив конкретные обстоятельства и характер  совершения правонарушения, руководствуясь  законом и правосознанием, должностное лицо приходит к выводу о том, что  данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от наступления материальных последствий. Для признания нарушения совершенным достаточно угрозы ущемления интересов лица, действующего на товарном рынке, в границах которого заявитель занимает доминирующее положение.

Пунктом 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность,  размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно частям 2 и 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются:

- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса,

- обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.

В силу указанных положений административный штраф по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ составляет 650 000 рублей (300 000 + (1000 000 – 300 000): 2).

Должностным лицом установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность ООО «Росгосстрах» - предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса:

       1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование Оренбургского УФАС России  прекратить его.

Согласно ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции Оренбургское УФАС России  выдало  ООО «Росгосстрах» предупреждение  № 9336 от 09.09.2013 г. о прекращении действий (бездействия),        выраженных  в навязывании контрагентам к договору ОСАГО дополнительных услуг, а именно услуг ДСАГО или РГС Фортуна «АВТО».

Несмотря на это в Оренбургское УФАС России продолжали поступать обращения граждан о навязывании им полиса РГС «Фортуна Авто» при оформлении ОСАГО.

Предупреждение не исполнено.

11.03.2014 г. ООО «Росгосстрах» выдано предупреждение (исх.№ 2632 от 11.03.2014) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выраженные в  навязывании контрагентам к договору оказания услуг ОСАГО дополнительных  условий о проведении технического осмотра транспортного средства в указанной ООО «Росгосстрах» организации и оплате дополнительных услуг по диагностике при наличии у контрагента диагностической карты. Предупреждение не исполнено.

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

21.08.2014 г. ООО «Росгосстрах»  вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 07-19-23/2014 (исх.№ 13216 от 21.08.2014 г.). Постановление  вступило в законную силу 07.04.2015 г.

А также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

Установленные нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Росгосстрах» имели место на территории Оренбургской области  в 2013 - 2014 гг. и продолжали иметь место в 2015 году.

 

С учетом изложенного, размер административного штрафа подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, то есть на  262 500 руб. ((1000 000 руб. -300 000 руб.):8 х 3).

Окончательный размер штрафа по ст. 14.31 КоАП РФ в данном случае составляет  912 500 руб. (650 000 руб.+ 262 500 руб.).

Обстоятельства, смягчающие и исключающие  административную ответственность материалами дела не установлены.

Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению (ст. 3.1 КоАП РФ).

Руководствуясь ст.ст. 14.31.1, 23.48, 29.9, 29.10  Кодекса Российской Федерации  об административном правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ООО «Росгосстрах» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить  ООО «Росгосстрах» административное наказание в виде административного штрафа в размере 912 500 рублей.

        

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ

В соответствии с ч. 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа полежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление  по делу об административном правонарушении (возможно по факсу: 77-80-70).

Неуплата административного штрафа в срок (в соответствии  со статьей  20.25 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

 

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК по Оренбургской области для перечисления административного штрафа: (для Оренбургского УФАС России)

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 53701000001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области г. Оренбург

БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

Заместитель

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны