Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административ... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 07-19-15/2015

 

Резолютивная часть 11 сентября 2015 г.                                          г. Оренбург

В полном объеме изготовлено 16 сентября 2015 г.

 

Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области(…),  рассмотрев материалы административного дела № 07-19-15/2015, возбужденного в отношении   юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703; юридический адрес: 140002, Московская область,  г.Люберцы, ул.Парковая, д3;  законный представитель –(…)) в лице  филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области  (юридический адрес: 460006, Оренбургская область,    г.Оренбург,ул.Комсомольская/Рыбаковская, д.99/41; законный представитель –(…); далее по тексту – ООО «Росгосстрах»), по факту нарушения п. 3, 5  ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

в отсутствие  представителей ООО «Росгосстрах», уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении копии протокола, в котором указаны место и время  рассмотрения дела, № 46004687016773 получено филиалом ООО «Росгосстрах» 02.09.2015; уведомление о вручении № 46004687016080 получено ООО «Росгосстрах» 03.09.2015),

 

 

 УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 07-16-55/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (исх.№  9428 от  29.06.2015) ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области было признано нарушившим п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 2.1 Устава ООО «Росгосстрах» от  2013 г., основной целью Общества является осуществление страховой деятельности и извлечение прибыли.

Согласно п. 2 ст.4 Закона о защите конкуренции финансовой услугой является, в том числе, страховая услуга, следовательно, ООО «Росгосстрах» осуществляет деятельность на финансовых рынках.

Согласно Аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке ОСАГО на территории Оренбургской области за 2013-2014 годы и 1 квартал 2015 года,  товар, обращающийся на рассматриваемом рынке, обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации. Доля ООО «Росгосстрах» в течение длительного периода времени (2011г., 2012г.,  2013г.,  2014, 1 квартал 2015 года) неизменно превышала 20%, таким образом,  положение филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области  на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в период 2013-2014 годы и 1 квартал 2015 года в географических границах Оренбургской области является доминирующим, при этом занимаемая им доля считается неизменной или стабильной.

Следовательно, на ООО «Росгосстрах» распространяются требования  и запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Из материалов дела следует.

Согласно материалам жалоб физических лиц: (…) (далее по тексту – заявители), заявители обращались в страховые отделы ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области с целью заключить договор ОСАГО, на что сотрудники ООО «Росгосстрах» пояснили, что для заключения договора ОСАГО необходимо застраховать жизнь (свою, любого из родственников или знакомых!) или открыть вклад в Росгосстрах Банке  и заключить договор на проведение технического осмотра транспортного средства, иначе заключение договора ОСАГО будет невозможным. В случае несогласия страхователя с данными условиями, его заявление о заключении договора ОСАГО с приложениями в копиях всех документов, необходимых для оформления полиса ОСАГО клиент должен направить в офис ООО «Росгосстрах» в г. Оренбурге для принятия решения о заключении договора ОСАГО.  На что от ООО «Росгосстрах» в адрес  граждан были направлены ответы с указанием, что для получения полиса ОСАГО им необходимо приехать в г.Оренбург в офис  филиала ООО «Росгосстрах» при том, что они не проживают в г. Оренбурге.

Материалы по результатам  проверки  Сорочинской межрайонной прокуратуры аналогичных действий страхового отдела филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области в г. Сорочинске  поступили в Управление по заявлению (…)  В объяснениях по данному факту ООО «Росгосстрах» указывает, что (…),  как и всем потенциальным клиентам,  необходимо обратиться с заявлением о заключении договора ОСАГО в филиал ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области, расположенный в г.Оренбурге. На основании факта отказа от заключения с (…) договора ОСАГО прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении.

Заявление (…) направлено в УФАС Оренбургской области прокуратурой Курманаевского района. (…) филиал ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области (он обратился с заявление о заключении договора ОСАГО в страховой отдел  с. Курманаевка) обязал прибыть в г. Оренбург для оформления полиса ОСАГО, что для него явилось затруднительно, в связи с чем был вынужден согласиться на условия, предъявленные страховщиком, ему оформлен полис ОСАГО с одновременным заключением договора добровольного вида страхования «Фортуна Авто» от 08.04.2015 (…)

(…) филиалом ООО «Росгосстрах» направлено «уведомление» исх.№ 01-01/15-595 без даты о том, что он может получить полис ОСАГО в Филиале ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области только в г.Оренбурге, при том что сам он проживает в г.Абдулино, где и обратился за страхованием своего автомобиля. В итоге, (…) вынужден был заключить договор ОСАГО на условиях страховщика, таким образом ему навязан договор страхования от несчастных случаев «Фортуна Авто» от 16.03.2015 Серия (…). При согласии (…) на  заключение  договора страхования жизни и здоровья,  у страховщика оказалась возможность оформить полис ОСАГО в страховом отделе филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области в г.Абдулино.

Согласно п. 1.6, 4.3 Положения о филиале ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области, утвержденное приказом ООО «Росгосстрах» от 11.01.2010 г. № 4 хк,  Общество создает структурные подразделения и страховые отделы,   директор филиала утверждает положение об обособленных структурных подразделениях.

Согласно штатному расписанию филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области, филиал ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области имеет 36 Страховых отделов  в городах и районах на территории Оренбургской области.

Согласно п. 2.1  раздела 2 Положения о страховом отделе филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области (далее - Положение)  отдел является обособленным структурным подразделением Общества, расположенным вне места его нахождения и осуществляет все функции общества в соответствии с лицензиями Общества, а также решениями органов управления Общества.

ООО «Росгосстрах» осуществляет страховую деятельность по  обязательному страхованию ответственности владельцев  транспортных средств на основании лицензии от 09.12.2009 С № 0977 50-14.

Отдел выступает в гражданский оборот от имени и по поручению филиала Общества (п. 2.2Положения).

Юридические действия Отдела создают права и обязанности непосредственно для Филиала Общества (п. 2.3 Положения).

В соответствии с пп. 2.4, 2.5 Положения отдел действует от имени  филиала общества на основании утвержденного  соответствующего Положения. Начальник отдела действует на основании  доверенности, выданной директором филиала  в соответствии с законодательством РФ, и является уполномоченным представителем Общества в зоне ответственности.

В ходе проверки установлено, что директор филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области – (…). уполномочил доверенностью начальника страхового отдела осуществлять от имени Общества ряд действий, в том числе заключать и изменять договоры страхования.  

Согласно типовому договору на оказание агентских услуг по страхованию между агентом и филиалам ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области, Агент обязуется заключать Договоры ОСАГО от имени и по поручению ООО «Росгосстрах» (п.1.1.1 договора).

Согласно типовой должностной инструкции менеджера по офисным продажам территориального подразделения филиала ООО «Росгосстрах» и доверенности начальника страхового отдела, менеджер и начальник  страхового отдела наделены полномочиями от имени Общества (ООО «Росгосстрах»)  заключать (подписывать) с физическими и юридическими лицами договоры (полисы) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствиями с требованиями закона об ОСАГО.

Исходя из изложенного, Страховой отдел является представителем  ООО «Росгосстрах» и в случае обращения физического лица за заключением договора ОСАГО в страховой отдел ООО «Росгосстрах», менеджер по офисным продажам обязан  заключить договор ОСАГО  в соответствии с нормами  закона об ОСАГО, и не имеет право отказать в заключение обязательного в силу закона договора ОСАГО. Направление заявителей в офис ООО «Росгосстрах» в г. Оренбург по  ул. Комсомольская 99, является уклонением от заключения договора ОСАГО, что является нарушением п. 5 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

Порядок заключения договоров ОСАГО регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также Правилами Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (установлены положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014 №431-П).

В силу статьи 1  Закона об ОСАГО договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим Законом, и является публичным.

Объектом обязательного страхования по договору ОСАГО выступают имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельцев транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании  транспортного средства на территории Российской Федерации. При этом страхование жизни водителя транспортного средства или иного имущества не входит в состав обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с частью 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Навязывая дополнительные страховые услуги, в которых контрагент не заинтересован, ответчик существенно увеличивает расходы потребителя на приобретение полиса ОСАГО, тем самым ущемляя его интересы.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области злоупотребляя доминирующим положением на рынке ОСАГО Оренбургской области нарушило  п. 3  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженным в  навязывании (…)к договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств дополнительного договора добровольного страхования от несчастных случаев «Фортуна-Авто».

Согласно ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

27.01.2015 исх.№866 Филиалу ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции», для чего предписано принять  меры  по недопущению сотрудниками страховых отделов филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области или агентами филиала ООО «Росгосстрах»  в Оренбургской области уклонения либо отказа  в заключении договора ОСАГО, в том  числе, путем  обязательного  заключения договора добровольного вида страхования. Предупреждение выдано на основании поступления в Управление заявлений физических лиц (...) на действия  филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области, выразившиеся в отказе  от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (далее также - ОСАГО) без одновременного заключения ими договора добровольного вида страхования от несчастных случаев.

В связи с поступлением заявлений физических лиц  предупреждение фактически не исполняется.

   Таким образом, ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области злоупотребляя доминирующим положением на рынке ОСАГО Оренбургской области нарушило  п. 5  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженным в  уклонении от заключении договора ОСАГО с (…)

Ответственность за данное правонарушение предусмотрено ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на  юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно п. 1.2. ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, являясь участником гражданских правоотношений, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства о запрете на совершение действий (бездействия), результатом которых могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ООО «Росгосстрах» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, поскольку у него имелась возможность для соблюдения установленных п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, не установлены.

Оценив доказательства на основании ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценив конкретные обстоятельства и характер  совершения правонарушения, руководствуясь  законом и правосознанием, должностное лицо приходит к выводу о том, что  данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от наступления материальных последствий. Для признания нарушения совершенным достаточно угрозы ущемления интересов лица, действующего на товарном рынке, в границах которого заявитель занимает доминирующее положение.

Пунктом 2 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Должностным лицом не установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Пунктом 3 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31  настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.

Должностным лицом установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность ООО «Росгосстрах» - предусмотренные пунктом  1  части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование Оренбургского УФАС России  прекратить его.

Согласно ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции Оренбургское УФАС России  выдало  ООО «Росгосстрах» предупреждение  № 9336 от 09.09.2013 г. о прекращении действий (бездействия),        выраженных  в навязывании контрагентам к договору ОСАГО дополнительных услуг, а именно услуг ДСАГО или РГС Фортуна «АВТО».

Несмотря на это в Оренбургское УФАС России продолжали поступать обращения граждан о навязывании им полиса РГС «Фортуна Авто» при оформлении ОСАГО.

Предупреждение не исполнено.

11.03.2014 г. ООО «Росгосстрах» выдано предупреждение (исх.№ 2632 от 11.03.2014) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выраженные в  навязывании контрагентам к договору оказания услуг ОСАГО дополнительных  условий о проведении технического осмотра транспортного средства в указанной ООО «Росгосстрах» организации и оплате дополнительных услуг по диагностике при наличии у контрагента диагностической карты. Предупреждение не исполнено.

27.01.2015 исх.№866 Филиалу ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции», для чего предписано принять  меры  по недопущению сотрудниками страховых отделов филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области или агентами филиала ООО «Росгосстрах»  в Оренбургской области уклонения либо отказа  в заключении договора ОСАГО, в том  числе, путем  обязательного  заключения договора добровольного вида страхования.

Предупреждение не исполнено.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В силу указанных положений административный штраф по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ составляет 650 000 рублей (300 000 + (1000 000 – 300 000): 2).

С учетом изложенного, размер административного штрафа подлежит увеличению на одну восьмую разности максимального и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, то есть на  87 500 руб. ((1000 000 руб. -300 000 руб.):8 х 1).

Окончательный размер штрафа по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в данном случае составляет  737 500 руб. (650 000 руб.+ 87 500  руб.).

Обстоятельства исключающие  административную ответственность материалами дела не установлены.

Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению (ст. 3.1 КоАП РФ).

Руководствуясь ст.ст. 14.31, 23.48, 29.9, 29.10  Кодекса Российской Федерации  об административном правонарушениях,

  

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703; юридический адрес: 140002, Московская область,  г.Люберцы, ул.Парковая, д3) в лице  филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области  (юридический адрес: 460006, Оренбургская область,    г.Оренбург,ул.Комсомольская/Рыбаковская, д.99/41) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить  административное наказание в виде административного штрафа в размере 737 500 рублей.

         

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ

В соответствии с ч. 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа полежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление  по делу об административном правонарушении (возможно по факсу: 77-80-70).

Неуплата административного штрафа в срок (в соответствии  со статьей  20.25 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

Получатель: УФК по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России)

ИНН 5610042191 КПП 561001001

р/сч 40101810200000010010 в Отделение  по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации

БИК 045354001,  л/сч 04531066340

КБК   161 1 16 02010 01 6000 140   ОКТМО    53701000001                                          Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

Заместитель руководителя                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны